Философия и эстетика японского сада

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 21:45, реферат

Описание работы

А как же делаются простые сады? В Средневековье была написана подробная инструкция для разбития сада. Ее можно представить следующим образом: «Возьми несколько самых простых, лучше всего вечнозеленых растений — бамбук, горную сосну, куст азалии. Позволь им соседствовать с камнем — шершавым и суровым; добудь горсть гравия, немного мха и лишайника. Не стремись к легкодостижимому великолепию красок. Остерегайся симметрии и назойливых прямых линий. Помни о воде: дай ей стекать свободно по камням или предоставь растениям возможность отражаться в ней. Смири гордыню и не пытайся преображать природу по своему вкусу, лучше поищи в самой природе присущую ей красоту и гармонию».

Содержание работы

Введение
1. Национальная культурная традиция. Особенности формирования традиционной японской эстетики
1.а. Общерегиональные особенности
1.б. Специфические японские особенности
синтоизм
Дзэн-буддизм
2. Традиционные японские искусства
2.а. Искусство чайной церемонии
2.б. Боевые искусства
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Философия и эстетика японского сада.docx

— 391.61 Кб (Скачать файл)

Рассмотрим некоторые основные правила работы с камнями: 
 
*Если вы создаёте композиции из групп камней, то они составляются в основном из нечётного количества камней (три, пять, семь).

*Устанавливая камень на  постоянное место, его надо  углубить, так что он должен  врасти в землю и соединиться  с ней, но не лежать на  поверхности.  
Глубина, на которую вкапывают камень в землю, зависит от характера рельефа: на плоском месте углублять камень нужно значительно меньше, нежели на склоне.

*При установке камней  главный принцип достижения баланса  – расстановка их в форме  соразмерного треугольника, где  главный камень («сюсеки») должен быть грамотно соотнесён с первым второстепенным («фукусеки») и вторым второстепенным («киакусеки»).  
Другими словами, в группе не должно быть камней одинакового размера. Иначе композиция из камней будет неинтересной и скучной.

*Для баланса энергии Инь-Ян, расположенных горизонтально камней должно быть больше, чем вертикальных. Потому что окружающих вертикальных линий в каждом саду довольно много (вертикали заборов, деревьев, строений). Их перевес будет нарушать гармонию, вызывая ощущение тревоги.  
Но в каждом конкретном случае могут быть и исключения. Главное - соотнести вертикали и горизонтали сада в разумном балансе.

*Камнем можно изменить  очертания водоёма, если по  какой-то причине он перестал  вас устраивать. Для этого вы  можете красиво «вживить» камень  нужного размера в береговую  линию. От величины и формы  камня будет зависеть новая  линия берега. 
*Создавая дорожки из камня, учитывайте, что на них в саду возложено несколько функций одновременно.

Дорожки и мосты  из камня в саду


Дорожки в японском саду символизируют  дороги жизни, путешествие по жизни. Они соединяют различные Картины  Сада и его точки в единое целое. Дорожки указывают путь, по которому мы можем пройти к каждой Картине  Сада. Но, в то же время, зачастую главная  функция дорожек – это основа пути. А основа должна быть прочной, удобной, красивой. 
Поэтому к обустройству дорожек нужно подходить серьёзно, начиная с тщательно продуманного эскиза линий дорожек до расположения камней в дорожке. Ведь, изменив только разворот камня, мы можем изменить ощущение движения энергии по дорожке. 
 
Дорожки в саду японского стиля не должны быть прямыми или чёткой геометрической формы.

Плавными, мягко-извилистыми линиями  дорожки будут подводить нас  к той или иной точке обзора сада.  
Дорожки не должны «кричать» о своей красоте или оригинальности материала, из которого они сделаны, а должны стать неотъемлемой, гармоничной частью общей композиции.  
От того, насколько правильно вы устроите дорожку в саду, будет зависеть и степень удобства передвижения по ней.

Из камня в саду могут  быть сделаны и мосты, которые, как  и дорожки, играют несколько ролей  одновременно. Мосты являются продолжением дорожки, соединяют два берега, могут  быть основой какой-то композиции сада.  
Мост в японском саду - это символичный элемент. В зависимости от общей концепции сада, он может означать переход от одного периода жизни к другому, из одной среды в другую, из настоящего в неизвестность.

В Японии очень ценятся  мосты из цельной природной глыбы. Особое очарование саду в японском стиле придадут мосты выгнутые, с  красивыми природными вертикальными  камнями на разных берегах у начала моста.  
Но опять-таки, должна быть мера во всём - представьте себе большой мост на площади маленького сада… 
А вот небольшой оригинальный мостик из природных камней можно вписать практически в любую площадь сада, оформив его соответствующими растениями, камнем, гравием, фонарём. 
В японских садах распространено применение камня и в виде фонарей, пагод.

Символизм сада камней


Очень важным моментом создания сада в японском стиле является правильная компоновка камней и растений. Мы должны соединить их так, чтобы ни у кого не вызывало сомнений - камень этот лежит  здесь всю его каменную жизнь, символизируя постоянство Вселенной. А вот растения периодически сменяются, так как они символизируют  природное непостоянство, изменчивость жизни.

Прекрасно получится это  совмещение, если «подсмотреть» подобные образцы у живой природы: в  лесу, на берегу озера, в горах.

В Японии ценят камни не только за природную красоту, но и  за их чистое звучание.  
«Какая ерунда!» - скажет на это европеец, а японец поведает целую поэму о «звучании» каждого камня.

Концепция сада диктует необходимость  применения камней одного типа или  нескольких различных типов. Если художник сада воплощает одну конкретную идею, то обычно применяются камни одного типа. Но жизнь человека настолько  разнообразна, что, создавая сад, символизирующий  Путь, дизайнеру приходится символически воплощать несколько идей одновременно. И тогда мастер сада использует для  этого камни разных типов.

Так, например, в нашем  японском саду для создания композиции холм нашей Юности мы использовали островерхие, небольшие камни, в которых довольно просто угадать бескомпромиссность и «колючесть» юного возраста.

А вот композиция «гора»-водопад символизирует умудрённый опытом зрелый возраст, образ нашей сегодняшней жизни. Камни для создания этой композиции были использованы совсем другие - со «спокойными», но мощными «вершинами», глядя на которые ощущаешь силу духа и влияние Времени.

Камешки, которыми оформлено  наше «озеро» и его берега - разные по цвету и весёлые в своей  основе, потому что это символ рождения нашей светлой и весёлой внучки.

Таким образом, решив создать  сад в японском стиле, мы знакомимся с философией камня в японском саду, его значением, символизмом. Эти  знания дают нам возможность грамотно сформировать сад в японском стиле  далеко за границами Японии.

 

Сотворив затем чудо в  камне, можно будет применить  к своему саду в японском стиле  слова настоятеля дзенского монастыря:

«…Сосредоточившись  на неподвижном, я ощущал движение высших ритмов, я слышал мелодии Вселенной  и созерцал всю бескрайнюю Вселенную  разом!!!»

Я от всей души желаю вам  успехов в этом благородном и  прекрасном деле. 

А.И. Фомина, ландшафтный дизайнер (г.Тольятти)

 

http://www.gardenia.ru

 

 

 

 

Приёмы создания японского сада 

 

Один из основных и обязательных приёмов, используемых при созданиияпонских садов – применение теории Ян-Инь.

Мудрецы и философы древнего Востока  осознали, что всё во Вселенной  подчинено действию положительных  и отрицательных начал. Они создали  теорию Ян-Инь - теорию единства противоположностей; но не в смысле «хороший-плохой», а какравноценное определение противоположных качеств. Эти начала взаимосвязаны, в идеале– уравновешены.

Уже в VI веке до нашей эры  основатель даосизма Лао-Цзы учил, что  равновесие мира основано на взаимодействии двух противоположных начал: мужского Ян и женского Инь; на гармонии и противоборстве света – Ян и тьмы –Инь, активности – Ян и пассивности – Инь.

По учению Лао-Цзы, жизненная энергия ЦИ в соединении с Ян-Инь составляет гармонию мира.  
Изначально иероглиф Ян означал свет солнца, Инь – его отсутствие, темноту. Позже они стали означать космические принципы мироздания, обозначая всё противоположное.

Очень важно правильно  понять смысл этой теории, потому что  ни один восточный сад не создавался без её применения. Поэтому эти  сады так гармоничны и привлекательны. Формирование садов Японии по такому принципу сделало их необычайно популярными во всём мире именно в наше безумно урбанизированное время. Когда уставший от жизненной гонки современный человек захотел остановиться, отдышаться, присесть отдохнуть и, созерцая Красоту, пронизанную гармонией Ян-Инь, попытаться разобраться в смысле этой гонки. А если он уже созрел (или, как говорят на Востоке, - встал на Путь), то разобраться и в смысле своей жизни, и в смысле Бытия вообще.

В основу создания проекта нашего сада в японском стиле, конечно же, положена теория Ян-Инь. Она позволяет создавать гармоничные композиции, что ведёт к гармонии всего сада в целом . 
Поскольку наш сад (холмистый сад) - Ян, значит, его вторая половина - Иньдолжна быть открытым пространством; у нас это водоём. Согласно Ян-Инь, у водоёма один берег обрамлён холмом («горой»), а другой - плоский.

Для понятия сущности теории Ян-Иньочень характерен такой пример.  
Сделали мы мостик из плоских камней (Инь) через ручей на ровном берегу водоёма. Казалось, что всё выполнено правильно. Но явно чего-то не хватало.  
Налицо был избыток Инь-элемента, и значит, его обязательно нужно было уравновесить Ян-элементом. И тогда рядом с мостиком мы поставили вертикальный камень – Ян. Стало ясно: вот элемент, который внёс гармонию в слишком плоскую иньскую композицию, уравновесил её.  
И так - во всём! Широкий, мощный лист лаконоса, а рядом – изящные листочки пиона разрезанолистного. Можжевельник обыкновенный «Хорстман» причудливой формы, а рядом - прямые ветви ивы корзиночной. Извилистые, повислые ветви ивы Матсуданы, а под ней примостилась вейгела со своими прямыми ветвями и крупными листьями (кстати, такой симбиоз оказался неожиданно выгодным для обеих: они в моём саду не подмёрзли без укрытия даже в суровую зиму 2005-2006 годов).

Гармония Ян-Инь сада – это ритмичное чередование плоскостей и растительных масс, сочетание плавной береговой линии водоёма и островерхих холмов-«гор», крупных листьев и мелких, большого и малого. Равновесие, баланс контрастов во всём.

Второй приём, используемый при создании японских садов - в малом добиваться большого .

В применении этого приёма японцам нет равных в мире. Для  них миниатюрный сад – это способ показать необъятность мироздания на очень маленькой территории.

 
Японские архитекторы Кадзуэ Сэдзима и Рюэ Нисидзава: «Сад с одним деревом».

Самые знаменитые миниатюрные  сады находятся именно в Японии. Причём, современные дизайнеры и  архитекторы с великим мастерством  используют этот приём и сегодня. Кадзуэ Сэдзима и Рюэ Нисидзава создали «Сад с одним деревом».  
Одинокое дерево в определённой городской среде… Оно необыкновенно живо, и выразительно. Оно заставляет человека мыслить. Каждый дорисовывает по-своему картину этого минималистского сада.  
Здесь налицо ещё одна замечательная особенность японских садов – сделать зрителя собеседником, соавтором сада.

Третий приём, используемый при создании японских садов - главное отличать от второстепенного .

В японском саду главное –  не количество высаженных растений или  архитектурных элементов, а то, какую смысловую нагрузку они будут нести, как будут воздействовать на человека, как будут раскрывать основную идею сада.

Принципы создания японского сада


При создании сада в японском стиле нужно обязательно руководствоваться  следующими принципами:

*главный принцип – подражание природному ландшафту;

*принцип неравенства, отсутствие симметрии, параллельности;

*принцип неповторяемости элементов композиции сада;

*принцип незавершённости;

*всё, что можно пересчитать, не должно быть в чётном количестве.

Каждый из принципов создания японского сада характерен для мира живой природы, в котором мы не увидим два абсолютно одинаковых, симметричных или параллельных дерева. Не увидим остановившийся в своём  развитии природный ландшафт.

Всё в природе течёт и изменяется. Так должно быть и в саду.

Сад в японском стиле интересен  ещё и тем, что может быть создан на затенённом участке, так как многие его растения теневыносливы или  тенелюбивы. Хосты,роджерсии, тсуга, микробиота, магония падуболистная, мхи, папоротники,барвинки и т.д. Для мхов же, тень и влага – необходимая среда обитания, где они хорошо чувствуют себя и выглядят удивительно красиво. Но красоту мхов нужно понять. Лично мне она раскрылась не сразу. Когда же поняла, какое это чудо - мох, - то укоризненно подумала: как раньше я могла этого не замечать? 
 
Если у вас тенистый участок или его часть – там место вашему японскому садику. Расположение же некоторых архитектурных элементов просто требует таинственного затенения. Но желательнее, всё-таки, расположить сад в японском стиле на востоке или юго-востоке участка.

Сад Картин


Сад в японском стиле – это Сад Картин.  
Это означает, что каждая отдельная композиция сада должна быть завершённым самостоятельным элементом. Например, холм, водоём, дорожка, группа растений и т.д.. Все они, пространственно перетекая друг в друга и гармонично сочетаясь, должны создавать единую картину сада.  
 
Самостоятельными «картинами» в нашем саду стали:  
- холм нашей Юности; 
- холм умудрённой опытом Зрелости; 
- холм, поросший лимонником; 
- садик хост; 
- голубой садик. 
 
Картина «озера» - светлый символ рождения нашей внучки - особо любима всеми. Как и остров Черепахи, омываемый с двух сторон ручьями, и небольшой водопадик. 
Проникая друг в друга растениями, дорожками, камнями, архитектурными элементами, все эти отдельные «картины» объединяются и образуют единую картину сада.

Информация о работе Философия и эстетика японского сада