Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2014 в 20:51, реферат
В период социально-экономических преобразований в России процессы воспитания были отодвинуты на второй план, современная молодежь оказалась в водовороте проблем социального самоопределения. Произошла экономическая, политическая, культурная и морально-психологическая дезинтеграция общества, что резко снизило воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования. Глядя на современную молодежь, приходится констатировать факты, которые свидетельствуют о падении нравов и проявлении безнравственных поступков.
Духовно-нравственное и творческое развитие
средствами хорового искусства
Введение. О необходимости духовно- нравственного воспитания в современном мире.
В период социально-экономических преобразований в России процессы воспитания были отодвинуты на второй план, современная молодежь оказалась в водовороте проблем социального самоопределения. Произошла экономическая, политическая, культурная и морально-психологическая дезинтеграция общества, что резко снизило воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования. Глядя на современную молодежь, приходится констатировать факты, которые свидетельствуют о падении нравов и проявлении безнравственных поступков. Сегодня многие понимают, что без духовно-нравственных идеалов в сознании и поступках людей мы все больше скатываемся в бездну. Назрела острая необходимость помочь подрастающему поколению в самоопределении. Большая роль в этом отводится школе с ее высоким уровнем ответственности за духовно-нравственное и творческое развитие подрастающего поколения.
Чтобы решить проблему духовно-нравственного возрождения России, надо бороться за каждого человека, за очищение его души от скверны до тех пор, пока сам человек не ощутит потребность творить добро, приносить радость людям. Отрадно, что сегодня в нашем обществе пробуждается осознание того, что только совместными усилиями педагогов, духовенства, представителей науки и культуры, общества в целом можно добиться оздоровления морального климата.
ФГОС-ы о духовно-нравственном воспитании
В ФГОС второго поколения направлен на обеспечение духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся, формирование у них основ музыкальной культуры как неотъемлемой части общей духовной культуры; потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
Стандарты также предписывают создание в образовательных учреждения условий для реализации этих требований.
Забота о духовно-нравственном развитии детей средствами искусства прозвучала и в послании президенты, где был дан импульс к развитию хорового искусства.
В этом году востановлено
существовавшее еще в царские времена Всероссийское хоровое
общество, по новой программе, хоры
получат статус общественных организаций
с отделениями и внебюджетным финансированием.
В задачи ВХО будет входить развитие
хоровых училищ, а также популяризация
хорового пения в школах.
По мнению авторов этой инициативы хоровое
пение может стать важным инструментом
межэтнической коммуникации. Грубо говоря
— той самой «скрепой», о которой в конце
прошлого года и говорил Путин.
Считается, что школьники, принадлежащие к разным национальностям и конфессиям, будут лучше понимать друг друга, если на уроках будут вместе петь.
По сути, речь идет о возрождении традиций.
Традиции хорового искусства нашего города зародились вместе с его основанием, когда Петр привез из Москвы хор певчих дьяков (28 чел.)
Государевы певчие дьяки (с XV в.) (с 1589 г.). числились по Посольскому приказу и представляли собою корпорации, своеобразно организованные, с своими начальниками («уставщики»), и делились на «станицы» (шесть, семь станиц по пять певчих, причем первые две станицы состояли из самых опытных, заслуженных певцов). От государевых певчих ведет свое начало петербургский придворный хор, в конце XVIII века получивший название Придворной капеллы.
Первым директором ее был композитор Бортнянский, затем, друг за другом,
отец и сын Львовы: Федор Алексеевич и Алексей Федорович, видный в свое время композитор. После Львова начальниками капеллы были
Бахметев,
Балакирев (1883—1895),
Аренский (1895 -1901), за ним
С. В. Смоленский (1901—1903).
Придворный хор, ко времени зарождения оперных представлений при петербургском дворе, был настолько организован и обладал столь хорошими певцами, что принимал участие в этих представлениях, причем хористы с выдающимися голосами исполняли сольные партии.
Наряду с хоровыми коллективами, существовавшими на средства государства (Петербургская капелла, хоры оперных театров), появляется большое количество частных хоров, содержавшихся любителями хорового пения, меценатами из дворян и буржуазии.
Возникают хоры в различных
учебных учреждениях. К концу XIX века количество
частных хоров значительно возросло.
Наряду с этими хорами во второй половине
XIX века в России появляются народные профессиональные
хоры. Организатором и руководителем
первого профессионального народного
хора был крестьянин Ярославской губернии
Иван Евстратович Молчанов (1809-1881). До организации
своего коллектива Молчанов пел в разных
хорах. В 60-70-е годы хор под его руководством
пользовался широкой популярностью и
концертировал по различным городам России.
После смерти И.Е. Молчанова многие его
воспитанники стали руководителями народных
хоров.
Концертное хоровое исполнение народных
песен еще с конца XVIII века получило широкое
распространение в цыганских хорах.
Исполнение лучших цыганских хоров отличалось
высоким художественным совершенством,
большой выразительностью и эмоциональностью.
В репертуаре этих хоров, кроме подлинно
русских народных песен, были произведения
А.В.Варламова, А.А.Алябьева, А.Л.Гурилева,
П.П.Булахова и других русских композиторов.
Некоторые руководители и певцы цыганских
хоров были превосходными знатоками русского
песенного фольклорав конце XVIII и начале
XIX века, их хоровые обработки явились
стимулом для развития стиля светского хорового творчества и исполнительства.
Огромную роль в развитии русской хоровой
культуры сыграли композиторы конца XVIII
века Д.С.Бортнянский и М.С.Березовский.
Их творчество было насыщено «мирским»
народнопесенным, эмоциональным началом.
Дальнейшее развитие культуры хорового
исполнения связано с хоровым творчеством
русских композиторов XIX века (М.И. Глинка,
Н.А. Римский-Корсаков).
С именами многих русских музыкальных деятелей и хоровых дирижеров связаны прогрессивные мероприятия в области хорового образования и воспитания, проведение музыкально-просветительной работы.
Например, А.А. Архангельский
один из первых ввел в 90-х
годах XIX века в церковные хоры женские
голоса. В 1890 году И.А. Мельников, известный
оперный певец, и хормейстер Ф.Ф. Беккер
организовали в Петербурге бесплатные
классы хорового пения.
Хоровая культура
продолжала свое развитие в XX веке.
Создавались новые формы и виды хорового
исполнения: ансамбли песни, среди которых
выделялся Краснознаменный ансамбль песни
и пляски Советской Армии им. А.В. Александрова,
и народные профессиональные хоры, к которым
относились хор им. М.Е. Пятницкого, хор
Северной песни, Сибирский хор.
Важную роль в росте
советской культуры играло
Была также распространена хоровая самодеятельность,
которая не уступала по уровню профессиональным
коллективам.
Активно развивалась детская
хоровая исполнительская культура.
Современное состояние хоровой культуры
вселяет надежду на возрождение традиций певческого искусства
в России. Эта надежда воплощается в исполнительстве
талантливых хоровых дирижеров, проявивших
себя в разных аспектах хоровой деятельности
– в профессиональных хорах, в учебных
хорах музыкальных учебных заведений,
в фольклорных певческих ансамблях, в
детских хоровых студиях и школьных хорах,
в любительских (самодеятельных) коллективах
и певческих праздниках.
О содержании работы
В Санктр - Петербурге накоплен большой опыт работы по развитию творческих способностей детей, формированию у них активной гражданской позиции, воспитанию духовно-нравственных качеств. На протяжении всей своей истории проблемам музыкального образования уделялось значительное внимание
Хоровое пение является наиболее общедоступной формой музицирования, и поэтому может успешно решать как задачи общемузыкального развития, так и задачи воспитания.
В последнее
время, несмотря на широкое развитие
самодеятельности и системы
Таким образом, обнаруживается противоречие между необходимостью повышать уровень духовно-нравственного и творческого развития детей и недостаточным уровнем подготовки специалистов, музыкально-просветительской деятельности в рамках факультативных занятий.
Следовательно, ведущая педагогическая идея ФГОС-ов 2 поколения – создание психолого-педагогических и организационных условий для духовно-нравственного и творческого развития средствами хорового искусства.
Цель – повышение уровня исполнительского мастерства хорового коллектива в целом и каждого хориста в отдельности, раскрытие творческого потенциала детей, формирование духовно-нравственной и гражданской позиции.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Объектом является работы является хоровой коллектив, предметом – духовно-нравственное и творческое развитие учащихся средствами хорового искусства.
Исходя из цели и задач, можно сформулировать гипотезу – духовно-нравственное и творческое развитие детей будет эффективным при соблюдении следующих условий:
-Профессионализм руководителей детских коллективов;
Вокально-хоровое пение как форма духовно-нравственного воспитания личности
в детском хоровом коллективе,
хоровое пение одно из древнейших проявлений музыкального творчества. Характерно для музыки устной и письменной традиций, религиозной и светской. Существует как самостоятел. жанр (хор а капелла), так и в составе синтетических (вокально-симфонич., музыкально-театральн.) Хоровое пение имеет свою специфику:
оно направлено на духовное единение поющих (их согласие и созвучие чувств),
приобщение к миру духовного,
на образование и воспитание личности через приобщение к высокому искусству.
Хоровое пение явилось одной из основ музыкального воспитания
Начиная с 20-х гг. прошлого столетия, выдающиеся музыканты-педагоги (Б. В. Асафьев, Н. Я. Брюсова, В. Г. Коротыгин, Н. Н. Ковин, А. А. Шеншин и позднее – В. Н. Шацкая, О. А. Апраксина, Н. Л. Гродзенская и др.), подчеркивая культурно-просветительскую направленность музыкальных занятий, особое значение придавали духовно-нравственному воспитанию средствами музыки. Многие деятели (Э. Б. Абдуллин, М. А. Римский-Корсаков и др.) говорили о воспитании в хоровой деятельности, как системе, которая через восприятие, запоминание, осознание, понимание музыки и текста пробуждает переживания, желание приобщиться к красоте воспроизведения смысла через пение занятия музыкальной деятельностью в любых ее видах невозможны
. Важными для становления человека в хоровом коллективе являются потребность в социальных контактах с себе подобными, познавательная потребность и потребность во внешних впечатлениях, в широком смысле [4, с. 114]. Исходя из этого, можно положить, что любой хоровой коллектив – это пространство, где созданы благоприятные условия для творческого роста как в области вокально-хоровой деятельности, духовно-нравственного развития, так и в расширении субъект-субъектной зависимости, в сфере культуры общения, взаимодополняемости поющих.
Целью вокально-хоровой деятельности является не только правильное и гармоничное развитие индивидуальности исполнителей, их музыкальных, слуховых, интонационных, ритмических способностей, но и воспитание личности духовным, нравственным и эстетическим содержанием самого процесса пения, направленного на ценностно-смысловое постижение окружающей действительности и самого себя.
Кроме того, важно воспитать толерантное отношение к другим в процессе деятельности, развить культуру самоуправления в хоровом коллективе, укрепить морально-волевые качества исполнителей. вокально-хоровая деятельность − это деятельность людей, где переживания и чувства одного сочетаются с переживаниями и чувствами всего коллектива, объединяются одним художественно-этическим направлением, единым стремлением к художественному, эстетическому, нравственному и творческому совершенству, цивилизованному развитию. В связи с этим, мы проанализировали
Таким образом, вокально-хоровая деятельность − это деятельность людей, где переживания и чувства одного сочетаются с переживаниями и чувствами всего коллектива, объединяются одним художественно-этическим направлением, единым стремлением к художественному, эстетическому, нравственному и творческому совершенству, цивилизованному развитию. В связи с этим, мы проанализировали Понятие «хоровой коллектив» многие исследователи рассматривали как «организованный коллектив певцов, творческий коллектив… [10, с. 21], как «ансамбль вокальных унисонов» [5, с. 81], это собрание поющих, в звучности которого есть строго уравновешенный ансамбль, точно выверенный строй и художественные, отчетливо выработанные нюансы» [17, с. 25]. В хоровом словаре находим: «хор – певческий коллектив, исполняющий вокальную музыку с инструментальным сопровождением или а капелла» [11, с. 124].
П. Г. Чесноков пишет: «Хором называется такой коллектив, который в достаточной мере владеет техническими и художественно-выразительными средствами хорового исполнения, необходимыми для передачи мыслей, чувств, идейного содержания, которые заложены в произведении В качестве методологического обоснования
Информация о работе Духовно-нравственное и творческое развитие средствами хорового искусства