Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 12:01, дипломная работа
В работе решались следующие задачи:
1. выявить особенности сети Интернет и его влияние на образовательный процесс в целом;
2. рассмотреть Интернет как средство обучения различным аспектам речевой деятельности на уроках иностранного языка;
3. исследовать возможности использования Интернет-ресурсов в процессе изучения различных аспектов иностранного языка;
4. подтвердить материалы исследования результатами опытно-экспериментальной работы (в ходе педагогической практики).
Методологическую основу нашего исследования составляют научные труды отечественных и зарубежных авторов: дидактические возможности телекоммуникационных сетей в школе (Вильямс Р., Круглова И.В., Лавров Д.О., Макли К., Мильдруд М.П., Цветкова А.Я., Чебан О.О.), использование сети Интернет на уроках иностранного языка (Азимов Э.П., Владимирова Л.П., Дмитриева Е.И., Каспин И.В., Коломиец В.А., Макаревич И.Г., Полат Е.С., Тормошева В.С., Филиппов М.А.).
Теоретической основой исследования явились работы, посвященные учению о мотивации учебной деятельности (Вартанова И.И.), обучению английскому произношению (Бужинская В.В., Веренинова Ж.Б.), обучению говорению (Гальскова Н.Д., Елухина Н.В, Зимняя И.А.), обучению письму (Мильдруд М.П., Рогова Г.В., Щукина Ю.Д.), методике обучения иностранным языкам в школе (Бим И.Л., Миролюбов А.А., Рахманов И.В., Цетлин В.С., Рогова Г.В.). Государственный образовательный стандарт. Концепция информатизации образования Российской Федерации.
Анализ этих и других работ показывает, что обучение иностранному языку на основе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) имеет свою специфику, которая требует как изучения, так и разработки новых методик обучения языку на основе различных Интернет-технологий.
В процессе работы использовались такие методы исследования, как:
• изучение, критический анализ, обобщение и систематизация литературы по теме исследования;
• изучение и обобщение опыта передовых учителей-практиков, а также методистов, работающих над данной проблемой;
• проведение опытно-экспериментальной работы (в ходе педпрактики в школе).
Исследование проводилось в несколько этапов.
Первый этап (сентябрь-декабрь, 2011 г.) - поисково-аналитический. На этом этапе было изучено современное состояние проблемы, проделан анализ психолого-педагогической литературы. В результате были определены исходные параметры исследования, его предмет, границы, гипотеза, методология и методы, сформулирован понятийный аппарат.
Второй этап (февраль-март, 2012 г.; сентябрь-ноябрь, 2013 г.) - опытно-экспериментальный. Данный этап был посвящен проведению эксперимента. На этом этапе эксперимент проводился с целью проверки эффективности использования Интернет-ресурсов в педагогической деятельности. Были проанализированы и описаны результаты экспериментальной работы, разработаны рекомендации для педагогов по использованию возможностей Интернет-ресурсов на уроках иностранного языка.
Третий этап (январь-март, 2013) - обобщающий. Он связан с коррекцией выводов, полученных на предыдущих этапах, систематизацией и обработкой результатов исследования, их апробацией, литературным оформлением. На данном этапе оценивалась эффективность опытно-экспериментальной работы: обрабатывались полученные в процессе исследования результаты, проводилась их качественная и количественная обработка, уточнялись теоретические положения исследования.
Научная новизна данного исследования заключается в следующем:
1. охарактеризована сущность компьютеризации в образовательном процессе;
2. выявлено, что информационные технологии способствует усилению учебной мотивации изучения иностранных языков и совершенствованию знаний учащихся;
3. разработаны некоторые методы и формы использования Интернет-ресурсов в учебно-воспитательном процессе по изучению иностранного языка.
Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что настоящая тема является методологическим исследованием ведущих методистов и передовых учителей-практиков, работающих над проблемой формирования коммуникативной компетенции учащихся посредством использования Интернет-ресурсов на уроках иностранного языка.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования материалов исследования в дальнейшей педагогической деятельности учителя английского языка.
Достоверность и обоснованность исследований обусловлены изучением, сопоставлением, сравнением и обобщением большого объема литературы, применением комплекса теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных его цели, объекту, предмету, гипотезе и задача
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ 10
1.1. Компьютерные коммуникации в системе среднего образования ………10
I.2. Интернет-образование как новая форма современной учебно-воспитательной деятельности по иностранному языку……………………….17
I.3. Интернет как средство повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка...............................................................................................25
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ ……………………………………………..30
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ………………………………………………….33
II.1. Интернет и обучение аудированию……………………………………….33
II.2. Интернет в процессе формирования навыков говорения………………..35
II.3. Обучение чтению с помощью ресурсов Интернет……………………….41
II.4. Использование Интернет-ресурсов при обучении письму……………....46
II.5. Формирование лексических и грамматических навыков на основе Интернет-ресурсов………………………………………………………………51
II.6. Результаты опытно-экспериментальной работы по теме исследования (по материалам педагогической практики)………………………………………...58
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ ……………………………………………66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………...69
ЛИТЕРАТУРА ………………………………………………………………….72
ПРИЛОЖЕНИЯ………………
Однако проблема мотивации в учении возникает по каждому школьному предмету. Особо остро стоит проблема мотивации изучения иностранных языков в средней школе. Исследователи вопроса мотивации приводят данные о снижении ее от класса к классу.
Цели, поставленные перед предметом иностранный язык, должен решать методически грамотный учитель, владеющий современными технологиями обучения иностранному языку, знающий психолого-педагогические особенности учащихся младшего школьного возраста. Очень важно, чтобы процессы воспитания и развития учеников шли в русле современных методик. Ведь интерес к английскому языку, желание овладеть им, пользоваться для решения коммуникативных задач зависят в большей степени от того, какая технология используется, как учитель учит и, как учатся у него школьники. Практика показывает, что использование новых информационных технологий повышает интерес учащихся к изучаемому предмету. У них появляется желание учиться, а это уже мотивация, и учителю иностранного языка следует развивать и усиливать ее, используя для этого все имеющиеся возможности, в частности, ресурсы Сети.
В последнее время все чаще в методической литературе и прессе идет речь о применении средств новых информационных технологий (СНИТ). Практика показывает, что использование компьютеров, ресурсов Интернет становится действенным средством интенсификации учебного процесса и повышения мотивации учащихся [Леонтьев 1971].
По словам И. А. Зимней, мотив – это то, что объясняет характер данного речевого действия, тогда как коммуникативное намерение выражает то, какую коммуникативную цель преследует говорящий планируя ту или иную форму воздействия на слушающего [Зимняя 1978].
Методисты считают, что в целях сохранения интереса к предмету учитель иностранного языка должен развивать у учащихся внутренние мотивы: личный опыт, интересы и склонности, эмоции и чувства, мировоззрение, статус в коллективе. Это позволяет вызвать у учащихся истинную мотивацию. В этом случае работает не стимуляция, а внутреннее побуждение; мотивация оказывается не привнесенной в обучение извне, не навязанной ему, а является прямым порождением самого метода обучения [Вартанова 2000].
Устойчивая мотивация к использованию иностранного языка для получения определенной информации делает данный язык незаменимым в познавательной деятельности обучаемого.
Учителя иностранного языка всегда говорят, что формирование коммуникативной компетенции произойдет быстрее и качественнее в иноязычной среде. Естественно, что создать такую среду на уроках невозможно. Но мы можем смоделировать ситуацию общения, приближенную к реальной, с помощью интерактивного оборудования, аудио-, фото- или видеоматериалов. Например, мы можем оказаться на Трафальгарской площади в Лондоне или в театре Шекспира «Глобус» с помощью сети Интернет. Это возможность сделать урок более динамичным, информативным и продуктивным по сравнению с традиционным уроком. Кроме того, выполнение комплексов упражнений и, соответственно, усвоение учебного материала идут более быстрыми темпами [Чистоусова 2011].
Таким образом, сам иностранный язык усиливает общую познавательную деятельность учащихся, а, следовательно, повышается и мотивация изучения языка. Использование информационных технологий, в частности, сети Интернет, в учебном процессе будет способствовать формированию положительной мотивации. Интернет в этом случае создает уникальные возможности для изучения иностранного языка, пользуясь аутентичными текстами, общаться с носителями языка, то есть он создает естественную языковую среду.
Широкое использование Интернет-ресурсов позволяет реализовать личностно-ориентированный подход к личности учащегося; способствует коммуникативно-речевому и когнитивному развитию учащихся, развитию их творческих возможностей и способностей и созданию условий для их самообразования в интересующих областях знаний. Это эффективная форма учебной деятельности, которая активизирует внимание, а, следовательно, интерес к иностранному языку и к самостоятельной работе на занятиях иностранного языка. Она способствует совершенствованию навыков аудирования и говорения, стимулирует развитие творческих способностей сучащихся, содействуют обмену знаниями, создают творческую атмосферу.
Включение материалов сети в содержание урока позволяет учащимся лучше понять жизнь на нашей планете, участвовать в совместных исследовательских, научных и творческих проектах, развивать любознательность и мастерство. Применение на уроках информационных компьютерных технологий повышает интерес учащихся к изучению иностранного языка путем развития внутренней мотивации. А позитивная мотивация — это ключ к успешному изучению иностранного языка.
Главным стимулирующим фактором для самостоятельной работы учащихся на занятиях английского языка, является максимальный учет их интересов, обеспечение индивидуальной образовательной траектории для каждого ученика.
Интернет создает уникальные возможности для изучения иностранного языка, пользуясь аутентичными текстами, общаться с носителями языка, то есть он создает естественную языковую среду.
Важно определить, для каких целей мы собираемся использовать возможности и ресурсы Интернета. Например:
• для включения материалов сети в содержание урока;
• для самостоятельного поиска информации учащимися в рамках работы над проектом;
• для ликвидации пробелов в знаниях.
Используя информационные ресурсы сети Интернет, можно, интегрируя их в учебный процесс, более эффективно решать целый ряд дидактических задач на уроке:
• совершенствовать умение аудировать на основе аутентичных звуковых текстов;
• пополнять словарный запас как активной, так и пассивной лексикой современного языка;
• формировать устойчивую мотивацию к иноязычной деятельности.
Включение материалов сети в содержание урока позволяет учащимся лучше понять жизнь на нашей планете, участвовать в совместных исследовательских, научных и творческих проектах, развивать любознательность и мастерство [Подопригорова 2003].
Итак, применение компьютера
на уроках английского языка значительно
повышает интенсивность учебного процесса.
При обучении с помощью информационно-
Использование в обучении иностранного языка информации, сведений, связанных с реальной жизнью, стимулируют не только их интерес к изучению иностранного языка, но и самостоятельность, активность каждого ученика, воспитывает ответственное отношение к делу, способствует становлению личности. А также, использование ИКТ на уроках позволяет формировать стойкий познавательный интерес учеников к предмету, который способствует более тесному взаимодействию или интеракции учителя, школьника и учебного материала. ИКТ в преподавании иностранного языка открывают огромные возможности как для учителя, так и для учеников [Чистоусова 2011].
Таким образом, мы можем сделать вывод, что Интернет является величайшим достижением человечества, которое объединяет разных людей в едином информационно-коммуникационном пространстве. Компьютерные технологии и использование Интернет предоставляют колоссальные возможности совершенствования процесса обучения. Их применение позволяет улучшить усвоение изучаемого материала, а значит, повысить эффективность обучения.
Благодаря уникальным функциям компьютера открывается доступ к безграничным информационным потокам, и каждый ученик вовлекается в интересный и познавательный процесс поиска информации. Тем самым создаются благоприятные условия для овладения учащимися иностранным языком, развития у них социокультурной компетенции и качественно новых ИКТ-компетенций.
Интернет-образование исключает пассивное восприятие информации, требует сосредоточенности и максимального внимания, результатом которой является открытие новых знаний. Креативный характер учебно-познавательной деятельности способствует развитию познавательной самостоятельности учащихся, мотивирует учащихся к изучению иностранного языка, формирует умения самостоятельно пополнять знания, осуществлять поиск и ориентироваться в потоке информации. Однако работа в Сети Интернет требует определенных навыков, соблюдения правил и учета проблем, связанных с методикой применения возможностей Интернет-сети в учебно-воспитательном процессе.
Кроме того, использование на уроках информационно-коммуникационных технологий помогает в решении целового ряда дидактических задач: формировать умения чтения, совершенствовать умения письменной речи школьников, пополнять словарный запас учащихся, формировать устойчивую мотивацию к изучению английского языка.Мир новейших информационных технологий занимает все большее место в нашей жизни. Использование их на уроках повышает познавательную активность учащихся всех возрастов и расширяет их кругозор.
Разработка и внедрение в школьное обучение педагогических телекоммуникационных технологий и форм типа Интернет-уроки может привести к получению качественно нового образования человека, позволяющего выйти за традиционные рамки обучения в стенах школы и выйти на новый уровень. Значительное расширение информационной образовательной среды, увеличение возможности коммуникаций школьников и педагогов с коллегами из других школ и стран, доступ к мировым информационным базам способны обеспечить возрастание мотивации учащихся к обучению, усиление их творческой составляющей в учебной деятельности, образовательной продуктивности как непременного условия эффективной жизни человека в современном открытом мире.
II.1. Интернет и обучение аудированию
Основная цель обучения иностранному языку – формирование коммуникативной компетенции, реализуются в процессе осуществления этой главной цели. Коммуникативная компетенция в современном её понимании предусматривает формирование способности к межкультурному взаимодействию [Полат 2001].
Устное общение состоит
из говорения и слушания, которое
в методике называется аудированием.
Понятия «аудирование» и «
Проблема заключается в том, что не очень просто найти качественные материалы для этих заданий. Конечно, можно покупать пособия типа книга + аудиокассета уважаемых Британских издательств, но эти книги довольно дороги. Где же в таком случае могут найти такие материалы учителя небольших городов, посёлков, сельских школ? В решении этой проблемы может помочь Интернет, который является источником аудиоматериалов с речью носителей языка (в том числе и профессиональных актёров) в виде звуковых файлов и текстов к этим звуковым фрагментам в виде текстовых файлов. В этом случае учитель или методист имеет возможность переписать звуковой фрагмент на аудиокассету и распечатать текст. Далее этот материал можно использовать в любой форме для подготовки к урокам. Кроме того, имеется возможность устанавливать контакты через Интернет с актёрами и авторами страничек. На некоторых из них авторы и дикторы просят оценивать их работы, высылать замечания, комментарии, критику и могут даже начитать какое-нибудь произведение по просьбе посетителей их сайтов.
Например, сайт компании Lucent Technologies, ее подразделение
Bell Labs позволяет услышать, как звучит любая
фраза на иностранном языке. Здесь разработан
синтезатор речи, который превращает печатный
текст в звук. На сайте http://www.bell-labs.com/
Грамотное использование аудиом
В тех случаях, когда школа располагает возможностью копировать звуковую информацию из Сети, можно использовать аутентичную информацию для совершенствования умений аудирования. Необходимо только иметь в виду, что практически любой текст для аудирования нуждается в некоторой обработке, адаптации за счет его возможного сокращения. Кроме того, текст может содержать некоторое количество незнакомых для данной группы учащихся слов, которые трудно понять даже из контекста. Эти слова лучше заранее выписать и, если они значимы для дальнейшей работы, объединить их в словосочетания и записать на магнитофон, чтобы ребята смогли привыкнуть к их звучанию, узнавали на слух и правильно произносили. Важно привлекать для дискуссий на уроке живые высказывания носителей языка, полученные из разных ресурсов Интернета [Елухина 1996].
Интернет обеспечивает нас графической (статичной или динамичной) и звуковой информацией. Вот на эти возможности сети Интернет и должен опираться учитель английского языка, используя ресурсы и услуги Сети на уроках иностранного языка и во внеклассной деятельности учащихся. Остальное должны решить технологии обучения [Азимов 2001].
Таким образом, Интернет помогает учителю иностранного языка эффективно формировать навыки аудирования у своих учеников. Располагая колоссальными возможностями, Интернет имеет огромное преимущество над учебником. С помощью Интернет можно не только услышать речь носителя языка, увидеть его графическое изображение, но и отработать умение говорения, а также пообщаться на различные темы на телефорумах и чатах.
Информация о работе Возможности использования Интернет-ресурсов на уроках иностранного языка