Теоретико-методологическую
основу исследования составили философские
идеи восприятия явлений окружающего
мира, заложенные известным китайским
мыслителем Конфуцием и продолженные
Ян Чжунхуа и Ю Чжи Го в философском
осмыслении народной вокальной культуры.
Эти идеи нашли отражение в
понимании сущности вокальной культуры.
Особенности национального самосознания,
как понимания и принятия себя
в единстве и взаимосвязи с
окружающей природой, изложены в философских,
психолого-педагогических трудах А. Камю
о единстве мира и творчества, о
невозможности понимания художественного
творчества без разделения формы
и сути, духа и истории. Идеигуманистического и личностного компонентов в
профессиональном обучении (самореализации и самоактуализации) принадлежат А. Маслоу.
В.В. Шаповалову, Е.Н. Шиянову. Теоретико-методологические
основы системы профессионального образования
рассматриваются в трудах С .Я. Батышева, Э.Ф. Зеера, В.В. Краевского,
М.Н. Скаткина, Лю Цзюсы, и др. Философские
основы индивидуального вокального опыта
китайских мастеров рассматриваются в
трудах Ян Чжун.
Особое значение для нашего
исследования имели труды Ши Вэй
Жэнь, где раскрываются особенности
современного взаимодействия, в том
числе и культурного, между Китаем
и европейскими странами. В работе
Чжан Вэйя (209,210) осмысливается специфика
развития образования в Китае
на современном этапе. Труды Го Шэн
Цзиня раскрывают содержательный компонент обучения искусству. В ряду
специфичных исследований можно отметить
работы Хуана Бо Жуна, посвященные раскрытию
сущности лингвистики китайского языка,
что имеет значение для развития умений
у студентов петь иероглифы.
Методологические проблемы
формирования певческих умений в
условиях музыкального образования
представлены в трудах Э.Б. Абдуллина, В.И. Авратинера, И.Ю. Алиева,
В.И. Загвязинского.
В работах К.Е Яснина рассматривается
значение развития мирового музыкального
процесса для национальных музыкальных
систем.
Личностно ориентированный
и интегративный подходы в профессиональном образовании
раскрываются в трудах И.Я. Лернера, И.С. Якиманской и др.
Методы исследования: теоретические
— анализ методических материалов,
синтез, сравнение, систематизация; эмпирические
— наблюдение с целью выявления
правильности выполнения учебного задания; тестирование (дополнительный
метод) позволило выявить творческое развитие
вокалистов; анкетирование позволило получить оперативную информацию
о имеющемся уровне сформированности
певческих умений; экспертный опрос и беседа способствовали уточнению выявленных
учебных индивидуальных трудностей; диспуты актуализировали процесс решения
трудностей в исполнительской деятельности;
творческие задания расширили личностный потенциал будущих вокалистов;
деловая игра помогала отработке необходимых
исполнительских действий; педагогические
эксперименты помогли сфокусировать всю
совокупность деятельности для решения
поставленных задач.
Базой исследования явился Институт
дополнительного профессионального
образования, консерватория им. Синхая,
педагогический институт города Нань
Яна, университет города Чжэн Чжоу,
педагогический институт города Чжэн
Чжоу.
Этапы исследования. Исследование проводилось
с 2004 по 2008 годы и осуществлялись в
три этапа.
На первом констатирующем этапе (2004-2005) проводился анализ научных
источников по проблеме исследования,
изучалась степень ее разработанности;
определялись методологические и теоретико-методические
основы исследования. Были сформулированы
цель, задачи, гипотеза. Осуществлялся констатирующий этап экспериментального исследования,
в ходе которого анализировалось состояние
изучаемой проблемы в процессе профессионального
обучения вокалистов в вузе, определялись
трудности исполнительской деятельности
студентов и их основные причины. В процессе анкетирования, опросов, наблюдения, бесед
выявлялась эффективность педагогической
деятельности по формированию певческих
умений у будущих вокалистов, разрабатывались
критерии оценки и диагностический инструментарий
для определения уровня сформированности
певческих умений у студентов.
На втором этапе исследования
(2005-2007) осуществлялась поисково-экспериментальная
работа, разрабатывалась методика формирования
певческих умений, реализовывалась
программа эмпирического исследования,
в которой участвовали студенты
вокальных факультетов педагогических институтов г. Нантяна
и Чжэн Чжоу в количестве 30 человек. Проводился
формирующий этап педагогического эксперимента,
в ходе которого осуществлялось внедрение
и апробация методики проведения учебных занятий с будущими вокалистами.
На третьем обобщающем
этапе (2007-2008) проводилась повторная
диагностика уровня сформированности
певческих умений, систематизировался полученный материал, подводились итоги
по теоретическим и практическим результатам
диссертационного исследования, были
сформулированы выводы, подготовлены
научные публикации по проблеме исследования,
осуществлен анализ эффективности предложенной
методики. Охват респондентов на всех
этапах исследования составил 265 человек.
Научная новизна исследования
определяется тем, что проблема формирования
певческих умений рассмотрена применительно
к профессиональной подготовке вокалистов
в вузах КНР: уточнена сущность понятия
«певческие умения» как целостная совокупность практических
действий вокалистов, т.е. синтез вокального
дыхания, звукообразования, звуковедения, художественно-образного компонента
(связь пения с природой и эстетическими
представлениями) и национального компонента
(традиция пения в системе ценностей китайского
народа) в процессе обновления системы
вокального образования;
- определены компоненты
формирования певческих умений:
вокально-техническая готовность; анатомо-физиологические
знания, система контроля и самоконтроля
за исполнительскими действиями;
- выявлены педагогические
условия формирования певческих
умений у вокалистов в вузах
Китая: осуществление целостного подхода к общему и специальному
развитию вокалиста; первоначальная готовность
вокалиста к освоению исполнительских действий; включение в методику формирования
певческих умений (наряду с традиционными)
активных методов обучения (деловые игры, творческие задания), адаптированных
к специфике подготовки специалистов
в вузах КНР;
- разработана и экспериментально
апробирована методика формирования
певческих умений, базирующаяся
на выделении компонентов: вокально-техническая
готовность; анатомо-физиологические
знания, система контроля и самоконтроля
за исполнительскими действиями,
которые являются основой формирования
певческих умений и расширяют
возможности национальной певческой традиции, проявляющейся в преобладании
головного регистра, грудного дыхания,
специфике пения иероглифа. Она включает
методы активного обучения: деловую игру, творческие задания, которые
позволяют раскрыть индивидуальные способности
вокалистов в процессе развития;
- разработана система
диагностики: тестовые задания, анкеты, карты наблюдения.
Теоретическая значимость исследования
заключается в том, что уточнено
педагогическое содержание понятия
«певческие умения» как целостная совокупность практических
действий вокалиста (дыхания, звукообразования,
звуковедения и др.) на основе личностно
ориентированного и интегративного подходов в процессе обновления системы
вокального образования КНР с учетом европейского
и китайского опыта подготовки вокалистов
в вузе. Определены компоненты формирования
певческих умений: вокально-техническая
готовность, анатомо-физиологические
знания, система контроля и самоконтроля
за исполнительскими действиями. Выявлены
педагогические условия формирования
певческих умений в вузах Китая: целостный подход к общему и специальному
развитию вокалиста; первоначальная готовность
вокалиста к освоению исполнительских
действий; опора на активные методы.
Практическая значимость
исследования заключается в том,
что: разработана и внедрена в
учебный процесс вуза методика формирования певческих
умений у будущих вокалистов, включающая
системы учебных занятий, активные методы
обучения: творческие задания, деловую
игру, адаптированные к специфике подготовки
вокалистов в вузах КНР, с учетом европейского
(бельканто) и китайского (пение иерогрифа)
опыта формирования певческих умений
(бельканто); разработана методика диагностики
уровня сформированости певческих умений у будущих вокалистов,
включающая разработанные анкеты, карты
наблюдения и др. Материалы данного исследования
могут быть использованы преподавателями музыкальных специализаций вузов, средних
специальных учебных заведений и др.
Достоверность результатов
исследования обеспечивается методологической
обоснованностью исходных положений,
применением комплекса взаимодополняющих
методов, адекватных объекту, предмету,
цели и задачам исследования; обеспечивается
также опросом преподавателей и студентов в вузах Китая и России, разработкой
методики формирования певческих умений
в процессе профессионального обучения
в вузе и проверкой эффективности этой
методики в процессе эксперимента.
Апробация результатов исследования
осуществлялась в процессе экспериментальной
работы со студентами вокальных факультетов
педагогических институтов городов
Нантяна и Чжэн Чжоу; в научных
докладах на международных научно-практических
конференциях в МГУКИ (2007-2008): в публикациях статей
в журнале «Вестник МГУКИ»; в материалах межвузовских «круглых столов» (июнь 2007 г. и май 2008 г.); в творческих
лабораториях, мастер-классах.
Основные положения, выносимые
на защиту:
1. Певческие умения - целостная
совокупность практических действий,
синтез вокального (дыхания, звукообразования,
звуковедения), художественного, образного
(связь пения с природой, эстетическими
представлениями) и национального
(традиции пения в системе жизненных
ценностей китайского народа) компонентов
в процессе обоснования вокальной
системы образования КНР с
учетом европейского и китайского
опыта подготовки вокалистов.
2. Важными компонентами
в структуре певческих умений
выступают: вокально-техническая
готовность к овладению исполнительскими действиями:
дыханием, звукообразованием и звуковедением, артикуляцией и дикцией; знания анатомо-физиологических
основ исполнительских действий; система
контроля и самоконтроля за исполнительскими
действиями.
3. Педагогическими условиями
формирования исполнительского мастерства у вокалистов являются: целостный
подход к осуществлению общего и специального
развития будущего вокалиста; направленность образовательной практики на формирование личностных и профессиональных компонентов;
включение в методику формирования певческих
умений (наряду с традиционными) активных
методов обучения (деловая игра, творческие
задания, работа в паре и др.).
4. Разработанная методика формирования
певческих умений у вокалистов
специально учитывает и содержит
методы активного обучения, позволяет
эффективно использовать певческие
умения на основе национальных вокальных
традиций в процессе обоснования вокальной
системы образования КНР с учетом европейского
и китайского опыта подготовки вокалистов.
Структура диссертации.
Диссертационная работа состоит
из введения, двух глав, четырех параграфов,
заключения, списка литературы и приложений.
Заключение диссертации по теме "Теория и методика
профессионального образования", Ду
Сывэй
Заключение
Проведенная экспериментальная
работа и педагогическая практика автора
показали, что методика диссертационного
исследования, представляет результат
логического синтеза методологии, общепедагогических основ и художественно-творческой
практики. В разработанной методике раскрываются
механизмы формирования певческихумений у будущих вокалистов
в вузе. Обоснованные этапы формирования
певческих умений в структуре образовательного
процесса учитывали структурно/ V содержательные компоненты: вокально-техническую
осведомленность, анатомо-физиологические
знания, показатели контроля и самоконтроля за процессом. Для разработки, апробации
и внедрения новых компонентов в процесс
подготовки вокалистов в вузах КНР могут использоваться
все изложенные научно-практические достижения.
Для реализации на практике
задач формирования певческих умений будущих вокалистов мы предлагаем введение
в процесс обучения вокалистов в вузе
методики, соединяющей личностно ориентированный и интегративный
подходы. Важное влияние на авторскую
позицию оказали \ разработки: «Активно-пассивного
дыхания» Шин Сяна, «Поточного пения» В.В. Иванникова и др. Достоинством авторской
методики является включение в ее содержание
активных форм обучения и соединение традиционного
и нового в образовательной деятельности
(упражнения, творческие задания, тестовые
методики). Деловая игра являлась важным компонентом
учебной деятельности, в рамках которой
осуществлялось развитие самостоятельности и профессиональной осведомленности
к будущей деятельности.
Ведущая идея в работе с будущими вокалистами в вузе была ч направлена
на раскрытие творческой индивидуальности средствами музыкального искусства.
Это акцентировало внимание на художественном,
музыкально-теоретическом развитии студентов
при формировании содержания обучения.
Авторская методика отличается
от общеэстетических и искусствоведческих моделей тем, что
она ориентированна на формирование певческих
умений у будущих вокалистов в вузах Китая. Где в настоящее время
сложились благоприятные условия для
реформирования образовательной деятельности вузов в области вокального искусства,
что предполагает совершенствование подходов
к формированию певческих умений. Хотя
известные зарубежные программы, взятые
в Китае для подготовки вокалистов, показали,
что недооценка национальных вокальных
традиций снижает эффективность подготовки.
Особенности менталитета и духовно-нравственные
ценности национальной культуры требуют
в новых j условиях более точного понимания
работы как голосового аппарата, так и
лингвистических особенностей языка (умения
петь иероглифы), знаний в области мировой
и национальной музыкальной культуры. Использование в процессе формирования
певческих умений народных песен позволило
более эффективно решить задачи подготовки
голосового аппарата к иной манере пения
в оперном классе. Народная музыка сопровождала будущего вокалиста более длительный
период его жизни, можно сказать на генетическом
уровне. В этой ситуации перестройка певческого аппарата не должна осуществляться
скачкообразно. Синкретичное, целостноемировосприятие мира, отраженные
N в вокальной культуре Китая, более понятны
для китайских студентов, что делает процесс
освоения профессиональных умений и навыков доступным.