Возможности использования Интернет-ресурсов на уроках иностранного языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 12:01, дипломная работа

Описание работы

В работе решались следующие задачи:
1. выявить особенности сети Интернет и его влияние на образовательный процесс в целом;
2. рассмотреть Интернет как средство обучения различным аспектам речевой деятельности на уроках иностранного языка;
3. исследовать возможности использования Интернет-ресурсов в процессе изучения различных аспектов иностранного языка;
4. подтвердить материалы исследования результатами опытно-экспериментальной работы (в ходе педагогической практики).
Методологическую основу нашего исследования составляют научные труды отечественных и зарубежных авторов: дидактические возможности телекоммуникационных сетей в школе (Вильямс Р., Круглова И.В., Лавров Д.О., Макли К., Мильдруд М.П., Цветкова А.Я., Чебан О.О.), использование сети Интернет на уроках иностранного языка (Азимов Э.П., Владимирова Л.П., Дмитриева Е.И., Каспин И.В., Коломиец В.А., Макаревич И.Г., Полат Е.С., Тормошева В.С., Филиппов М.А.).
Теоретической основой исследования явились работы, посвященные учению о мотивации учебной деятельности (Вартанова И.И.), обучению английскому произношению (Бужинская В.В., Веренинова Ж.Б.), обучению говорению (Гальскова Н.Д., Елухина Н.В, Зимняя И.А.), обучению письму (Мильдруд М.П., Рогова Г.В., Щукина Ю.Д.), методике обучения иностранным языкам в школе (Бим И.Л., Миролюбов А.А., Рахманов И.В., Цетлин В.С., Рогова Г.В.). Государственный образовательный стандарт. Концепция информатизации образования Российской Федерации.
Анализ этих и других работ показывает, что обучение иностранному языку на основе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) имеет свою специфику, которая требует как изучения, так и разработки новых методик обучения языку на основе различных Интернет-технологий.
В процессе работы использовались такие методы исследования, как:
• изучение, критический анализ, обобщение и систематизация литературы по теме исследования;
• изучение и обобщение опыта передовых учителей-практиков, а также методистов, работающих над данной проблемой;
• проведение опытно-экспериментальной работы (в ходе педпрактики в школе).
Исследование проводилось в несколько этапов.
Первый этап (сентябрь-декабрь, 2011 г.) - поисково-аналитический. На этом этапе было изучено современное состояние проблемы, проделан анализ психолого-педагогической литературы. В результате были определены исходные параметры исследования, его предмет, границы, гипотеза, методология и методы, сформулирован понятийный аппарат.
Второй этап (февраль-март, 2012 г.; сентябрь-ноябрь, 2013 г.) - опытно-экспериментальный. Данный этап был посвящен проведению эксперимента. На этом этапе эксперимент проводился с целью проверки эффективности использования Интернет-ресурсов в педагогической деятельности. Были проанализированы и описаны результаты экспериментальной работы, разработаны рекомендации для педагогов по использованию возможностей Интернет-ресурсов на уроках иностранного языка.
Третий этап (январь-март, 2013) - обобщающий. Он связан с коррекцией выводов, полученных на предыдущих этапах, систематизацией и обработкой результатов исследования, их апробацией, литературным оформлением. На данном этапе оценивалась эффективность опытно-экспериментальной работы: обрабатывались полученные в процессе исследования результаты, проводилась их качественная и количественная обработка, уточнялись теоретические положения исследования.
Научная новизна данного исследования заключается в следующем:
1. охарактеризована сущность компьютеризации в образовательном процессе;
2. выявлено, что информационные технологии способствует усилению учебной мотивации изучения иностранных языков и совершенствованию знаний учащихся;
3. разработаны некоторые методы и формы использования Интернет-ресурсов в учебно-воспитательном процессе по изучению иностранного языка.
Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что настоящая тема является методологическим исследованием ведущих методистов и передовых учителей-практиков, работающих над проблемой формирования коммуникативной компетенции учащихся посредством использования Интернет-ресурсов на уроках иностранного языка.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования материалов исследования в дальнейшей педагогической деятельности учителя английского языка.
Достоверность и обоснованность исследований обусловлены изучением, сопоставлением, сравнением и обобщением большого объема литературы, применением комплекса теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных его цели, объекту, предмету, гипотезе и задача

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ 10
1.1. Компьютерные коммуникации в системе среднего образования ………10
I.2. Интернет-образование как новая форма современной учебно-воспитательной деятельности по иностранному языку……………………….17
I.3. Интернет как средство повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка...............................................................................................25
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ ……………………………………………..30
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ………………………………………………….33
II.1. Интернет и обучение аудированию……………………………………….33
II.2. Интернет в процессе формирования навыков говорения………………..35
II.3. Обучение чтению с помощью ресурсов Интернет……………………….41
II.4. Использование Интернет-ресурсов при обучении письму……………....46
II.5. Формирование лексических и грамматических навыков на основе Интернет-ресурсов………………………………………………………………51
II.6. Результаты опытно-экспериментальной работы по теме исследования (по материалам педагогической практики)………………………………………...58
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ ……………………………………………66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………...69
ЛИТЕРАТУРА ………………………………………………………………….72
ПРИЛОЖЕНИЯ………………

Файлы: 1 файл

1183662_853E9_vozmozhnosti_ispolzovaniya_internetresursov_na_urokah_inostr.doc

— 597.50 Кб (Скачать файл)

 

II.2. Интернет в процессе формирования навыков говорения

 Основное назначение  иностранного языка как предметной  области школьного обучения видится в овладении учащимися умением общаться на иностранном языке Речь идет о формировании коммуникативной компетенции, то есть способности и готовности осуществлять как непосредственное общение (говорение, понимание на слух), так и опосредованное общение (чтение с пониманием иноязычных текстов, письмо). Формирование коммуникативной компетенции является основной и ведущей целью обучения. Опыт свидетельствует, что наибольшие трудности при иноязычном общении человек испытывает,  воспринимая речь на слух. Однако устное общение, роль которого в настоящее время стала особенно значительной, невозможно без понимания речей собеседника, поскольку в процессе речевого взаимодействия каждый выступает как в роли говорящего, так и в роли слушающего.

Основной целью обучения иностранному языку на современном этапе является формирование иноязычной коммуникативной компетенции. Коммуникативная компетенция дает возможность человеку войти в чужую культуру, получать, анализировать, передавать информацию и получать ответ, то есть осуществлять информатизированную деятельность. Применение информационно-коммуникационных технологий играет немалую роль в формировании коммуникативной компетенции, так как они не только реализуют личностно-ориентированный подход в образовании XXI века, но и образование XXI века невозможно без компьютерных средств в эпоху информационного развития общества, широкого применения компьютеров и с учетом создания общемировой компьютерной информационной сети Интернет [Бобровских 2008].

Использование Интернет-ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности, склонностей.

Современный компьютер  представляет собой эффективное средство оптимизации условий умственного труда вообще, в любом его проявлении.

Работа с компьютерными  обучающими программами на уроках иностранного языка включает:

  • изучение лексики;
  • отработку произношения;
  • обучение диалогической и монологической речи [Кочергина 2009].

Сегодня социальные сети пользуются большой популярностью  среди учащихся, поэтому логично  использовать их в качестве площадки для учебной работы.

Социальная сеть — интерактивный многопользовательский веб-сайт, контент которого наполняется самими участниками сети. Сайт представляет собой автоматизированную социальную среду, позволяющую общаться группе пользователей, объединенных общим интересом.

Преимущества использования именно социальной сети в качестве учебной площадки следующие:

  • привычная среда для учащихся;
  • в социальной сети человек выступает под своим именем-фамилией;
  • технология позволяет всем участникам сети создавать сетевой учебный контент;
  • возможность совместной работы;
  • наличие форума, "стены", чата;
  • каждый ученик - участник может создать свой блог, как электронную тетрадь;
  • активность участников прослеживается через ленту друзей;
  • удобно использовать для проведения проекта [Демина 2011].

Ежедневно пользователи сети могут делиться с друзьями фотографиями, видеозаписями, ссылками на интересные сайты. Для общения предусмотрены режим обмена сообщениями, а также чат в режиме он-лайн [Буланкина 2011].

Для эффективного формирования навыков говорения у обучающихся  средствами англоязычного Интернет-общения  с представителями иных культур  в социальной сети предлагается:

  1. Обязательным условием претворения в жизнь данного проекта является регистрация в социальной сети самого педагога, исследование им всех возможностей, предлагаемых сайтом, широкий круг англоговорящих друзей – представителей различных культур, которые будут готовы прийти на помощь подопечным учителя, испытывающим трудности в поиске собеседников.
  2. Непосредственному межкультурному взаимодействию обучающихся в социальной сети должно предшествовать занятие, в ходе которого учитель знакомит их с современной социокультурной ситуацией, с проблемами поликультур и полиязычий, с необходимостью уважительного отношения к языковым и поведенческим проявлениям культурных особенностей партнеров по общению.
  3. На этапе создания профиля обучающегося в социальной сети целесообразно провести урок английского языка в компьютерном классе.
  4. Первым другом в списке каждого обучающегося должен стать педагог, который готов всегда помочь освоиться в новом виртуальном пространстве. Следует поощрять желание учеников общаться друг с другом на английском языке.
  5. Установив первые контакты с англоговорящими пользователями социальной сети, обучающимся дается задание рассказать о новых друзьях по переписке на уроке.
  6. По прошествии адаптации и установлении первых контактов обучающимися, их общение с носителями языка будет нести вспомогательный характер при изучении каждой новой темы учебника английского языка (например, “Jobs and Occupations”, “Holidays”, “Food and Recipes” и т.д.).
  7. На уроках анализируются и сравниваются универсальные, этнокультурные, социокультурные и индивидуально-культурные особенности смысловых составляющих данных концептов. Обсуждаются проблемы выражения мыслей обучающихся на английском языке, трудности восприятия текстов их партнеров.

Также некоторые средства дистанционной коммуникации, такие как блоги, Twitter, ICQ, Skype, блоги могут применяться для развития умений устной речи учащихся. Блоги позволяют размещать информацию личного характера для общественного доступа (например, вести дневник), получать комментарии пользователей и отвечать на них. Twitter используется для размещения кратких сообщений, информирующих других пользователей системы о каких-то событиях в жизни автора в данный момент. Форум является виртуальной площадкой для обсуждения проблемных вопросов, организации дистанционных асинхронных дискуссий между пользователями сети. ICQ служит средством мгновенного обмена текстовыми сообщениями пользователей, а Skype позволяет организовать дистанционное видеообщение. Очевидно, все эти ресурсы способны разнообразить процесс обучения и могут развивать любые виды речевой деятельности на иностранном языке [Александров 2011].

 Чтобы усовершенствовать навыки произношения, на сайте BBC (BBC Learning English) можно найти много упражнений на сравнение английских звуков. Например, на  дисплее появляется окошечко, в котором представлены слова на сравниваемые звуки, которые следует прослушать и повторить за диктором.

Unit 1: Key and Pin 

 

I pin – I: key

   

Click on the two words below to listen to the contrast in the two vowel sounds. Once you can identify the contrast, click next.

       На других сайтах  можно найти ряд упражнений, направленных на формирование слухо-произносительных навыков.

Упражнения на активное слушание и распознавание звуков и интонем, направленные на развитие фонемного слуха. Упражнения могут выполняться Let’на слух и с использованием графической опоры, с голоса учителя и с помощью Интернет:

  • прослушайте ряд звуков/слов, нажмите на определённую клавишу, когда услышите звук […];
  • прослушайте ряд предложений, когда услышите вопросительное предложение, нажмите на клавишу […];
  • произнесите слова за диктором в микрофон и соотнесите с эталоном.

Упражнения  на воспроизведение, направленные на активное проговаривание звуков, слогов, словосочетаний, предложений вслед за образцом-учителем или диктором – хором или индивидуально. Упражнения могут носить игровой характер – «Эхо», «Глухонемой», «Попугай» и т.д.

Эффективным средством усвоения фонетического  материала является заучивание наизусть скороговорок, рифмовок, диалогов. Например, в Интернете можно найти рифмовки, содержащие фонетический материал:

[ai]

My kity is white;

My kity is light,

And it can fly

High in the sky.

С целью снятия монотонности в процессе тренировки диктор произносит слова/предложения

тихо – громко,

быстро – медленно,

радостно – печально,

торжественно – разочарованно  и т.д. [28]

Таким образом, при обучении иностранному языку необходимо заложить основу хорошего произношения, и эту задачу поможет с успехом решить  огромная практическая база ресурсов Интернет  современного аутентичного материала, начитанного носителями английского языка.

Благодаря соответствующей  информационной среде информационно-коммуникационные технологии смогут помочь методически  грамотно организовать самостоятельную  работу обучающихся во внеурочное время. Главное предназначение ИКТ в учебном процессе заключается не в переносе «традиционных» форм работы в виртуальную среду, а в сознании информационных обучающих систем, способных обеспечить приобретение знаний и умений с минимальным участием преподавателя. Навыки являются основой речевых умений, но для работы над ними необходимо большое количество времени [Александров 2011].

II.3. Обучение чтению с помощью ресурсов Интернет

Интернет – превосходное средство для получения информации о последних событиях в мире. А это в первую очередь предполагает чтение. Таким образом, можно с помощью Интернет превратить классную комнату в агентство новостей, а своих учеников – в первоклассных репортеров. Такой вид деятельности подойдет для старших классов, так как включает в себя объемное чтение и искусство интерпретации, беглую речь

В зависимости от целевой  установки различают просмотровое, ознакомительное, изучающее и поисковое. Зрелое умение читать предполагает как  владение всеми видами чтения, так и лёгкость перехода от одного его вида к другому в зависимости от изменения цели получения информации из данного текста.

Просмотровое  чтение предполагает получение общего самого общего представления о теме и круге вопросов, рассматриваемых в тексте. Это беглое, выборочное чтение, чтение текста по блокам для более подробного ознакомления с его «фокусирующими» деталями и частями. Оно обычно имеет место при первичном ознакомлении с содержанием новой публикации с целью определить, есть ли в ней интересующая читателя информация, и на этой основе принять решение – читать её или нет. При просмотровом чтении иногда достаточно ознакомиться с содержанием первого абзаца и ключевого предложения и просмотреть текст. Этот вид чтения требует от читающего довольно высокой квалификации как чтеца и владения значительным объёмом языкового материала. Для обучения просмотровому чтению необходимо подбирать ряд тематически связанных текстовых материалов и создавать ситуацию просмотра. Конечно, работая непосредственно с Интернет, ученики также могут найти огромное количество аутентичных материалов для чтения по изучаемой теме [Маслыко 1996]. В связи с этим возможны задания типа:

  • по заголовку (иллюстрации) сделать предположение о теме и содержании текста;
  • по внешней структуре текста, особенностям полиграфического оформления определить тип (характер) текста (реклама, анонс, метеосводки, программа телепередач);
  • по доминирующему слову заголовка сделать предположение о ключевых словах текста и той области знаний, к которой относится этот текст.

Следует отметить, что  при использовании Интернет на уроке, учитель может предоставить учащимся возможность изучить огромное количество материала (письма, фотографии, различные  рекламы, объявления и т.д.), непосредственно связанного с определённой темой, в том числе страноведческого характера, что способствует формированию у детей представления о культуре страны изучаемого языка.

Ознакомительное чтение представляет собой познающее чтение, при котором предметом внимания читающего становится всё речевое произведение (книга, статья, рассказ) без установки на получение определённой информ


Информация о работе Возможности использования Интернет-ресурсов на уроках иностранного языка