Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2013 в 19:09, дипломная работа
Цель нашего исследования: педагогические условия эффективного использования средств народной педагогики в духовно- нравственном воспитании детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1) Выявить воспитательные возможности средств народной педагогики в духовно-нравственном воспитании детей младшего школьного возраста.
2) Определить показатели нравственной воспитанности младших школьников.
3) Разработать систему духовно-нравственного воспитания с помощью средств народной педагогики и использовать ее на практике.
4) разработать методические рекомендации по использованию средств народной педагогики в процессе духовно-нравственного воспитания в общеобразовательных учреждениях.
Введение
Глава 1. Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста как педагогическая проблема.
§1.1 Понятие духовно-нравственного воспитания в современной педагогической теории и практике.
§1.2 Психолого-педагогические особенности младших школьников.
§1.3 Характеристика методов и приемов духовно-нравственного воспитания младших школьников.
§1.4 Педагогическая сущность и духовно-нравственный потенциал средств народной педагогики.
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по осуществлению процесса духовно-нравственного воспитания в начальной школе.
§2.1 Обзор практики использования средств народной педагогики в духовно-нравственном воспитании школьников в России конца XIX- XX вв. (Историография вопроса).
§2.2 Диагностика уровня сформированности нравственности младших школьников на традициях народной педагогики.
§2.3 Методические рекомендации по использованию средств народной педагогики в процессе духовно-нравственного воспитания в общеобразова-
тельных учреждениях.
Заключение
Список использованной литературы
§4. Средства народной педагогики
Фольклор всегда чутко отзывается на запросы людей, будучи отражением коллективного разума, накопленного опыта жизни. И в нем задолго до возникновения педагогики как академической науки была уже выработана народная педагогика- система воспитания человека от его рождения до перехода в иной мир.
Есть особая область народного творчества, называемая детский фольклор, которая, по мнению крупнейшего исследователя Г.С.Виноградова, вызвана к жизни «едва ли не исключительно педагогическими надобностями народа». Это те же «надобности», которые являются главными и в совместной педагогики, - забота о физическом, умственным, нравственном воспитании ребенка, т.е. забота о том, чтобы вырастить человека здорового телом и душой.
В произведениях, обращенных к детям, проявляется четкое понимание их возрастных особенностей. «Народная педагогика еще в глубокой древности, - пишет автор книги «Русский детский фольклор» М.Н.Мельников, - выработала приемы воспитания ребенка в колыбельный период, строго дозировала познавательный материал, вводимый в этом возрасте, определила роль радостных эмоций для воспитания жизнерадостного человека, значение основ нравственности, закладываемых в раннем возрасте…» .
Для самых маленьких, еще в пеленках, - незамысловатые пестушки: они обращены к тельцу ребенка, к первым движениям его ручек и ножек. К головке, к его улыбке и агуканью. По сути, этот жанр представляет собой своеобразный свод приемов физического воспитания, которые тысячелетиями вырабатывало материнство. Пестушки способствуют развитию у ребенка координации движений, равновесия, закреплению двигательных навыков, являются хорошими упражнениями для мышц, нередко сопровождаются приемами массажа: поглаживанием, поколачиванием, легким сжиманием тельца…
«Лунь плывет! Лунь плывет!» - ручки ребенка вместе с мамиными плавно движутся от себя к себе, как бы имитируя плавание. «Сова летит!» - быстро машут ручками, подражая взмахам крыльев птицы. Разводя медленно ручки ребенка, изображают перетягивание холста .
На втором году жизни для тех, кто начинает говорить, - потешки, в которых в игровой форме уже не редко заключены и первые нравственные опыты; в потешках соединяются развлекательные и учительные моменты.
Играет бабушка с внуком. Слегка берет за нос и спрашивает:
- Чей нос?
- Савин.
- Где был?
- Славил.
- Что выславил?
- Копеечку.
- Что купил?
- Конфеточку.
- С кем съел?
Если внук не отвечал «с тобой», а говорил «один съел», бабушка теребила его за нос, как бы в наказание за то, что не поделился с другими.
К концу колыбельного возраста ребенку поют прибаутки, которые не сопровождаются игровыми действиями. Главное их назначение – сосредоточить внимание на содержании, тем самым, развивая ум ребенка:
козлик на базар ходил, козлик косу купил.
на что ему коса? Мураву косить.
на что мураву косить? Доброго коня кормить.
на что доброго коня кормить? Дубовый лес возить.
на что дубовый лес возить?
мост мостить.
на что мост мостить? В гости к козоньке ходить.
Мораль прибаутки: прежде чем в гости пойти, потрудись. В форме вопросов и ответов раскрывается смысл простых и необходимых в жизни понятий.
А есть и такой жанр, как небылица-перевертыш. В ней все поставлено «с ног на голову». Дети понимают несуразность смысла того, о чем поется, и это вызывает смех:
Во затейной слободе,
На Ивановой горе,
Растабаривали птицы,
Всяки, всяки небылицы:
Про Емелю дурака,
Про конька горбунка.
Про медведя-плясунка,
Про сопливого козла.
Эх, бывали чудеса:
Свинья на насесте
Вывела яйцо в тесте,
Высидела индюшка,
Из энтого яйца Петрушку.
Петрушка да Филя
Колпаками солнышко ловили,
Блинами да оладьями
Избу конопатили;
В лопате кашу варили,
В решете воду носили…
«Изучая народное творчество для детей, - писала Э.С. Литвин, - можно убедиться, с какой тонкостью здесь учтены и закреплены в образе и слове общенародные наблюдения над психологией детства. Потребность ребенка в смехе, веселье, юморе, его рано пробуждающийся интерес к животному миру, огромное значение игры для его развития… - все эти черты детской психики нашли свое отражение в отборе тем, образов, языкового материала».
В фольклоре каждому возрасту соответствуют свои жанры, свой репертуар. Как только ребенок научается говорить, начинает активно двигаться, он включается в процесс собственно детского творчества. Этому периоду детства свойственны считалки, дразнилки, заклички, скороговорки и т.д.
В этом же возрасте дети приобщаются к играм. Игры воспитывают чувство братского общения, товарищества. Одновременно это состязание в силе, ловкости, смекалке. В играх развиваются инициатива, организаторские способности, находчивость. Многие старинные игры включали в себя пение. Это украшало их, способствовало быстрому запоминанию, придавало им ритмическую слаженность. Вот один из примеров:
Грачи летят
Дети становятся в круг, один из них выходит на середину и поет:
Грачи летят, на всю Русь трубят:
Гу-гу-гу мы несем весну.
Он поднимает руки вверх, показывая, как летят грачи.
- Летят, летят! – кричат дети и поднимают руки.
- Журавли летят,
На всю Русь кричат:
Гу-гу-гу –
Не догнать нас никому
- Летят, летят!.. - повторяют все.
Поросята летят,
Полосаты визжат:
Хрю-хрю-хрю –
Надоело нам в хлеву.
- Летят, ле…! – ошибаются
некоторые из детей и
Кто ошибся, тот выходит из круга и дальше в игре не участвует. Игра продолжается, называются другие птицы и животные, например: синицы летят, воробьи летят, комары и медведи летят .
Известно, что существовала строгая возрастная саморегуляция в жизни деревенских ребятишек. Они объединялись в определенные группы, которые имели в некоторых местах и свои названия – «младшие», «середёны», «старшие». Здесь соблюдалось неписаное правило: что было дозволено одним, не дозволялось другим.
Есть жанры и для поры вступления в зрелость. Типичный жанр неженатой молодежи – хоровод. Его функция многозначна. Как драматизированное действо хоровод по происхождению связан с древней обрядностью, а затем стал излюбленной формой массового молодежного гуляния. В древности молодежи поручалась определенная миссия в земледельческой магии. Следы этого сохранились, например, и в форме вождения хороводов (многие рисунки хороводов близки древней символике космических сил: круг, спираль, волнистая линия…), и в самом отношении молодежи к хороводам как важному, обязательному и сокровенному, а не только развлекательному времяпровождению. Хоровод был своеобразной школой общения, выходящего за пределы семьи, школой пребывания на людях. Здесь вырабатывалась высокая культура поведения, красивого жеста, совместного пения. Девушки в праздничных костюмах демонстрировали свое рукодельное мастерство.
В игровых формах хороводных песен, чаще веселых, молодежь приобщалась к знанию самых главных сторон жизни, ее уклада. Многие хороводные песни содержали пересказ трудовых земледельческих процессов, например: «А мы просо сеяли», «Уж мы сеяли ленок». Другие подготавливали к будущему вступлению в брак – «Отдавали молоду на чужую сторону». Тема выбора пары нередко приобретала социально-сатирическое освещение, молодежь высказывала свое осуждение уродливым сторонам жизни: лени, пьянству, нервному браку, ханжеству церковников,… например «ай, во поле липонька», «Как под лесом, под лесочком». В этих песнях происходила психологическая подготовка и к тем трудностям, которые ждали молодых людей в жизни.
Воспитание подрастающих членов общины входило в повседневность с ее ритмом труда и праздника, с ритмом возрастных переходов. Дети были вовлечены в трудовую жизнь семьи. Девочка семи-восьми леи становилась нянькой своих младших братьев и сестер, и вот уже она сама – исполнительница колыбельных, пестушек, потешек…Мальчик того же возраста шел в подпаски и усваивал вместе с навыками труда навыки изготовления нехитрых пастушеских музыкальных инструментов и игры на них. Во многих обрядах дети принимали специальное участие – колядовали, закликали весну. В некоторых русских деревнях на свадьбе в ритуале продажи косы невесты участвовал ее брат, как бы молод или мал он ни был. Дети становились преемниками и носителями вековых традиций, и это активизировало их отношение к жизни.
Так, следуя укладу жизни общины, ее многовековым традициям, формировалась личность растущего человека; приобретал он и специальные навыки, без которых его существование было бы неполноценным и даже невозможным.
Фольклористы, этнографы, а также ученые-диктаты, занимающиеся исследованием процессов обучения, стремятся проникнуть в суть народной педагогики. В настоящее время возникло особое направление в педагогической науке – этнопедагогика, изучающая народный опыт воспитания детей. Так называется и специальное исследование Г.Н.Волкова, посвященное и этой отрасли науки, и сферам влияния народного воспитания, и фольклору как сокровищнице народной педагогики.
Неоценимы музыкально-педагогические достоинства фольклорного материала. Напевы народных песен рождались как естественные проявления психофизических возможностей человека, его природных физиологических возможностей.
Мелодический рисунок народных
песен органично связан с рельефом
выразительных интонаций
Все это справедливо по отношению к детскому фольклору всех народов. Кроме того, язык народной музыки с его самобытной ладовой системой, разнообразными типами ритмической организации прекрасно подготавливает детей к восприятию современной музыки. Вот почему наиболее эффективные методы музыкального развития детей во всем мире основываются на народной песне. Она в «простой и доступной ребенку форме передает высокие ценности искусства и национальной культуры» .
Педагогическая культура, ее сущность и содержание.
Педагогическая культура народа – это та сфера его материальной и духовной культуры, которая непосредственно связана с воспитанием детей. Она проявляется в колыбельных и игровых песнях, игрушках и детской одежде, в подвижных играх, в детском питании и правилах кормления детей, в детском фольклоре и во многих других элементах народной поэзии.
С возникновением воспитательно-образовательных учреждений и формированием науки о воспитании, педагогическая культура включает в себя и государственную систему народного образования, включая подготовку учителей, и педагогическое просвещение масс.
В педагогической культуре получила отражение эволюция педагогических представлений народа с древнейших времен до настоящего времени. В педагогической культуре глубокой древности монопольная роль принадлежала, бесспорно, матери. Уже самый процесс кормления первобытного младенца грудью – значительно более длительный, чем у животного, его тесная физическая близость к матери – были прообразом и началом контактов душевных, первых педагогических влияний.
Не только предметы ухода за детьми, но и само отношение к воспитанию претерпевают постоянную эволюцию вместе со всем материальным и духовным прогрессом общества. Каждому человеку свойственна инстинктивная, безотчетная любовь к своим детям. Инстинктивность в свою очередь порождает стихийный элемент в воспитании. Процесс воспитания может стать управляемым только при условии, если регулируемо чувство любви к собственным детям, и если оно учитывает интересы других детей, подрастающего поколения народа и страны в целом.
Любовь к детям может
Любовь к детям важнейший компонент педагогической культуры человечества, одновременно элемент педагогической культуры и человека. Педагогическая культура отдельной личности в цивилизованном мире не может измеряться любовью только к собственном мире. Эгоистическая любовь исключительно к своим детям как порождение семейного эгоизма была чужда народному воспитанию. Эволюция общественной жизни расширяет общественный кругозор людей, что влечет за собой повышение уровня и педагогической культуры. Высокий уровень педагогической культуры непременно связан с общественными интересами, предполагает беспокойство за судьбы всего человечества, за его будущее. Поэтому разумная любовь к детям при высокой педагогической культуре всегда деятельная, требующая участия каждого и всех в воспитании и перевоспитании подрастающего поколения, а также самовоспитания.
В сфере педагогической культуре народа нет взаимно однозначного соответствия между знаниями, с одной стороны, умениями и навыками – с другой. В народной педагогике не единичны случаи, когда люди приобретают умения, минуя знания. Это объясняется тем, что в народной педагогике не было теоретиков; народные педагоги были мыслящими практиками. Вместе с тем возможны несоответствия между знанием научной теории воспитания и педагогической деятельностью. Дело в том, что воспитательное влияние оказывается комплексно. Другое дело – обучение, когда новейшие технологии современной дидактики используются не только учителями, но и родителями, например, в подготовке детей к школе.