Духовно-нравственное и творческое развитие средствами хорового искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2014 в 20:51, реферат

Описание работы

В период социально-экономических преобразований в России процессы воспитания были отодвинуты на второй план, современная молодежь оказалась в водовороте проблем социального самоопределения. Произошла экономическая, политическая, культурная и морально-психологическая дезинтеграция общества, что резко снизило воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования. Глядя на современную молодежь, приходится констатировать факты, которые свидетельствуют о падении нравов и проявлении безнравственных поступков.

Файлы: 1 файл

o_roli_horovogo_iskusstva.doc

— 262.50 Кб (Скачать файл)

Б. М. Целковников определил следующие принципы вокально-хорового исполнительства как деятельности:

− духовность, которая рассматривается как необходимое основание в поиске личности найти высший смысл своей деятельности;

− соборность, указывающая путь духовно-нравственного развития;

− толерантность как необходимое условие установления взаимопонимания. Хоровой коллектив создает условия для проявления особых психологических процессов и качеств личности (эмпатия, сопереживание, эмоциональная идентификация, творческое воображение, логическое образное мышление) и специальных способностей (слуховые представления, ритмическое и ладовое чувство, музыкальная память, ладовое чутье, гармонический слух и т. д.), все те высокоразвитые рецептивные компоненты, без которых успешные занятия музыкальной деятельностью в любых ее видах невозможны Итак, хоровой коллектив – это исполнительский коллектив, с определенной воспитательной направленностью, основа которой проявляется в психологическом комфорте участников, взаимодополняемости поющих в условиях творчества и реализации музыкально-исполнительских способностей каждого и коллектива в целом. Следовательно, посредством вокально-хоровой деятельности осуществляются, сохраняются, передаются хоровые традиции в форме индивидуального, коллективного вокального исполнительства, а также подразумевается эстетическое, духовное и нравственное воспитание, развивается психологическая устойчивость, эмоциональная выносливость, самопозиционирование себя в хоровом искусстве.

Список литературы

Абдуллин Э. Б. Методология педагогики музыкального образования. М., 2006 с.1.

Алиев Ю. Б. Пение на уроках музыки. М., 2005 с. 2.

Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь. СПб., 1890–1907. 3.

Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: курс лекций. М.: ЧеРо, 2005. 336 с. 4.

Краснощеков В. И. Вопросы хороведения. М., 1969.5.

Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. 304с. 6.

Лапина О. А. Проявление индивидуальности во времена и творческих судьбах. Иркутск: 7. ВСГАО, 2009. 133 с.

Никитина Л. Д. «История русской музыки: популярные лекции для студ. высш. и сред. пед. 8. учеб. заведений. М.: Академия, 2000. 272 с.

Общая психология / под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение,1986. 463 с. 9.

Пигров К. К. Руководство хором. М.: Музыка, 1964.10.

Романовский Н. В. Хоровой словарь. М., 1980.11.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: в 2 т. М.: АПП СССР, 1989. 704с. 12.

Ручьевская Е. А. . Иванова Л. П. Анализ вокальных произведений: учеб. пособие. Л.: Музы13. ка, 1988. 352 с., нот.

Смирнов В. И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. М.: Педагогическое 14. общество России, 1999. 416 с.

Соколов В. Г. Работа с хором. М., 1983. 15.

Струве. Г. А. Школьный хор. М., 1981. 16.

Чесноков П. Г. Хор и управление им. М., 1961.17.

Шамина Л. Работа с самодеятельным хоровым коллективом. М.: Музыка, 1985. 176 с., нот. 18.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты духовно-нравственного и творческого развития студентов средствами хорового искусства

 

1.1. Освещение проблемы  духовно-нравственного и творческого  развития личности в методической  и психолого-педагогической литературе

 

Духовно-нравственное воспитание молодежи остается одним из приоритетных направлений современной системы образования. В настоящее время, когда в России идет процесс определения ценностных ориентиров, соответствующих современным реалиям, ведущей проблемой для общества становится обретение духовного стержня. Необходимо преодолеть духовную разобщенность общества, сохранить духовное целомудрие. И большая роль в этом отводится педагогам, которые должны наметить правильные ориентиры, подвести своих воспитанников к истинному пути, на котором душа человека может развиваться, достигать зрелости и совершенства. Сохранилась традиция качества образования, которое всегда являлось основой российского учительства. В «Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы» подчеркивается, что «образование, которое не сказывается на успешности граждан, эффективности экономики, не приводит к усилению позиций государства на мировой арене, не может считаться качественным». Требования к качеству образования представлены его основными задачами: подготовка квалифицированных работников, формирование сознательных и активных граждан, принимающих общественные ценности; формирование и обогащение творческого потенциала и духовного мира человека; гармонизация интересов личности и общества [4]. В перечисленных задачах явно виден воспитательный компонент, внимание к личности, нравственности и духовности человека.

Игумен Георгий (Е.В.Шестунов) в статье «Духовно-нравственное становление личности в православной традиции», опубликованной в научно-теоретическом журнале «Педагогика» (2006, № 4), размышляет над проблемой современного профессионального образования, указывает на его ограниченность в понимании «уникальности человеческой личности, ее высокого предназначения, многообразия ее талантов и способностей. Современное образование все более становится безличным. Цель и смысл человеческой жизни низводятся до полезности человека в конкретной экономической и политической системе, что, естественно, приводит к конкретным педагогическим целям, среди которых определяющими являются социальная адаптация и профессионализация. В такой системе образования практически нет места духовно-нравственному воспитанию» [2]. Эту же проблему поднимает и педагог И.Н. Сиземская   в своем выступлении на научно-практической конференции, говоря о том, что образование утрачивает духовно-нравственную ориентацию. И учащиеся, и общество смотрят на образование прагматическими глазами, т.е. просто как на средство получения специальности [6]. Образование, в том числе и профессиональное должно способствовать дальнейшему развитию, самосовершенствованию духовных и нравственных качеств человека, т.к. именно духовно-нравственное становление определяет жизнеспособность человека.

Уделяя внимание духовно-нравственным аспектам творческой деятельности студентов, следует отметить, что сложность нравственного становления личности в период юности, которым характеризуется студенческий возраст, объясняется исходя из многих факторов, влияющих на него. Эстетическое воспитание подрастающего поколения – неотъемлемая и составная часть процесса формирования всесторонне развитой творческой личности. На всех этапах развития общества этой проблеме уделялось большое внимание, а в настоящее время она приобретает особую актуальность и остроту в связи с ростом влияния на молодежь различных течений музыкальной культуры.

Исследованию проблемы творческого развития личности, вопросам коллективного воспитания и творческого саморазвития личности в коллективе, выявлению наиболее эффективных форм организации коллектива, разработке принципов и методов стимулирования коллективной творческой деятельности уделено много внимания в научных работах известных педагогов В.А. Сухомлинского, А.С. Макаренко, М.Д. Виноградовой, Л.И. Новиковой. Современная концепция воспитательного коллектива рассматривается как «своеобразная модель общества, отражающая не столько форму его организации, сколько те отношения, которые ему присущи, ту атмосферу, которая ему свойственна, ту систему человеческих ценностей, которая в нем принята» [5]. В работе с хоровым коллективом необходимо опираться на общие музыкально-дидактические принципы обучения, сформулированные Г.М. Цыпиным: увеличение объема используемого музыкального материала, установка на овладение необходимыми исполнительскими навыками, увеличение меры теоретической емкости занятий, акцент на творческую инициативу исполнителей [13].

Большое внимание уделяется концертному выступлению как важной составной части воспитательного процесса. По этому поводу высказывал свою точку зрения Б.М. Теплов: «Нельзя сочинять, играть, рисовать и т.д. только для упражнения в данной деятельности; необходимо, чтоб какая-то часть художественной деятельности ребенка была направлена на создание продукта, который на кого-либо должен оказать воздействие, который кому-то нужен… Без этого развитие ребенка  неизбежно подменяется развитием некоторого умения» [11]. О воспитании творческого начала, об использовании в эстетическом воспитании различных видов искусств, их взаимосвязи пишет в своей книге «Воспитание ума и сердца» известный композитор-педагог Д.Б. Кабалевский. В области вокально-хоровой работы великие хормейстеры В. Соколов, В. Попов, Г. Струве в своих книгах, статьях рассматривали основные направления и этапы работы по организации хоровых коллективов, методику проведения занятий, принципы отбора репертуара, вопросы творческого развития детей.

В музыкальной педагогике и психологии имеется ряд теоретических и экспериментальных работ, где дается высокая оценка воспитательному значению творчества. Так, Б.В. Асафьев писал, что творчество способствует более глубокому усвоению музыкального материала и развитию музыкальности. По мнению Н.А. Ветлугиной, творчество является важным условием и средством развития способности образного видения мира.

Известный психолог В.А. Моляко, исследуя проблему творчества и одаренности, выделяет следующие составляющие творческого потенциала человека:

  • стремление к развитию, духовному росту;
  • способность удивляться;
  • способность полностью ориентироваться в проблеме;
  • спонтанность, непосредственность;
  • оригинальность мышления;
  • способность к быстрому приобретению новых знаний;
  • «открытость» по отношению к новому опыту;
  • способность к синтезу, анализу, к комбинированию, дифференциации явлений;
  • энтузиазм;
  • способность к самовыражению.

Таким образом, творческое развитие личности, ее духовно-нравственные ценности составляют фундамент гармоничного развития личности. Поэтому необходимо создать все условия и направить всю систему образования и воспитания на формирование на формирование нравственных потребностей личности, ориентированных на социально значимые духовные ценности.

 

1.2. Формирование и развитие субъект-субъектных отношений

в хоровом коллективе

 

Исследование методической литературы показало, что достаточно много материала по методике работы с хором, где рассматриваются в основном типы голосов и их особенности, вокально-хоровые навыки, которые развиваются в процессе пения. Но остается без внимания вопрос о том, что хор составляют не голоса, а их обладатели – живые, мыслящие и чувствующие люди, вступающие в процессе творческой деятельности в  определенные отношения как друг с другом, так и с дирижером (руководителем хора).

Известно, что качество исполнения хорового произведения во многом зависит не только от уровня вокальной подготовки певцов, но и от того, как они относятся друг к другу и к своему руководителю, насколько сходны их эстетические потребности, интересы, устремления; от того, какова творческая и нравственная атмосфера в коллективе, насколько едино их понимание художественного замысла произведения. Ведь, если хор монолитен, если он движим единым желанием как можно точнее и лучше выполнить требования дирижера, он способен делать чудеса. Поэтому главной задачей руководителя хора является – объединить творческие устремления всех участников хора и направить их в единое русло. Иными словами – установить с певцами творческий и деловой контакт.

Объектом воздействия дирижера является человек, его ум, душа и сердце, и это дает право говорить о дирижерской деятельности как воспитательно-образовательной. Воспитательная сторона лежит в эмоционально-коммуникативной сфере и связана с непосредственным взаимодействием педагога-дирижера и студента-хориста. Руководитель хора разрабатывает драматургию педагогического действия, выступает как активный режиссер воспитательных идей и установок.

Другой признак общности дирижерского и педагогического процессов – взаимодействие человека на человека и вызов переживаний. Контакт, взаимоотношения с другими людьми в любой деятельности – явление очень сложное. Среди факторов, способствующих установлению контакта, можно назвать творческий облик дирижера, его музыкальный и педагогический авторитет, природную одаренность и артистизм, практический опыт и педагогические способности.

Одной из особенностей дирижерской профессии является то, что это профессия управленческая, подразумевающая целенаправленное воздействие на других людей, где на первый план выступает педагогическое общение. От уровня этого общения зависит творческая атмосфера репетиций. Средствами педагогического общения дирижера с хором являются исполнительский показ голосом или на инструменте, речь и невербальные средства общения – облик, жест, мимика, интонация. Яркий, эмоциональный исполнительский показ произведения дирижером вызывает интерес у певцов, желание работать над произведением. Поэтому необходимо помнить, что при первом знакомстве с произведением показ-иллюстрация является сильнейшим средством воздействия, наиболее убедительной формой раскрытия художественной стороны произведения. И, если это первое знакомство не произведет на студентов-хористов должного впечатления, то дальнейшая работа над произведением будет всем втягость.

Во время репетиций взаимодействие дирижера и хора бывает настолько тесным, что коллектив с полуслова, полувзгляда понимает необходимые замечания дирижера. Иногда достаточно пристального и властного взгляда дирижера, чтобы хор буквально преобразился, мгновенно изменилось его звучание.

В ходе работы между дирижером и участниками хора складывается речевой стиль общения. В зависимости от возраста певцов, их музыкальной грамотности, культурного уровня этот стиль меняется. Тем не менее, существуют определенные правила речевого общения дирижера с хором, которые облегчат путь  к достижению творческого контакта. Надо стараться, чтобы речь была ясная, достаточно краткая, образная, эмоциональная, но не обязательно стерильно правильная. Излагать мысли надо сжато, почти афористично, пользуясь немногими, но точными словами. Языку дирижера противопоказаны нарочитая «красивость», словесное «кокетничание», так как высокие слова, употребляемые слишком часто, теряют свое истинное значение.

Информация о работе Духовно-нравственное и творческое развитие средствами хорового искусства