Философия и эстетика японского сада

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 21:45, реферат

Описание работы

А как же делаются простые сады? В Средневековье была написана подробная инструкция для разбития сада. Ее можно представить следующим образом: «Возьми несколько самых простых, лучше всего вечнозеленых растений — бамбук, горную сосну, куст азалии. Позволь им соседствовать с камнем — шершавым и суровым; добудь горсть гравия, немного мха и лишайника. Не стремись к легкодостижимому великолепию красок. Остерегайся симметрии и назойливых прямых линий. Помни о воде: дай ей стекать свободно по камням или предоставь растениям возможность отражаться в ней. Смири гордыню и не пытайся преображать природу по своему вкусу, лучше поищи в самой природе присущую ей красоту и гармонию».

Содержание работы

Введение
1. Национальная культурная традиция. Особенности формирования традиционной японской эстетики
1.а. Общерегиональные особенности
1.б. Специфические японские особенности
синтоизм
Дзэн-буддизм
2. Традиционные японские искусства
2.а. Искусство чайной церемонии
2.б. Боевые искусства
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Философия и эстетика японского сада.docx

— 391.61 Кб (Скачать файл)

Философия и эстетика японского сада

Философия и эстетика японского сада

 





Японский сад  — это органичная часть всей японской культуры, в основании которой  лежит удивительный синтез национальной религии синто и особой разновидности  буддизма — философии дзен.

Дзен проповедовал неразрывное  единство человека с космосом, природой, духом. Японский сад воплощает одну простую и великую в своей  простоте идею — человек является частью природы. Поэтому японский сад  так же, как природа, не может быть ни «старым», ни «новым». 
Правила закладки японских садов, расположения всех элементов были сформулированы еще в Средневековье и остались незыблемыми до сих пор. Они развиваются, обогащаются, варьируются, но суть остается одной и той же: сад — это воплощение представлений о вечном, полное символических загадок и метафор. В японском саду нельзя бегать, завтракать или играть в мяч. Он создан для созерцания и медитации. 
 
Сад может состоять из нескольких камней и песка, а может — из одного дерева, стоящего одиноко и замысловато... Японский сад может иметь несколько шагов в длину и ширину, а может занимать огромную территорию. Для европейцев понятие «японский сад» — это прежде всего сад камней. Сады камней, или в терминологии дзен — «сухие» сады, появились как сады-абстракции, воплощающие эстетику и философию дзенбуддизма. Самый известный их них — сад камней при храме Реандзи в Киото: небольшое пространство, идеально ровное, усыпанное гравием, а из него вырастают камни. Камней 15, но, откуда бы вы ни смотрели, один всегда скрыт от глаз. Это — сад-загадка, который не терпит однозначных толкований, суеты и единственно верной интерпретации. В этом саду можно лишь молча смотреть и размышлять. 
Но это — высочайшая ступень искусства. 
 
А как же делаются простые сады? В Средневековье была написана подробная инструкция для разбития сада. Ее можно представить следующим образом: «Возьми несколько самых простых, лучше всего вечнозеленых растений — бамбук, горную сосну, куст азалии. Позволь им соседствовать с камнем — шершавым и суровым; добудь горсть гравия, немного мха и лишайника. Не стремись к легкодостижимому великолепию красок. Остерегайся симметрии и назойливых прямых линий. Помни о воде: дай ей стекать свободно по камням или предоставь растениям возможность отражаться в ней. Смири гордыню и не пытайся преображать природу по своему вкусу, лучше поищи в самой природе присущую ей красоту и гармонию».

 

 

 

 

 

 

Сад в японском стиле. Ч.5. Философия сада камней.

автор Фомина А.И., фото А. Власова

 
Камни учили меня молчанию.  
Камни учили меня терпению.  
Камни учили меня спокойствию.  
Камни учили меня созерцанию.  
Камни учили меня бесконечности мироздания. 
 
Настоятель дзенского монастыря.

На титульном фото - камень-божество ивакура в святилище Омива. Вот так благоговейно обвязывали «божественное чело» избранных камней японцы в древности.

Японцы считали, что те места, где много камней, избираются богами (ками) для своего пребывания. Камни этих мест являлись объектами особого поклонения, так как были, по убеждению японцев, священны, а, значит, - наиболее чисты и надёжны именно в силу пребывания там божеств.

Такое отношение  к камням привело к тому, что  эстетическая основа японских садов, появившихся  много лет спустя как вид искусства, стала формироваться в большей  степени камнями.

Особое значение камень приобрёл в эпоху Средневековья, когда  укоренялась культура дзен-буддизма. К новой религии японцы обращались с надеждой укрепить силу и дух  в периоды длительных междоусобных войн. Дзен-буддизм рождал новый вид сада, доведя символизм сада до абсолюта, где камню отводилась основная роль в передаче сущности мироздания.

Японское государство  находится на островах вулканического происхождения. Поэтому горами занята большая часть территории Японии, и вся жизнь коренного населения  тем или иным образом связана  с горами и камнями.

В японском искусстве герои  песен, стихов, живописных произведений – это зачастую холмы, скалы, священные  камни и священные горы. 
Талантливому японскому архитектору Кендзо Танге принадлежат такие слова: «Духовное влечение японцев к необработанным камням, первоначально питавшееся религиозными представлениями, характерно для всей истории Японии вплоть до наших дней. Оно проглядывает в использовании камней и валунов в строительстве и при устройстве садов. Создание каменных садов высокой эстетической ценности, полных символической многозначительности, когда несколько камней могут складываться в знак целой Вселенной, - важная часть традиционной японской садовой культуры. Таким образом, внушённое религией ощущение камня породило то, что мы можем назвать «искусство камня». Искусство камня, в свой черёд, вдохнуло в камни жизнь и дух, и этим лишь укрепило традиционное тяготение к ним».

Прекрасное объяснение японцем  сути отношения к камню в его  стране!

Отсюда становится понятным, почему каждый японский сад – это  в большей или меньшей степени  «сад камней», и почему камень по-прежнему остаётся главным компонентом создания японского сада и в настоящее  время.  
Об этом будем помнить и мы при создании сада в японском стиле.

Выбор камней для  японского сада


Прежде чем приступать к материальному воплощению проекта сада, нужно определить: какими будут камни вашего сада, где вы их возьмёте в необходимом количестве.

Причём, камни для сада должны отвечать определённым требованиям:

  • соответствовать стилю композиции сада, не споря друг с другом по цвету, структуре, происхождению;
  • форма и размер камней должны быть правильно определены в соответствии с концепцией вашего сада.

Чтобы сад в японском стиле  состоялся и стал «частью Вселенной», нужно понять природу и характер главного героя сада – камней, которые  будут жить в этом саду.

Осознать природу камней можно только тогда, когда начинаешь  с ними работать. Так случилось  и со мной.  
По настоящему понятным стало для меня трепетное отношение японцев к камням не тогда, когда я снова и снова перечитывала соответствующие тексты и вглядывалась в фотографии. Понятным это стало тогда, когда я физически соприкоснулась с камнями, пытаясь найти каждому экземпляру именно его место в саду. Сначала - не очень успешно. Помогло то, что я часто выезжала на природу и присматривалась к камням, изучая их непохожесть и своеобразие, пытаясь понять характер каждого камня.

Постепенно ко мне стало  приходить понимание природы  камней и их индивидуальности. Однажды  я вдруг почувствовала в них  Время.  
Это стало началом моего диалога с камнями. 
Пришло полное понимание фразы, которой японцы называли монахов– создателей садов: «монахи, договаривающиеся с камнями».  
Действительно, с камнем можно «договориться». Но это получится только тогда, когда поймешь его природу, свойства, характер. И только тогда камень разрешит вам свободное обращение с ним.

Наступило время, когда каждому новому камню в нашем саду сразу же находилось именно его место. Этому  способствовал предварительный  «диалог» с камнем - изучение со всех ракурсов его цвета, свойств, фактуры. Самое главное в такой «экспертизе» - определение «лица» и «верха»  камня.

То есть, нахождение самой  интересной его стороны, которой  мы будем любоваться в саду - стороны, которой камень будет «смотреть» вверх. Наиболее значимые стороны камня  – его «лицо» и «макушка» - должны быть органично вписаны в окружающую камень среду.

Таким образом, художник сада, приступая к работе с камнями, должен постараться понять характер камней, их возможности. Это позволит выполнить наиболее интересные, выразительные  композиции из камней, органично вписывая их в общую канву сада.

В начале создания своего сада в японском стиле я и не предполагала, что именно камни помогут мне  многое переосмыслить, приблизиться к  осознанию понятий вселенской тишины, гармонии, бесконечности мироздания. 
Позже у меня родились строки: 
 
Прижились камни 
В моём саду. Покрылись 
Мхом густым. 
Вместе с ними слагаю 
Песнь Тишины…

Применение камней в японском саду


Применение камней в японском саду весьма обширно. Это построение из них интересных композиций; оформление водоёмов; создание дорожек, мостов и  мостиков, подпорных стенок. Это  и создание из гравия символических  водных ландшафтов, а также использование  каменных фонарей и пагод.

Чтобы композиция из камней была сбалансирована, в Японии применяется  приём её построения в форме соразмерного треугольника. Причём, это касается не только каменных композиций.

В каждой композиции сада (будь то кустарниковая, древесная или  композиция с архитектурными формами) баланс достигается, в том числе, и за счёт вписывания элементов сада в сомасштабный треугольник, где обязательно будет главный элемент и один или несколько подчинённых.

Этот канонический приём  несёт красоту и гармонию одновременно.  
Но в каждом конкретном случае, конечно же, могут быть отступления от канонических норм.  
Соблюдение других основополагающих приёмов и принципов создания садов в японском стиле сделает эти отступления незаметными.

 
Хорошим тоном в Японии считается использование камней именно той местности, где сад создаётся.

Мне приходилось слышать  мнение ландшафтных дизайнеров, что  цвет камня при создании сада в  японском стиле должен быть только таким, как в Японии. Я позволю  себе с этим не согласиться. И вот  почему. 
 
Встречается довольно много людей, которым философия и культура стран Дальнего Востока стала понятна и близка. Проникшись идеями этой культуры и знаниями о ней, человек решает создать такой сад в японском стиле. Но, увы, камней, строго соответствующих по цвету и форме японским, рядом нет, а везти их издалека нет средств.

И что же, по этой причине  человек он не должен создавать японский сад? Мне эта позиция кажется  абсурдной.  
Человек, которому близка и понятна философия и культура японских садов, вполне может создать сад в японском стиле и с теми камнями, которые есть в его местности. Причём, образ его сада может больше соответствовать японскому, нежели там, где в точности подобран цвет камня, но не воссоздан философский дух японского сада.

Если в своё творение (например, тропинку в саду или водопад, холм-«гору») вы вложите настоящую творческую энергию, то человек, идущий по вашей  тропинке или созерцающий композицию из камней, обязательно почувствует  эту энергию. Она ощутима в  садах Японии вне зависимости  от цвета камня. И тогда посетитель сада испытывает незабываемые состояния  души.

Аналогичные ощущения возникают, когда мы смотрим на прекрасное живописное полотно или скульптуру. Невозможно безучастно смотреть на полотна Репина, да Винчи или скульптуры Родэна, читать Ахматову или японские танка и хайку. Нас не оставляет равнодушными мощь творческой энергии, вложенная в эти произведения великими авторами.  
То же самое происходит, когда человек находится в саду, созерцая творения художника сада, вложившего в него энергию своего духа и мысли, энергию творческого вдохновения.

В современной Японии, наряду с традиционными формами, успешно  применяются и новые формы  создания садов камней.  
При этом изощрённость ума японских мастеров находит чудесные варианты, которые в очередной раз заставляют удивляться этой изощрённости. 
 
Сад Кензо Кума «Дом и вода» создан согласно классическим японским традициям: остров из каменных глыб в центре водоёма; форма камней также традиционна.

Композиция каменной группы построена  в форме соразмерного треугольника.

Но уникальность этой композиции в том, что состоит она из камней, сделанных из горного хрусталя. Немного воображения – и перед нами картина, дорисованная лучами закатного солнца.

Лучи света, отразившись  от хрустальной поверхности камней, феерическими брызгами рассыпаются  по водной глади и в окружающем пространстве.

Единственное, на мой взгляд, нетрадиционное в этом саду - именно эта фееричность и то, что такой  сад может быть и у Хозяйки  Медной горы на нашем седом Урале, и во владениях Снежной Королевы…  
То есть, увидев такой сад в другой стране, не представляется возможным определить его как японский.  
 
Конечно, новое время вносит новые ритмы. Но мне больше по сердцу те японские сады, которые несут в себе эстетику хэйянского периода с его ключевым понятием «мононо аварэ» - «красота с лёгким привкусом меланхолии»; те японские сады, которые несут эстетику дзен-буддизма; сады камней, пробуждающие мысль, приближающие к истине бытия.

Расстановка камней в японском саду


Искусство расстановки камней – «сутэ-иси» считалось главным в работе создателя сада.

Настоятель дзенского монастыря когда-то сказал: «..В моём саду камней поселилось всё мироздание разом и только ждало, когда пытливый глаз откроет его и войдет в него, чтобы стать частью его…».

Удивительные слова, раскрывающие силу глубинной философии камня! 
Приблизившись к её пониманию, мы сможем приоткрыть завесу великих тайн мироздания.

Правила расстановки камней в японском саду описаны во многих книгах и журналах. Поэтому в рамках данной статьи мы это подробно разбирать  не будем. 
Главное на первом этапе - понять значимость камней для сада в японском стиле, понять философию сада камней. Придёт такое понятие - и тогда всё остальное станет делом техники.

Информация о работе Философия и эстетика японского сада