Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2015 в 10:12, реферат
Балетмейстер (нем. Ballettmeister), автор и постановщик балетов, танцев, хореографических номеров, танцевальных сцен в опере и оперетте. Балетмейстер ставит хореографические сцены, танцы, создаёт такую систему движений, которая наиболее выразительно раскрывает на сцене художественные образы и идею спектакля.
А еще моисеевцы гордились "своим"
танком, собранным на их более чем скромные
средства. И ансамбль выстоял: давали в
день по три концерта на сценах из составленных
вместе грузовиков, палубах боевых кораблей,
лесных полянах. Тогда в ансамбле укрепилось
правило: не драматизировать неурядицы,
а тут же обыгрывать их - озорно, хлестко,
иронично. Как заготовки будущих образов.
Из таких заготовок и путевых заметок
выстраивались целые картины. В сюите
"День на корабле" (1943-1944) моисеевцы
с юмором и блеском рассказали в танце
о военном быте моряков- краснофлотцев.
Самый ценный трофей войны - "Партизаны"
(1950). Поразительно точный по форме, до
предела насыщенный эмоциями, номер стал
пластической поэмой в честь миллионов
рядовых Войны - открытых, улыбчивых, бесстрашных.
Гордость ансамбля, он неизменно включен
в гастрольные программы. Для танцоров
"Партизаны" - нелегкое испытание
на артистизм, виртуозность, характерность.
После войны народы Европы с энтузиазмом
восстанавливали жизнь, быт, искусство.
К Моисееву за советом обратились руководители
народных ансамблей. Помощь оказалась
взаимной: начинающие балетмейстеры получили
необходимые консультации, ансамбль -
материал для новых экспериментов.
Программа "Танцы славянских народов" (1945) развернула целые сюиты танцев народов Восточной Европы: болгарских, польских, румынских и венгерских.
Удачи и находки танцевальных сюит напрямую вели к настоящему театральному действу, в котором танец и музыка, режиссура и драматургия, костюмы, свет одинаково важны и подчинены исполнителю. Для новых экспериментов хореографу требовались не просто профессионалы, но актеры-танцовщики, с ходу развивающие стремительную мысль хореографа. Усложнялись его требования - совершенствовалась школа. Моисеевская школа танца.
Ее с блеском представил
ансамбль в программе "Дорога
к танцу" (1965). В "Класс-концерте"
изобретательно выявлен
Чуть меньше, чем с себя. За "Дорогу к танцу" Моисеев удостоен Ленинской премии, коллектив - звания первого в стране академического ансамбля народного танца. Вновь обозначилась необходимость качественного скачка. Освоен целый океан фольклора, опробованы десятки жанров и малых форм. И Моисееву не терпелось доказать, что ансамблю по силам большой хореографический спектакль Великий спорщик, Моисеев задумал "Половецкие пляски" в полемике с Михаилом Фокиным, бунтарем и врагом всякой догмы, почитаемым учителем, но - художником ушедшей эпохи. Мало "брать па из музыки" (как работал с партитурой Фокин), Моисееву нужна историческая достоверность быта, нравов, характеров. Из нее родились убедительной силы и яркости сюжет, нюансы пластики, рисунки танцев.
Ликование оркестровой меди, неожиданные эффекты и трюки дополнили картину дикой стихии - ансамбль дерзко и вдохновенно преодолел еще одну ступень к театру танца. В честь премьеры моисеевских "Половецких плясок" в Париже в 1971 году выбита специальная памятная медаль... С тех пор минуло четверть века, появились новые спектакли и сюиты, которыми по праву может гордиться Моисеев.
Одна из них - "Сюита греческих танцев" (1991). Идея и ее постановка обсуждалась с Микисом Теодоракисом. Он бережно аранжировал популярную мелодию, Моисеев чутко уловил и развил композиторскую мысль в масштабной пластической фреске. И вместе с танцовщиками обогатил ее оттенками национальных характеров.
Сюита греческих танцев - одна из сотен сцен, картин, сюит ансамбля. Они объединены в циклы "Картинки прошлого", "Советские картинки", "По странам мира". В "Народных сценах" в пестрый венок танцев остроумно вплетены розыгрыши, шутки, перебранки - все, чем богата ярмарочная площадь где-нибудь на Полтавщине. Конечно, из детских путешествий в окрестностях Диканьки Моисеев привел на сцену эти живые сочные типажи. И тут же - абсолютно гоголевские мистификации. Всамделишные "...черти с собачьими мордами на немецких ножках" начисто сметают со сцены девчат и парубков.
В "Шабаше" задействованы самые невероятные эффекты: стробоскоп, ударная установка, маски, ходули, ролики. А танец - от классики до брейка. Виртуозные реплики рождались весело, играючи, а пантомима мизансцен - из безудержной импровизации Моисеева и танцовщиков.
Кроме И. Моисеева хочется выделить таких известных балетмейстеров как: П. П. Вирский, Т. Устинова, Н. Надеждина, М. Годенко, Л. Калинин, Я. Чуперчук, М. Вантух, А. Кривожиха и многие другие.
Талант балетмейстера состоит из многих слагаемых: это прежде всего отлично развитая фантазия, способность мыслить хореографическими образами и сочинять несчетное число разнообразнейших танцевальных композиций.
Так профессиональное балетное искусство, претворяя в своих произведениях образы народной хореографии, обогащает свой собственный язык, средства выразительности. Соотношение танцевального фольклора с танцем академическим в различных балетах и в различных танцах одного балета бывает различным. Это зависит от творческого почерка и замысла балетмейстера.
Балетмейстер должен:
-знать выразительные средства классического, дуэтного, народно-сценического (характерного), историко-бытового танца, современных видов танцевального искусства;
-владеть методикой
-владеть методикой
-понимать особенности
актерского мастерства и
-иметь навыки работы в балетном классе как с учениками, так и с профессиональными исполнителями;
-владеть навыками творческого взаимодействия с концертмейстером в ходе уроков и репетиций и при подготовке к ним;
-иметь опыт реализации
художественного замысла
Балетмейстер является художественным руководителем балетной труппы и определяет идейно-эстетическое направление всей художественной жизни коллектива. От его мировоззрения и эстетических позиций зависят направление творчества и устремления коллектива.
Балетмейстер, создатель новых хореографических произведений, помимо профессиональных знаний и навыков в области хореографической композиции и исполнительства должен обладать способностями и знаниями автора-драматурга и режиссера-постановщика балетного спектакля.
Способность мыслить хореографическими образами отличает балетмейстера от драматурга и от режиссера драмы или оперы. Однако, как и они, балетмейстер должен быть мыслителем, психологом и педагогом: создавая драматургию спектакля, воплощая ее средствами хореографической композиции в пластические образы, он работает с артистами балета как режиссер.
Иначе говоря, балетмейстер является автором хореографической драматургии и хореографической композиции всего балетного спектакля, а также его режиссером-постановщиком.
Внутренний взор балетмейстера — это своеобразный фильм, где звучит музыка, возникают сперва смутные пластические и цветовые ассоциации, а затем все более четко вырисовывается цельный танец и, наконец, балет со всеми его событиями, образами. Когда создается большой балет, воображению хореографа представляется прежде всего логическое развитие характеров героев в обусловленных сюжетом действиях и поступках. Но ему видится декоративное оформление, цвета и форма костюмов, необходимая бутафория и реквизит, сценическое освещение.