Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2013 в 19:09, дипломная работа
Цель нашего исследования: педагогические условия эффективного использования средств народной педагогики в духовно- нравственном воспитании детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1) Выявить воспитательные возможности средств народной педагогики в духовно-нравственном воспитании детей младшего школьного возраста.
2) Определить показатели нравственной воспитанности младших школьников.
3) Разработать систему духовно-нравственного воспитания с помощью средств народной педагогики и использовать ее на практике.
4) разработать методические рекомендации по использованию средств народной педагогики в процессе духовно-нравственного воспитания в общеобразовательных учреждениях.
Введение
Глава 1. Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста как педагогическая проблема.
§1.1 Понятие духовно-нравственного воспитания в современной педагогической теории и практике.
§1.2 Психолого-педагогические особенности младших школьников.
§1.3 Характеристика методов и приемов духовно-нравственного воспитания младших школьников.
§1.4 Педагогическая сущность и духовно-нравственный потенциал средств народной педагогики.
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по осуществлению процесса духовно-нравственного воспитания в начальной школе.
§2.1 Обзор практики использования средств народной педагогики в духовно-нравственном воспитании школьников в России конца XIX- XX вв. (Историография вопроса).
§2.2 Диагностика уровня сформированности нравственности младших школьников на традициях народной педагогики.
§2.3 Методические рекомендации по использованию средств народной педагогики в процессе духовно-нравственного воспитания в общеобразова-
тельных учреждениях.
Заключение
Список использованной литературы
Исходя из всего вышесказанного,
уточним определение и основные
принципы духовно-нравственного
21 июля 2009 г. на встрече
Президента РФ Д.А.Медведева с
лидерами традиционных
Наибольшую заинтересованность в этом проявляет православное сообщество и, соответственно, Русская Православная Церковь, как по причине масштабного запроса на эту практику от православного населения, так и потому, что другие конфессии до сих пор развивают религиозное образование и духовно-нравственное воспитание детей в светской школе в основном по первой из указанных выше моделей «религиозно-этнической школы». Соответствующие предложения были подготовлены в Комиссии по преподаванию православной культуры и духовно-нравственному воспитанию при Отделе религиозного образования Русской Православной Церкви и в августе 2009 г. переданы в Минобрнауки России. Они предусматривают введение в стандарт одного из вариантов Базисного учебного плана по выбору школы (органа самоуправления), включающего преподавание учебных предметов по религиозной культуре и этике в основной (инвариантной) части плана с минимальной учебной нагрузкой по всем годам обучения. Это позволит развивать духовно-нравственное образование детей по выбору их семьи в каждой российской школе, а также создаст реальную основу для успешной реализации указанного выше «эксперимента».
Полномасштабное введение в российской школе такого общедоступного систематического духовно-нравственного образования учащихся в учебной и внеучебной деятельности будет означать, что наша школа наконец выходит из «идеологического ступора», вызванного разрушением системы воспитания советского периода. Это придаст импульс обновлению воспитательной деятельности школы в целом, а также ценностного содержания основных учебных дисциплин. Ориентиром здесь может быть рекомендация из тех же Предложений Общественной палаты РФ: «Реализуя установленные в законодательстве нормы: учитывать в содержании образования разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений — при разработке требований к образовательным стандартам и программам, а также требований к выпускникам учитывать, что научные истины носят объективный характер, наряду с ними существуют мировоззренческие представления, включая религиозные, которые должны преподаваться на вариативной основе» [11, п. 4.5].
Наше общество переживает время поиска своей идентичности в новой исторической реальности. В этом процессе есть угроза срыва в центробежную социальную деструкцию по мировоззренческим, религиозным, этническим различиям. Не меньшим злом может стать попытка конструирования из народов России, этнических и религиозных общин очередной «новой исторической общности людей» под лозунгами всеобщей государственной или общенациональной идеологии. Установление обязательной или государственной идеологии прямо запрещено Конституцией РФ (п. 2 ст. 13). Общенациональная идеология вроде бы более привлекательна и привычна для многих. Но любая идеологизация «сверху» при самых благих намерениях «укрепить Россию» сейчас внесет только разделение в общество.
1 Барулин В.С. Социально-философская антропология: Общие начала философской антропологии. М., 1994.
2 Симонов П.В., Ершов П.М., Вяземский Ю.П. Происхождение духовности. М., 1989.
3 Буева Л.П. Духовность и проблемы нравственной культуры // Вопросы философии. 1996. № 2.
4 Лекторский В.А. Духовность и рациональность // Вопросы философии. 1996. № 2
5 Соловьев В.С. Несколько слов о настоящей задаче философии // Полн. собр. соч.: В 20 т. Т. 1. М., 2000.