Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2014 в 20:51, реферат
В период социально-экономических преобразований в России процессы воспитания были отодвинуты на второй план, современная молодежь оказалась в водовороте проблем социального самоопределения. Произошла экономическая, политическая, культурная и морально-психологическая дезинтеграция общества, что резко снизило воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования. Глядя на современную молодежь, приходится констатировать факты, которые свидетельствуют о падении нравов и проявлении безнравственных поступков.
Огромное значение для активизации интереса и развития субъект-субъектных отношений имеет образность речи. Обращение к разнообразным аналогиям, параллелям и ассоциациям, использование сравнений, метафор воздействуют на воображение исполнителей, делая их восприятие более острым. Шутка, юмор – тоже вид образной речи. Умение руководителя быть остроумным, в меру веселым имеет большое значение для установления доброжелательной атмосферы, снятия напряжения. Очень важный момент речевой выразительности – нахождение нужной интонации, восприятие которой обычно опережает восприятие смысла. Неправильное интонирование может привести к нарушению коммуникации. В зависимости от интонации одно и тоже замечание может стать обидным и ласковым, подбадривающим и уничтожающим. По речевой интонации можно определить, насколько хормейстер доволен или огорчен, искренен или фальшив.
В установлении контакта с хором большую роль играют и неречевые средства общения – жест, мимика, манера держаться и т.д. Для дирижера все это является не только средствами воздействия на исполнительский коллектив, но и знаками выражения его творческих намерений. Поэтому подобно актерской профессии мимика и жест хормейстера являются важным «инструментом» для решения поставленных задач.
Очень важно хорошо знать каждого из участников хора, видеть и «прочитывать» эмоциональное состояние, уровень заинтересованности и сосредоточенности, отношение к разучиваемому произведению. В своей работе с хоровым коллективом необходимо внимательно и уважительно относиться ко всем участникам хора, оценивать общую атмосферу репетиции и выбирать оптимальный вариант воздействия.
Глава 2. Практическое исследование эффективности духовно-нравственного и творческого развития будущих специалистов средствами хорового искусства
2.1. Роль руководителя
в становлении творческого
Педагогическая деятельность, как и любая другая, имеет не только количественную меру, но и качественные характеристики. Содержание и организацию педагогического труда можно правильно оценить, лишь определив уровень творческого отношения педагога к своей деятельности, который отражает степень реализации им своих возможностей при достижении поставленных целей. Творческий характер педагогической деятельности является важнейшей ее объективной характеристикой. Это обусловлено тем, что многообразие педагогических ситуаций, их неоднозначность требуют вариативных подходов к анализу и решению вытекающих из них задач. Поэтому педагог уделяет большое внимание творческому развитию студентов как будущих специалистов.
Одной из специфических особенностей хорового пения является возможность объединения в один исполнительский коллектив студентов с различным уровнем развития голоса и слуха. Руководитель хора привлекает к творческой деятельности робких и неуверенных в себе студентов, дает возможность им раскрыться, самореализоваться. Все эти навыки формируются в репетиционной хоровой работе, в основе которой лежат коллективные занятия, воспитывающие «чувство локтя», общую ответственность за исполнение. И здесь многое зависит от дирижера, от его умения дать каждому участнику коллектива равноправную возможность полнее проявить себя во имя общей художественной цели, от его умения воспитать у каждого певца желание создавать произведение искусства сообща.
Занимаясь исследованием роли человеческого фактора в творческом коллективе, несложно заметить, что эффективность воздействия любых педагогических и коммуникативных приемов зависит от авторитета руководителя. Если хормейстер пользуется уважением, доверием, а еще лучше – любовью участников хора, он вызывает у них интерес к работе, творчеству. Однако в дирижерской деятельности завоевание авторитета – дело довольно трудное. Это требует преданности искусству, целеустремленности, высокого профессионализма. Кроме того, дирижер должен постоянно подтверждать свое право руководить людьми, влиять на певцов с целью их духовно-нравственного, культурно-эстетического и профессионального совершенствования.
Конечно, руководитель хорового коллектива – это всегда конкретный человек со своими положительными и отрицательными качествами, со своим характером, темпераментом, складом ума, культурным развитием, интеллигентностью, уровнем музыкальной и хормейстерской подготовки, образного и ассоциативного мышления, артистизма. Кто-то больше располагает к себе как музыкант, кто-то – как педагог, кто-то – как личность. Абсолютно равномерная «дозировка» качеств, необходимых для дирижерской деятельности, едва ли возможна. Тем не менее, стремиться к их развитию и совершенствованию обязан каждый хормейстер, так как ему вверяют свои голоса, свой талант живые, мыслящие и чувствующие люди. А это огромная ответственность.
Одним из условий профессиональной работы педагога-хормейстера является овладение педагогической технологией – искусством прикосновения к личности. Умение чутко и тонко варьировать воздействие на воспитанника должно быть психологически обоснованным. Цель этого воздействия – помочь раскрыть творческий потенциал певцов, создать условия для их самореализации и развития. Социальная психология признает, что наряду с коммуникативными способностями педагогов-музыкантов существуют врожденные качества, такие как дар, талант, обаяние. Существует даже термин «факцинация», переводимый как «завораживание». Может быть, этим в какой-то мере объясняется действительно «магическое» воздействие дирижера-хормейстера на управляемый им коллектив.
2.2. Формы и методы работы с хоровым коллективом
С первых дней существования хорового коллектива необходимо создать все условия для удовлетворения познавательных потребностей студентов, раскрытия творческого потенциала и повышения уровня профессиональной компетентности будущих педагогов-хормейстеров. С этой целью надо оптимально использовать возможности специально оборудованного кабинета хорового дирижирования, оснащённого современными средствами обучения: дидактическим материалом (партитурами хоровых произведений, монографиями композиторов, музыкальными словарями и энциклопедиями, аннотациями на хоровые произведения), демонстрационным материалом (диски с записями хоровых произведений, творческие работы, презентации студентов); использовать Интернет-ресурсы (материалы Сайта колледжа, сайта Сети творческих учителей, Сайта БелРИПКППС и др.).
Цель педагогической деятельности – обеспечение положительной динамики творческого развития студентов, повышение уровня исполнительского мастерства хорового коллектива, духовно-нравственное развитие личности каждого студента. Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:
В соответствии с поставленными целями и задачами в рамках исследуемой проблемы используются различные формы занятий (индивидуальная, групповая, коллективная) во время работы с хоровым коллективом.
Руководителю хора надо внимательно следить за развитием вокально-хоровых навыков каждого участника хора, осуществляя дифференцированный подход: систематически прослушивать хористов индивидуально с целью проверки состояния певческих голосов, динамики их развития; проводить репетиции отдельно для каждой хоровой партии, чтобы добиться максимальной слитности звучания, единой манеры звукообразования. Но наибольшее количество времени выделяется для организации коллективной форме работы, когда принцип «вместе» помогает раскрыться, самореализоваться всем участникам хора.
Коллективная основа, коллективный принцип хорового пения пронизывает все стороны учебно-педагогического процесса работы с хором и концертного хорового исполнительства. Исследование творческой деятельности Академического хора показало, что успех зависит от каждого в отдельности и от коллектива в целом. Именно во взаимоотношении певца и коллектива, как элемента целого, заключается суть хорового исполнительства. Научить петь каждого индивидуально и одновременно научить его петь в хоре — такова двуединая задача руководителя хора. Чем выше вокально-техническая оснащенность, общая и музыкальная культура, художественный вкус каждого участника хора, тем больше возможностей для достижения высоких художественных результатов открывается у хорового коллектива в целом.
Хоровой коллектив — понятие сложное, ибо состоит он из разных людей, индивидуально неповторимых, разного воспитания, разной культуры, разного характера и темперамента, подчас разного возраста, не говоря уже о различных вокальных данных и музыкальных способностях. Коллектив — понятие не административное, организационное. Он не создается приказом — он складывается постепенно, иногда годами. Тем более, очень сложно организовать хоровой коллектив, если состав его беспрестанно меняется (ежегодно коллектив покидают студенты-выпускники). Это требует от руководителя терпения и педагогической мудрости. Многолетний опыт работы с хором показал, что необходимым условием эффективности любой коллективной деятельности является дисциплина. Она помогает прививать навыки организованного поведения в процессе творчества, вырабатывать способность подчинять личное общественному, пробуждать уважение к труду коллектива. В хоровой дисциплине различают дисциплину внешнюю и внутреннюю. К внешней дисциплине относится отсутствие пропусков, опозданий, разговоров во время занятий, точное выполнение указаний руководителя и т.п. Под внутренней дисциплиной подразумевается собранность внимания, сосредоточенность на исполнительских задачах и готовность их выполнить. Внешняя и внутренняя дисциплина неразрывны и взаимосвязаны. Без внешней дисциплины не может быть внутренней.
В соответствии с требованиями дидактики и с учетом специфики музыкального искусства в работе над хоровыми произведениями целесообразно сочетать различные методы обучения: объяснительно-иллюстративный – когда педагог показывает отдельный фрагмент исполнительского воплощения музыкального произведения и аргументирует свои действия; репродуктивный, заключающийся в многократном повторении хористами отдельных музыкальных фраз и предложений с целью развития вокально-хоровых навыков; метод стимулирования музыкальной деятельности применяется для создания эмоционально-творческой атмосферы; метод эмоционального воздействия проявляется в умении педагога выражать свое отношение к музыкальному произведению словом, мимикой, жестами; метод проблемного изложения – когда педагог ставит перед студентами техническую или художественную исполнительскую задачу; поисково-творческий – когда участники хора сами видят исполнительскую задачу и находят пути ее решения. Первые два метода позволяют быстрее воспринимать материал, а проблемно-поисковые методы способствуют приобретению творческого опыта студентов, что очень важно в подготовке будущих специалистов – учителей-хормейстеров.
Методика вокально-хоровой работы достаточно широко освещена в специальной методической литературе. Хотелось бы подчеркнуть эффективность методики работы с хором, основанной на общепедагогических и специальных музыкально-педагогических принципах, которая опирается на стимулирование активности, интереса, творческого развития студентов.
Чтобы творческие проявления студентов на занятиях хорового класса имели целенаправленный, активный и эмоциональный характер, рекомендуется применять разнообразный комплекс педагогических воздействий, который выражается в следующем:
2.3. Педагогическая функция репертуара
Состав хора, стаж его деятельности, квалификация руководителя, уровень учебно-воспитательной работы, материальная база – все это самым непосредственным образом влияет на исполнительскую культуру коллектива, определяет его творческое лицо. Вся работа с хором, подбор репертуара в частности, требует от руководителя ясного перспективного представления о педагогическом процессе как единой, согласованной и последовательно проводимой системе воспитания и обучения участников хора. Социально-педагогический смысл работы с хоровым коллективом – в органичном сочетании художественно-исполнительского и воспитательного процессов, придании им духовно-нравственной направленности. Решение этой задачи связано с репертуаром, вокруг которого и строится вся работа хора. От качества, художественного уровня и социально-педагогического потенциала исполняемых произведений зависит во многом эффективность занятий, творческий рост коллектива. Вопрос о репертуаре тесно связан с содержанием, направленностью деятельности хора, с той ролью, которую он играет в духовно-нравственной жизни общества.
Проблема репертуара заслуживает повышенного внимания. Стоит вопрос о подборе такого репертуара, который, не уступая по идейно-эстетическому уровню репертуара профессиональных хоров, был бы доступен для исполнения студенческому коллективу. Основными задачами являются: организация работы по созданию интересного и полноценного репертуара; подбор сценариев праздников и мероприятий; разработка методических рекомендаций по повышению уровня профессионального мастерства хорового коллектива, формированию эстетических вкусов и музыкальной культуры.
Информация о работе Духовно-нравственное и творческое развитие средствами хорового искусства