Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 14:55, доклад
Вся наша жизнь происходит в движении, пока мы движемся – мы существуем. Каждый человек в течении своей жизни стремиться познать все ее основы и грани. Но, если жизнь есть движение, значит, человеческая жизнь должна быть познана через движение. Знание процессов, которым подчиняется работа тела, является основным для понимания процесса движения, ибо телом человек познает текстуру и время. Проводя анализ уровней, процессов и целей движения, мы тем самым познаем окружающий нас мир во всех красках. Благодаря анализу движений человек способен постигнуть природу собственного бытия, взаимоотношений с другими людьми, достигнуть согласия с самим собой, со своими потребностями и желаниями, понять свое место в этом мире.
Анализ движений Рудольфа Лабана
Вся наша жизнь происходит
в движении, пока мы движемся – мы
существуем. Каждый человек в течении
своей жизни стремиться познать
все ее основы и грани. Но, если жизнь
есть движение, значит, человеческая жизнь
должна быть познана через движение.
Знание процессов, которым подчиняется
работа тела, является основным для
понимания процесса движения, ибо
телом человек познает текстуру
и время. Проводя анализ уровней,
процессов и целей движения, мы
тем самым познаем окружающий
нас мир во всех красках. Благодаря
анализу движений человек способен
постигнуть природу собственного бытия,
взаимоотношений с другими
Система анализа движений была создана Рудольфом Лабаном, чехословацким танцовщиком, хореографом и преподавателем, который был наставником многих великих звезд современного танца. Р. Лабан исследовал процессы движения как в современных и народных танцах, так и в повседневной жизни.
Биография Р. Лабана. Рудольф Лабан родился 15 декабря 1879 года в городе Братислава, Словакия. Настоящая фамилия Р. Лабана – Варальяш. В ранней юности Лабан часто путешествовал вместе с отцом на Ближний Восток и в Северную Америку, так как его отец был военным и нередко менял место службы. Эти поездки стали основой для изучения восточной и славянской культуры. Изучения различных танцев и культур стали фундаментом дальнейших работ Р. Лабана.
В 1900 году Рудольф уехал в Париж, где до 1907 года проходил обучение в школе изящных искусств. Во время обучения в школе он увлекся основами танцев, драмы и дизайна. Совместно со своей труппой он выступал в известном кабаре “Мулен Руж” под псевдонимом “Аттила де Варалджа”, а также был танцовщиком в балетных труппах знаменитых оперных театров.
Период обучения в Париже
был насыщен событиями в жизни
молодого танцора, ведь именно там он
начал изучение ритуалов и традиций,
связанных с движением, а также
организовал эксперименты с записями
танца. Помимо этого, Рудольф Лабан
занимался декорациями и
В 1910 году в г. Мюнхен, Германия, им была создана школа “свободного танца”, где Лабан и являлся руководителем. Через несколько лет он уже был руководителем танцевальных школ в Гамбурге, Цюрихе и Нюрнберге. Во времена Первой мировой войны Р. Лабан являлся руководителем фестиваля «Lago Maggiore», проводившегося в поселке Аскона, расположенного в Швейцарии на берегах озера Маджоре (откуда и произошло название фестиваля). Именно во время проведения фестиваля ему пришла идея естественного танца, который был бы доступен всем, а также идея создания движущихся хоров. Тогда же он занялся проведением собственных исследований в области формы гармонии и пространства. Для реализации данных идей Лабан решил построить театр.
Строительство собственного театра удалось Лабану, однако вскоре театр был разрушен в результате военных действий. В расстроенных чувствах, но с неугасаемым стремлением реализовать намеченные планы, Рудольф Лабан покидает Аскону, оставляет все свои дела в Мюнхене и переезжает в Цюрих, где также создает собственную школу танца.
Проведение военных действий не явилось помехой при проведении исследований естественной природы танца, гармонии пространства и ритма и гармонии пространства. Лабан по праву мог называться великим реформатором танца, принесшим новые краски в классический балет. В 1920 году Лабан собрал вокруг себя единомышленников, которые работали вместе с ним во многих летних школах Вены и Мюнхена. Несколькими годами позже Лабаном и его командой была основана первая интернациональная труппа, носившая название в честь лидера труппы – “Tanzbuehne Laban” (“Театр Лабана”, другие названия – “Театр аутентичного жеста”, “Театр экспрессивного танца”).
В период 1919-1923 г. Рудольфом Лабаном были основаны школы танцев в Праге, Риме, Гамбурге, Вене, Базеле и других крупных городах Европы. Все школы объединяло одно общее название – “Школа Лабана”, что само по себе уже вызывало интерес к обучению в ней. Так как создатель системы анализа движений физически был не в состоянии управлять школами, находящимися в разных городах и странах, каждой из школ управляли лучшие из его учеников. В дальнейшем Лабаном была реализована в жизнь идея создания движущихся хоров, а также созданы спектакли “Прометей” и “Фауст”, поставлены танцевальные представления с музыкальным сопровождением и без него (“Смерть Агамемнона” (1924), “Титан” (1927), “Ночь” (1927), а также на классическую музыку (“Дон Жуан”, 1925).
В 1926 году Рудольф Лабан, желая поделиться своими знаниями с другими людьми, начал лекторскую деятельность. Первые его лекции были организованы в США (Нью-Йорк, Лос-Анджелес). В 1927 году Лабаном был основан первый независимый союз, в котором обсуждались вопросы образования и художественные вопросы, устанавливались стандарты и поднимались вопросы, связанные с авторским правом в хореографии.
В 1928 году Лабан открыл и
предложил на рассмотрение уникальный
универсальный метод записи танцевальных
движений (см. рис. 1). При помощи специальных
значков-обозначений
Система анализа движений Р. Лабана была официально признана Танцевальным конгрессом в Эссене в 1928 году после выхода в свет книги-бестселлера “Запись танца”. В том же году Лабаном было создано “Общество записи танца”.
Однако, после прихода к власти Адольфа Гитлера, учения хореографа стало всячески притесняться. Так, в 1936 году Р. Лабан организовал невиданное доселе для всей Германии представление под открытым небом, которое должно было проходить одновременно во всей Германии в разных городах страны. Но данному представлению не было суждено случиться вследствие приезда на одну из репетиций канцлера Третьего рейха Йозефа Геббельса, который объявил о существовании на территории Германии только одного движения, коим является нацистское приветствие, а потому представление должно быть запрещено. Данный запрет стал последней каплей терпения Лабана, и он принял решение завершить работу в Германии и переехал в Париж, где занялся чтением лекций в университете Сорбонна.
Последнюю страну, которую посетил Лабан, стала Англия. Именно здесь хореограф нашел те необходимые условия для исследований и экспериментов, которых ему так недоставало в нацистской Германии. В 1938 году Лабаном была созданы Центр искусства танца и Студия искусства движения. Основное внимание в его исследованиях уделялось физиологическому аспекту процесса движения. Он также читал лекции по истории танца и искусству движения. Умер Рудольф Лабан в 1958 году в Англии.
Основные идеи метода. На протяжении всей своей жизни создатель системы анализа движений был убежден, что современное индустриальное общество находится под влиянием лишенных всякого смысла физических ограничений, а танец как элемент танцевальнодвигательной терапии способен снять данные ограничения. Дифференциация аспектов движения способствует более глубокому наблюдению и формированию человеческого восприятия.
Движение способно дать человеку силу и бесстрашие. В этом Р. Лабан убедился, наблюдая за воинственными танцами племен, когда при помощи танцев войны входили в экстаз и повышали свой уровень агрессии. В результате войны впадали в глубокое гипнотическое состояние и были способны противостоять любому виду боли без серьезных последствий.
Лабан заключил, что движение оказывает непосредственное влияние на внутреннее состояние человека, и то, как человек движется, отображает его текущее внутреннее состояние. Например, если человек движется медленно и небрежно, значит, он испытывает чувство страха. Однако существует и обратная связь – внутреннее состояние человека возможно изменить, изменив движения. Если неуверенный в себе человек расправит плечи, выпрямит осанку и начнет двигаться широким шагом, у него появится уверенность в собственных силах.
Анализ движений человека предполагает знание конкретной цели движения. Для этого следует понять, для чего человек движется в принципе. Итак, человек движется:
- Для совершения какого-либо действия (обладая конкретной целью);
- Для экспрессии (с целью проявления форм чувствования);
- Для понимания (через полученный опыт и мысли);
- В танце (для выражения невыраженных ранее эмоций).
Человек способен двигаться не только сознательно, но также и бессознательно. Бессознательные движения (названные Лабаном “теневыми”) означают совершение жестов, о которых человек не осведомлен, выполняемые без применения сознательной воли, но при этом выражающие внутреннее отношение человека к предмету.
Изучая движения человека
Лабан заметил наличие
Лабан разделял человеческое тело на 3 основные части:
1. Голова – область
расположения органов чувств, отвечающая
за психологическую и
2. Туловище – важная
часть тела, в которой происходят
все процессы, связанные с пищеварением,
очищением, репродукционная
3. Конечности (ноги и руки)
– часть тела, главным образом
отвечающая за движения и
Так, ноги поворачивают тело, прыгают, поддерживают баланс, переносят вес. Руки отмахиваются, показывают, держат и т.д.
Процесс анализа движений начинается с выяснения следующих основных моментов:
1. Где происходит движение;
2. Почему происходит движение;
3. Как происходит движение;
4. Какие существуют ограничения движения.
Исходя из этого, можно сделать вывод о существовании четырех двигательных параметра, по которым анализируется движение – время, пространство, динамика и поток. Каждый из параметров представляет собой шкалу с двумя полюсами.
Где. Тело всегда видимо, оно движется в пространстве. Так как движение является изменением, пространство обязано быть увидено как место происходящих изменений.
Ориентация. Тело способно действовать
в пределах трехмерного пространства,
названного Лабаном “кинесферой”,
обозначающего часть
1. Размерность – глубина,
ширина и высота дают
2. Приближенность – фактор,
обозначающий место, в котором
по отношению к телу
3. Плоскости. Лабан выделил
три основных плоскости в
4. Центральное/периферийное
направление. Рассматривается
5. Направленность пространства.
Существует два варианта –
либо движение направленное (производится
по самому короткому из путей),
либо ненаправленное (допускается
гибкость и выбирается
Анализ движения Р. Лабана является крайне точной, но очень сложной системой, правильное выполнение которой требует достаточно продолжительного накопления специальных знаний и навыков наблюдения.
В разработанной системе
основную роль играют два понятия
– система форм-усилий и кинесфера.
Для верного представления
Система “усилий — форм”. В системе анализа движений Лабана понятие “усилие” не означает обязательное наличие напряженности. Это скорее значит наличие движения и энергии, выражаемой в движении. При этом рассматривается качество данного движения. Так, один человек может поднять руку легко и уверенно, а другой – медленно и с напряжением.
Таким образом, движение в системе Лабана означает динамические свойства процесса движения и соотношение четырех основных физических характеристик энергии: свобода протекания, сила потока, время протекания и направленность потока. При каждом выборе человека в пользу того или иного действия изменяются характеристики энергии, осознает это человек или нет. Если человек приучен к детальному самоконтролю, это приведет к замедлению времени протекания потока, если человек чересчур самоуверен, это отразится на силе потока в сторону ее увеличения. Даже простейшие движения, такие как ходьба, состоят из динамических комбинаций связанного и свободного потока.