Внеклассная работа по иностранномум языку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 21:41, курсовая работа

Описание работы

Внеклассная работа по иностранному языку имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и расширяет знание иностранного языка, но и способствует также расширению культурного кругозора, эрудиции школьников, развитию их творческой активности, духовно-нравственной сферы, эстетических вкусов и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны и сквозь призму этих знаний более активно осваивать культуру своей страны.

Содержание работы

Введение
Глава I. Теоретические основы внеклассной работы по иностранному языку
§ 1.1. Внеклассная работа по иностранному языку как педагогическое явление
§ 1.2. Внеклассная работа по иностранному языку как педагогическая система
а) принципы организации внеклассной работы по иностранному языку
б) цели и задачи внеклассной работе по иностранному языку
в) содержание, мотивы, формы и методы внеклассной работы по иностранному языку
Глава II. Практические рекомендации к внеклассной работе по иностранному языку
§ 2.1. Игровые формы внеклассной работы по иностранному языку
§ 2.2. Экскурсии как форма внеклассных занятий по иностранному язык
§ 2.3. Использование СМИ и сети «Интернет» во внеклассной работе по иностранному языку
Заключение
Список литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 140.37 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава I. Теоретические основы внеклассной работы по иностранному языку

§ 1.1. Внеклассная работа по иностранному языку как педагогическое явление

§ 1.2. Внеклассная работа по иностранному языку как педагогическая система

а) принципы организации внеклассной работы по иностранному языку

б) цели и задачи внеклассной работе по иностранному языку

в) содержание, мотивы, формы и методы внеклассной  работы по иностранному языку

Глава II. Практические рекомендации к внеклассной работе по иностранному языку

§ 2.1. Игровые формы внеклассной работы по иностранному языку

§ 2.2. Экскурсии как форма внеклассных занятий по иностранному язык

§ 2.3. Использование СМИ и сети «Интернет» во внеклассной работе по иностранному языку

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

Внеклассная работа по иностранному языку имеет  большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и расширяет  знание иностранного языка, но и способствует также расширению культурного кругозора, эрудиции школьников, развитию их творческой активности, духовно-нравственной сферы, эстетических вкусов и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка  и культуры другой страны и сквозь призму этих знаний более активно  осваивать культуру своей страны.

В отечественной педагогике накоплен значительный теоретический и практический опыт внеклассной работы по разным учебным предметам. Чёткое обоснование  имеет проблема межпредметных связей, реализуемых во внеклассной работе. [1,151].

В 20 – 80е годы ХХ века в советской  школе внеклассная работа по иностранным  языкам велась достаточно активно, являясь  продолжением регулярного учебного процесса. Однако в начале 90х годов  ХХ века в отечественной школе  наметилась негативная тенденция «урокодательства», когда стали игнорироваться многие формы внеурочной работы, в том числе внеклассная работа по иностранным языкам. Это объяснялось главным образом причинами неудовлетворительного финансирования школ и исключения из учебного плана так называемых необязательных занятий, в том числе факультативных, кружковых, клубных и т.д. За эти годы существенным образом ослабла традиция творческого отношения учителей к развитию ребёнка вне рамок урока. В конце 90х годов, когда правительство и министерство образования вновь обратили внимание на приоритет воспитания в школе и несколько улучшили финансирование системы образования, возникла необходимость возродить тот положительный опыт, который уже был накоплен в отечественной школе.

Как выяснилось, за это время произошли  такие изменения в жизни и  системе образования, которые потребовали  обновлённых подходов, форм и содержания внеклассной работы по иностранным  языкам. В частности, широкое распространение  в системе образования получила работа с компьютерами, использование  Интернет-сети в обучении различным предметам, особенно в процессе контроля знаний, умений, навыков.

Кроме того, в социально-педагогическом пространстве школы возникли тревожные тенденции, являющиеся результатом негативного  влияния массовой культуры и тяжёлого материального положения многих семей, что привело к значительному  росту так называемых «трудных»  детей. В целях коррекционной  работы и профилактики отклоняющегося поведения учащихся, в школах стала  возрождаться внеклассная воспитательная работа, в том числе по иностранным  языкам.

Поэтому возникла необходимость систематизировать  имеющийся общедидактический и методический опыт, а также осмыслить новое содержание и методически оформить новые требования к организации внеклассной работы по иностранным языкам. Систематизация накопленного опыта в этой сфере и обогащение его новыми подходами и рекомендациями является своевременным и целесообразным.

Кроме того, обращение к данной проблеме носит и характер личной заинтересованности. Это связано с моей будущей  профессией учителя иностранного языка, использующего в своей практической деятельности самостоятельно разработанные методические рекомендации и материалы к внеклассной работе по иностранным языкам.

Объект исследования

Внеклассная работа по учебным предметам в  современной школе.

Предмет исследования

Внеклассная работа по иностранным языкам в современной  школе.

Цель исследования

Систематизировать теоретический и практический опыт внеклассной работы по иностранным  языкам и представить собственные  методические разработки и рекомендации в данной области.

Задачи исследования

    1. систематизировать теоретический и практический опыт внеклассной работы в современной школе;
    2. проанализировать внеклассную воспитательную работу по иностранному языку с точки зрения системного подхода;
    3. выявить основные педагогические характеристики игровых форм, факультативных занятий, календарных и тематических праздников, экскурсий, домашних работ учащихся и использования средств массовой информации (СМИ) и компьютерной сети «Интернет» во внеклассной работе по иностранному языку;
    4. представить методическую разработку по творчеству У. Шекспира и дополнить различные формы внеклассной работы по иностранному языку собственными методическими рекомендациями.

Глава I. Теоретические основы внеклассной работы по иностранному языку

§ 1.1. Внеклассная работа по иностранному языку как педагогическое явление

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА, внеурочная работа, составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная работа в дореволюционной России проводилась учебными заведениями главным образом в виде занятий творчеством, организации тематических вечеров и др. Большое развитие внеклассная работа получила в 20е годы ХХ века, когда в школах начали активно создаваться разнообразные кружки, самодеятельные коллективы, агитбригады. А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий, В. Н. Сорока-Росинский и др. педагоги рассматривали внеурочную работу как неотъемлемую часть воспитания личности, основанного на принципах добровольности, активности и самостоятельности. С созданием в 20-е гг. в СССР отрядов пионеров и ячеек комсомола внеурочная работа чаще всего сливалась с работой этих организаций.[1, 151].

До сер. 80-х гг. внеурочная работа контролировалась органами народного  образования, комитетами комсомола  и советами пионерской организации. Внеурочная работа чаще всего велась педагогическим коллективом и узким активом учащихся под руководством организаторов внеклассной и внешкольной воспитательной работы. В этих условиях большинство школьников оказывалось в роли пассивных исполнителей и наблюдателей, предпочитая неформальное общение вне школы. Попытки отдельных педагогов оживить Внеурочную работу не смогли изменить общего авторитарного стиля в её организации.

Во 2-й половине 80-х гг. в процессе гуманизации воспитания начался поиск новых подходов к внеурочной работе ориентированной на личность школьника. Отмена обязательных мероприятий, программ и инструкций позволила школьным коллективам самостоятельно определять содержание и формы внеурочной работы с учётом своей специфики и увлечений учащихся. Основными задачами внеурочной работы признаны создание благоприятных условий для проявления творческих способностей, наличие реальных дел, доступных для детей и имеющих конкретный результат, внесение в неё романтики, фантазии, элементов игры, оптимистические перспективы и приподнятости.[1, 151].

Направления, формы, методы внеурочной работы практически совпадают  с внешкольной работой. В школе предпочтение отдаётся общеобразовательному направлению, организации предметных кружков и научных обществ учащихся и т.п. Развитие художественного и технического творчества учащихся, художественная самодеятельность, физкультура, детский и юношеский  спорт,  туризм и т. д. С учётом воспитательного значения производственной трудовой деятельности проводятся эксперименты по организации школьных кооперативов и других трудовых объединений, работающих по заказам предприятий и учреждений.

Внеурочная работа помогает удовлетворять потребность детей  и молодёжи в неформальном общении  в клубах и любительских объединениях, музеях, во время школьных вечеров  праздников, фестивалей и т. п. К специфической  форме внеурочной работы относится  организация продлённого дня. Во внеурочной работе большое значение имеет самоуправление учащихся которое позволяет большинству школьников принять участие в организаторской деятельности, формирует личность гражданина. Успех внеурочной работы зависит не только от активности учащихся, но и от педагогического влияния, умения учителя придать интересам воспитанников общественно полезную направленность.

ВНЕУРОЧНЫЕ УЧЕБНЫЕ  ЗАНЯТИЯ. Различные виды самостоятельной учебной деятельности школьников. Часть внеурочных учебных занятий непосредственно связана с уроками — выполнение текущих домашних заданий, подготовка докладов, рефератов для выступления в классе, написание сочинений. Др. часть внеурочных учебных занятий связана с уроками опосредованно и выполняется в свободное от изучения школьной программы время. Это кружки, факультативные занятия, спорт, секции, индивидуальные занятия искусством, техническим творчеством, призванные удовлетворять разнообразные интересы учащихся и их стремление к самостоятельной образовательной деятельности по своему выбору. Удельный вес этой части внеурочных учебных занятий в ходе обновления средней школы будет возрастать. Применение и закрепление учащимися усвоенного ими на уроках в их социально направленной деятельности смыкается с внеурочной воспитательной работой. [2,152].

Участие школьников в общественно  полезной деятельности с использованием знаний и умений, полученных на уроках, способствует осознанию ими полезности изучаемого в школе, формирует ценностные отношения к образованию.

Воспитательное и образовательное  значение внеурочных учебных занятий  высоко оценивалось педагогами с  самого начала становления советской школы. В современной дидактике виды внеурочных учебных занятий трактуются как внеурочный этап процесса обучения. Примерное содержание тех видов работы учащихся, в которых усвоенное на уроках используется для обществ, целей, должно указываться в учебных программах. Организация их и первоначальная помощь учащимся возлагаются на учителей-предметников, для которых такого рода внеклассная работа является естественным продолжением преподавания. [2,152].

§ 1.2. Внеклассная работа по иностранному языку как педагогическая система

Современная школа имеет  большой опыт проведения просветительно-воспитательной работы по иностранному языку, которая  составляет часть единого учебно-воспитательного  процесса. Внеклассную работу по ИЯ1 можно определить как систему неоднородных по смыслу, назначению и методике проведения просветительно-воспитательных мероприятий, которые выходят за пределы обязательных учебных программ.

а) принципы организации  внеклассной работы по иностранному языку

В основе функционирования системы внеклассной работы по любому предмету лежит ряд принципов  и частных требований, определяющих содержание, формы, методы, направление педагогического воздействия на личность, характер связи отдельных элементов системы.

Принципы внеклассной  работы по иностранному языку –  исходные положения, которые определяют требования к её содержанию, методам  и организационным формам. Они  отвечают целям и задачам всей внеклассной работы по иностранному языку в школе и иллюстрируют суть педагогической деятельности учителя  – организатора внеклассной работы.

Внеклассная работа строится на следующих принципах: [30, 63].

1) Принцип связи  обучения с жизнью.

Реализация этого принципа позволяет обеспечить тесную связь  внеклассной работы по иностранному языку с условиями жизни и  деятельности ребёнка. Основные условия  реализации этого принципа следующие:

    • систематическое ознакомление подростков и старших школьников с актуальными событиями в жизни нашей страны и за рубежом;
    • широкое использование краеведческого материала;
    • встречи с людьми, использующими  иностранный язык в своей профессиональной деятельности;
    • включение материалов на иностранном языке в общешкольные мероприятия;
    • использование на внеклассных занятиях материалов из жизни школы;
    • привлечение материалов переписки с зарубежными школьниками к работе над избранной тематикой.[30, 64].

2) Принцип коммуникативной  активности учащихся.

Предпосылкой более высокой  коммуникативной активности учащихся во внеклассной работе является возможность  выбрать наиболее интересующий и  доступный вид деятельности: ведение  переписки с зарубежными друзьями, чтение книг на изучаемом языке, развитие умений и навыков устной речи на занятиях драматического кружка и т.д. Большое значение для стимулирования коммуникативной активности имеет  не только разнообразие видов деятельности, но и её содержательная сторона. Использование  новых, неизвестных учащимся материалов, их познавательная ценность и занимательность  вызывают потребность в общении, повышают его качественный уровень.[30, 65].

3) Принцип учета уровня языковой подготовленности учащихся и преемственности внеклассной работы с уроками иностранного языка.

Во внеклассной работе, так же как и на уроках, необходимо добиваться сознательного применения знаний, умений и навыков. От понимания  содержания используемого материала, готовности учащихся включать его в  речевую деятельность во многом зависит  формирование интереса ребёнка к  иноязычной деятельности. Преемственность  урока иностранного языка и внеклассной  работы по предмету ни в коей мере не означает дублирование темы, форм и методов работы. В рамках каждой из изучаемых по программе тем для устной речи и чтения можно выделить подтемы, представляющие наибольший интерес для учащихся. Назначение этих подтем – конкретизировать программную тему, приблизить её к интересам, условиям и обстоятельствам жизни детей. Постепенное расширение лексико-тематических связей в тематике внеклассной работы создаёт благоприятные условия для решения практических, общеобразовательных и воспитательных задач. [30, 67].

4)  Принцип учета  возрастных особенностей учащихся.

Эффективность внеклассной  работы по иностранному языку во многом определяется соответствием её содержания, форм и методов этапам изучения иностранного языка и психофизиологическим особенностям учащихся. Знание и учёт типичных возрастных особенностей учащихся дают возможность  учителю осуществлять перспективное  планирование внеклассной работы по иностранному языку, определять её задачи и способы организации на каждом этапе. [30, 68].

5) Принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.

Умелое сочетание коллективной, групповой и индивидуальной форм работы основано на хорошем знании учителем контингента учащихся, их интересов, возможностей, планов. Это  позволяет оптимально подобрать  партнёров, распределить их роли. Индивидуальные, групповые и коллективные виды деятельности должны органически сочетаться между  собой. В этом отношении наиболее благоприятным является включение  на определённом этапе индивидуальной и групповой деятельности в деятельность коллективную, в результате чего происходит объединение личных мотивов и  переживаний с мотивами и переживаниями  коллектива. [30, 69].

Информация о работе Внеклассная работа по иностранномум языку