Философия и эстетика японского сада

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 21:45, реферат

Описание работы

А как же делаются простые сады? В Средневековье была написана подробная инструкция для разбития сада. Ее можно представить следующим образом: «Возьми несколько самых простых, лучше всего вечнозеленых растений — бамбук, горную сосну, куст азалии. Позволь им соседствовать с камнем — шершавым и суровым; добудь горсть гравия, немного мха и лишайника. Не стремись к легкодостижимому великолепию красок. Остерегайся симметрии и назойливых прямых линий. Помни о воде: дай ей стекать свободно по камням или предоставь растениям возможность отражаться в ней. Смири гордыню и не пытайся преображать природу по своему вкусу, лучше поищи в самой природе присущую ей красоту и гармонию».

Содержание работы

Введение
1. Национальная культурная традиция. Особенности формирования традиционной японской эстетики
1.а. Общерегиональные особенности
1.б. Специфические японские особенности
синтоизм
Дзэн-буддизм
2. Традиционные японские искусства
2.а. Искусство чайной церемонии
2.б. Боевые искусства
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Философия и эстетика японского сада.docx

— 391.61 Кб (Скачать файл)

В Саду Картин обязательно  должны быть точки обзора. Ибо «картинами» мы должны любоваться, неспешно гуляя по саду и останавливаясь в местах, откуда открываются особоинтересные виды. Точкой обзора может быть:  
- большой камень на развилке дорожек; 
- старинная скамья под раскидистым деревом; 
- место на берегу водоёма; 
- обязательно - место для просмотра водопада и место, где мы будем слушать его «пение».

При формировании японского  сада главной подсказкой правильности созданной детали сада, композиции или сада в целом должно стать  чувство, идущее из глубины души. Если душа говорит: «Этот элемент стал частью Вселенной!», - значит, вы правильно сотворили (от слова «творчество») отдельный уголок сада или сад в целом.  
Достичь этого можно, создавая в саду настроение «сладостности старины». Это придёт со временем. Но такая задача изначально должна стоять перед вами, если вы хотите максимально приблизить свой сад к понятию «японский сад».

 

 

 

 

 

Композиционное  построение

автор Фомина А.И., фото А. Власова

Прежде чем приступать к детальной проработке проекта  сада в японском стиле, нужно определить вид композиции вашего будущего сада.

Композиция сада – это соотношение и эстетическая взаимосвязь всех элементов сада: растений, воды, камней, скульптуры, архитектурных элементов.

Какой именно может быть композиция в вашем саду, вы сможете определить, детально проанализировав:

  • рельеф местности;
  • площадь участка;
  • создаёте ли вы сад в японском стиле на базе уже существующего сада или на новом участке;
  • микроклимат участка.

Знания о характере  микроклимата также очень пригодятся, когда вы начнёте формировать  растительную составляющую вашего сада.

Сад в японском стиле по традиции должен иметь форму, приближенную к квадрату или прямоугольнику.

Размер участка под  сад особого значения не имеет: японские сады тем и хороши, что могут быть созданы даже на очень маленькой площади.

Итак, вы проанализировали рельеф, размер, микроклимат вашего участка. 
Какой же вид композиции выбрать для сада?

КОМПОЗИЦИОННОЕ  ПОСТРОЕНИЕ ЯПОНСКОГО САДА


В зависимости от рельефа , японский сад может быть:

  • плоский – хиранива;
  • с холмами – цукияма.

Если вы хотите создать  сад холмов, а участок у вас  плоский - нужно будет продумать  план его землеустройства.  
Например, та часть нашего существующего сада, куда мы решили «вписать» сад в японском стиле, была абсолютно плоской. Но мне очень хотелось сделать сад на холмистой местности.  
Главное – захотеть... И тогда наш плоский сад стал приобретать другой вид: в нём появились «холмы», которые теперь постепенно покрываются соответствующей растительностью. Гуляя по дорожкам между «холмами», испытываешь совсем другие ощущения, нежели прогуливаясь по плоской местности. 
Это, конечно, сугубо личное мнение. Но холмистый характер сада, бесспорно, позволяет создавать интересные, более фактурные композиции.

По степени сложности , композиция японского сада может  быть:  
- полная, объёмная - «СИН»,  
- полусокращенная, неполная - «ГЕ»,  
- сокращенная - «СО».

Полная степень  «СИН» - это самая развёрнутая форма сада, включающая в себя большой ассортимент композиционных элементов. В таком саду есть место и деревьям, и камням, и цветам, и мху, и водопадам, и песочным отмелям, и набору архитектурных форм.

Полусокращённая степень «ГЕ» состоит из половины садовых элементов. Но сочетаться между собой они должны так же гармонично, создавая в саду ауру покоя, единства всей композиции и той особой силы и энергии, которая характерна для японских садов.

Сокращённая степень  «СО» определяет более сжатую форму сада. Здесь используют небольшое количество компонентов. Но эта форма является и самой сложной в исполнении, потому что отсутствующие элементы сада всё-таки должны подразумеваться, присутствовать незримо. Смысловая нагрузка имеющихся элементов сада от этого очень увеличивается. Поэтому художник сада, выбрав данный вид композиции, должен очень серьёзно подойти к выбору элементов сада. Подбирать и компоновать их нужно с учётом особой силы энергетического воздействия этих элементов на человека.  
Пример садов с одним или несколькими элементами – сад камней, сад водопадов, сад мхов. По исполнению они считаются самыми сложными, потому что у художника такого сада в арсенале очень небольшой набор компонентов. И, тем не менее, он должен суметь заставить звучать их выразительно и гармонично, создавая представление о полноте мироздания в соответствии с традициями японского садового искусства.

Если площадь вашего сада маленькая, то лучше применить форму  «СО» - сокращенную, так как ограниченное количество элементов на маленьком  участке будет выглядеть более  выразительно. Но при этом нужно  внимательно ознакомиться с особенностями  и правилами построения данной формы  композиции.  
Если вы начинающий художник сада, то лучше форма «ГЕ» - полусокращённая, так как с небольшим набором элементов вам будет гораздо проще разобраться.

Виды композиции японских садов


Изначально сложилось 2 вида композиции японских садов:

- «одинокая» - с выделением главного «героя», в качестве которого может выступать любой архитектурный элемент или скульптура – скала, водопад, пагода, статуя, фонарь (особенно пьедестальный). Этот вид композиции больше подходит к рельефным местностям.

- «групповая» - в ней сосредоточено большое количество элементов, среди которых нельзя выделить главного. Этот вид композиции чаще применяется на открытых местностях.

В «групповой» композиции японского сада р асположение предметов может быть:  
1 - свободное;  
2 - круговое;  
3 - линейное.

1. Свободное расположение  элементов сада не означает  хаотичное . Знанием, умением и  интуицией мастера все элементы  располагаются хотя и свободно, но гармонично. В этом и заключается  настоящее искусство композиционного  построения японского сада. Здесь  художник должен обладать высоким  художественным вкусом, чтобы грамотно  объединить все элементы сада - «картины сада» - и создать  из них единую, гармоничную композицию.

2. Если в вашем арсенале  оформления сада присутствуют  невысокие по размеру элементы, то лучше выбрать круговое  расположение предметов. Они размещаются  концентрически, создавая как бы  «круг в круге». В этом случае  все элементы вашего сада будут  хорошо просматриваться и свободно  читаться.

Центр участка  остаётся свободным – Пустота . Но это не просто пустота в понятии европейца, а Пустота в восточном понимании. У японцев есть несколько понятий применительно к пространству, которые создателю сада в японском стиле нужно обязательно попытаться понять. Именно здесь, в этойПустоте концентрируются мысли созерцающего. Здесь он может увидеть Пустоту, из которой всё приходит и в которую всё уходит. Потому что японцы создают сад как модель мироздания.

В свободном пространстве японец может увидеть и «МА», означающее промежуток, интервал, который будет не только разъединять стороны свободного пространства сада, но и объединять их в целое, превратив в своеобразную комнату сада или любую другую картину, дорисованную самим созерцающим. Ведь в японском садовом искусстве зритель - это собеседник и соавтор одновременно. Он должен сам домыслить или дорисовать картину сада.

3. Линейное расположение  элементов сада применяется в  самой Японии довольно редко,  п отому что воспринимается как резкое и не соответствующее японским традициям садового искусства. Если японцы из-за каких-то обстоятельств и используют линейное расположение элементов, то делают это очень умело, подчиняя общей традиции. Тропинки и ручейки всё равно пойдут по несколько искривлённым линиям, делая характер этих линий более мягким.

Компоновка элементов  сада в японском стиле


В японских садах композиция строится так, что можно наслаждаться красотой сада с любой точки обзора. При этом не обязательно долго  ходить по саду. Небольшой поворот  головы - и появляется возможность  созерцать уже совсем другую картину. При создании композиции и проекта  сада в японском стиле об этой особенности  нужно обязательно помнить.

Компоновать японский сад нужно так, чтобы он не раскрывался  обзору сразу весь. Должна быть интрига  сада. Самые интересные элементы и картины должны неожиданно возникнуть перед вами: за поворотом тропинки, за холмом, из-за дерева. Впечатления от неожиданной встречи с прекрасным бывают куда более сильными, чем, если бы вы раскрыли композицию своего сада одномоментно.

Таким образом, приступая  к детальной проработке проекта  сада в японском стиле, нужно уделить  особое внимание его композиционному  построению. Композиция должна чётко  определять все нюансы будущего сада. Это необходимо продумать в самом  начале, чтобы в дальнейшем избежать перестроек, которые обязательно  повлекут за собой излишние временнЫе, финансовые и прочие затраты.

А.И. Фомина, ландшафтный дизайнер (г.Тольятти) 
Gardenia.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Философия: чайная церемония и японский сад

Бонсай, икебана и японский сад -> Японский сад и чайная церемония

Издревле чайная церемония  считалась неизменным атрибутом  встреч художников, философов, поэтов и других людей искусства, во время  которых произносились мудрые высказывания, декламировались великолепные поэтические  произведения и демонстрировались  потрясающие воображение изобразительные  шедевры.  
 
Постепенно (необходимо сказать, что это происходило достаточно медленно, ведь мы знаем, что Япония — страна вековых традиций, где всевозможные изменения редко приветствуются) такая процедура стала популярной и в других слоях социума. В XVI—XVII вв. она распространилась среди аристократического населения и самураев. Как искусство чайная церемония оформилась в своего рода систему отдыха от будничных забот и хлопот. В наиболее традиционной форме, которую сейчас принято называть классической, чайная церемония стала совершаться в так называемых чайных домиках.  
 
Считается, что сады чайной церемонии появились уже в XII в. Их возникновение связывают с деятельностью священника Эйсая, который привез из Китая молодые чайные кусты и стал выращивать свой чай при дзэнбуддийском монастыре. То место, где росли эти чайные кусты, получило впоследствии название чайных садов.  
 
Собранный монахами монастыря чай подвергался специальной обработке и затем использовался для священных церемоний (именно такой первоначально была чайная церемония): пили во время религиозных ритуалов и медитаций, когда происходило общение с богом и имели место размышления о смысле бытия. Кроме того, эти церемонии, совершавшиеся непременно в так называемых чайных садах (чайные сады были изначально расположены на освященной территории монастыря), как нельзя лучше способствовали укреплению духовного и физического здоровья.  
 
Японский священник Доген, живший еще в XIII в., обогатил искусство чаепития, которое совершали люди, желавшие приобщиться к духовным таинствам, в садах чайных церемоний. Он основал философско-религиозное направление, получившее название дзэн-буддизма.  
 
В XII—XV вв., когда заметно усилилось влияние дзэнбуддизма и, соответственно, значительно возросло количество монастырей, в которых исповедовалась эта религия, начали устраиваться встречи в специально обустраиваемых для этой цели садах чайной церемонии. И, надо сказать, эти встречи отличались большой скромностью и чрезвычайной молчаливостью.  
 
Создателем чайной церемонии (он до сих пор признается одним из величайших мастеров восточного чаепития) считается Мурата Дзюко. Он известен тем, что в течение достаточно долгого времени стремился воплотить в эстетике искусства чая внутреннюю духовную сосредоточенность и полное согласие участников подобных встреч.  
 
Такая гармония между людьми, собиравшимися в садах чайной церемонии, стала возможной благодаря тому, что она была обогащена великим Муратой искусством тончайшей философии и эстетикой дзэн-буддистского учения.  
 
Мурата Дзюко проповедовал, что истина Будды откроется только тому, кто правильно будет совершать церемонию чаепития в японском саду. Он утверждал, что чайная церемония — это не просто поглощение напитка, обладающего чудесным цветом, вкусом и запахом, а способ приобщиться к философии искусства чаепития. Дело в том, что, согласно дзэн-буддизму, огромное значение имеют даже жесты, поэтому в чайной церемонии важно даже то, как именно чаша будет наполняться горячей водой.  
 
При дворе японского сегуна Асикаги Мурата приспособил для чайной церемонии крохотную комнатку додзинсай (она стала прототипом чайного домика). Восточный мастер создавал в ней атмосферу натуральности и естественной простоты.  
 
Чайную церемонию, которую первоначально проводил сам Мурата, а затем его ученики и последователи, можно было назвать своеобразной попыткой отрешиться от повседневных забот и тягот бренного мира, забыть о суровой действительности и плавно погрузиться в обстановку приятнейшей тишины и духовной умиротворенности.  
 
Кроме того, этот философствующий священник впервые сформулировал четыре основных принципа чайной церемонии: гармония («ва»), почтительность («кэй»), чистота («сэй») и тишина, покой («сэки»). Эта тетрада философских понятий символизирует целостность и полноценность состояния человеческой души во время ритуального поглощения чая.  
 
Под чистотой в данном случае подразумевается не столько полная стерильность помещения, сколько кристальность души (человек во время чайной церемонии должен быть освобожден прежде всего внутренне от суетных желаний и стремлений, которые вызывает у него мир земной, очищен от плотских вожделений и настроен на общение с богом).  
 
Загадочная тишина должна окутывать людей, находящихся в специальной комнате, предназначенной для чайной церемонии, чтобы настроить их на состояние умиротворения и покоя — вот неотъемлемый атрибут философского настроения. Более того, тишина и покой понимались именно как просветленное одиночество, которое располагает человека к спокойному и величественному миросозерцанию.  
 
Почтительность в чайной церемонии должна быть подчеркнутой (чайная церемония в данном случае не является исключением из общего правила поведения японцев во всех жизненных ситуациях, ведь нам прекрасно известно, что этот народ отличается консерватизмом в отношении к традициям и почитанием извечных истин, поэтому подчас поведение японцев может показаться излишне церемониальным).  
 
Чайная церемония символизирует выполнение обычаев предков, уважение друг к другу. Необходимо заметить, что японцы относятся к тем людям, для которых соблюдение субординации является едва ли не священным, однако в саду чайной церемонии почтительное отношение к вышестоящему в социальном плане человеку не должно быть подчеркнутым, так как здесь стираются все отличия.  
 
И, наконец, четвертым элементом, необходимым для создания соответствующей атмосферы в комнате, в которой совершается чайная церемония, является гармония. Она предполагает полное расслабление человека, благодаря которому он способен как бы отключиться от здешнего мира и приобщиться к вечности. Дело в том, что человек в таком состоянии гармонии должен стать простым и естественным, то есть вернуться к первоначальному своему образу чистого и искренне доброго, наивного ребенка, душа которого открыта всей необъятной Вселенной. Символом такого мироощущения Мурата Дзюко считал образ одинокой веточки цветущей сливы в белом заснеженном лесу.  
 
Абсолютно все в процессе чайной церемонии должно было находиться в исключительно совершенной гармонии безыскусности, сдержанности и очаровательной простоты, чтобы помочь человеку как можно естественнее приблизиться к миру окружающей природы и затем раствориться в ней. И всевозможные предметы, при помощи которых приготавливали чай, и комната, предназначенная для проведения самой церемонии, и специальным образом подобранная композиция из двух-трех веток в вазе, и окружающий ландшафт сада, и, наконец, одежда и поведение участников неторопливых философских бесед — все это должно служить созданию особого настроения тихого и неспешного созерцания, которое располагает к мудрым размышлениям.  
 
Мурата, раскрывая философию сада чайной церемонии, следовал принципам искусства ваби. Этот стиль создавал ощущение покоя, тишины, скромности и умиротворенности. Необходимо сказать, что слово «ваби» в японском языке имеет многозначный смысл, который может варьироваться в зависимости от характера ассоциаций. Ваби означает либо небольшой пустынный берег, на котором расположена одинокая хижина рыбака, либо мелкие бутоны красивых нежных цветов, пробивающиеся сквозь толщу белоснежного снега в простой горной деревушке.  
 
Ваби в понимании японских философов олицетворяет красоту естественной простоты, духовную молодость, которая исходит от жизненной силы и энергии, скрытой за грубым покровом очерствевших человеческих сердец. Красота эта должна быть непременно натуральной и неяркой, можно даже сказать бесцветной, но за этим покровом неброскости кроется тайная невидимая сила. Поэтому принцип ваби расшифровывается как умение быть самим собой, следовать естественному жизненному пути, подсказанному самой природой.  
 
Как мы уже говорили, гармонией был проникнут весь сад чайной церемонии (принцип ваби, которому следовали японские философы, тому подтверждение). Кроме того, существовало также понятие «тядо», которое переводится как искусство чаепития и означает путь кристальной чистоты и изящной утонченности, достижения гармоничного единства с окружающим миром природы через ритуал чайной церемонии.  
 
Согласно этим философским принципам, гостей должно было быть не более пяти человек, причем приглашенными должны быть только близкие по духу лица. Во время этих встреч в саду чайной церемонии обсуждались поэзия, всевозможные философские и эстетические вопросы. Сама же обстановка чайного домика располагала к такой беседе из-за того, что в ней царил приятный и несколько загадочный полумрак.  
 
Во время таких встреч только три темы были запретными: деньги, болезни, политика. Очень точно о тайне чайной церемонии сказал Ясунари Кавабата: «Если «ваби-саби», столь высоко ценимое в Пути чая, который предписывает «гармонию, почтительность, чистоту и спокойствие», олицетворяет богатство души, то крохотная, до предела простая чайная комната воплощает бескрайность пространства, беспредельность красоты... Встреча за чаем — та же встреча чувств».  
 
Продолжателем дела Мураты считается японский мастер Дзео Такэно, живший в XVI в. Его заслугой является создание так называемого чайного домика (тясицу), который предназначен для проведения чайной церемонии.  
 
Проектируя это сооружение, Такэно исходил из философского принципа «ваби» (гармония), то есть учитывал естественность и простоту, в котором должна была совершаться эта церемония. Поэтому чайному домику Такэно придал вид небольшого крестьянского жилища с крышей, изготовленной из соломы.  
 
Чайный домик представлял собой небольшую комнату, в которую ведет узкий и низкий вход, имеющий одинаковую длину и ширину (около 60 см). Такое подчеркнутое уменьшение входа в чайный домик имеет глубокое философское значение. Каждый желающий приобщиться к высокому искусству чайной церемонии, в независимости от ранга и чина, должен при входе обязательно немного согнуться из-за низкого потолка. Физическое преклонение всех людей перед высшим (а чайный домик — это то место, где человек приобщается к вечным истинам, к мировому духу) означает равенство любого входящего в этот домик перед Всевышним.  
 
Кроме того, низкий вход не давал никакой возможности аристократам из военного сословия войти внутрь философской обители вооруженными, так как длинные мечи просто приходилось оставлять за порогом. Такой жест имел символичное значение: пусть оставят вас все жизненные невзгоды, неприятности и мирская суетность, пусть ничто более не волнует ваше сознание в этом тихом приюте, в котором необходимо сосредоточиться на прекрасном и возвышенном.  
 
Развитие традиции чайной церемонии определяется желанием человека вернуться к простоте, строгости и безыскусности природы. В ней нашла свое полное и законченное выражение органичная взаимосвязь трех основных стихий: человека, природы и искусства.  
 
И конструкция чайного домика, и устройство прилегающего к нему сада чайной церемонии были связаны с эстетико-философскими категориями «саби» и «ваби», которые в японской философии обозначают гармоническое слияние тонкого, изысканного и естественного, простого. Однако превалирующими в этом сопоставлении являются все же спокойствие, печаль, скрытая тихая красота, лаконизм и приглушенные тона.  
 
Через небольшой сад, прилегающий к павильону, где проводилась чайная церемония, шла дорожка из мелких плоских камешков. В саду же возвышались чрезвычайно изящные при всей своей простоте каменные фонари и обычные камни, покрытые зеленоватым, коричневатым и красноватым мхом. Кроме того, в саду чайной церемонии, как правило, росли невысокие стройные сосны, величественные кипарисы и бамбук.  
 
Все элементы сада чайной церемонии должны были ненавязчиво навеять человеку особое настроение спокойной сосредоточенности и тихой отрешенности. То есть в этом саду все элементы должны составлять единый художественный ансамбль, который поможет человеку настроиться на нужный лад.  
 
Кроме того, при устраивании чайной церемонии Такэно ввел в широкое использование керамические сосуды, которые японские мастера делали в местностях Бидзэн, Сэто, Сига (они отличались тем, что в них любая посуда изготавливалась исключительно из природных материалов, причем искусственные компоненты не использовались даже в качестве добавок; к тому же эта посуда практически не раскрашивалась).  
 
Сэнно Рикюи, которого считают лучшим учеником Дзео Такэно и выдающимся мастером чайной церемонии, усовершенствовал устройство чайного домика и даже разработал принципы создания чайного сада (тянива, родзи) вокруг него. Сэнно Рикюи разработал специальный этикет для всех участников этой церемонии, определил темы и характер проводимых бесед.  
 
И этикет, и беседы должны были быть проникнуты философией дзэн-буддизма: создать настроение отрешенности от повседневности, суетности земного мира и устремиться к познанию вечной и незыблемой красоты.  
 
Подводя некоторые итоги, можно сказать, что сад чайной церемонии имеет свою неповторимую философию, которая определяет поведение всех людей, присутствующих там.

Это материал собрала Антонина Борчева специально для сайта Япония

Я использовала литературу: от Алины Лебедевой, а фотографии брала с разных сайтов.

http://www.cultline.ru

 

 

Пруд в Японском саду

Бонсай, икебана и японский сад -> Водоемы в Японском саду

В своих садах японцы очень  любят устраивать всевозможные декоративные водоемы. В большинстве случаев  это пруды. Причем пруды не совсем обычные. Каждый пруд — произведение искусства. При создании подобного  водоема стараются подчеркнуть  красоту японской природы.

Как известно, Япония располагается  на островах; соответственно, климат в  этой стране очень влажный. Японский архипелаг имеет вулканическое  происхождение, при движении литосферных плит произошло поднятие морского дна. Поэтому большую часть островов занимают горы, покрытые очень густым лесом. На вершинах гор берут свое начало многочисленные реки, которые впадают в океан и в Японское море.

Кроме рек, высоко в горах  в неровностях рельефа (трещины, ямы) образуются маленькие пруды. Эти водоемы окружают специфические, характерные только для Японии растения. Растительный мир в этой стране очень специфичен, в основном здесь произрастают влаголюбивые растения, приспособившиеся в процессе эволюции к бедной питательными веществами почве. Поскольку в Стране восходящего солнца очень часты землетрясения, рельеф гор очень разнообразен.

На поверхность выходят  базальтовые породы, имеющие специфическую  структуру и необычную расцветку. Здесь практически отсутствуют  осадочные породы(мел, гипс, известняк). Порода имеет кварцевые вкрапления вперемешку с твердым песчаником. На берегах горных прудов можно увидеть  камни, которые имеют очень гладкую  поверхность и весьма разнообразную  форму. Столетиями таявшая вода стекала  с вершин гор, шлифуя естественным путем  горную породу. Дно горных водоемов состоит из камней тех же пород, но имеющих более мелкие размеры.

Вода в горных озерах прозрачная и практически не зарастает водорослями  и высшими растениями, так как  температура воды в основном не превышает  восьмиградусного рубежа. А высоко в горах такие пруды часто  покрываются тонкой, прозрачной корочкой льда. Но вода не замерзает, так как  водоемы практически всегда подпитываются горными ручьями, которые имеют постоянную температуру. Иногда в горах встречаются источники с сильно минерализованной водой, которые подпитывают подобные водоемы. Вода в таких случаях имеет беловатый оттенок.

Японцы с древних времен стали облагораживать дикую природу. Красивое оформление садов стало  неотъемлемой частью национальной культуры. При дворце императора всегда находился  сад, который, как правило, представлял  собой частичку природы горных лесов. При создании таких садов в  Европе могут возникнуть некоторые  трудности при подборе растений. Дело в том, что растения, произрастающие в Японии, могут существовать при  влажном климате и совершенно не выносят умеренно континентальный  климат европейских стран, тем более  не переносят холодного климата  Сибири и севера России.

Информация о работе Философия и эстетика японского сада