Возможности использования Интернет-ресурсов на уроках иностранного языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 12:01, дипломная работа

Описание работы

В работе решались следующие задачи:
1. выявить особенности сети Интернет и его влияние на образовательный процесс в целом;
2. рассмотреть Интернет как средство обучения различным аспектам речевой деятельности на уроках иностранного языка;
3. исследовать возможности использования Интернет-ресурсов в процессе изучения различных аспектов иностранного языка;
4. подтвердить материалы исследования результатами опытно-экспериментальной работы (в ходе педагогической практики).
Методологическую основу нашего исследования составляют научные труды отечественных и зарубежных авторов: дидактические возможности телекоммуникационных сетей в школе (Вильямс Р., Круглова И.В., Лавров Д.О., Макли К., Мильдруд М.П., Цветкова А.Я., Чебан О.О.), использование сети Интернет на уроках иностранного языка (Азимов Э.П., Владимирова Л.П., Дмитриева Е.И., Каспин И.В., Коломиец В.А., Макаревич И.Г., Полат Е.С., Тормошева В.С., Филиппов М.А.).
Теоретической основой исследования явились работы, посвященные учению о мотивации учебной деятельности (Вартанова И.И.), обучению английскому произношению (Бужинская В.В., Веренинова Ж.Б.), обучению говорению (Гальскова Н.Д., Елухина Н.В, Зимняя И.А.), обучению письму (Мильдруд М.П., Рогова Г.В., Щукина Ю.Д.), методике обучения иностранным языкам в школе (Бим И.Л., Миролюбов А.А., Рахманов И.В., Цетлин В.С., Рогова Г.В.). Государственный образовательный стандарт. Концепция информатизации образования Российской Федерации.
Анализ этих и других работ показывает, что обучение иностранному языку на основе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) имеет свою специфику, которая требует как изучения, так и разработки новых методик обучения языку на основе различных Интернет-технологий.
В процессе работы использовались такие методы исследования, как:
• изучение, критический анализ, обобщение и систематизация литературы по теме исследования;
• изучение и обобщение опыта передовых учителей-практиков, а также методистов, работающих над данной проблемой;
• проведение опытно-экспериментальной работы (в ходе педпрактики в школе).
Исследование проводилось в несколько этапов.
Первый этап (сентябрь-декабрь, 2011 г.) - поисково-аналитический. На этом этапе было изучено современное состояние проблемы, проделан анализ психолого-педагогической литературы. В результате были определены исходные параметры исследования, его предмет, границы, гипотеза, методология и методы, сформулирован понятийный аппарат.
Второй этап (февраль-март, 2012 г.; сентябрь-ноябрь, 2013 г.) - опытно-экспериментальный. Данный этап был посвящен проведению эксперимента. На этом этапе эксперимент проводился с целью проверки эффективности использования Интернет-ресурсов в педагогической деятельности. Были проанализированы и описаны результаты экспериментальной работы, разработаны рекомендации для педагогов по использованию возможностей Интернет-ресурсов на уроках иностранного языка.
Третий этап (январь-март, 2013) - обобщающий. Он связан с коррекцией выводов, полученных на предыдущих этапах, систематизацией и обработкой результатов исследования, их апробацией, литературным оформлением. На данном этапе оценивалась эффективность опытно-экспериментальной работы: обрабатывались полученные в процессе исследования результаты, проводилась их качественная и количественная обработка, уточнялись теоретические положения исследования.
Научная новизна данного исследования заключается в следующем:
1. охарактеризована сущность компьютеризации в образовательном процессе;
2. выявлено, что информационные технологии способствует усилению учебной мотивации изучения иностранных языков и совершенствованию знаний учащихся;
3. разработаны некоторые методы и формы использования Интернет-ресурсов в учебно-воспитательном процессе по изучению иностранного языка.
Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что настоящая тема является методологическим исследованием ведущих методистов и передовых учителей-практиков, работающих над проблемой формирования коммуникативной компетенции учащихся посредством использования Интернет-ресурсов на уроках иностранного языка.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования материалов исследования в дальнейшей педагогической деятельности учителя английского языка.
Достоверность и обоснованность исследований обусловлены изучением, сопоставлением, сравнением и обобщением большого объема литературы, применением комплекса теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных его цели, объекту, предмету, гипотезе и задача

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ 10
1.1. Компьютерные коммуникации в системе среднего образования ………10
I.2. Интернет-образование как новая форма современной учебно-воспитательной деятельности по иностранному языку……………………….17
I.3. Интернет как средство повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка...............................................................................................25
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ ……………………………………………..30
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ………………………………………………….33
II.1. Интернет и обучение аудированию……………………………………….33
II.2. Интернет в процессе формирования навыков говорения………………..35
II.3. Обучение чтению с помощью ресурсов Интернет……………………….41
II.4. Использование Интернет-ресурсов при обучении письму……………....46
II.5. Формирование лексических и грамматических навыков на основе Интернет-ресурсов………………………………………………………………51
II.6. Результаты опытно-экспериментальной работы по теме исследования (по материалам педагогической практики)………………………………………...58
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ ……………………………………………66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………...69
ЛИТЕРАТУРА ………………………………………………………………….72
ПРИЛОЖЕНИЯ………………

Файлы: 1 файл

1183662_853E9_vozmozhnosti_ispolzovaniya_internetresursov_na_urokah_inostr.doc

— 597.50 Кб (Скачать файл)

Б) во внеклассной и воспитательной работе:

  • получение дополнительной информации из различных информационных листов;
  • проведение дискуссий для учителей-предметников по различным тематикам; участие учеников и учителей в чатах на заданную тему;
  • информация о проведении различных конкурсов и возможностях получения грантов;
  • консультационное обслуживание (юридические справки по правам подростков, профессиональные консультации по созданию веб-страниц и т.п.);
  • возможность установления личных контактов учителей и учеников из разных стран.

В) в административно - управленческой работа:

  • создание единой управленческой инфраструктуры района, округа, города;
  • создание единых библиотечных каталогов в рамках района, округа, т.д.;
  • использование возможностей Интернет-магазинов;
  • поиск кадров по имеющимся вакансиям [Чебан 2005].

Как видно из вышеперечисленного, Интернет предоставляет возможности  для получения информационных ресурсов и личного самообразования и  ученикам, и учителям. А эти два субъекта являются неразрывными и составляют основу школьного образовательного пространства. С одной стороны, Интернет – это громадное информационное поле, содержащее самую разнообразную педагогически ценную информацию, с другой стороны Интернет предоставляет различные средства оживления восприятия этой информации: графику, звук, движение [Вильямс, Макли 1998].

Таким образом, Интернет позволяет:

  • организовывать различного рода совместные исследовательские работы учащихся, учителей, студентов, научных работников из различных школ, научных и учебных центров одного либо разных регионов или даже разных стран.
  • обеспечивать оперативную консультационную помощь широкому кругу обучаемых из научно-методических центров;
  • создавать сети дистанционного обучения и повышения квалификации педагогических кадров;
  • оперативно обмениваться информацией, идеями, планами по интересующим участников вопросам, темам совместных проектов, расширяя таким образом свой кругозор, повышая свой культурный уровень;
  • прививать навыки подлинно исследовательской деятельности, моделируя работу научной лаборатории, творческой мастерской;
  • развивать умения добывать информацию из разнообразен источников обрабатывать ее с помощью самых современных компьютерных технологий, хранить и подавать на сколько угодно дальние расстояния, в разные точки планеты;
  • создавать подлинную языковую среду (в условиях совместимости международных телекоммуникационных проектов, телеконференций обычных, а также аудио- и видеоконференций, чатов), способствующую возникновению естественной потребности в общении на иностранном языке и отсюда – потребности в изучении иностранных языков;
  • способствовать культурному, гуманитарному развитию учащихся на основе приобщения к самой широкой информации культурного, этнического, гуманистического плана [Филатов 2003].

Эти преимущества Интернета  становятся очевидными при использовании его непосредственно на уроке. Идеальными условиями для такой работы является наличие компьютерного класса с подключением к Интернету. Однако, для того, чтобы правильно определить место и роль Интернета в обучении иностранному языку, прежде всего, необходимо найти для себя чёткие ответы на вопросы: для кого, для чего, когда, в каком объёме он должен использоваться.

Основной целью обучения иностранному языку учащихся средней школы является воспитание личности, желающей и способной вступать в межкультурную коммуникацию, успешных в своей деятельности разносторонних студентов высших учебных заведений, профессионалов, желающих и способных получать самообразование. Участие в разнообразных международных программах, возможность учиться за границей предполагают не только высокий уровень владения иностранным языком, но и определенные особенности личности: коммуникабельность, отсутствие языкового барьера, знание норм международного этикета, широкий кругозор, умение что называется "подать" себя. Для достижения всех перечисленных целей, безусловно, эффективную помощь учителю оказывает использование ресурсов Интернет в обучении иностранным языкам.

При подготовке к уроку следует отбирать аутентичные сайты в соответствии с языковым уровнем и возрастными интересами учащихся. Текст должен иметь четкую структуру и логичные связи между абзацами, размещаться небольшими порциями и не быть перегруженным незнакомыми лексическими единицами. Поэтому при выборе медиаобъектов для учебных целей рекомендуется отвечать на следующие вопросы:

  • Соответствует ли материал аналогичным веб-сайтам и энциклопедиям?
  • Представляет ли он интерес с точки зрения речевого и социокультурного опыта адресата, достигаемого им на конкретном этапе овладения новой лингвокультурой?
  • Насколько тексты информативны?
  • Актуальны ли тексты с точки зрения современного языкового сознания носителей языка?
  • Когда последний раз обновлялся сайт?

Из ряда поисковых  систем, таких как Yahoo!, Google и Ask, самой известной является Google, которая располагает двенадцатью миллиардами веб-страниц. Но чтобы научить учащихся пользоваться этими системами, им предлагается участие в небольшой викторине, которая представлена ниже:

Задание: Используя Интернет, найдите следующую информацию.

  • Who is the director of the movie “North by Northwest”?
  • Who is the author of “Of Mice and Men”?
  • What country won the 1986 FIFA World Cup?
  • What’s the name of the President of the World Bank?
  • What’s the capital of Scotland?
  • What’s the nationality of the architect of “La Pedrera”?

На выполнение викторины  дается определенное время, то есть игра прекращается в тот момент, когда одна из команд первой завершит задание. Остальным ученикам необходимо оказать помощь в процессе поиска. Именно в этот момент важно дать оценку отобранным учащимися веб-страницам  и экстраполировать общие выводы на всю группу [Богатырева 2011].

В соответствии с методическими  разработками Гордона Льюиса уроки  английского языка с использованием Интернета можно условно разделить  на три блока:

    1. непосредственное общение (pure communicatiom);
    2. поиск информации (searching for information);
    3. создание собственной информации в Интернете (producing content for the Internet).

Естественно, при работе с Интернетом не обойтись и без проблем. Первая проблема при работе в сети Интернет связана с четким пониманием того факта, что Интернет не может заменить собой педагога. При использовании информационных  ресурсов Сети следует не только ознакомиться с этой информацией, но четко сформулировать цели и задачи использования учениками этой информации и способы их самостоятельной учебной деятельности с этой информацией. Необходимо, другими словами, дидактически структурировать всю самостоятельную деятельность учащихся в соответствии с поставленными целями и задачами [Лавров 2003].

Следующая трудность  связана с организацией деятельности учащихся в Сети. Пока еще далеко не все школьники имеют свободный доступ в Интернет. Не в каждой школе есть такая возможность. Однако, время диктует необходимость знания иностранных языков и свободного пользования компьютером, в первую очередь, его телекоммуникационными услугами и ресурсами. Каждый кабинет не может быть оборудован достаточным количеством компьютеров с выходом в Интернет. Значит, речь может идти об использовании ресурсов Интернет во внеурочное время [Круглова 2006]. Разумеется, учитель при подготовке к уроку может распечатать некоторые материалы, показать, как следует работать с материалом текста, какие факты и как следует искать, что очень важно на уроках иностранного языка. Если перед учащимися ставится задача самостоятельно найти ту или иную информацию по определенной теме, проблеме, тогда следует максимально облегчить задачу поиска такой информации. Такая организация деятельности учащихся и учителей с ресурсами Интернет позволяет, с одной стороны, решать задачу организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся с разными целевыми установками, а с другой, экономить время, а с ним и материальные средства, усилия учащихся и учителей, что свидетельствует, как известно, об эффективности предпринимаемой деятельности [Бим 1995].

Существует проблема  сетевого общения. Культура общения – это также показатель общей культуры человека. Вместе с тем, культура общения предусматривает определенные интеллектуальные умения: умение кратко излагать главную мысль, умение слушать собеседника и вести дискуссию, аргументировать собственную точку зрения и формировать общую точку зрения и т.д. Всем этим умениям учащихся следует обучать в школе специально. В дискуссиях, в том числе и профессиональных, которые за последнее время становятся все более популярными в сети, дружественность тона и стиля общения, культура общения, стремление к взаимопониманию – очень существенное условие успешности такого диалога. Диалог культур, межкультурное взаимодействие – реальная действительность. Люди, принадлежащие к разным культурам, разным религиям, разным социальным слоям, разным уровням образования, и, наконец, разным возрастным группам, могут свободно вступать друг с другом в общение, объединенные одной интересующей всех проблемой [Лавров 2003].

Таким образом, Интернет, прочно вошедший в процесс обучения, помогает решать вопросы, связанные с развитием личности ученика, формированием его эмоциональной и познавательной сфер, делает обучение проблемным, творческим, ориентированным на исследовательскую активность. Интернет-образование предоставляет для творчески работающего учителя массу возможностей для реализации цели формирования коммуникативной компетенции учащихся. Вместе с тем Интернет требует соблюдения определенных правил взаимодействия для успешного преодоления возникающих проблем. Все проблемы, связанные с эффективным использованием услуг и ресурсов глобальной сети Интернет, предполагают, прежде всего, педагогическое их решение и только затем можно говорить об использовании возможностей сети Интернет для более эффективной реализации этих решений  [Филиппов 2007]. 

Как показывает практика, учебные Интернет-проекты со стремительной  скоростью становятся повседневной учебной практикой школьников и  студентов. Более того, современные  требования к УМК по иностранным языкам включают в качестве обязательного компонента использование в процессе обучения языку новых информационно-коммуникационных технологий [Сысоев 2011].

Возможности использования  Интернет – ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов, необходимую литературу и т.д. Учащиеся могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет и т.д. И именно применение образовательных компьютерных программ на уроках английского языка является основным признаком положительных результатов творческой деятельности, что влечет за собой повышение мотивации учащихся. 

К тому же применение информационно-коммуникационных технологий способно перевести обучение иностранным языкам на новый уровень, позволяя увеличить количество владеющих иностранным языком граждан и улучшить качество иноязычного образования. Без информационных технологий уже невозможно представить современную жизнь. Их использование в обучении стало необходимостью. Учитель, открывший для себя Интернет, уже никогда не откажется от его неограниченных возможностей.

I.3. Интернет как средство повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка

Урок иностранного языка  сегодня – это урок, учитывающий физиологические и психологические особенности каждого ребенка, его жизненный опыт, настроение и отношение к предмету. Мы учим детей иностранному языку так, чтобы учащиеся могли использовать эти знания в практической жизни: в туристических поездках, при встречах с иностранными гостями дома. Дети должны уметь не только общаться на иностранном языке, но и владеть навыками межкультурного общения, быть толерантными. Таким образом, урок должен иметь деятельностную направленность. Одна из важнейших задач педагога – это повышение мотивации учащихся к изучению иностранного языка, а значит необходимо постоянно поддерживать интерес учащихся к предмету как на уроке, так и во внеурочное время [Белкова 2009].

Одной из задач современной  школы является повышение многообразия видов и форм организации учебной  деятельности учащихся. Интернет–уроки помогают учащимся выйти за рамки  стандартного учебного процесса, использовать компьютерные технологии и средства для того, чтобы существенно увеличить свои образовательные возможности, приобрести новые умения, навыки и опыт деятельности в условиях распределенной дистантной деятельности, осуществить выбор и реализацию своей индивидуальной образовательной траектории в открытом Интернет-пространстве [Андрианова 2011].

При использовании Интернет-технологий на уроках иностранного языка учащиеся овладевают приемами учебной деятельности, навыками анализа и отбора информации, совершенствуют навыки в различных видах речевой деятельности, тем самым они развивают языковую компетенцию [Коновка 2010].

В настоящее время особенно возрастает роль самостоятельной деятельности учащихся, когда перед учебными заведениями поставлена задача формирования потребности к постоянному самообразованию у учащихся, предполагающему способность к самостоятельной познавательной деятельности. Мотивация является источником активности и направленности личности на предметы и явления действительности, в результате чего и возникает активность.

Информация о работе Возможности использования Интернет-ресурсов на уроках иностранного языка