Внешнеэкономические сделки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 15:49, монография

Описание работы

Субъектами международного частного права являются юридические и физические лица, а также государства и международные организации.
К предмету международного частного права относятся частно-правовые отношения, осложненные иностранным элементом.
В современной юридической науке существует плюрализм мнений относительно предмета правового регулирования международного частного права.

Файлы: 1 файл

Mezhdunaro_769_dnoe_cha_769_stnoe_pra_769_vo.docx

— 141.49 Кб (Скачать файл)

Эпоха кякусики[править | править исходный текст]

Кякусики как форма законодательства были сборниками законов, объединявшими законодательные акты двух видов — кяку и сики. Кяку представляли собой дополнительный материал к рицурё для изменения последних и заполнения в них лакун, сики содержали детальные правила ввода в действие и исполнения рицу, рё и кяку. Период преобладающего значения кякусики, второй период древнего этапа истории японской правовой системы, продолжался с 810 по 969 годы н. э[источник не указан 646 дней]. Роль кякусики в развитии японской государственной и правовой системы была неоднозначной. Они были одновременно как средством замедления процесса начавшегося упадка системы рицурё, так и отражением этого процесса.

Для государственной и социальной жизни Японии того времени были характерны:

принятие буддизма;

прекращение официальных связей с Китаем;

модификация на японский лад системы управления государством, то того близкой к китайской (танской);

разрушение надельной системы, распространения частновладельческих феодальных вотчин сёэн;

превращение известных храмов в крупных землевладельцев;

подчинение императорского двора родом Фудзивара, а также занятие членами этого рода ключевых позиций в правительстве.

На перестройку государственного механизма накладывалось проводившееся в то время составление кякусики как законодательных актов, благодаря чему можно было бы более гибко применять положения рицурё в соответствии с обстоятельствами.

С 947 года (с перерывами по XIII в.) принимались новые законы, основанные на рицурё и получившие общее наименование синсэй. В отличие от кяку и сики, они не просто ревизовали предыдущие законы, а скорее вводили институциональные новации в управление страной. Свою основную роль законы синсэй сыграли уже в следующую историко-правовую эпоху.

Японское право в эпоху феодализма[править | править исходный текст]

Данный этап японской правовой системы, когда её системообразующим компонентом было право средневековой Японии (яп. 中世法 тю:сэй хо:?), продолжался в течение 969—1582 гг., то есть от установления режима сэккан (с событий, известных как Анна-но хэн) до момента, когда Тоётоми Хидэёси приступил к практической работе по обмеру земель для составления земельного кадастра и проведения аграрной реформы.

Рассматриваемый этап может быть разделён на три периода.

Правовые системы императорского дома и владений сёэн.

Правовые системы сёгунатов Камакура и Муромати.

Правовая система «разделённых» или «воюющих провинций».

Правовые системы императорского дома и владений сёэн[править | править исходный текст]

Хронологическими рамками данного периода можно считать установление режима сэккан в 969 году и принятие «Госэйбай сикимоку» в 1232 году.

Суть системы правления сэккан, ставшей знаковой для политической системы Японии второй половины IX века, заключается в том, что, в отличие от рицурё, государством фактически правили регенты и верховные советники при императоре — сэссё и кампаку. управления от системы рицурё, но не настолько, чтобы можно было говорить о полном отказе от неё.

Фактическое установление режима сэккан произошло, когда могущественный феодальный дом Фудзивара полностью подчинил себе другие дома. На постоянной основе были учреждены посты сэссё и кампаку, а представители рода Фудзивара монопольно заняли эти посты. Таким образом, получила развитие концепция освобождения монарха от практического управления страной, возникшая ещё в древнейшей Японии[источник не указан 646 дней]. В свою очередь, дом Фудзивара сочетал управление страной от имени императорского двора и проведение специфической политики на основе самобытного права внутри рода.

В 967 году, то есть почти одновременно с установлением режима сэккан, был введён в действие «Энги сики». Этот акт одновременно был и завершающей ступенью рицурё, и отправным пунктом придворной правовой системы. В ту же пору появлялись законодательные акты типа синсэй, которые формально и содержательно продолжали линию, идущую от кяку. Они издавались уже не так, как раньше, не в форме указов правительства дадзёкана, а упрощённым образом, зачастую в виде «всемилостивейшего повеления» императора. В каждом случае объединялось несколько статей запрещающего характера.

Синсэй представляли собой письменное право. Однако в то же время с новой силой получило развитие и обычное прецедентное право, основанное на ведомственных правилах. Составлялись сборники таких прецедентов. Большое значение приобрели также заключения специалистов, толкователей законов, даваемые в ответ на запросы свыше.

В эпоху сёэн главным предметом судебных разбирательств были различные виды и уровни притязаний и обязанностей, связанных с земельными отношениями. Например, существовали сики относительно владения землёй, управления ею, обработки и так далее.

Правовая система сёгуната Камакура[править | править исходный текст]

Этот период длился с 1232 по 1338 г. Наиболее значимым событием в истории права Камакура является принятие в 1232 году «Госэйбай сикимоку» (или «Дзёэй сикимоку») благодаря чему прочные позиции заняло «право воинов».

Каждая из 51 статьи «Госэйбай сикимоку» была закреплением сложившегося в стране дуалистического государственного строя, в котором существовали институты императора и военного правителя сёгуна, опиравшегося на реальную силу самурайского сословия и имевшего наибольшую власть. «Госэйбай сикимоку» играл роль основного закона самурайского сословия. Он был принят по распоряжению виднейшего из всех Ходзё, занимавших пост сиккэн, Ходзё Ясутоки. К его составлению имели отношение одиннадцать членов Государственного Совета хёдзёсю и два представителя дома Ходзё — сам Ясутоки и его дядя Токифуса.

«Госэйбай сикимоку» воплотил немало прогрессивных для того времени правовых идей — о более жёсткой регламентации деятельности местных администраторов, об институте давности, об ограничении солидарной уголовной ответственности, о более мягком подходе к оценке вины рядовых участников выступлений против режима и тому подобное.

Правовая система бакуфу Муромати (1338—1477 гг)[править | править исходный текст]

Период Муромати, особенно его вторая половина (1392—1573), отличался ожесточёнными сражениями между воинственными феодалами, после чего началось объединение Японии благодаря усилиям Оды Нобунаги и Тоётоми Хидэёси. В период Муромати продолжалось сосуществование императорского двора и правительства (бакуфу) военного правителя страны сёгуна — из дома Асикага.

В 1336 году был принят новый закон «Кэмму сикимоку», который состоял из вступительного раздела, посвящённого вопросу оптимального местонахождения бакуфу, и семнадцати статей об основах управления страной. Согласно господствующему[где?] мнению, форма сикимоку была избрана для этого законодательного акта в знак преемственности по отношению к «Госэйбай сикимоку», а количество основных статей должно было указывать на связь с «Конституцией из семнадцати статей» Сётоку Тайси.

Муромати бакуфу сохранило и продолжило камакурскую идею обособления трёх видов судебного процесса — сёмудзата (земельные вопросы), дзацумудзата[неизвестный термин] и кэндандзата[неизвестный термин]. Более того, при Муромати для каждого из этих видов процесса были созданы отдельные суды. Со временем эти три вида процедуры стали именоваться в соответствии с названиями судов, в которых эти процедуры осуществлялись. Процессы по делам, возникшим из-за ошибок в документах, назывались монтюдзёдзата.

При муромати бакуфу в процессах по определённым видам дел часто использовалось физическое испытание лица для выяснения воли богов. Под названием югисё применялось испытание кипящей водой, подобное прежнему способу кукадати[неизвестный термин].

Правовая система «разделённых» или «воюющих» провинций[править | править исходный текст]

В период существования системы «разделённых» (бункоку) или «воюющих» провинций (сэнгоку) (1477—1582 годы) основным содержанием государственной и социальной жизни страны были затяжные междоусобные феодальные войны.

Время после «смуты годов Онин» 1467—1477 характеризовалось ослаблением власти Муромати бакуфу. Свою опору утратили и бакуфу, и императорский двор, и аристократия. Соответственно право, получившее наименование права «разделённых» или «воюющих» провинций, находилось в совершенно разобщённом состоянии.

Особенность Японии в эпоху развитого средневековья заключалась в том, что здесь отсутствовала характерная для многих стран Востока гипертрофия государственной власти[источник не указан 646 дней]. Постепенно к XV—XVI вв. создаются условия для выявления творческих способностей личности, индивидуума, который в средние века, естественно, мог проявить их как член общины, территориальной или профессиональной организации и тому подобное.

Право было разобщено, хотя общность территории, общение между феодальными образованиями порождали сходство в юридических концепциях и нормативном материале.

Самопроизвольная, то есть устанавливавшаяся на местах независимо от центра власть достигла развития с началом эпохи Средневековья. Одновременно с этим её носители вступили между собой в нечёткие договорные отношения, сформировалось японское средневековое общество, в некоторой степени напоминавшее западное[источник не указан 646 дней].

Центральная власть закладывала в право концепцию своего господства, а местные феодалы формировали своё локальное право как инструмент сохранения независимости от центра. И те, и другие проводили через право постулат абсолютного подчинения низов верхам, вассальной преданности, но при этом выдвигалось требование разумного правления, недопущения произвола, и прочие.

Сёгунаты Камакура и Муромати издавали правила, касавшиеся главным образом проблем их собственных приближённых самураев, которые приобретали всё возрастающую административную власть на местах. Эти люди из военно-служилого сословия стали особенно широко выполнять административные функции гражданского характера в эпоху позднего Муромати, после войны Онин 1467—1477. Самурайский контроль над всей гражданской деятельностью и прямое применение военного права ко всем невоенным секторам общества, включая религиозные объединения, крестьянство, ремесленничество и коммерцию, послужили предпосылкой к установлению в XVI веке на три столетия такой формы правления, как полновластный токугавский сёгунат с правительством в виде военной полевой ставки. Таким образом, рост централизации в сфере правовой системы при Токугаве возник не на голом месте.

Правовая система Японии на этапе перехода к Новому времени[править | править исходный текст]

Этап перехода правовой системы феодальной Японии к новому времени открывается в 1582 году обмером земель в Ямасиро, что было началом практической работы Тоётоми Хидэёси (в то время он ещё носил фамилию Хасиба) над составлением земельного кадастра. Продолжался он почти триста лет — до 1868 года, до конца эпохи Токугава, то есть до Реставрации Мэйдзи.

Этот этап может быть разделен на четыре периода.

Правовая система режима (сэйкэн) Тоётоми Хидэёси (1582—1598 гг.).

Создание и упрочение токугавской правовой системы типа бакухан (1603—1651 гг.).

Развитие токугавской правовой системы и начало её упадка (1651—1853 гг.).

Разрушение токугавской правовой системы (1853—1868 гг.).

Правовая система режима Тоётоми Хидэёси[править | править исходный текст]

Этот период продолжался с 1582 по 1598 год.

Созданием земельного кадастра Тоётоми Хидэёси окончательно ликвидировал систему сёэн. Вместо них основной единицей феодальной структуры стала деревня (яп. 村 мура?), а на смену отношениям семейного типа между феодалом и его вассаломи пришёл новый стиль отношений, центральным моментом в котором было появление фигуры протектора. Эти изменения ускорили переход к новой форме феодализма в Японии — к токугавскому государству и обществу. В 1587 году Тоётоми завершил распространение своей власти на независимых ранее сэнгоку даймё, приняв капитуляцию дома Симадзу, в течение длительного срока сохранявшего значительную силу на острове Кюсю. Для закрепления результатов он восстановил систему заложничества санкин котай, при которой члены семей даймё были обязаны проживать в его замке. Однако титул сёгуна Тоётоми не принял.

Основным содержанием правовой жизни при режиме Тоётоми было оформление новой системы феодального господства над крестьянами, основанной на земельном кадастре (составлялся в масштабах страны в течение 1582—1598 годов). Наиболее значительными явлениями в этой области были, прежде всего, принятие в 1594 году положения об обмере полей в масштабах всей страны, а также принятие правила о запрещении крестьянами ношения мечей (1588) и введение институтов пятидворок и десятидворок (1597). Обмер полей начался в 1582 году в двух общинах, но в июне 1594 года было принято положение, в соответствии с которым он начал распространяться на всю территорию страны. Встречающееся наименование «Указ об обмере полей» («Кэнтирэй») относится именно к упомянутому положению.

Нормативный акт Хидэёси о запрещении крестьянам ношения мечей был принят 6 июля 1588 года и имел форму «окитэ», что, вероятно было бы правильнее переводить как «правило» или даже «закон». Однако в японской литературе этот документ обычно называют[источник не указан 646 дней] «Указом о запрещении крестьянам ношения мечей» («Катанагарино рэй»), соответственно, это название таким же образом переводится на русский язык. Основной социально-политический смысл этого акта состоял в установлении и закреплении ясного разделения общества по сословному признаку на вооружённых воинов и невооружённых крестьян, поскольку до этого крестьяне, имевшие оружие, порой вливались в самурайские дружины, что влекло за собой определённое размывание межсословной границы.

В 1597 году, опять же в форме окитэ, был принят акт, согласно которому под предлогом предотвращения преступной деятельности шаек разбойников, а в действительности для установления жёсткого контроля над населением самураи, находящиеся на службе у феодалов, сводились в пятидворки, а простой народ в десятидворки. При этом члены такой структуры давали письменное обязательство, скреплённое каждым из них, о недопущении мятежа и т. п. Если пятидворка (десятидворка) делала заявление о том, что её член совершил преступление, ответственность за содеянное нёс единолично преступник, но если такое заявление поступало извне, на каждого из её членов возлагалась обязанность выплатить заявителю денежную компенсацию. Тогдашняя система пятидворок и десятидворок была прообразом института пятидворок (гонингуми) токугавского сёгуната.

Создание и упрочение токугавской правовой системы типа бакухан[править | править исходный текст]

К этому периоду относится отрезок времени с 1603 по 1651 год.

Заготовка раздела

Этот раздел не завершён.

Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

Гражданское право Японии[править | править исходный текст]

 

Гражданский и Торговый кодексы конца XIX века действуют в Японии и поныне, несмотря на большое число внесённых в них изменений. Особенно значимы преобразования японского законодательства после Второй мировой войны, когда в Конституции 1946 года было провозглашено равенство в правах супругов, а в области торговых отношений и деятельности компаний в весьма существенной мере стало сказываться влияние американского права (что отчасти проявилось уже в принятом в 1922 году Законе о доверительной собственности, преследовавшем цель привлечь в страну англо-американский капитал)[источник не указан 646 дней].

Информация о работе Внешнеэкономические сделки