Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2014 в 20:51, реферат
В период социально-экономических преобразований в России процессы воспитания были отодвинуты на второй план, современная молодежь оказалась в водовороте проблем социального самоопределения. Произошла экономическая, политическая, культурная и морально-психологическая дезинтеграция общества, что резко снизило воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования. Глядя на современную молодежь, приходится констатировать факты, которые свидетельствуют о падении нравов и проявлении безнравственных поступков.
Подбор репертуара – дело непростое, хотя, конечно, выработаны критерии и принципы его оценки, пополняется он за счет всего лучшего, что имеется в музыкальной сокровищнице. Сложности эти связаны в первую очередь с тем, что каждый коллектив располагает присущим только ему техническими и художественными взаимоотношениями, в соответствии с которыми руководителю приходится выбирать произведения. Длительная и трудная учебная, репетиционная работа может не дать положительного эффекта – педагогического, художественного, если было взято произведение завышенной трудности и с ним не справились или наоборот, оно оказалось легким, не требующим напряженных поисков, показа всего, на что способны исполнители.
Существуют множество определений репертуара:
Исходя из вышеперечисленного, мы видим, что репертуар предсказывает будущее хора. Репертуар показывает, занимают ли ценности, созданные в прошлом, почетное место и думают ли в хоре о будущем. На репертуаре растут хоры и их хормейстеры. Одним из критериев при подборе репертуара является его реальность, соответствие репертуара исполнительским и художественным возможностям коллектива.
Проблему учебного репертуара приходится решать в основном в первый период работы коллектива, когда участники овладевают исполнительскими навыками, вырабатывают исходные эстетические позиции, устанавливают субъект-субъектные взаимоотношения между собой и хормейстером.
Произведения для хора должны быть интересны участникам и не представлять, особенно на первом этапе, больших технических и художественных трудностей. Такой репертуар способствует быстрому совершенствованию мастерства участников, развитию и закреплению вокально-хоровых навыков, развивает у исполнителей интерес к творчеству, к занятиям в коллективе, обогащает духовным мир, внутреннюю культуру, развивает эстетические вкусы.
В свою очередь концертный репертуар наряду с требованиями, которым он должен отвечать и как учебный, обладает еще и целым рядом качеств. С его помощью решаются широкие художественно-исполнительские и социально-педагогические задачи.
Подбор репертуара требует о руководителя четкого перспективного видения педагогического процесса как цельной и последовательной системы, в которой каждое звено, каждое структурное подразделение, каждый фактор дополняют друг друга, обеспечивая тем самым решение единых художественно-творческих и воспитательных задач.
Репертуар Академического хора разнообразен. Он включает произведения композиторов-классиков, современных композиторов, зарубежных авторов, обработки народных песен, духовные песнопения. (Приложение 5 – Творческий отчет хорового коллектива).
Огромное воспитательное значение имеют произведения военно-патриотической тематики. Они формируют верность традициям нашего славного прошлого, гражданскую зрелость. Ими, как правило, открывает коллектив свое выступление, придавая ему особую торжественность, выражая духовно-нравственную направленность.
Другая группа произведений – это интересные обработки и переложения народных песен. Народные песни понятны и просты. Но это не означает упрощенности их содержания. Произведения народного творчества запечатлели историю народа, его душу, вековые надежды и чаяния. Они являются непреходящим духовным богатством, источником вдохновения. В любой аудитории их встречают с особой теплотой и взыскательностью, поэтому так велика ответственность руководителя за характер трактовки народной песни. Бережное отношение к ним, пропаганда их – одна из важных задач хорового коллектива.
Следует также с большой ответственностью подходить к исполнению произведений мировой и отечественной классики. При выборе их следует учитывать реальные исполнительские возможности коллектива. Критический подход к подбору репертуара – одно из важнейших условий правильности решения о включении в работу классического произведения.
Чтобы репертуар всегда нес элемент новизны, оставался действенным в педагогическом отношении, необходимо включать в него новые произведения, написанные нашими современниками. Интерес у исполнителей вызывают произведения, написанные местными композиторами. Они, как правили, не имеют широкой известности, но воспринимаются очень внимательно.
Особый интерес участники хора проявляют к духовной музыке, они черпают в ней вдохновение и пытаются проникнуть в глубокий смысл духовных песнопений. Постепенно, шаг за шагом хористы знакомятся с огромным пластом русской музыкальной культуры, начиная с более простых и незатейливых рождественских колядок и заканчивая сложными произведениями композиторов-классиков. В репетиционный процесс включаются серьезные беседы о высочайшей жертвенности материнской любви, о великом подвиге Христа, о скорби и боли материнского сердца, обреченного пережить свое дитя. Вместе со студентами просматриваются видеозаписи исполнения духовных песнопений профессиональными хорами, читаются отрывки из Библии. Такие беседы очень важны для хористов, они являются важным фактором их воспитания и, как оказалось, очень дороги им. В содержательном и психологическом плане после таких бесед хор готов к работе над воплощением художественного образа духовных песнопений. Каждый участник хорового коллектива понимает, как много труда и душевных сил надо вложить, чтобы своим исполнением тронуть душу самого искушенного слушателя! Для этого необходимо самим проникнуться замыслом творения, прочувствовать каждой клеточкой своей души то, что хотел выразить автор: глубокие мысли о человеческой жизни, страдании и терпении, милосердии и прощении, кротости и смирении. Духовная музыка привлекает хористов внутренним строем, собранностью, чистотой созвучий, в ней нет никакой фальши, лицемерия, недосказанности, чрезмерной экспрессии, эмоциональных взрывов, потрясений. Пение настраивает на покой и сосредоточенность, воспитывает дисциплину мыслей и чувств. Порой смотришь в светлые глаза студентов и понимаешь, насколько велика преобразующая сила музыки, при помощи которой строится храм души…
Обязательным условием любого конкурса или фестиваля хоровых коллективов является исполнение произведений a cappella (многоголосные произведения без сопровождения). Поэтому ежегодно в репертуаре Академического хора есть несколько произведений a cappella. Это наиболее сложный вид исполнительства, доступный далеко не каждому хору. При пении произведений без сопровождения наиболее полно выявляется исполнительское мастерство хора, его звучность, строй, ансамбль, нюансировка.
На протяжении всей своей работы с хоровым коллективом сделано много аранжировок и переложений произведений для хора с учетом исполнительских возможностей хора. При этом важно очень бережно подходить оригиналу, чтобы произведения не потеряли свои художественные достоинства, и чтобы не был искажен авторский замысел композитора. (Приложение 5 – Творческий отчет хорового коллектива)
Исследование роли репертуара в духовно-нравственном и творческом развитии студентов показало, что репертуар дает многое для становления творческого коллектива, как единого целого. Он не может быть чужим, он должен стать неотъемлемой частью коллектива. Само формирование репертуара не может быть спонтанным. Все должно быть спланировано заранее, каким должен быть репертуар и, следовательно, каким должен быть сам творческий коллектив.
Наряду с практическим обучением исполнителей в задачи репертуара входят также воспитание творческой воли, стремления к самосовершенствованию, формирование художественного вкуса, чувства стиля, широкого кругозора, знакомство с лучшими образцами отечественной и зарубежной музыки, произведениями современных композиторов, народным творчеством, духовной музыкой. Репертуар должен подчеркивать оригинальность творческого коллектива.
Создавать свой репертуар довольно сложно, но это единственный путь к достижению нужного результата. Репертуар – это лицо творческого коллектива, его визитная карточка. Репертуар создается всем коллективом, где каждый исполнитель дополняют друг друга, обеспечивая тем самым выполнения единых творческих задач.
2.4. Значение концертной деятельности для творческого роста хорового коллектива
Академический хор Валуйского колледжа в течение 10 лет своего существования ведет активную музыкально-просветительскую деятельность, в процессе которой сложились определенные традиции, самой важной из них является непрерывное стремление к самосовершенствованию, творческому поиску новых путей и методов работы с хоровым коллективом.
Хор, организованный как закрытая лаборатория, где певцы «варятся в собственном соку», существовать не может. Ни хористы, ни руководитель в подобных условиях не смогут заметить и понять главное, что составляет сущность музыкально-исполнительского процесса. Хор должен вести систематическую концертную работу с посильной нормой концертов, т.к. не возможно поднять уровень работы, учебно-репетиционную культуру, исполнительское мастерство, воспитательное воздействие на самих исполнителей, если все это не подчинено задачам концертно-просветительской и образовательной деятельности. Концерт ставит все на свои места, проясняет ошибки и недочеты, делает ясной перспективу дальнейшей работы. Анализ многолетнего опыта работы с хором показал, что правильно и серьезно настроенный хор, регулярно выступающий в концертах, чувствует слушателей на каждой репетиции, ощущает атмосферу концертного зала. Это воспитывает профессионально-творческую дисциплину, стремление к совершенству, вливает новые силы в исполнителей, творчески обогащает их. Чем выше художественный уровень исполнения, тем сильней воздействие исполняемой музыки на слушателей и исполнителей, тем больше возможностей для их эстетического воспитания и развития музыкальной культуры.
Концертное выступление – кульминационный момент в жизни хора. С точки зрения музыкальной психологии, особое значение имеет первый концерт, к которому надо готовиться особенно тщательно, так как от его успеха зависит дальнейшая судьба коллектива. Неудача может подорвать авторитет руководителя и уничтожить интерес певцов к дальнейшему совместному творчеству. И пусть первый концерт потребует длительной подготовки, нельзя его чересчур затягивать.
Следует также отметить, что не целесообразно увлечение большим количеством выступлений. Это может утомить участников, снизить чувство ответственности, притупить ощущение новизны от каждого концерта. В зависимости от квалификации коллектива частота его выступлений может колебаться. Хормейстер должен реально оценивать уровень подготовки коллектива и физические возможности участников хора.
Хор может принимать участие в сборных концертах, а также выступать самостоятельно, с отдельной концертной программой. Концерты хорового коллектива могут быть различными: тематические (посвященные определенной теме), монографические (посвященные творчеству какого-либо композитора или поэта) или в форме творческого отчета.
Практика показывает, что выступление должно планироваться заранее. Чтобы исключить выход коллектива на концертную площадку неподготовленным, нужно его распеть, настроить, повторить отдельные сложные места произведений, сконцентрировать внимание певцов на качестве исполнения концертной программы. Большую роль играет психологический настрой хористов, создание атмосферы успеха, творческого подъема. В большинстве случаев руководитель, хорошо знающий каждого из участников хора и владеющий коммуникативными способностями, видит и «прочитывает» эмоциональное состояние певцов, уровень их заинтересованности и сосредоточенности. В процессе общения возникает социально-психологический контакт, совершенствуется способность оценивать состояние певцов и прогнозировать их поведение.
Выступление на концерте требует огромного напряжения душевных и физических сил. Поэтому проводить предконцертную репетицию следует таким образом, чтобы не утомить голоса певцов, привести их в рабочее состояние, настроить позиционно: желательно, чтобы время между распеванием и выходом на сцену было минимальным, так как мнимый отдых перед выступлением только расслабляет участников, снижает их внимательность, исполнительский накал, которые были достигнуты в ходе распевания.
На сцене музыка увлекает дирижера и хор настолько, что они становятся сотворцами. В эти минуты творческого взаимодействия исполнительский коллектив подчиняется не столько дирижерской воле, сколько совместной художественной сверхзадаче, сущность которой – раскрыть содержание произведения, донести его замысел до слушателя и тем самым проникнуть в тайну рождения музыки. После концерта очень важно проанализировать выступление вместе с хористами, чтобы в дальнейшем более осознанно работать над совершенствованием вокально-хоровых навыков. Большую помощь в этом могут оказать аудио и видеозаписи концертов.
Каждое выступление хора надо внимательно и детально анализировать, откровенно обсуждать на ближайшем занятии коллектива. Обсуждение строит таким образом, чтобы участники могли сами проанализировать и критически оценить свое выступление. Руководитель, обобщая разговор, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты концерта, делает рекомендации на будущее, намечает пути дальнейшего роста коллектива.
Академический хор Валуйского колледжа регулярно выступает в концертах, а также принимает участие в тематических мероприятиях:
С 2000 года Академический хор является постоянным участником областных фестивалей и конкурсов «Студенческая весна», «Студенческая Пасха», «Пасхальная радость», «Победа остается молодой», «Юный патриот Белгородчины». (Приложение 5 – Творческий отчет хорового коллектива. Приложение 6 – Разработки внеклассных мероприятий.)
Глава 3. Результаты исследования и практическая деятельность хорового коллектива по духовно-нравственному развитию
3.1. Результаты
диагностики исследования
Информация о работе Духовно-нравственное и творческое развитие средствами хорового искусства