Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2014 в 20:51, реферат
В период социально-экономических преобразований в России процессы воспитания были отодвинуты на второй план, современная молодежь оказалась в водовороте проблем социального самоопределения. Произошла экономическая, политическая, культурная и морально-психологическая дезинтеграция общества, что резко снизило воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования. Глядя на современную молодежь, приходится констатировать факты, которые свидетельствуют о падении нравов и проявлении безнравственных поступков.
Критерием результативности опыта работы с хоровым коллективом является уровень развития творческих способностей и степень духовно-нравственного потенциала студентов, качество их исполнительского мастерства.
Исходный, текущий и итоговый мониторинг результативности опыта проводился два раза в год (в начале и в конце учебного года) в течение 4 лет с целью выявления уровня развития вокально-хоровых навыков студентов и уровня их творческой самореализации посредством участия в музыкально-просветительской деятельности хорового коллектива. В ходе мониторинга выявилась положительная динамика уровня развития, как по индивидуальному признаку, так и коллектива в целом. Так, например, из числа студентов-первокурсников в начале 2005-2006 учебного года 12 человек имели низкий уровень развития вокально-хоровых навыков (неустойчивую интонацию, узкий диапазон, слаборазвитый гармонический слух), 8 – средний уровень, 5 – высокий уровень. К концу 2008-2009 учебного года практически все студенты достигли высокого и среднего (20 человек – высокого, 5 человека – среднего) уровня развития вокально-хоровых навыков и успешно исполняли сложные хоровые произведения (Таблица 1).
Результаты развития вокально-хоровых навыков
Таблица 1
Учебный год |
Уровни развития вокально-хоровых навыков (количество человек, %) | ||
низкий |
средний |
высокий | |
2005-2006 уч. год |
12 чел. 48 % |
8 чел. 32 % |
5 чел. 20 % |
2006-2007 уч. год |
6 чел. 24 % |
9 чел. 36 % |
10 чел. 40 % |
2007-2008 уч. год |
2 чел. 8 % |
7 чел. 28 % |
16 чел. 64 % |
2008-2009 уч.год |
- |
5 чел. 20 % |
20 чел. 80 % |
Анализ результатов творческой самореализации студентов (Таблица 2) свидетельствует об эффективности используемых методов и средств обучения и показывает, что в течение учебного года прослеживается рост всех по всем показателям:
Таким образом, сравнительный анализ исходных и итоговых данных свидетельствует о необходимости дальнейшей работы по созданию оптимальных условий для активизации творческого потенциала студентов и формирования у них духовно-нравственных качеств.
Результаты творческой самореализации
Таблица 2
Наименование показателя |
2008-2009 уч.год (начало уч.года) |
2008-2009 уч.год (конец уч.года) | ||||
низкий |
средний |
высокий |
низкий |
средний |
высокий | |
Познавательная самостоятельность |
35% |
32% |
33% |
7% |
41% |
52% |
Мотивация к творческой деятельности |
27% |
33% |
40% |
4% |
23% |
73% |
Творческая активность |
25% |
12% |
63% |
2% |
17% |
81% |
Развитие творческого мышления |
37% |
44% |
19% |
21% |
39% |
40% |
Оценка (самооценка) готовности к самореализации |
32% |
36% |
32% |
12% |
46% |
42% |
Если динамику развития вокально-хоровых навыков, результаты самореализации личности, творческую активность студентов можно проанализировать, сопоставить результаты, затем на основе полученных данных сделать выводы и наметить перспективу дальнейшей работы, то проследить за духовно-нравственным развитием личности гораздо сложнее. С целью изучения уровня духовно-нравственного развития личности студентов за 4 года занятий в хоровом коллективе была проведена диагностика состояния духовно-нравственных качеств личности каждого студента, в которой предлагалось оценить уровень развития (высокий, средний и низкий) 22 духовно-нравственных качеств личности. При обработке и обобщении результатов диагностики на 1 курсе «высокую» оценку получили следующие качества личности: готовность придти на помощь, уважение к старшим, дружелюбие, наличие принципов и убеждений. К концу 4 курса количество духовно-нравственных качеств личности с «высоким» уровнем развития увеличилось, добавились такие качества как: трудолюбие, ответственность за порученное дело, инициативность, терпимость, активность в образовании, творческая направленность, культура речи, нравственность поступков, интерес к родной культуре, коллективизм. Эта методика позволяет видеть динамику развития личности студента, анализировать состояние воспитательного процесса как в отношении одного студента, так и коллектива в целом, определять приоритетные направления в воспитательной работе.
О результатах самореализации творческих способностей будущих специалистов свидетельствует активная концертная, музыкально-просветительская деятельность Академического хора и творческие достижения (Таблица 3):
Результаты участия Академического хора
в концертной и музыкально-просветительской деятельности
(за последние 4 года)
Таблица 3
Год |
Уровень | ||
Городской (кол-во выступлений, грамоты) |
Районный (кол-во выступлений, грамоты) |
Областной (кол-во выступлений, грамоты) (кол-во выступлений, грамоты) | |
2005-2006 уч.г. |
5 Благодарственное письмо, Грамота |
3 Диплом 1 степени |
4 2 Грамоты |
2006-2007 уч.г. |
7 2 Благодарственных письма, 2 Грамоты |
3 Диплом 1 степени, Благодарственное письмо |
4 2 Диплома 1 степени, Грамота |
2007-2008 уч.г. |
9 3 Благодарственных письма, 2 Грамоты |
2 Диплом 1 степени |
2 Грамота |
2008-2009 уч.г. |
11 3 Грамоты |
2 Грамота |
1 Грамота 2 место |
Для изучения степени удовлетворенности студентов своим творческим коллективом была использована методика «Какой у нас коллектив» профессора А.Н. Лутошкина. В течение учебного года (в сентябре, декабре и мае месяце) студенты обсуждали следующие вопросы: на каком этапе развития коллектива находится наш коллектив и почему; что нам мешает подняться на более высокий уровень развития коллектива; что поможет стать нам более сплоченным коллективом (Таблица 4).
Результаты опроса
Таблица 4
Месяц |
Определение |
Характеристика |
Сентябрь |
Мягкая глина |
Как мягкая глина
легко поддается воздействию, так
и хор в руках хорошего |
Декабрь |
Мерцающий маяк |
В штормовом море маяк приносит уверенность и опытному, и начинающему мореходу: курс выбран правильно, «так держать!» Маяк горит не постоянно, а периодически выбрасывает пучки света, как бы говоря: «Я здесь, я готов прийти на помощь». Формирующийся коллектив
озабочен, чтобы каждый шел верным
путем. В таком коллективе |
Май |
Горящий факел |
Горящий факел – это живое пламя, которое поддерживает тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, творческое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив. Это уже настоящий коллектив, где бескорыстно приходят на помощь, делают все, чтобы своими концертными выступлениями принести радость людям. |
Таким образом, была получена развернутая информация о состоянии взаимоотношений в коллективе, уровне удовлетворенности хористов своим коллективом, видении студентами перспектив его развития. Вместе с тем удавалось выявить тех студентов, которые недооценивают или переоценивают (по сравнению со средней оценкой) уровень развития коллективистских отношений, довольных и недовольных ими. Это помогло планировать дальнейшую работу с учетом уровня развития взаимоотношений в коллективе.
Наряду с этим в конце учебного года было проведено исследование психологической атмосферы в коллективе по методике Л.Г. Жедуновой. Результаты опроса студентов показали, что подавляющее большинство высоко оценило состояние психологической атмосферы в хоровом коллективе, отметив такие качества как дружелюбие, удовлетворенность, увлеченность, результативность, сотрудничество, взаимная поддержка, успешность. При этом важно заметить то, что ни один студент не назвал враждебность, неудовлетворенность, равнодушие, скуку. Таким образом, можно сделать вывод, что психологическая атмосфера в хоровом коллективе доброжелательная, творческая, благоприятная для развития и самореализации личности.
3.2. Научно-исследовательская деятельность по проблеме духовно-нравственного развития личности
Наивысшую ступень творчества педагога представляет его самостоятельная научно-исследовательская деятельность, без которой немыслимо самосовершенствование и самообразование. Она проявляется в способности увидеть проблему, сформулировать гипотезу, проанализировать факты, причины и следствия, сделать собственные выводы и обобщения. Показателем научно-исследовательской деятельности педагога являются методические сообщения на заседаниях ПЦК, выступления на педагогических советах, статьи в сборниках региональных научно-практических конференций, издание методических пособий и рекомендаций, руководство научно-исследовательской деятельностью студентов.
О проблемах работы с хоровым коллективом, о роли человеческого фактора в становлении творческого коллектива, об основных аспектах организации и психологической подготовки хорового коллектива к концертной деятельности изложено в статьях, которые вошли в научно-методические сборники материалов региональных научно-практических конференций:
Информация о работе Духовно-нравственное и творческое развитие средствами хорового искусства