Философия и эстетика японского сада

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 21:45, реферат

Описание работы

А как же делаются простые сады? В Средневековье была написана подробная инструкция для разбития сада. Ее можно представить следующим образом: «Возьми несколько самых простых, лучше всего вечнозеленых растений — бамбук, горную сосну, куст азалии. Позволь им соседствовать с камнем — шершавым и суровым; добудь горсть гравия, немного мха и лишайника. Не стремись к легкодостижимому великолепию красок. Остерегайся симметрии и назойливых прямых линий. Помни о воде: дай ей стекать свободно по камням или предоставь растениям возможность отражаться в ней. Смири гордыню и не пытайся преображать природу по своему вкусу, лучше поищи в самой природе присущую ей красоту и гармонию».

Содержание работы

Введение
1. Национальная культурная традиция. Особенности формирования традиционной японской эстетики
1.а. Общерегиональные особенности
1.б. Специфические японские особенности
синтоизм
Дзэн-буддизм
2. Традиционные японские искусства
2.а. Искусство чайной церемонии
2.б. Боевые искусства
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Философия и эстетика японского сада.docx

— 391.61 Кб (Скачать файл)

Как вы, должно быть, уже догадались, отличительной чертой всех перечисленных  типов каменных фонарей является их внешний вид и высота, которая  колеблется от 0,5 до 3 м. Но, дополнив пейзаж посаженным позади каменного светильника красивым деревом, вы только подчеркнете его размеры. К примеру, для этого можно использовать клен, который прекрасно вписывается в ландшафт, особенно осенью, когда листья приобретают несколько оттенков желтого и красного. И на фоне листьев трава кажется еще зеленее, а камни — серыми стражами покоя сада.

Особенно хороши каменные фонари темной ночью, когда они освещают окружающий пейзаж светом свечей, находящихся  внутри них. И сразу же все преображается и приобретает таинственный вид. При свете именно таких фонарей японцы проходят по тропинке в чайный домик — тясицу.

Изготовление каменных светильников — процесс весьма трудоемкий, зато чрезвычайно интересный. Сначала  обдумывается выбранная композиция нужного каменного фонаря, здесь  важно определить тот главный  камень — основание, который вместе с другими двумя камнями должен образовать божественную триаду.

В выборе нужных камней японцы руководствуются следующими принципами: необходимо, чтобы каждый камень образовывал  определенную «позу» и «лицо», то есть человеку нужно увидеть, какое место в композиции сможет занять именно этот камень. По этому поводу в книге «Сэндзай Хисе» приводятся следующие строки,«камни убегают и догоняют, опираются и поддерживают, смотрят вверх и вниз, лежат и стоят». Это высказывание как нельзя лучше дает понять, какие же камни нужно использовать при создании каменного светильника.

При осуществлении этой задачи помните, что требуется много  времени и терпения, так как  камни должны стать неотъемлемой частью пейзажа. Первый шаг к этому  — это установить камень на выбранное  место. Если на нем присутствует галька (или мох, песок), то камню надо дать время «соединиться» с галькой, пустив в нее«корни», или, иначе говоря, «войти в придуманный образ».

При этом дизайнер учитывает  тот факт, что каменные фонари —  это часть культурной традиции Японии, а значит, нужно в точности воспроизвести  их внешний вид. Поэтому истинный японский дизайнер никогда не будет  придумывать какие-то новые оригинальные формы. Немаловажное значение здесь  играет также гармония с климатом той местности, в которой находится  сад. По этой причине в большинстве  случаев светильники изготавливаются  из камней данной местности.

Второй шаг — завершить «постройку» каменного фонаря. Остальные камни подбираются того же цвета и фактуры, что и камень-основание. Причем своей завершенной формой он должен хотя бы отдаленно напоминать треугольник, предпочтительнее разносторонний. По старому обычаю необходимо, чтобы длинная сторона треугольника указывала на «лицевую» сторону дома (где находится вход в сад). Предназначение дизайнера — почувствовать нужную композицию, способную украсить сад.

Для желающих проверить свои силы в подобном искусстве и создать  собственный уголок японского сада мы расскажем, как же делаются каменные фонари, описав этот процесс постепенно, шаг за шагом. Только хотим предупредить, что точная копия у вас вряд ли получится (такое желание трудноосуществимо, во всяком случае не сразу), разве что после долгой практики в течение нескольких лет. Да и, честно говоря, такая задача перед нами не стоит.

Итак, для изготовления каменного  фонаря вам понадобятся камни  разных размеров, глина и, конечно  же, паратройка свечей. Камни должны быть определенной формы и цвета, а чтобы определиться с этим, используйте свою фантазию и полагайтесь на интуицию, но не забывайте и о традиционных правилах. В создании каменных светильников применяются камни следующих видов: плоский, лежачий и расположенный вертикально. В данном случае вам понадобятся: один плоский камень, один круглой (или квадратной) формы, несколько камней размером с кулак.

Как только будут собраны  все необходимые компоненты, можно  приступать к процессу превращения  разрозненных камней в фонарь. Первым делом плоский камень необходимо положить на землю таким образом, чтобы он не шатался. В крайнем  случае можно взрыхлить почву или насыпать достаточное количество песка для фиксации камня. После установки камня-основания необходимо постепенно и очень аккуратно сделать столбик из камней (тех самых, что размером с кулак) и закрепить их между собой глиной, замазав ею все возникшие щели. Затем надо подождать, пока глина полностью высохнет. Таких столбиков должно быть не меньше четырех, самое главное здесь — не увлечься, ведь внутрь нужно поставить свечи.

После того как столбики будут  твердо стоять на основании, положите на них круглый камень, который  будет играть роль крыши. Благодаря  ему в дождливую погоду свечи  не погаснут, конечно, при условии, что  не будет ветра. Если в вашем распоряжении нет достаточного количества маленьких  камней, то их можно заменить выстроганными  из дерева брусочками, но их обязательно  надо обмазать глиной. Иначе постепенно «крыша» вашего фонаря сломает подгоревшие бруски.

 

 

Тсукубаи - элемент Японского сада

Бонсай, икебана и японский сад -> Основные элементы Японского сада

Тсукубаи является неотъемлемым элементом японского сада и представляет собой своеобразную чашу из необработанного камня. Чаша наполнена чистой прозрачной водой, предназначенной для омовения рук перед чайной церемонией.

Ни для кого не секрет, что чайная церемония для японцев  — это не просто чаепитие, а целое  таинство, совершаемое для достижения гармонии в жизни. Дело в том, что  чайная церемония считается одним  из самых распространенных и наиболее доступных способов для достижения духовного «тонизирования». Надо сказать, что в современной Японии ее смысл несколько упростился: сейчас чайная церемония сводится, как правило, к приятной беседе с друзьями и вкусному угощению. Однако до сих пор существуют школы чайной церемонии, которые помнят об истинном назначении этого таинства. Оно состоит в том, чтобы как можно полнее почувствовать красоту этого мира, насладиться ею и, в конце концов, ощутить себя частью бесконечно живого организма, имя которому — Вселенная.

Имея такое важное значение в процессе чайной церемонии (омовение рук — это первоначальное действие, которое должны совершать те люди, которые хотят осуществить чайное таинство по всем правилам), тсукубаи, естественно, имеет свое определенное место и в японском саду. Тсукубаи должен соответствовать всей композиции этого уголка. Как и многие другие предметы, находящиеся в этом традиционном японском месте, тсукубаи изготавливается только из природных компонентов и имеет вполне определенную форму, которая является символичной.

Расположение тсукубаи никогда не бывает случайным: выбранное для этого «колодца» место должно определяться относительно главного камня, который находится в центральной части сада и является ориентиром для расположения остальных компонентов (если уподобить все символические предметы, находящиеся в саду, планетам солнечной системы, то молено сказать, что этот центральный камень является солнцем, которое концентрирует вокруг себя все планеты своей системы).

Для того чтобы не нарушать гармонию, которой издревле отличался  японский сад, тсукубаи строят в точке, через которую проходит диагональная линия от того круга, в центре которого располагается главный камень сада. Омывая руки перед чайной церемонией в тсукубаи, построенном именно в этом месте, человек смотрит на главный камень, расположенный в центральном месте японского сада, и наполняется необходимой положительной энергией, погружается в мир философских размышлений.

Дело в том, что в  японском саду камни (а тсукубаи изготавливаются исключительно из камней) размещаются только по диагонали, параллельно или почти параллельно той части сада, в центральной точке которой находится главный камень, и ни в коем случае по-другому.

Кроме того, тсукубаи обычно располагают либо перед небольшой каменной стеной, либо перед живой изгородью, которые должны находиться в противоположной главному камню стороне.

Тсукубаи имеет форму бочки, которая вкопана в землю. Необходимо всегда помнить о том, что этот «колодец» изготавливается из камней, причем (это обязательное условие) они должны быть обработаны не человеком, а исключительно природой, поэтому в качестве строительного материала используют, как правило, камни, покрытые сильной и слабой ржавчиной; густым или редким мхом, цвет которого может колебаться от темно-зеленого с красноватым оттенком до ярко-коричневого; камни, ставшие со временем более шершавыми и неровными из-за поражения ветровой или водной эрозией (цвет таких камней чаще всего бывает зеленовато-желтоватым, светло-голубым, нежно-коричневым, буро-красным или слегка розовым и бежевым, в редких случаях встречаются и белые).

Для построения тсукубаи используют только камни перечисленных цветов и оттенков, поскольку они прекрасно соответствуют цветовой гамме всего японского сада и чудесным образом сочетаются с другими естественными и декоративными компонентами, создавая полную гармонию.

Весьма значимым в построении тсукубаи является количество и размер тех камней, из которых будет сооружаться этот церемониальный «колодец». Их число может быть только нечетным; кроме того, они обязательно должны иметь несколько асимметричную форму и быть разного размера (один камень должен быть больше другого хотя бы на несколько миллиметров).

Складывание тсукубаи из камней разнообразной формы и всевозможных цветов (однако цветовая гамма этого «колодца» все же не может быть до конца произвольной, так как при построении этого «сосуда» разрешается использование камней только вполне определенных тонов и оттенков) необходимо в японском саду потому, что только такие камни имеют символическое значение в культурных традициях Страны восходящего солнца.

Те камни, над формой и  цветом которых поработали природные  стихии (речная и морская вода, ветер, солнце, огонь), воплощают философскую идею о полноценности, гармонии человеческой жизни. Ведь каждая судьба — отдельная страница в Великой Книге Бытия, человек — полноценная индивидуальность, обладающая своей исключительной сущностью.

Одна жизнь совершенно не похожа на другую, даже если эти люди проживают на одинаковой территории, даже в одной местности (живописность природных красот, безусловно, определяет характер, мировоззрение и мироощущение человека, который любуется ими и, подобно губке, впитывает тонкие запахи цветов, трав, деревьев, камней и воды, воспринимает яркие краски и приглушенные тона всевозможных творений природы, которые она щедро дарит человечеству) и в совершенно одинаковых социальных условиях. Ведь человеку от Всевышнего дается так называемая изюминка, которая отличает его от других индивидуумов. Благодаря ей человек достигает такого уровня духовности, что способен общаться с высшими силами и постепенно постигать таинства бытия.

Так вот камни, которые  в японском саду уподобляются людским  судьбам, слагают тсукубаи и тем самым располагают человека к специфическому состоянию, в котором он может заниматься спокойным, неспешным и величественным созерцанием красот сада и одновременно размышлять о смысле бытия.

Существует специальная  технология построения тсукубаи. Мы уже знаем о том, что это сосуд, предназначенный для омовения рук перед чайной церемонией, поэтому он имеет и подходящую для этого процесса форму (внешне тсукубаи очень похож на большую каменную чашу или бочку, наполненную водой, причем температура воды в тсукубаи должна постоянно поддерживаться при помощи специальных устройств, о которых мы расскажем ниже).

Обычно тсукубаи располагают на самом низком и ровном участке японского сада (при выборе места для построения этого «колодца» нельзя забывать и о том положении, которое он должен занимать по отношению к главному, или центральному, камню).

Для того чтобы построить  настоящий тсукубаи, сначала необходимо вырыть котлован. Для этого нужно небольшой лопаткой с острыми краями выкопать малое углубление, которое в длину будет составлять около 15 см. Стенки этого углубления нужно выровнять и укрепить, пристукивая их плоской частью лопатки. Если же земля достаточно сухая, полейте место вырытого углубления теплой водой.

Затем в сделанное углубление, стенки которого стали плотными и  гладкими, вставьте изогнутую стальную трубу (для этой цели лучше всего использовать нержавеющую сталь высокого качества) таким образом, чтобы ее отверстие было в прямо перпендикулярном положении по отношению к поверхности земли, а основная часть трубы была ей параллельна.

К этой небольшой трубе  подводятся трубы, изготовленные либо из меди, либо из полихлорвинила (иногда вместо труб используют шланги, но они менее прочные, чем трубы), которые протягиваются под землей на малой глубине. По ним будет поступать вода из большой цистерны в тсукубаи.

В том месте, где трубка, из которой выливается вода небольшим  фонтанчиком (конечная часть трубки поднята вверх, поэтому вода из нее выбрызгивается), необходимо засыпать мелкими плоскими камешками или галькой на 2—3 см, сделав из них небольшую не очень ровную площадку, чтобы замаскировать таким образом отверстие трубки.

Тсукубаи выстраивайте из четырех больших камней, между которыми находятся мелкие, и располагайте его выше поверхности земли на 20—30 см.

Итак, тсукубаи построен. Проводите воду к нему и готовьтесь к чайной церемонии.

 

 

Японский сад


О.Л. СТАРЫНКЕВИЧ

Первое, что бросается  в глаза европейскому ландшафтному дизайнеру при взгляде на японский сад, - обилие свободных пространств, пустота. Нам, привыкшим полностью  заполнять садовые площади, она  может показаться тревожной. Но именно пустота - ключевой элемент японского  садового искусства

Для садов Страны Восходящего солнца не характерна насыщенная цветовая гамма, в их колористическом решении  преобладают зелёные, серые и  коричневые тона. В отличие от парковой культуры Старого Света, для которой  цветочное оформление едва ли не главная  составляющая, в традиционных японских садах цветы - всегда только дополнение, только штрих, усиливающий впечатление. Этот прием - следствие религиозно-философских  принципов, не приветствующих вмешательство  в природу, улучшение или украшение  существующих пейзажей. Разрешено лишь подчеркивать красоту и гармонию, заложенную в самой природе.

В отличие от суетных европейцев японцы склонны к молчаливому  созерцанию прекрасного. Несмотря на занятость, они умеют находить время для  того, чтобы весной любоваться распустившимися  рододендронами и цветением сакуры, летом - контрастом зеленой листвы и  холодных теней, осенью - яркими кленовыми  всполохами, а зимой - тихой красотой заснеженного сада. Зима в этой стране - такой же садовый период, как  весна, как лето. Японцы говорят о  снежных шапках на ветвях деревьев как о «цветах, раскрывших лепестки в мороз и стужу». Для них  уснувший сад прекрасен, потому что  полон скрытых проявлений жизни. Возможно, это связано с представлением о смерти как о неизбежном этапе  жизненного цикла, специфичным для  восточной ментальности.

Информация о работе Философия и эстетика японского сада