Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами народной педагогики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2013 в 19:09, дипломная работа

Описание работы

Цель нашего исследования: педагогические условия эффективного использования средств народной педагогики в духовно- нравственном воспитании детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1) Выявить воспитательные возможности средств народной педагогики в духовно-нравственном воспитании детей младшего школьного возраста.
2) Определить показатели нравственной воспитанности младших школьников.
3) Разработать систему духовно-нравственного воспитания с помощью средств народной педагогики и использовать ее на практике.
4) разработать методические рекомендации по использованию средств народной педагогики в процессе духовно-нравственного воспитания в общеобразовательных учреждениях.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста как педагогическая проблема.
§1.1 Понятие духовно-нравственного воспитания в современной педагогической теории и практике.
§1.2 Психолого-педагогические особенности младших школьников.
§1.3 Характеристика методов и приемов духовно-нравственного воспитания младших школьников.
§1.4 Педагогическая сущность и духовно-нравственный потенциал средств народной педагогики.

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по осуществлению процесса духовно-нравственного воспитания в начальной школе.
§2.1 Обзор практики использования средств народной педагогики в духовно-нравственном воспитании школьников в России конца XIX- XX вв. (Историография вопроса).
§2.2 Диагностика уровня сформированности нравственности младших школьников на традициях народной педагогики.
§2.3 Методические рекомендации по использованию средств народной педагогики в процессе духовно-нравственного воспитания в общеобразова-
тельных учреждениях.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 9 файлов

1 параграф 1 главы.doc

— 63.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

2 параграф 2 главы.doc

— 99.00 Кб (Скачать файл)

 §2.2 Диагностика уровня сформированности нравственности младших школьников на традициях народной педагогики.

Во втором параграфе определяются цель, задачи духовно-нравственного воспитания младших школьников средствами народной педагогики, этапы эксперимента, описываются его особенности, анализируются результаты и проводится их обработка с использованием методов математической статистики.

В соответствии с целью  и поставленными задачами экспериментальная  работа проводилась нами с сентября 2009 по май 2010 годы, на базе МОУ «Колташевская средняя школа» Курганской области. В эксперименте приняли участие 2 учителя начальных классов, 32 школьника 4А (экспериментальная группа- ЭГ) и 4Б ( контрольная группа- КГ) классов.

Первый этап – констатирующий (сентябрь 2009г.) – проходил в естественных условиях образовательного процесса школы, был направлен на решение следующих задач:

1) изучить состояние школы с точки зрения формирования нравственности школьников средствами народной педагогики;

2) определить методы диагностики, позволяющие выявить и объективно оценить уровень сформированности нравственности школьников на народных традициях;

3) выявить и теоретически  обосновать педагогические условия  нравственного воспитания школьников  на традициях народной педагогики  и анализ полученных результатов.

Диагностика уровня сформированности нравственности школьников на традициях народной педагогики осуществлялась методами опроса (анкетирования, наблюдения, беседы, интервьюирования), тестирования, методом экспертных оценок.

 Уровень сформированности нравственности школьников на  традициях народной педагогики в нашем исследовании был оценен по следующим критериям:

    • когнитивный (знание истории и культуры своего и других народов, изучение родного языка, устного народного творчества, традиций и обычаев разных народов, усвоение общечеловеческих и этнокультурных ценностей);
    • конативный, поведенческий (нравственные поступки, нормы поведения, востребованные обществом, обоснованность выбора социально значимых видов деятельности, самостоятельное принятие правильных решений);

В процессе экспериментальной  работы нами выделены три уровня (высокий, средний, низкий) определения сформированности нравственности школьников на традициях  народной педагогики.

Высокий уровень сформированности нравственности младших школьников характеризуют: потребность в изучении родного языка, культуры своего и других народов, знание народных обычаев и традиций, сформированность нравственных качеств у школьников, независимость поведения от негативного влияния факторов внешней среды, оценивание своего поведения с точки зрения этнокультурных и общечеловеческих ценностей, здоровый образ жизни, участие в подготовке и проведении народных праздников, умение делать обоснованный выбор способов деятельности, уважение к старшим и к людям другой национальности.

Средний уровень сформированности нравственности младших школьников характеризуется фрагментарностью знаний народных традиций, участием в проведении народных праздников без особого желания, эпизодическим проявлением потребностей в изучении родного языка, культуры своего народа, несформированностью некоторых нравственных качеств у школьников, недостаточностью стимула в организации способов деятельности, недостаточной сформированностью умений оценивать свое поведение с точки зрения этнокультурных и общечеловеческих ценностей, пренебрежительным отношением к своему здоровью, проявлением уважения к старшим и к людям другой национальности.

Низкий уровень нравственности младших школьников характеризуется несформированностью некоторых нравственных качеств у школьников, плохим знанием  народных традиций, нежеланием делать обоснованный выбор способов деятельности и неумением самостоятельно принимать правильное поведенческое решение, зависимостью поведения от негативных факторов внешней среды, участием в народных праздниках без особого желания, неумением оценивать свое поведение с точки зрения этнокультурных и общечеловеческих ценностей, невниманием к старшим и к людям другой национальности, проявлением некоторых вредных привычек.

На констатирующем этапе исследования когнитивный критерий оценивался методами опроса (анкетирования, беседы, наблюдения, интервьюирования).

В начале эксперимента школьники  проявляли неустойчивый интерес  к изучению народных традиций, участвовали  в народных праздниках по требованию педагогов, затруднялись в определении понятий нравственных качеств, недостаточно интересовались произведениями устного народного творчества.

Если на констатирующем этапе  эксперимента в ЭГ высокий уровень  нравственного развития школьников по когнитивному критерию составил 36%, в КГ –38%; средний уровень в ЭГ составил 40%, в КГ – 34%; низкий уровень в ЭГ -24%, в КГ – 28%, то на контрольном этапе эксперимента по данному критерию высокий уровень нравственного развития школьников на традициях народной педагогики в ЭГ составил 74%, в КГ – 42 %; средний уровень в ЭГ –22%, в КГ – 38%; низкий уровень в ЭГ составил 4%, в КГ – 20%.

Анализ результатов когнитивного критерия показал, что после контрольного этапа эксперимента у школьников возрос интерес к изучению истории и культуры своего и других народов, их традиций, обычаев; изучили фольклор и народную музыку, народные игры, несмотря на то, что не все родители использовали народные традиции воспитания в семье и не все учителя - на уроке, хотя не отрицали их положительной роли в духовно-нравственном воспитании младших школьников.

Конативный, поведенческий  критерий оценивался методом экспертных

оценок. Поведение  школьников оценивалось посредством  наблюдений за активностью участия  в мероприятиях, решением проблемных ситуаций, умением оценивать свое поведение с точки зрения соответствия общечеловеческим ценностям, участием в общественно-полезных делах школы, отношением к своему здоровью, независимостью поведения от влияния негативных факторов внешней среды. Высокий уровень нравственной воспитанности школьников конативного, поведенческого критерия на традициях народной педагогики в ЭГ констатирующего этапа эксперимента показали 34% школьников, в КГ – 32%; средний уровень в ЭГ – 36%, в КГ – 40%; низкий уровень в ЭГ – 30%, в КГ –28%.

Анализ результатов  конативного, поведенческого критерия показал, что

высокий уровень  нравственной воспитанности данного критерия на контрольном этапе эксперимента в ЭГ достигли 68% школьников, в КГ – 38%, средний уровень в ЭГ показали 24% школьников, в КГ – 44%, а низкий уровень в ЭГ показали только 8% школьников, в КГ – 18%. В КГ формирующего этапа эксперимента динамика незначительна.

С учетом результатов  критериев нашего исследования нами определены

уровни сформированности нравственности школьников средствами народной педагогики. В ЭГ констатирующего этапа эксперимента школьников с высоким уровнем нравственности было 34%, в КГ – 32,6%; средний уровень нравственности школьников в ЭГ составил 41,3%, в КГ – 40%; в ЭГ 24,6% школьников составили низкий уровень, в КГ – 27,3%. Экспериментальные и контрольные группы на констатирующем этапе эксперимента имели выровненные показатели. Результаты констатирующего этапа эксперимента показали недостаточный уровень сформированности нравственности школьников, большинство школьников экспериментальных и контрольных групп имели средний и низкий уровни нравственной воспитанности на традициях народной педагогики. На констатирующем этапе исследования школьники проявляли неустойчивый интерес к изучению народных традиций, участвовали в национальных праздниках по требованию педагогов, затруднялись в определении понятий нравственных качеств, недостаточно интересовались произведениями устного народного творчества. Как показал констатирующий этап педагогического эксперимента, нравственное воспитание младших школьников средствами народной педагогики требует специальных действий. Поэтому основной путь решения данной проблемы – создание модели духовно-нравственного воспитания младших школьников средствами народной педагогики и ее реализация в образовательном процессе общеобразовательных учреждений на фоне комплекса условий.

На контрольном этапе исследования после проведенной целенаправленной работы на основе построенной нами модели духовно-нравственного воспитания школьников средствами народной педагогики у младших школьников возрос интерес к изучению народных традиций, устного народного творчества. Они принимали активное участие в подготовке праздников, с желанием изучали историю, культуру, обычаи и традиции своего села, края, страны, в результате усвоили значение многих нравственных качеств, включились в разные виды деятельности. Освоение нравственного опыта народа, овладение знаниями родного языка, истории, культуры своего и других народов способствовали воспитанию толерантности, усвоению нравственных качеств, норм поведения, востребованных обществом. Все это указывает на повышение уровня сформированности нравственности школьников средствами народной педагогики, их самостоятельности и на желание самосовершенствоваться. Результаты контрольного этапа эксперимента показали, что в ЭГ школьников с высоким уровнем сформированности нравственности стало 71,3%, в КГ – 38%; средний уровень в ЭГ составили 22,6% школьников, в КГ – 44%; школьников с низким уровнем сформированности нравственности в ЭГ осталось 6%, в КГ – 18%.

Анализ результатов  проведенного педагогического эксперимента показал существенный рост уровня сформированности нравственности школьников на формирующем этапе эксперимента: в ЭГ высокий уровень сформированности нравственности школьников увеличился на 37,3%, в КГ – на 4,4%, средний уровень сформированности нравственности школьников в ЭГ уменьшился на 8,7%, в КГ увеличился на 4%; низкий уровень сформированности нравственности школьников в ЭГ снизился до 6%, в КГ – на 9,3% . В контрольных группах формирующего этапа эксперимента по определению уровня сформированности нравственности школьников средствами народной педагогики незначительные изменения объясняются отсутствием целенаправленных этнопедагогических воздействий, элементы народных традиций использовались фрагментарно, не использовалась модель нравственного воспитания школьников на традициях народной педагогики. Высокий уровень сформированности нравственности школьников на традициях народной педагогики в экспериментальных группах на формирующем этапе эксперимента показали 71,3 % (на 37,3% больше, чем в КГ) школьников, так как работа по духовно-нравственному воспитанию младших школьников строилась на основе модели духовно-нравственного воспитания младших школьников средствами народной педагогики и педагогических условий ее эффективного функционирования.

В ходе экспериментальной  работы сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента позволил подтвердить положительную динамику, которая произошла в процессе формирования нравственности младших школьников средствами народной педагогики (см. рис. 3).

 

 

 

 

 

Рисунок 1

 

Уровни сформированности основ нравственных качеств личности в экспериментальной группе в Колташевской средней школе до начала опытно - экспериментальной работы.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2

 

Уровни сформированности основ нравственных качеств личности в экспериментальной группе после проведения опытно-экспериментальной работы

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок3

 

 

Динамика развития уровней нравственной воспитанности  ЭГ до и после эксперимента.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 4

 

Динамика развития уровней нравственной воспитанности КГ до и после эксперимента.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


3 параграф 1 главы.doc

— 44.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

3 параграф 2 главы.doc

— 61.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

4 параграф 1 главы.doc

— 111.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Введение.doc

— 36.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Выводы по I главе.doc

— 28.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

оглавление.doc

— 23.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

список литры.doc

— 39.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами народной педагогики