Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 21:24, курсовая работа
Цель работы – определить особенности методики освоения хохломской росписи детьми в студии.
В соответствии с целью исследования были выдвинуты следующие задачи:
1)определить значение развития навыков мелкой моторики рук для овладения хохломской росписью;
2)выделить особенности освоения хохломской росписи детьми в студии «Азбука цвета».
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЛЯ ОВЛАДЕНИЯ ХОХЛОМСКОЙ РОСПИСЬЮ 4
1.1 Приемы и методы формирования изобразительных навыков 4
1.2Особенности возникновения и развития хохломской росписи 7
2. ОСВОЕНИЕ ХОХЛОМСКОЙ РОСПИСИ ДЕТЬМИ: ОСОБЕННОСТИ, НЕОБХОДИМЫЕ НАВЫКИ 13
2.1 Последовательность формирования навыков хохломской росписи 13
2.2 Практическое применение различных видов росписи хохломы 19
2.3 Эффективность навыка хохломской росписи в творческом самовыражении учащихся студии 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 2
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЛЯ ОВЛАДЕНИЯ ХОХЛОМСКОЙ РОСПИСЬЮ 4
1.1 Приемы и методы формирования изобразительных навыков 4
1.2Особенности
возникновения и развития
хохломской росписи 7
2. ОСВОЕНИЕ ХОХЛОМСКОЙ
РОСПИСИ ДЕТЬМИ: ОСОБЕННОСТИ,
НЕОБХОДИМЫЕ НАВЫКИ 13
2.1 Последовательно
2.2 Практическое применение различных видов росписи хохломы 19
2.3 Эффективность навыка хохломской росписи в творческом самовыражении учащихся студии 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28
В силу своей
многосторонней значимости и конкретно-исторического
характера положительное
Изучение сущности и специфики педагогической технологии творческой самореализации младших школьников подводит к выявлению особых педагогических условий, которые формируют восприимчивость к новым идеям, развитию интереса младшего школьника к творческой деятельности.
Таким образом, установлено объективно существующее противоречие между потребностью младших школьников в самореализации в процессе занятий декоративным изобразительным искусством и недостаточном количестве научно-методических разработок, специальных программ, образовательных технологий, стимулирующих проявление природной потребности школьников самореализовать свои задатки и способности в кистевой росписи.
Цель работы – определить особенности методики освоения хохломской росписи детьми в студии.
В соответствии с целью исследования были выдвинуты следующие задачи:
1)определить
значение развития навыков
2)выделить
особенности освоения
Структура работы включает введение, основную часть, заключение, список использованной литературы.
1.1 Приемы и методы формирования изобразительных навыков
Изображать предметы, явления, создавать узоры, воплощать в рисунке, задуманное дети могут лишь при условии овладения техникой каждого вида изобразительной деятельности. Несмотря на то, что техническое исполнение работ не является главным, овладение правильной и разнообразной техникой необходимо.
Прежде всего, необходимо научить
детей правильно держать
Дети должны научиться держать кисть и карандаш тремя пальцами (между большим и средним, придерживая сверху указательным), рука при этом до локтя лежит на столе или может быть приподнята, опираясь на рисующий карандаш (или кисть, мелок и т.п.). Рисовать карандашом с разным нажимом (легко касаясь бумаги для получения светлых оттенков и тонких, легких линий и более сильно нажимая для получения яркого цвета и сильных энергичных линий). Это позволяет добиваться выразительности линий и изображения, так как линия — один из основных компонентов рисунка. При рисовании кистью детей учат вести линии всем ворсом и концом его для получения широких и тонких линий.
Детей учат правильным приемам закрашивания изображений (проводить линии в одном направлении, не меняя его в пределах одного контура, не выводить штрихи за пределы контура; передавая гладкую фактуру, закрашивать без просветов, а шероховатую — с просветами).
Школьники приобретают умения регулировать длину штрихов и линий с целью изображения предметов, их частей и фактуры.
Лессировки. К этому методу работы прибегают в случае, если время и задачи позволяют вести сеанс продолжительное время без перерыва или в несколько приемов. Для длительного этюда необходимы очень плотная зернистая бумага и мольберт в почти горизонтальном положении. Это даст уплотнение цвета красочного слоя, а при высыхании не лишит его чистоты и прозрачности, поможет дать тончайшие градации светотени. Работа над таким этюдом условно ведется в три этапа.
Первый
- подготовительная стадия -заключается
в нанесении изображения на плоскость
листа. Выполнив рисунок карандашом, лист
хорошо промывают мыльной водой. После
высыхания места бликов можно покрыть
тонким слоем резинового клея (он легко
удаляется ластиком на последней стадии
деталировки этюда)[10, с.56]. Вторая стадия
имеет цель выявить основные цветовые
отношения и их градации. Работу ведут
от светлых тонов к темным, постепенно
усиливая цвето-силу акварельных прописок
путем лессировок (наслаивание одного
цвета на другой). Сперва прописывают освещенные
участки (или самые светлые) по всему этюду,
сравнивая их по цвету. Затем прописывают
полутени, одновременно на всех предметах,
сравнивая их с цветом освещенных участков.
Далее прописывают тени, что повышает
цветовую насыщенность этюда. Все прописки
осуществляются прозрачными цветами.
При этом следует постоянно следить за
чистотой воды и кистей. Прописка теней
до необходимой цветовой насыщенности
выявляет звучность освещенных мест, ранее
только слегка тронутых краской. Это можно
сделать не только сильно разбавленной
краской, но и полусухой кистью, так как
кисть касается только верхушек зерен
бумаги и в контрасте с прозрачностью
тени создает неповторимый фактурный
эффект. На третьей, завершающей стадии
работы над этюдом необходимо более тщательно
прописать предметы, вводя переходные
оттенки цвета и используя в этих целях
тонкие кисти. Это очень ответственный
этап работы, так как отдельные детали
необходимо органически сочетать
с формой предмета по
цвету и светосиле, не разрушив
при этом целостности
цветовых отношений.
И, наконец,
работа завершается (разумеется,
по абсолютно
просохшей поверхности)
широкими обобщающими
мазками-лессировками, приглушающими
цветовую гамму предметов
заднего плана и усиливающими
цвет изображения на первом
плане.
Именно
этот метод позволяет
работать над натюрмортами
в манере старых мастеров, виртуозно
передающих особенности
фактуры различных материалов
(медь, бархат, стекло, шелк, дерево
и т.д.).
В зависимости
от формы и ширины кистей
и от того, что
изображается, можно
менять характер мазка: писать так, что
мазки не будут заметны, или наоборот
- мазок будет ярко выражен,
если выкладывать его пятнышками
округлой или прямоугольной
формы.
Работая
кистью по непросохшему
слою краски или просто
по увлажненной бумаге,
можно добиться
тончайших цветовых переходов.
Этим приемом художники
пользуются при изображении
неба, воды, отблесков
света на предметах, отражений
в воде и т. д. при работе
над этюдом пейзажа, натюрморта.
Овладение техникой
рисования развивает движения
руки, позволяет детям
свободно отражать
в рисунке свой творческий
замысел, создавать интересные
выразительные рисунки.
Основная
задача обучения рисованию
- помочь детям познать
окружающую действительность,
развить у них наблюдательность,
воспитать чувство прекрасного
и обучить приемам изображения,
одновременно
осуществляется основная
задача изобразительной
деятельности - формирование
творческих способностей
детей в создании выразительных
образов различных предметов
доступными для данного
возраста изобразительными
средствами [4, с.30].
Грамотное,
реалистическое изображение
предмета в рисунке предполагает
передачу характерной формы
и деталей, пропорцио
В восприятии
предмета основным определяющим
признаком является форма,
которая помогает
ребенку выделять один предмет
среди других. Ошибки при изображении
формы объясняются не
столько неправильностью
представлений и отсутствием
навыков, сколько
неумением правильно аналитически
воспринимать предмет[1, с.154]. Поскольку
изобразительные умения у детей
еще очень несовершенны,
перед ними стоят и изобразительные
трудности. В рисунке форма
ограничена линейным контуром.
Сочетание
разных материалов в одном
рисунке не может быть случайным:
всякий раз нужно продумывать,
пробовать, какие из них
позволяют добиться
большей выразительности.
Использование
различных материалов обогатит
детей знанием способов
работы с ними, их изобразительных
возможностей,
сделает рисунки детей более интересными,
разнообразными, выразительными,
повысит эстетическую сторону
рисунка.
Хохломская
роспись, русский народный
художественный промысел.
Возник во 2-й половине
17 в. на территории современного
Ковернинского
района Горьковской
области; название промыслу
дало торговое
с. Хохлома той
же области — центр сбыта изделий
хохломской росписи
в 18 — начале 20 вв. Для хохломской
росписи характерна оригинальная
техника окраски дерева в золотистый
цвет без применения золота.
Выточенные из дерева предметы
(преимущественно посуда)
грунтовались раствором
глины, сырым льняным маслом и
порошком олова
(в современных изделиях — алюминия),
по слою которого
выполнялся растительный узор
в свободной кистевой
манере письма, затем покрывались
лаком из льняного
масла (ныне — синтетическим) и закалялись
при высокой температуре
в печи. Для колорита хохломской
росписи типично сочетание
красного и чёрного
цвета с золотистым. Распространены
типы росписи — «верховая»
(красным и чёрным на золотистом
фоне) и «под фон»
(золотистый силуэтный
рисунок на цветном фоне).