Анализ подходов к формированию певческих умений будущих вокалистов в вузе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 23:23, автореферат

Описание работы

Цель исследования - выявить педагогические условия и разработать методику формирования певческих умений у вокалистов в вузах КНР.

Содержание работы

Введение.
Глава I. Теоретические походы к анализу проблемы формирования профессиональных умений.
1.1. Сущность и содержание певческих умений в условиях профессиональной подготовки вокалиста в вузе.
1.2. Анализ подходов к формированию певческих умений будущих вокалистов в вузе.
Глава II. Методика формирования певческих умений у будущих вокалистов в вузах КНР.
2.1. Диагностика сформированное™ исходного уровня певческих умений у будущих вокалистов в вузе.
2.2. Экспериментальная методика формирования певческих умений у будущих вокалистов в вузах КНР.

Файлы: 1 файл

1.docx

— 61.84 Кб (Скачать файл)

При психолого-педагогических условиях успешного сотрудничества между преподавателем и студентом успешно реализуются, если учитывается национальная специфика голосообразования; используются различные подходы для решения поставленной учебной задачи; раскрывается N индивидуально творческий потенциал будущеговокалиста в стремлении к совершенству исполнения.

Сущность певческих умений состоит в условиях признания  индивидуальности певца как носителя культурных традиций и вокальных  достижений. Она должна пониматься в узкопрофессиональном плане как совокупность практических действий помогающих передавать средствами певческого голоса содержание произведения: дыхание,звукообразование, звуковедение, артикуляция, дикция. В разработанной методике уделялось t ^ внимание личностно ориентированному и интегративному подходам. Обоснование строилось на теоретических утверждениях о том, что чем одареннее будущий вокалист, тем в большей степени образовательный процесс должен быть личностно ориентированным. Расширение образовательного пространства КНР, предполагает не только межкультурный обмен студентами, но и совершенствование имеющихся учебных программ подготовки вокалистов.

Соответственно, в представленном исследовании интегративный подход обусловлен устойчивыми традициями Китая (мировоззрение, \ образцы вокальной музыки и певческие традиции) в области вокального искусства и европейскими традициями, что обогащает образовательных процесс.

Понимание особенностей учебных  требований в процессе профессиональной подготовки; воспроизведение звукового  анализа музыкального произведения; выявление содержания вокальных традиций, которое раскрыто на основе личностно ориентированного и интегративного подходов в процессе педагогического взаимодействияпреподавателя и студента — все это реализовала разработанная методика формирования V. певческих умений.

В процессе данного исследования подтвердилась актуальность выбранной  проблемы. В соответствии с выбранной  целью были решены поставленные задачи. В условиях образовательного процесса в вузе мы наблюдали влияние предложенной методики на общее и профессиональное' развитие будущих вокалистов. Развитие контроля и самоконтроля студента за исполнительскими действиями укрепляло его самостоятельность и ответственность. Творческие задания способствовали расширению слуховых данных будущих вокалистов и приобщению к мировым образцам вокальной культуры. Анализ становления вокальной методики с позиции взглядов педагогов и исполнителей, показал главные качества певческого голоса, заданные на основе звуковых представлений коры головного мозга, которые зависят от дыхания, от импеданса, образующегося при артикуляции звуков в \ полостях гортани, глотки, рта от непосредственного регулирования работы голосовых связок. Формирование певческих умений будущего вокалиста будет эффективным, если он технически (вокально) осведомлен, овладеет анатомо-физиологическими знаниями, осуществляет контроль и самоконтроль за исполнительскими действиями.

Голосовые мышцы составляют основную массу голосовых связок. Это особые мышцы, связанные с  развитием речевой функции человека, поэтому в нашем исследовании мы обращались к фонетическим особенностям китайского языка. ч

Особенности нервно-мышечного  аппарата, анатомического строения гортани  и конституции человека определяют природные свойства, которые определяют и работу его голоса. Будущий вокалист должен в совершенстве овладеть действиями анатомо-физиологического порядка в процессе пения. Кроме того, на природные свойства гортани в сильной степени влияет речь и пение, осуществляемые с детства. Различно сформированные гортани требуют индивидуальной методики организации певческого звука.

Некоторые певцы умеют подключать сознание к регулировке работы голосовой щели. Здесь мы придерживались следующей идеи — «чем талантливей певец, тем в большей степени процесс обучения должен быть индивидуализирован» (Г.М. Цыпин).

Личностно ориентированный  процесс проявился в подборе  репертуара, в индивидуальном темпе  прохождения программы (при выравнивании уровня сформированности певческих умений и др.). Опираясь на \ дидактические возможности национальных вокальных традиций, формировались певческие умения - дыхание, звуковедение, звукообразование, дикция, артикуляция. По каждому показателю были определены критерии оценки их сформированности. Так, к критериям оценки относились:

1. вокально-ориентировочная готовность к исполнительской деятельности (уровнем овладения дыханием, звукообразованием и звуковедением, артикуляцией и дикцией);

2. самостоятельность (способность студентов к поиску решений ч творческих задач, интерпретации художественного образа и к включению личного опыта и полученных знаний в новых условиях обучения);

3. постановка технических задач  по гортани, дыхательному размаху,  освобождению и т.д.;

4. использование наиболее  эффективных методов обучения: подражание  и показ, объяснение педагога студентам в случае непонимания; методы активного обучения (игра, дискуссии);

5. владение знаниями анатомо-физиологических  основ ч исполнительской деятельности (особенности работы разных групп мышц в процессе пения).

6. овладение вокально-техническими умениями, которые подразумевают работу над: дыханием (устойчивое, без напряжения, на \ опоре), резонаторами (включенность резонаторов в исполнительскую деятельность), голосообразованием, звукообразование и звуковедение (показатель качества звука - легкий, звонкий), показателями артикуляции и дикции (точность, ясность музыкальной речи, интонационная выразительность, плотность смыкания голосовых связок, фонетически правильное пение, соблюдение правил орфоэпии (ударение));

7. владение совокупностью выразительных  средств напрямую связано с  решением художественных задач  при работе над произведением.  В этой связи, вопрос о репертуаре  выступает на первый план;

8. показатели контроля  и самоконтроля (оценить качество  исполнения, указать ошибки (звуковысотность,  окраска звука, равномерность  звучания), отличать правильное и  неправильное певческое звучание).

Таким образом, проведенное  исследование, показало, что в современных  условиях развития системы высшего  профессионального образования  в КНР, в процессе совершенствования  подготовки вокалистов, содержится резерв, который связан с формированием  певческих умений. Выявленные недостатки, имеют различные причины, что  позволило нам на практике доказать результативность подходов к решению  поставленных х задач. ч

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Ду Сывэй, 2008 год

1.Абдуллин Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования. — М.: Прометей, 1990. — 188 с.

2. Авратинер В.И. Обучение и воспитание музыканта-педагога: Учеб. пос. по курсу педагогики .для студ. муз. учеб. заведений. -М., 1981. 80 с.

3. Алиев И.Ю. Методологическое содержание деятельности педагогов-вокалистов: (теоретический аспект): Автореф. .канд. пед. наук. — М.: 1996. — 19 с.

4. Алиев И.Ю. Теоретико-методологические основы профессиональной деятельности педагога-вокалиста: Дисс. .докт. пед. наук. -М., 2003. 354 с.

5. Алферов А.А. Развитие профессионально значимых коммуникативных качеств учащихся в контексте информационной музыкально-аналитической деятельности: Дисс. . канд. пед. наук. — М., 2000. -219 с.

6. Анализ музыкальных произведений: Программа для вокальных факультетов музыкальных вузов / Сост. Н. Кузьмина. М., 1988. - 34 с.

7. Аналитический метод  воспитания голоса. — М.: Юргесон, 1893. — 127 с.

8. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2002. — 180с.

9. Андреев А.К. К истории европейской музыкальной интонационности. — М.: Музыка, 1996.-С. 6.

10. Арнольдов А.И. Цивилизация грядущего столетия (культурологические размышления) М.: Грааль, - 1997. — 328 с.

11. Асеев В.Г/Личность и  значимость побуждений. М.: ИПРАН, 1993. -223 с.

12. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1990. - 367 с.

13. Аухадеева Л.А. Формирование коммуникативных умений у учащихся ССУЗсредствами ролевой игры: Дис. . .канд. пед. наук. — Казань, 1994. — 195с.

14. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды / Сост. М.Ю. Бабанский. М.: Педагогика, 1989. - 560 с.

15. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. — М.: Знание, 1982.- 192 с.

16. Багадуров В. Очерки  по истории вокальной педагогики. М., Муз. Издат., 1956.-268 с.

17. Бай Нин/ Формирование  современного народного вокального1.' \искусства // Вестник консерватории  Си Ань. № 1 - 2004. - С. 16—23.

18. Бакланова Н.К. Профессиональное мастерство специалиста культуры музыканта: постановка проблемы // Музыкальная педагогика. Исполнительство: Сб. статей. Вып. 1. -М.: МГУКИ, 1998. - С. 5-16.:

19. Бакланова Н.К. Профессиональное мастерство специалиста культуры: Учеб. пос. М.: МГУКИ, 2001. - 222 с. |

20. Бакланова Т.И. Система профессиональной подготовки кадров по народной художественной культуре как национальное достояние России // Вестник МГУКИ. М., 2007. - №3. - С. 187-192.1.ч

21. Балаганская Е.В. Теоретические и методические основы музыкально-исторической подготовки вузов культуры: Дис. . канд. пед. наук. М., 2000. -197 с.

22. Батышев С .Я. Профессиональная педагогика / С.Я. Батышев. — М.: Проф. образование, 1997. 512 с.

23. Безбородова Л.А. Теория и методика дирижерско-хоровой подготовки студентов к музыкально-просветительной деятельности: Автореф. дисс. докт. пед. наук. М., МГУКИ, 1997. - 32 с..

24. Бережкова Е.В. Аргументация в прикладном педагогическом исследовании // Педагогика. 2001. - №9. - С. 19.

25. Берне Б. Развитие  Я-концепции и воспитание / пер.  с англ. — М., 1986. -453 с.

26. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философскихчвведения в двадцать первый век. М., Политиздат. 1991. - 412 с.

27. Бойко Е.И. К постановке проблемы умений и навыков в современной психологии // Сов. педагогика. 1995. - №1. - С. 41-54.

28. Бочкарев JI.JI. Психология  музыкальной деятельности. М.: Институт  психологии РАН, 1997. - 352 с.

29. Быков О. Бельканто  и дыхание // Физкультура и спорт. 1998 - №12. -С. 17.

30. Быков О. Бельканто  и дыхание // Физкультура и спорт. 1999. - №1. -С. 19.ч

31. Бычков В., Бычкова JL XX век: предельные метаморфозы  культуры // Полигнозис. 2000. - №2. - С. 63-76.

32. Ван Бао Чжан Техники  пения. — Жэнь Минь, 1988. 112 с.

33. Ван Минхэ История  современной музыки. — Жэнь Минь, 1994. -346с. .

34. Ван Минхэ Новая Китайская  музыка XX века: Слияние культуры  Китая и Запада // Вестник Центральной  консерватории. №2, 3, 4. — 1995. —  18 с.

35. Ван Пинсу Заметки  о национальном вокальном обучении. Пекин: Культура и искусство, 1984. - 332 с.

36. Ван Цзинбао О научном  пении. // Музыка Китая. -1998. № 1. - 32 с.

37. Ван Юйхэ Новая китайская  музыка в XX в. // Вестник консерватории  Китая. №2, 3, 4. - 1995. - С. 3, 12, 36.

38. Введение в традиционную  музыку. Составление китайскогохудожественного  института. Пекин: Изд. Жэнь  Минь, 1964. - 254 с.

39. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе. М.: Высшая школа, 1991.-204 с.

40. Верди Дж. Избранные  письма. M.-JL, 1973. - 241 с.

41. Вопросы вокальной педагогики. М., 1982. - 116 с.

42. Введения в языкознание:  Сб. статей. Вып. 2. Пекин: Китайский  народный университет, 1994. — 343 с.

43. Выготский Л.С. Психология искусства. -М.: Искусство, 1986 573 с.

44. Гальперин, П.Я. Введение  в психологию. — М.: Издат-во МГУ, 1976. -289 с.

45. Гапоненко В.М. Формирование познавательного интереса у студентов вузов культуры и искусств: Автореф.дисс. . канд. пед. наук. М., 2002. - 23 с.

46. Го Кэ Цзянь Характер  и значение традиционной вокальной-культур  на современном этапе //Исследование  музыки. — № 5. — 2003. — 54 с.

47. Го Кэ Цзянь Некоторые  исполнительные типы народного  пения // Вестник центральной консерватории.  № 1. - 1999. - 26 с.

48. Го Цзян Минь Очарование  народного пения // Музыка Китая.  № 4. -2002.- 16 с.

49. Го Цзянь Минь, Чжао  Шилань Развитие народного вокального  искусства. // Хуан Чжун. № 2. - 2004. - 59 с.

50. Го Цзянь Минь, Чжао  Шилань, Чжао Янь Китайская традиционная  вокальная культура XX в. Пекин:  Компания Вуань Цзюань, 2004. - 226 с.

51. Го Шэн Цзянь Обучение  искусству / Образование. №3. - 2001. — 32с.

52. Горбунов Н.И. На пути к Шаляпину. М.: РАМ, 2002. - 396 с.

53. Готсдинер/А.Д. Музыкальная  психология. М.: Магистр, 1993. — 160 с.

54. Грубер Р.И. Всеобщая история музыки. 4.1. -М., 1965.-415 с.

55. Гуань Лин Обратить  внимание на развитие народного вокала. — Пекин: Пекинское культурно-художественное издательство, 1984. 186 с.

56. Гуань Лин Подготовка  вокала. Жэнь Минь, 1980. - 87 с.

57. Гун Чи Щинь Сян  и его педагогические идеи // Жэнь  Минь. №5. -1986.-38 с.

58. Далецкий О. Саморегуляция  голоса певцов // Музыкальная академия. 1999. - №1. - С. 143-145.

59. Джиральдони Л. Древние цивилизации / Под общ. ред. Г.М. Бонгард-Левина. М., 1989. - 423 с.

60. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. М.: Музыка, 1968. — 643 с.

61. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. 2-е изд. — М.: Музыка, 1996.-368 с. / ч

62. Дмитриев Л.Б. Подготовка певцов в Италии для оперной. сцене // Вопросы вокальной педагогики. Вып. 6. М.: Музыка, 1982. - С. 100-122.

Информация о работе Анализ подходов к формированию певческих умений будущих вокалистов в вузе