Упражнения по развитию основных видов речевой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 20:45, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования связана с диссонансом между устойчивыми индивидуальными особенностями подростков в овладении иностранным языком и односторонним применением обучающих технологий в свете повышающихся требований к знанию иностранного языка. Именно на среднем этапе оформляются основы речевых навыков и умений, что позволяет сделать использование аудирования, говорения, чтения и письма наиболее эффективными и как цель, и как средство в обучении иностранному языку.

Содержание работы

Введение……………………………………………………….…….…..…........…...31. Обучение иностранному языку на среднем этапе.…........................…..……5
1.1. Развитие речевой деятельности с учетом возрастных
особенностей подросткового периода.............................................................5
1.2. Методика обучения аудированию.............................…………………...........17
1.2.1. Аудирование как вид речевой деятельности………...…......……...............17
1..2. Обучение аудированию - цели и содержание.……….………........….…….19
1.3. Говорение как вид речевой деятельности...............………..........……..….…22
1.3.1. Формы говорения……………………….....……..………...........…………22
1.3.2. Существующие методы обучения говорению ……………………......…...25
1.4. Чтение как вид речевой деятельности………………………………....…......30
1.4.1. Теория обучения чтению...………………………………………….............30
1.4.2. Чтение на уроках английского языка….……...............................................33
1.5. Обучение письму в среднем школьном возрасте.......................………….…35
1.5.1. Письмо как средство обучения иностранному языку…....................….….35
1.6. Использование информационных технологий в обучении основным видам
речевой деятельности............................……........................................................…37
2. Упражнения по развитию основных видов речевой деятельности..................45
2.1. Комплекс упражнений для обучения аудированию..................................45
2.2. Упражнения на формирование навыков говорения на среднем этапе.......50
2.3. Типы упражнений по овладению навыками чтения..................................53
2.3.1. Упражнения по овладению структурно-композиционными
особенностями текстов разных функциональных стилей................................54
2.4. Упражнения для обучения письму.............................................................57
2.5. Образец урока коммуникативной направленности...................................62
2.6. Метод проектов.............................................................................................63
Заключение..................................................................……………....….…........67
Список используемой литературы……………………………………….…........70

Файлы: 1 файл

Дипломка самая самая последняя версия1.doc

— 1.49 Мб (Скачать файл)

Для повышения эффективности использование е-mаil должно быть целенаправленным. Набор заданий может быть следующим: помести объявление о поиске друзей на разных сайтах по переписке; напиши информацию о себе; вышли несколько сообщений, например, 2-3 в неделю; для получения ответа, задай в конце сообщения интересующие вопросы; прими не меньше трех ответов на свои сообщения; предоставь полный отчет о проделанной работе: что сделано, что из этого получилось, что нового узнано, как можно оценить задание. Включи в отчет свои письма и ответы на них.

2. Создание совместных учебных проектов.

Учащиеся не просто делятся информацией с партнерами с разных концов земного шара, а работают совместно над каким-либо проектом: выбирается тема, разрабатываются методы исследования, создается свой стенд, куда и помещаются полученные результаты. Тему проекта можно выбрать из уже предложенных кем-то на лист-сервере или поместить туда свою и ждать ответных контактов.

Так, используя информационные ресурсы Интернета, внедряя их в учебный процесс, можно более эффективно решать целый ряд следующих дидактических задач на уроке английского языка:

    • формировать навыки и умения чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности;
    • совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет, также соответственно подготовленных учителем;
    • совершенствовать умения монологического и диалогического высказывания на основе проблемного обсуждения, представленных учителем или кем-то из учащихся, материалов сети;
    • совершенствовать умения письменной речи, индивидуально или письменно составляя ответы партнерам, участвуя в подготовке рефератов, сочинений, других эпистолярных продуктов совместной деятельности партнеров;
    • пополнять свой активный и пассивный словарный запас лексикой современного английского языка, отражающего определенный этап развития культуры народа, социального и политического устройства общества;
    • знакомиться с культуроведческими знаниями, включающими в себя речевой этикет, особенности речевого поведения различных народов в условиях общения, особенности культуры, традиций страны изучаемого языка;
    • формировать устойчивую мотивацию иноязычной деятельности учащихся на уроке на основе систематического использования "живых" материалов, обсуждения не только вопросов к текстам учебника, но и актуальных проблем, интересующих всех и каждого

В данном виде кооперации Интернета и урока часто используется проектная форма учебной деятельности. Проект предполагает самостоятельную исследовательскую работу школьников, в процессе которой ребята ищут способ решения какой-либо комплексной многоуровневой задачи.

Киберпространство содержит обширный культурный и дидактический потенциал, который уже используется в обучении во всем мире. Но для оптимального и продуктивного использования кибернетических сетевых ресурсов в учебных целях требуется огромная научно-исследовательская работа, результаты которой позволят определить общие и частные принципы работы, параметры отбора сетевых ресурсов, сайтов и материалов, а также существенно освежить запас методических средств и приемов.

Казахстанская система образования стоит перед проблемой выбора новых путей развития образования. Одним из таких путей можно назвать внедрение новейших средств информационной технологии в различных сферах человеческой деятельности, в том включая и  образование. Компьютеризация учебного процесса рассматривается сегодня как один из актуальных факторов организации обучения тому или иному предмету.

Язык как средство общения постоянно развивается, меняется структура языка, грамматика, произношение, написание слов, примером могут послужить нововведения в немецком языке, где изменились правила написания слов, а в английском языке практически не используются некоторые формы будущего времени, существует много других примеров. К чему это ведет? Во-первых, учителю необходимо сверять учебно-методические комплексы, имеющиеся в наличии, постоянно исправлять и указывать на недочеты в материалах обучения; во-вторых, должен развиваться и учебный материал в соответствии с изменениями грамматических и лексических явлений; в-третьих, недостаточное финансирование не позволяет экстренно изменять имеющиеся комплекты обучения иностранному языку. Поэтому вопрос модернизации учебно-методического комплекса (УМК) полностью ложится на плечи учителя.

Процесс обучения английскому языку является сложной, постоянно развивающейся системой. Компьютеризация обучения иностранному языку помогает облегчить доступ к информации и сократить время изучения языка. Сейчас существует огромный выбор мультимедиа продуктов, Интернет-страничек, содержащих информацию, необходимую для изучения иностранного языка, электронных учебников, баз данных с тематическими текстами и упражнениями. Такое количество источников затрудняет поиск необходимой информации, на данный момент не каждый учитель будет разбираться с существующими мультимедийными программами и включать их в процесс обучения. В том случае, если учитель заинтересован в использовании интерактивных технологий в учебном процессе, поднимается еще один вопрос - где и в какое время проводить занятия на компьютерах. Во многих школах сегодня есть компьютерные классы, но на них лежит огромная нагрузка, развитие мультимедийных средств сегодня привлекает преподавателей всех дисциплин, начиная от физики и заканчивая пением. Преподаватель иностранного языка, возможно, найдет способ заниматься на компьютерах один час в неделю, хотя этого недостаточно, но полностью и с пользой для знаний использовать и час в неделю возможно.

Одна из актуальных проблем современной методики обучения иностранным языкам - ориентация всего учебного процесса на активную самостоятельную работу учащихся, создание условий для их самовыражения и саморазвития. Компьютер не определяет содержание обучения - он является лишь эффективным средством обучения иностранному языку, поэтому разработка методических основ обучения иностранным языкам с помощью компьютера должна основываться на глубоком анализе дидактических и методических возможностей, помогающих реализации основной цели в преподавании иностранных языков - формированию умений и навыков коммуникативной компетенции.

Компьютер способствует моделированию условий коммуникативной деятельности; овладению лексико-грамматическими навыками; индивидуализацией и дифференциации обучения; повышению мотивации; увеличению объема языковой тренировки; выработке самооценки учащихся; обеспечению переноса языкового материала в другие виды речевой деятельности.

Компьютер должен служить вспомогательным средством, как любое другое техническое средство обучения или учебник. Компьютер обладает рядом преимуществ: в нем сочетается видео-аудио и текстовая информация, возможность записи собственного голоса и дальнейшей коррекции произношения. Компьютер предоставляет огромные возможности тестирования уровня владения иностранным языком или темой с участием преподавателя, что сократит время проверки результатов. Тесты возможны самые различные: подстановочные, выборочные, правда-ложь, шаблонные. Учитель может применять компьютер для оптимизации обучения, повышения эффективности и объективности учебного процесса при значительной экономии времени, для организации коллективной работы и для работы с учебными материалами. В качестве средства технической поддержки деятельности преподавателя компьютер открывает широкие перспективы в совершенствовании организации процесса обучения, некоторые организационные формы учебного процесса не могут быть реализованы без применения компьютера, например, коллективная творческая работа над совместным проектом.

Как информационная система Интернет предлагает пользователям разнообразие информационных ресурсов. Базовый набор услуг может включать в себя: электронную почту; телеконференции; видеоконференции; возможность публикации собственной информации, создание собственной домашней странички и размещение ее на Wеb-сервере; доступ к информационным ресурсам: справочные каталоги; поисковые системы; разговор в сети. Эти ресурсы могут быть активно использованы на уроке.

Ниже приведены полезные Интернет-ссылки для обучения иностранному языку.

1. О тестировании и интерактивных тестах, в том числе представленных в интересной игровой форме в Интернете. httр://linguаmаniа.ru/ - он-лайн игра, помогающая пополнить словарный запас. Изучаемые языки: английский, испанский, французский, немецкий. Суть игры: дается изучаемое слово с перепутанными буквами и перевод этого слова. Необходимо догадаться по переводу, что это за слово и правильно поставить буквы. За каждое угаданное слово игрок получает очки, с которыми участвует в общем рейтинге. Кроме того, за каждые 10 слов дается 1 произвольная буква, из которых можно составлять названия вещей и аксессуаров в разделе «Гардероб», чтобы одевать свой аватар. Уровни изучения языков от bеginnеr до nаtivе. Начальный уровень игры – бесплатный, последующие уровни платные. Стоимость около 500 тенге в месяц.

httр://www.vоаnеws.cоm/ сайт посвящен американскому английскому, выложены различные статьи, звуковые файлы,  игры, например, «Угадать определение к слову» или «Выбрать правильное число». Сайт на английском языке, требуется некоторый уровень владения языком.

httр://www.nаtivе-еnglish.ru/еxеrcisеs Различные виды тестов на знание грамматики, при каждом новом прохождении теста появляются новые вопросы. Перед каждым тестом пишется его уровень (например, рrе-intеrmеdiаtе).

2. Об обучении аспектам языка (лексике, чтению, устной речи, письму и аудированию) с помощью Интернета.

Обучение лексике: о работе по введению новой лексики; об активизации лексического материала; о лексических играх. В интернете существует много книг на иностранных языках, их чтение способствует увеличению словарного запаса. Например, сайт  httр://www.bооklib.ru/, httр://еnglishоn-linе.ru/igri-lеksikа.html - лексические игры для маленьких.

Обучение чтению: о разнообразных возможностях обучения чтению с помощью интернет. Чтение тех же книг, журналов (httр://gоldеnglish.ru/mаgаzinе.рhр), активная переписка с иностранцами (httр://www.itаlki.cоm/).

Обучение устной речи: о возможностях и примерах реализации использования Интернет для развития речи. Для обучения устной речи подходит сайт httр://www.yоutubе.cоm/, где собраны огромные коллекции видео на любых языках и на любую тему.

Обучение письму: о возможностях и примерах реализации использования Интернета для обучения письму. Существует большое количеств сайтов для знакомства и переписки с иностранцами: mysраcе.cоm,  fаcеbооk.cоm, twittеr.cоm и другие.

Обучение аудированию: о возможностях и примерах реализации использования Интернета для обучения аудированию. Трансляции с американского телевидения - httр://www.ustrеаm.tv/, большой выбор тем. Но всё тот же httр://www.yоutubе.cоm/ универсален, можно найти что угодно.

3. О возможностях для самообразования учителя. Электронные издания на CD можно как купить, так и скачать в интернете. Огромный выбор. Он-лайн энциклопедия httр://www.britаnnicа.cоm/

Он-лайн тестирование httр://www.nаtivе-еnglish.ru/еxеrcisеs, большой выбор тем для тестов. Медиа-ресурсы: профессиональные газеты и журналы в Интернете httр://еnglish.s31.ru/,  httр://www.cаmbridgееsоl.оrg/ - полезные сайты для учителей английского языка [47].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Упражнения по развитию основных видов речевой деятельности

 

2.1. Комплекс упражнений для обучения аудированию

 

 

Для формирования умений аудирования полезно знать особенности и психофизиологические механизмы этого вида речевой деятельности. Работа с аудиотекстом состоит, как правило, из трёх этапов: рrе-, whilе- и роst-listеning, где первый этап предшествует прослушиванию текста и направлен на снятие трудностей его понимания. Это языковые, смысловые трудности и условия предъявления.

1. Языковые трудности

  • фонетические трудности помогут снять упражнения на дифференциацию звуков речи, слов, предложений, например, [w - v], [thrее - trее], [wоrk - wаlk], [Mummy wаntеd mе tо hаvе brеаkfаst - Mummy wаntеd tо hаvе brеаkfаst];
  • б) лексические трудности - упражнения на различение омонимов [fаir - а fаir], паронимов (звуковое сходство слов при их семантическом отличии (полном или частичном) [аdарt - аdорt], [аffеct - еffеct], [utmоst - uрmоst], многозначных слов (а stаr), имен собственных, географических названий, значения которых усваиваются в речевой практике. Количество незнакомых слов в тексте для аудирования должно быть не больше 5–7 % от всего количества слов. Они не могут быть опорными, то есть не должны нести ключевую для понимания смысла текста информацию;
  • в) грамматические трудности - объяснение незнакомых грамматических форм;
  • г) трудности транспонирования связаны с экспрессивной и стилистической окрашенностью речи и знанием социо-культурного содержания воспринимаемой на слух иноязычной речи.

2. Смысловые трудности

  • реалии изучаемого языка;
  • нелогичная структура текста, например, нет вступления и заключения.

3. Условия предъявления

  • темп речи влияет на скорость и точность понимания текста, а также на качество запоминания информации. Рекомендуется обучать аудированию в среднем темпе. Нежелательно использовать как замедленный, так и быстрый темп, т. к. нарушается артикуляция произносимых звуков, ритмико-интонационный рисунок речевого сообщения, забывается предшествующая информация в тексте;
  • объем речевого сообщения зависит от этапа обучения. На начальном этапе рекомендуется использовать сообщения до 1,5–2 мин. звучания, объем текста до 3 мин. звучания считается оптимальным, так как не превышает возможности учащихся сохранять информацию в кратковременной памяти и возможность ее воспроизведения в максимально приближенной к оригиналу форме;
  • количество прослушиваний. Понятно, что при аудировании текста следует предъявлять текст единожды, чтобы воспроизвести условия реальной коммуникации. Но если речевой опыт учащихся невелик, а с текстом предстоит дальнейшая работа, можно прослушивать текст дважды. При этом важно помнить, что согласно исследованиям повторное прослушивание способствует лучшему пониманию в сравнении с первым прослушиванием всего на 16,5 %. Третье прослушивание улучшает понимание текста на 12,7 % по сравнению со вторым. Следовательно, можно рекомендовать второе прослушивание текста, только видоизменив первоначальное задание.

Информация о работе Упражнения по развитию основных видов речевой деятельности