Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами народной педагогики
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2013 в 19:09, дипломная работа
Описание работы
Цель нашего исследования: педагогические условия эффективного использования средств народной педагогики в духовно- нравственном воспитании детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1) Выявить воспитательные возможности средств народной педагогики в духовно-нравственном воспитании детей младшего школьного возраста.
2) Определить показатели нравственной воспитанности младших школьников.
3) Разработать систему духовно-нравственного воспитания с помощью средств народной педагогики и использовать ее на практике.
4) разработать методические рекомендации по использованию средств народной педагогики в процессе духовно-нравственного воспитания в общеобразовательных учреждениях.
Содержание работы
Введение
Глава 1. Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста как педагогическая проблема.
§1.1 Понятие духовно-нравственного воспитания в современной педагогической теории и практике.
§1.2 Психолого-педагогические особенности младших школьников.
§1.3 Характеристика методов и приемов духовно-нравственного воспитания младших школьников.
§1.4 Педагогическая сущность и духовно-нравственный потенциал средств народной педагогики.
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по осуществлению процесса духовно-нравственного воспитания в начальной школе.
§2.1 Обзор практики использования средств народной педагогики в духовно-нравственном воспитании школьников в России конца XIX- XX вв. (Историография вопроса).
§2.2 Диагностика уровня сформированности нравственности младших школьников на традициях народной педагогики.
§2.3 Методические рекомендации по использованию средств народной педагогики в процессе духовно-нравственного воспитания в общеобразова-
тельных учреждениях.
Заключение
Список использованной литературы
Файлы: 9 файлов
Выводы по I главе:
Проведенный анализ исследований
позволяет сделать следующие
выводы:
- В педагогической науке нерелигиозное понятие «духовно-нравственное воспитание школьников» заключается в освоении в процессе обучения и воспитания мировоззренческих знаний и формировании соответствующих нравственных качеств в целях личностной самореализации, приобщения к культуре своей семьи, народа, мировоззренческой социально-культурной группы, социализации в современном обществе.
- Психолого-педагогические особенности младших школьников заключаются в появлении произвольного поведения, в основе которого лежат нравственные мотивы, формирующиеся в этом возрасте. Ребенок впитывает в себя моральные ценности, старается следовать определенным правилам и законам. В сознании ребенка закладываются определенные нравственные идеалы, образцы поведения. Ребенок начинает понимать их ценность и необходимость. Но для того, чтобы становление личности ребенка шло наиболее продуктивно, важно внимание и оценка взрослого. Значительную роль в установлении нравственных норм и развитии детских интересов играет учитель, хотя степень их успешности в этом будет зависеть от типа его отношения с учениками.
- Анализ классификаций методов и приемов нравственного воспитания позволяет нам выделить следующее: под методом воспитания понимают способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитуемых. Прием воспитания - часть общего метода, отдельное действие (воздействие), конкретное улучшение. Метод не должен применяться однотипно, шаблонно по отношению ко всем детям и в любой ситуации. Методы воспитания следует применять тактично. При подборе методов следует учитывать степень сложности формируемого нравственного качества. Применение методов нравственного воспитания требует терпения и терпимости. Методы применяются не изолированно, а в комплексе, во взаимосвязи. Основаниями для подбора методов, которые можно и целесообразно использовать в комплексе, служат ведущая воспитательная задача и возраст детей.
- Педагогическая сущность средств народной педагогики заключается в включении ребенка в различные виды деятельности (трудовую, празднично-игровую и т.д.) вместе со взрослыми.. Религиозные заповеди и запреты, соединенные с сохранившимися народными представлениями о совершенной личности, являются содержанием целей и задач воспитания, которые дошли до настоящего времени в виде заповедей, народной мудрости. Мудрость народного воспитания как исторически проверенного опыта должна стать основой современных учебно-воспитательных систем. Ведущей заповедью в этой системе является воспитание человека-патриота, носителя традиций и чаяний своего народа. Она выражается не только в описаний героизма людей, но и в поэтических описаниях родной природы, прославлении своей Родины, осуждении предательства, трусости и уклонения от исполнения гражданского долга. На примерах былинных героев: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович и другие защитники Отечества. Следующая заповедь народной педагогики — воспитание доброты и любви к людям. Многие библейские заповеди учат этому: "Возлюби ближнего своего, как самого себя, да благо тебе будет". Добрый человек обязательно должен быть скромным, кротким, миротворцем, видящим свои недостатки и не осуждающим других. Третья заповедь — воспитание трудолюбия. Народ всегда высмеивал лодырей, лежебок, бездельников. Особенно ярко эта заповедь выражена в народных пословицах: "Деревья смотри в плодах, а людей — в делах", "Под лежачий камень вода не течет".
Но одним из важнейших условий воспитания в народной педагогике считается доброе, уважительное отношение к ребенку.
- Анализ педагогической теории и практики позволил нам выделить следующие педагогические условия, которые способствуют духовно-нравственному воспитанию младших школьников средствами народной педагогики:
- учет индивидуальных, возрастных и регионально-этнических особенностей школьников.
- учет взаимодействия и взаимовлияния прогрессивных идей педагогики разных народов.
- ресурсное обеспечение образовательной среды современных школ. Восстановление национальных традиций невозможно без специальной подготовки учителя, который призван прививать школьникам уважение к общечеловеческим ценностям, к своему и другим народам, любовь к Родине, воспитывать толерантность.
Данные педагогические
условия требуют экспериментальной
проверки. Этому будет посвящена следующая
глава.
Информация о работе Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами народной педагогики