Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2013 в 19:09, дипломная работа
Цель нашего исследования: педагогические условия эффективного использования средств народной педагогики в духовно- нравственном воспитании детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1) Выявить воспитательные возможности средств народной педагогики в духовно-нравственном воспитании детей младшего школьного возраста.
2) Определить показатели нравственной воспитанности младших школьников.
3) Разработать систему духовно-нравственного воспитания с помощью средств народной педагогики и использовать ее на практике.
4) разработать методические рекомендации по использованию средств народной педагогики в процессе духовно-нравственного воспитания в общеобразовательных учреждениях.
Введение
Глава 1. Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста как педагогическая проблема.
§1.1 Понятие духовно-нравственного воспитания в современной педагогической теории и практике.
§1.2 Психолого-педагогические особенности младших школьников.
§1.3 Характеристика методов и приемов духовно-нравственного воспитания младших школьников.
§1.4 Педагогическая сущность и духовно-нравственный потенциал средств народной педагогики.
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по осуществлению процесса духовно-нравственного воспитания в начальной школе.
§2.1 Обзор практики использования средств народной педагогики в духовно-нравственном воспитании школьников в России конца XIX- XX вв. (Историография вопроса).
§2.2 Диагностика уровня сформированности нравственности младших школьников на традициях народной педагогики.
§2.3 Методические рекомендации по использованию средств народной педагогики в процессе духовно-нравственного воспитания в общеобразова-
тельных учреждениях.
Заключение
Список использованной литературы
Человечество не может сделать и шага вперед, не оглядываясь назад и не переоценивая заново все духовные ценности далеких и близких поколений. Путь к пониманию будущего любой науки, в том числе и педагогической, лежит через постижение ее настоящего и прошедшего. Духовные ценности, накопленные в древности, Гегель сравнивал с матерью-землей, от соприкосновения с которой наука, как Антей, обновляет свои силы.
Поэтому считается, что традиционность культуры, в том числе и педагогической, есть важнейший признак высокой культуры народа. Чем больше сохранившихся и широко бытующих древних традиций, чем внимательней к ним народ, тем выше его культура.
Высокие результаты воспитания детей
в народной среде – один из важнейших
предметов анализа
Народ, обладая непогрешимым нравственным чутьем, всегда критически относился ко всякого рода педагогическим новациям, отсеивая все, что не соответствовало его идеалам. Отечественная история педагогической мысли свидетельствует, что жизнеспособными оказывались лишь те педагогические идеи, которые были приняты и поддержаны народом. Одновременно высокая педагогическая культура народа – показатель высокой культуры народа в целом, первая имеет определяющее значение для последней. Самые усиленные попытки развить какие-то конкретные стороны культуры приводят обычно стать глобальным только при условии, если вся культурная работа опирается на высокую культуру воспитания подрастающего поколения.
Педагогические традиции и их место в духовной культуре народа.
Создание общей теории культуры и тем более ее общей истории невозможно без воссоздания подлинной картины истории воспитания, важнейшей из сторон педагогической культуры.
Между экономической жизнью общества и его духовной жизнью воспитание выступает как связующее звено. Этим объясняется и особенное положение педагогической культуры в целом материальной и духовной жизни народа. Педагогическая культура, глубоко проникающая как в материальную, так и в духовную культуру общества, служит мостом между ними. Преемственная связь между двумя сферами человеческой культуры обеспечивается именно педагогической культурой. Материальный прогресс общества находит отражение в духовном прогрессе общества. Материальный прогресс первичен, но это отнюдь не исключает обратного влияния духовного прогресса на дальнейшее усиление и ускорение материального прогресса.
Серьезнейшим стимулом в расцвете педагогической культуры является повышение внимания к народным традициям воспитания. Народная педагогика возникла как практика, как искусство воспитания, она древнее педагогической науки, всегда обогащала ее и, в свою очередь, сама обогащалась ею. Таким образом, получалось своего рода расширенное воспроизводство педагогической науки. Это постоянное взаимодействие обеспечивает прогресс педагогической культуры народа и общества в целом.
Первичными элементами народной педагогики были примитивные педагогические умения как зачатки педагогического искусства («ремесла»). На ранних ступенях воспитатели из народа, не зная еще науки, постепенно начинали опираться на передающуюся из поколения в поколение народную мудрость – начатки теории. Народная педагогика из-за отсутствия письменности и грамотности несла большие потери, мудрость распылялась, многие открытия делались заново тысячи раз. Отсутствие возможности концентрировать педагогические знания являлось препятствием в процессе педагогической культуры народа.
Для каждого человека имеет важное значение его близость к духовной культуре человечества. Чем дальше человек от этих духовных сокровищ, тем он стоит ниже как мыслящее и чувствующее существо. Чем прочнее духовные нити, связывающие человека со всем человечеством. Тем выше он как член человеческого общества. Любой зверь, родившийся и выросший в зоопарке, среди людей, становится, только в той или иной степени ущербным в отличие от своих вольных собратьев. Любое дитя человеческое вне человеческого общения, не сможет стать человеком, несмотря на все свои физические данные, сближающие его с предками.
Духовное богатство
Педагогическая культура является двигателем, приводящим в движение человеческий ум, использующим эту аккумулированную и концентрированную духовную энергию. Сохранение и развитие духовной культуры немыслимо без соответствующего педагогического прогресса. Чем эффективнее процесс воспитания, тем выше общий духовный прогресс личности, народа, страны и человечества в целом.
Уже в древнейших русских летописях в устном народном творчестве, особенно в сказках и пословицах, утверждается мысль о том, что человек воспитуем и обучаем, что самое ценное человеческое качество – добродетель, и ее надо прививать, ей необходимо учить, ибо причиной многих человеческих пороков является незнание, невежество. Поведение зависит от знания, а связующим звеном между знанием и поведением выступает воспитание. Следовательно, никакая человеческая добродетель невозможна вне педагогической культуры, являющейся чрезвычайно важным компонентом духовной культуры человечества. Соответственно педагогическая культура пользуется всеми важнейшими достижениями человеческой культуры – наукой, искусством. Особенность педагогического творчества состоит в том, что в процессе воспитания накопленные духовные богатства не только передаются из поколения в поколение, но и перерабатываются, совершенствуются, развиваются и обогащаются. Педагогический процесс, поэтому всегда означает одновременно и духовный прогресс в целом.
На заре зарождения человечества древний
человек знал только примитивный
труд и соответствующее ему
Народ в наиболее чистом виде представляют дети. Когда национальное умирает в детях, то это означает начало смерти нации. При наличии гармонии между национальным и интернациональном, чем больше национального в воспитании, тем культурнее, духовно богаче нация.
Ни один народ не исчезает бесследно. Духовный потенциал ушедших из истории народов сохраняется, живет и развивается в других народах. Народ не может умереть. Духовная преемственность родителей и детей, но по существу, конечно, несравненно сложнее: ни один народ не является потомком только одних или даже однородных предков. При благоприятных условиях даже казалось, исчезнувшие народы могут воспрянуть вновь. Воскреснут их герои, мифы и предания. Духовный заряд скифов, гуннов, аланов, половцев, хазаров, шумеров, печенегов сохраняется в русских, родственных и соседних с ними народах, сохраняется в человечестве как в единой многонациональной семье.
Жанры народного творчества
Эпохи, люди, их культуры неповторимы.
Каждая из них имеет свой характер,
свои уникальные черты. Удаленность древних цивилизаций во
времени не позволяет в точности воссоздать
их облик. Но почувствовать дыхание жизни
наших предков помогают нам народная культура,
народные традиции, выражающиеся в материальных
и духовных памятниках. “Ведь древние
цивилизации — не угасшие миры, свет от
них еще идет к нам. Их достижения — часть
современной культуры. Мы обращаемся к
ним не только ради эстетического наслаждения
шедеврами литературы и искусства. Уроки
прошлого призваны служить благородным
целям современности — взаимопониманию
и взаимообогащению народов и осознанию
себя наследниками общего богатства, накопленного
предшествующими поколениями”.
1.1. Определение народного
творчества
Народное творчество — художественное,
народное искусство, фольклор, художественная
творческая деятельность народа; создаваемые
народом и бытующие в народных массах
поэзия, музыка, театр, танец, архитектура,
изобразительное и декоративно-прикладное
искусство. В коллективном художественном
творчестве народ отражает свою трудовую
деятельность, обществ, и бытовой уклад,
знание жизни и природы, культы и верования.
В народном творчестве, сложившемся в
ходе общественной трудовой практики,
воплощены воззрения, идеалы и стремления
народа, его поэтическая фантазия, богатейший
мир мыслей, чувств, переживаний, мечты
о справедливости и счастье. Впитавшее
в себя многовековой опыт народа, народное
творчество отличается глубиной художественного
освоения действительности, правдивостью
образов, силой творческого обобщения.
Богатейшие образы, темы, мотивы, формы
народного творчества возникают в сложном
единстве индивидуального (хотя, как правило,
анонимного) творчества и коллективного
художественного сознания. Народ веками
отбирает, совершенствует и обогащает
найденные отдельными мастерами решения.
Коллективность народного творчества,
составляющая его постоянную основу и
неумирающую традицию, проявляется в ходе
всего процесса формирования произведений
или их типов. Этот процесс, включающий
импровизацию, её закрепление традицией,
последующее совершенствование, обогащение
и подчас обновление традиции, оказывается
чрезвычайно протяжённым во времени. Характерно
для всех жанров народного искуства, что
создатели произведения являются одновременно
его исполнителями, а исполнение, в свою
очередь, может быть созданием вариантов,
обогащающих традицию. Важен также теснейший
контакт исполнителей с воспринимающими
искусство людьми, которые сами могут
выступать как участники творческого
процесса. Следует также отметить и долго
сохраняющаяся нерасчлененность, высокохудожественное
единство различных жанров: в народных
обрядовых действах сливались поэзия,
музыка, танец, театр, декоративное искусство;
в народном жилище архитектура, резьба,
роспись, керамика, вышивка создавали
неразделимое целое; народная поэзия тесно
связана с музыкой и своей ритмичностью,
музыкальностью, и характером исполнения
большинства произведений, тогда как музыкальные
жанры обычно связаны с поэзией, трудовыми
движениями, танцами. Произведения и навыки
народной культуры передаются из поколения
в поколение.
1.2. Народное поэтическое творчество
(фольклор)
Фольклор — устное народное творчество:
сказка, героический эпос, пословицы и
поговорки, загадки, потешки, песни и др.
Особенностью фольклора является его
ярко выраженная региональная принадлежность
и историческая конкретность. Фольклор
как исторически-конкретная форма народной
культуры не остается неизменным, а развивается
вместе с народом, вбирая в себя все ценное,
что существовало ранее, и отображая новые
социальные изменения. Поэтому фольклор
всегда самобытен и современен. Именно
по этой причине он сохранил свою воспитательную
функцию и в настоящее время может использоваться
в учебно-воспитательном процессе, как
и во времена наших прабабушек.
Богатство жанров, тем, образов, поэтики
фольклора обусловлено разнообразием
его социальных и бытовых функций, а также
способами исполнения (соло, хор, хор и
солист), сочетанием текста с мелодией,
интонацией, движениями (пение, пение и
пляска, рассказывание, разыгрывание,
диалог и т. д.). В ходе истории некоторые
жанры претерпевали существенные изменения,
исчезали, появлялись новые. В древнейший
период у большинства народов бытовали
родовые предания, трудовые и обрядовые
песни, заговоры. Позже возникают волшебные,
бытовые сказки, сказки о животных, догосударственные
(архаические) формы эпоса. В период формирования
государственности сложился классический
героический эпос, затем возникли исторические
песни, баллады. Ещё позже сформировались
внеобрядовая лирическая песня, романс,
частушка и др. малые лирические жанры
и, наконец, рабочий фольклор.
Несмотря на яркую национальную окраску
фольклорных произведений разных народов
России, многие мотивы, образы и даже сюжеты
в них сходны.
1.2.1. Сказка
В народном творчестве сказка, вероятно,
самое большое чудо. Читая сказки, мы, сами
того не замечая, оказываемся во власти
вымысла. В сказках всегда повествуется
о чем-то невероятном, неправдоподобном,
но вместе с тем вымысел несет определенную
идею, обычно материализованную в гиперболических
образах: добро и зло ведут постоянную
борьбу. Сказка зовет на борьбу со злом,
с врагами Родины, отстаивать добро, справедливость.
В ней утверждение нравственного закона
жизни, предельно ясно выражены нравственные
принципы, нормы, эстетические идеалы.
Сказка помогает верить в силу добра, которое
побеждает не само по себе, а путем преодолевания
трудностей и борьбы со злом.
В сатирической сказке народ высмеивает
безделье, желание легко получить жизненные
блага, жадность и другие человеческие
недостатки. И наоборот воспевает удачливость,
находчивость, взаимопомощь и дружбу.
Получается, что сказка — правда и вымысел
одновременно. “Сказка — ложь, да в ней
– намек: добру молодцу – урок.”
Сказка имеет специфический языковой
стиль, которому характерны напевность,
повторы различных словосочетаний (жили-были;
в некотором царстве, в тридевятом государстве
и др.). Язык сказок очень красив: певуч
и поэтичен, содержит много метафор, сравнений,
а так же метких и поучительных пословиц
и поговорок. Все эти особенности делают
сказку незаменимым средством воспитания
и обучения детей разных возрастов.
1.2.2. Героический эпос
Героический эпос очень напоминает сказку,
но в отличие от нее в эпосе присутствуют
не вымышленные, а настоящие герои (Илья-Муромец,
Садко и др.). В эпосе народ воспевает храбрость,
мужество, любовь к Родине. Небольшое путешествие
в героический эпос познакомит детей с
историческими событиями давно минувших
лет, с героями этих событий. Дети узнают,
как относились к этим событиям наши предки,
ведь произведение всегда отражает душу
автора.
1.2.3. Афоризмы, пословицы, поговорки
Афоризмы, пословицы, поговорки — родник
народной мудрости. Они отражают быт, обычаи,
очень часто перекликаются со сказками.
Это поверенная тысячелетиями форма сохранения
в народе назиданий, нравоучений, поучений,
заповедей.
Пословицы не старина, не прошлое, а живой
голос народа. Народ сохраняет в своей
памяти только то, что ему необходимо сегодня,
завтра. Если в пословице говорится о прошлом,
оно оценивается с точки зрения настоящего
и будущего – осуждается или одобряется
в зависимости от того, в какой мере прошлое
соответствует народным идеалам, ожиданиям.
В пословице заключается народная оценка
жизни, наблюдения народного ума, утверждаются
общечеловеческие ценности:
Где работа, там и благо.
Не плюй в колодец — пригодится воды напиться.
Пословицы и поговорки украшают и обогащают
речь человека, расширяют словарный запас,
развивают воображение. Ведь чтобы использовать
простейшие пословицы или поговорки, ребенок
должен достаточно быстро оценить ситуацию,
как бы приложить ее к поговорке, снова
сравнить их соответствие и только тогда
высказать свое суждение.
Точность мысли и лаконичность изложения
позволяют быстро усваивать пословицы
и поговорки с раннего возраста, воспринимать
их не как пожелания, а как жизненную норму.
1.2.4. Загадка
Загадка — жанр народного творчества,
который, как пословицы и поговорки, также
относится к малым фольклорным формам.
Ценность загадок состоит в их образности,
художественности и поэтичности. Яркие,
конкретные, красочные художественные
образы загадок помогают по-новому взглянуть
на окружающий мир, развивают поэтический
взгляд на действительность, способность
анализировать ее и, следовательно, логически
мыслить. Благодаря таким поэтическим
средствам, используемым в загадках, как
метафора, метонимия, олицетворение, гипербола,
с самыми простыми предметами происходят
волшебные превращения: початок кукурузы
становится башней, морковь — девицей
с косой. Подчеркивая эту особенность
загадок, М.А.Рыбникова писала: "Загадка
— ключ словесного образа, зерно поэзии,
метафора"3.
Метафора и сравнение в загадках отличаются
от метафор и сравнений в других литературных
и фольклорных жанрах тем, что здесь они
даются в форме занимательной игровой
задачи, и внимание слушателя или читателя
специально направлено на необходимость
отгадки, сопоставления и сравнения. Следовательно,
сама художественная специфика загадки
является той ступенькой, которая поднимает
человека по лестнице, ведущей к пониманию
поэтического образа, развитию художественного
мышления и творчества.
Загадки по своему содержанию отражают
историю становления и развития народных
культур. В этом и состоит их особая ценность.
Они формируют первые представления о
единстве мира и его закономерностях.
В отличие от пословиц и поговорок они
направлены на нахождение тождества или
сходства различных предметов и явлений.
Загадки способствуют развитию памяти
ребенка, его образного и логического
мышления, умственных реакций. Загадка
учит ребенка сравнивать признаки различных
предметов, находить общее в них и тем
самым формирует у него умение классифицировать
предметы, отбрасывать их несущественные
признаки. Другими словами, с помощью загадки
формируются основы теоретического творческого
мышления.
В воспитательной работе с детьми можно
использовать и другие малые формы фольклора,
имеющие конкретные развивающие и обучающие
функции: скороговорки, чистоговорки,
используемые для выработки правильной,
фонетически чистой речи; считалки (элемент
игры); зазывалки (тип песенок).
1.3. Народная музыка (музыкальный
фольклор)
Народная музыка (музыкальный фольклор)
— вокальное (песенное), инструментальное
и вокально-инструментальное коллективное
творчество народа. Будучи достоянием
всего народа, музыкальный фольклор существует
благодаря исполнительному искусству
талантливых самородков (кобзарь, гусляр,
скоморох и др.). Истоки народной музыки
уходят далеко в прошлое. Музыкальные
традиции разных обществ, формаций исключительно
устойчивы, живучи. В каждую историческую
эпоху сосуществуют более или менее древние
музыкальные произведения, а также заново
создаваемые на их основе. В совокупности
они образуют традиционный музыкальный
фольклор.
Основной вид музыкального фольклора
— песни, эпические сказания (русские
былины), танцевальные мелодии, плясовые
припевки (русские частушки), инструментальные
пьесы и наигрыши (сигналы, танцы). Каждое
произведение музыкального фольклора
представлено целой системой стилистически
и семантически родственных вариантов,
характеризующих изменения народной музыки
в процессе её исполнения.
Жанровое богатство народной музыки —
результат разнообразия её жизненных
функций. Музыка сопровождала всю трудовую
и семейную жизнь крестьянина:
* календарные праздники годового земледельческого
круга (колядки, веснянки, масленичные,
купальские песни);
* полевые работы (покосные, жатвенные
песни);
* рождение, свадьбу (колыбельные и свадебные
песни);
* смерть (похоронные плачи-причитания).
Позднее наибольшее развитие в фольклоре
получили лирические жанры, где на смену
простым, коротким напевам трудовых, обрядовых,
плясовых и эпических песен или инструментальным
наигрышам приходят развёрнутые и подчас
сложные по форме музыкальные импровизации
— вокальные (русская протяжная песня)
и инструментальные.
Песня имеет ряд преимуществ перед другими
произведениями народного творчества.
Она выражает чувства в чистом виде, движение
души не притворное. Еще одно достоинство
песни — это всеобщность. Всякая народная
песня позволяет ее исполнителю вносить
в нее любые изменения, соотносить с самыми
разными ситуациями.
Много песен создано народом: постушки
и потешки, колыбельные, заклички, прибаутки,
небылицы. И воспитательные функции их
различны. Но общее — это эстетическое
воздействие музыки и слов, нравственное
влияние содержания, воспитание коллективизма
и душевной чуткости.
1.4. Народный театр
Народный театр, бытующий в формах, органически
связанных с устным народным творчеством,
зародился в глубокой древности: в играх,
сопровождавших охотничьи и земледельческие
праздники, содержались элементы перевоплощения.
Театрализация действия присутствовала
в календарных и семейных обрядах (святочное
ряженье, свадьба и т. д.). В процессе развития
в драматических действах усиливается
творческое, игровое начало: возникают
игры и представления, пародирующие свадебный
обряд (русская игра-комедия «Пахомушка»).
Подобные действа послужили основой для
дальнейшего развития народного театра
и драмы.
В народном театре различают театр живых
актёров и театр кукол, часто называвшийся
по имени героя представления (Петрушка
в России, Панч в Англии, Пульчинелла в
Италии, Кашпарек в Чехии и др.). Русскому
театру Петрушки были близки украинский
вертеп, белорусский батлейка. Многообразие
форм народного кукольного театра определялось
различием видов кукол, систем их управления
(тростевые куклы, марионетки — куклы
на нитках — и др.). Народные театры кукол
разыгрывали пьесы, пересказывающие сказки
и легенды, инсценировали «бродячие сюжеты».
К народному театру относят также балаганные
представления и так называемый раёк (показ
движущихся картинок в сопровождении
драматизированного текста).
Наиболее характерной особенностью народного
театра (как и вообще фольклорного искусства)
является открытая условность костюмов
и реквизита, движений и жестов; в ходе
представлений актёры непосредственно
общались с публикой, которая могла подавать
реплики, вмешиваться в действие, направлять
его, а иногда и принимать в нём участие
(петь вместе с хором исполнителей, изображать
второстепенных персонажей в массовых
сценах). Народный театр, как правило, не
имел ни сцены, ни декораций. Основной
интерес в нём сосредоточен не на глубине
раскрытия характеров действующих лиц,
а на трагичности или комичности ситуаций,
положений.
Народный театр знакомит маленьких зрителей
со словесным фольклором, развивает память,
образное мышление. Комические персонажи
высмеивают пороки людей, драматические
учат сопереживанию. Участвуя в своих
несложных постановках, ребенок учится
правильно и красиво говорить, произносить
речь перед публикой, преодолевать застенчивость.
1.5. Народный танец
Народный танец — один из древнейших видов
народного творчества. Танец был частью
народных представлений на праздниках
и ярмарках. Появление хороводов и других
обрядовых танцев связано с народными
обрядами (славянские хороводы, связанные
с обрядами завивания берёзки, плетения
венков, зажигания костров). Постепенно
отходя от обрядовых действий, хороводы
наполнялись новым содержанием, выражавшим
новые особенности быта. Народы, занимавшиеся
охотой, животноводством, отражали в танце
наблюдения над животным миром. Образно
и выразительно передавались характер
и повадки зверей, птиц, домашних животных:
якутский танец медведя, русский журавель,
гусачок и др. Возникают танцы на темы
сельского труда: латышский танец жнецов,
гуцульский — дровосеков, эстонский —
сапожников, белорусский лянок, молдавский
поамэ (виноград). В народном танце часто
отражены воинский дух, доблесть, героизм,
воспроизводятся сцены боя (грузинские
хоруми, берикаоба, казачьи пляски и др.).
Большое место в танцевальном народном
творчестве занимает тема любви: танцы,
выражающие благородство чувств, почтительное
отношение к женщине (грузинский картули,
русская байновская кадриль).
В народном танце всегда главенствует
ритмичное начало, которое подчёркивается
танцовщиком (притоптывания, хлопки, звон
бубенчиков). Многие танцы исполняются
под аккомпанемент народных инструментов,
которые танцовщики часто держат в руках
(гармошка, балалайка). Некоторые танцы
исполняются с бытовыми аксессуарами
(платок). Большое влияние на характер
исполнения оказывает костюм: так, плавности
хода русских танцовщиц помогает длинное
платье, прикрывающее ступни ног; характерное
движение в русском мужском танце — отбивка
по голенищу жёстких сапог.
Танец позволяет выработать пластичность,
особую координацию движений, приёмы соотношения
движения с музыкой. Дети учатся двигаться
ритмично, общению друг с другом в движении
(хоровод, ручеек).
1.6. Народные промыслы
К числу важнейших народных промыслов
России относятся гончарство, ткачество,
резьба художественная, роспись декоративная
(гжель, хохлома), ковка, литьё художественное,
гравирование, чеканка и т. д.
В отдельных чертах народного творчества
прослеживаются нормы труда и быта, культуры
и верования. Наиболее общим элементом
служит родившийся в древности орнамент,
который помогает достигать органичного
единства композиции и глубоко взаимосвязан
с техникой исполнения, чувством предмета,
пластичной формы, естественной красоты
материала. Представление о вещи в народном
промысле обычно не закрепляется в подготовительной
модели или рисунке, а живёт в сознании
и руке мастера; при этом результаты его
индивидуальной изобретательности, приводящей
к выработке наиболее рациональных приёмов
работы, должны быть приняты народным
коллективом. В силу этого закрепляемая
вековым отбором традиция претерпевает
постоянные, но лишь частичные специфические
изменения. Древнейшие предметы (напр.,
деревянные ковши в виде утки) могут быть
чрезвычайно близки к натуре; позднее,
сохраняя общую форму и образную основу,
сочетают их с веками выработанными приёмами
обобщения, декоративной стилизации, с
рациональным использованием технических
средств и материалов.
Народные умельцы с давних времен очень
ценились. Секреты своего мастерства передавали
из поколения в поколение, от отца сыну,
соединяя мудрость и опыт прошлого и открытия
настоящего. Дети с раннего возраста приобщались
к работе, помощи родителям.
Совместная работа помогает детям лучше
освоить ремесло, перенять опыт наставника
(родителей), прививает трудолюбие.
2. Принципы народной педагогики
2.1. Закономерности народных педагогических
систем
К числу общих закономерностей и характеристик
народных педагогических систем, дающих
возможность осуществлять "перенос"
знаний из одной этнической педагогики
в другую, относятся:
* наличие идеала личности, зафиксированного
в фольклоре, эпосе, мифологии и других
источниках народной духовной культуры
и представляющего систему общечеловеческих
ценностей;
* единство естественного механизма развития
народных педагогик, выражающегося во
взаимодействии социальных (общественных)
требований и народности;
* общность факторов воспитания, позволяющих
ребенку активно включаться в реальную
человеческую деятельность и общение
(природа, труд, игра и др.);
* общинно-групповой и гуманистически
направленный характер обучения и воспитания.
Эти закономерности и характеристики
составляют сущностное ядро народных
педагогик, общее для всех народов. В качестве
вариативных характеристик народных педагогик
различных этносов выступают природно-географические
условия и исторические особенности развития
народов, определяющие характер труда,
игр, праздников, традиций и обрядов, содержание
устного народного творчества, изобразительного
искусства и народных промыслов, специфику
отношений людей друг к другу и окружающей
природе.
В основу построения методики учебно-воспитательного
процесса, базирующегося на народной педагогике,
следует положить идеал личности как цель
воспитания и обучения. Этот идеал органически
включается в систему современных социальных
целей и выполняет по отношению к учебно-воспитательным
системам роль программы обучения и воспитания
и критерия эффективности данного процесса.
Механизмом, позволяющим включить народную
педагогику в современный учебно-воспитательный
процесс, является народная традиция.
Именно традиция выражает сущность народной
культуры и ее связь с социальными условиями;
она и в настоящее время несет те же воспитательные
и образовательные функции, что и многие
годы тому назад; она развивается вместе
с обществом и отмирает, если теряет свою
социально значимую основу.
2.2. Народная педагогика и этнопедагогика
Под народной педагогикой традиционной
культуры воспитания мы понимаем исторически
сложившийся опыт воспитания и обучения
детей, первоначально передаваемый от
поколения к поколению в устной форме,
а затем зафиксированный в письменных
памятниках в виде фольклора, героического
эпоса, легенд и преданий, свода правил
воспитания, правил поведения и т.д. Сам
же идеал представлен в сказках, пословицах
и поговорках (афористическая педагогика),
в традициях. Другими словами, народная
педагогика имеет в своей основе идеал
и средства его формирования. Она представляет
такую же объективную реальность, как
фактическая сторона исторического процесса,
история народа в целом.
А то общее, что характерно для традиционного
культурного воспитания народных педагогик,
сложившихся исторически у разных народов
и представляющих ядро, стержневую идею
его мудрости, и должно стать основой создания
этнопедагогики как науки о сущности народного
воспитания и способа его использования
в современных условиях. Именно здесь
и различаются два понятия народная педагогика
и этнопедагогика. Следовательно, этнопедагогика
— наука, не только изучающая народную
педагогику как реальность, но и вскрывающая
закономерности становления традиционных
культур воспитания в связи с развитием
экономических, духовных, социальных и
других общественных явлений, а так же
показывающая способы, пути ее функционирования
в современной учебно-воспитательной
системе в качестве их органической системообразующей
части.