Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 21:24, курсовая работа
Цель работы – определить особенности методики освоения хохломской росписи детьми в студии.
В соответствии с целью исследования были выдвинуты следующие задачи:
1)определить значение развития навыков мелкой моторики рук для овладения хохломской росписью;
2)выделить особенности освоения хохломской росписи детьми в студии «Азбука цвета».
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЛЯ ОВЛАДЕНИЯ ХОХЛОМСКОЙ РОСПИСЬЮ 4
1.1 Приемы и методы формирования изобразительных навыков 4
1.2Особенности возникновения и развития хохломской росписи 7
2. ОСВОЕНИЕ ХОХЛОМСКОЙ РОСПИСИ ДЕТЬМИ: ОСОБЕННОСТИ, НЕОБХОДИМЫЕ НАВЫКИ 13
2.1 Последовательность формирования навыков хохломской росписи 13
2.2 Практическое применение различных видов росписи хохломы 19
2.3 Эффективность навыка хохломской росписи в творческом самовыражении учащихся студии 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 2
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28
г) индивидуальные и дифференцированные домашние задания.
Практика
показывает, что на каждом
этапе урока возможно
и необходимо
использовать приемы
и методы дифференциации и индивидуализации
[13, с.98].
Важно
вспомнить именно то,
что будет необходимо
при объяснении нового
материала. Часто на этапе объяснения
нового материала
учащимся предлагается выполнить
одинаковые задания, но
при этом ученики получают
разную меру помощи, которую
может оказать как учитель,
посредством инструктажа,
планов, памяток, так и
успешно обучающиеся
по данному предмету ученики-консультанты.
Использование
дифференцированных и индивидуальных
заданий при закреплении знаний, умений
и навыков зависит от
спецификации задач урока, уровня
подготовленно
Задания можно классифицировать на 3 вида:
- тренировочные,
где предлагается работа по
образцу, с иллюстрацией, дополнительной
конкретизацией. Они используются
с целью довести до стандартного
уровня первоначальные
знания, умения, навыки;
- частично-поиско
- творческие, где характерна новизна
формулировки, которую
ученик должен осмыслить,
самостоятельно
определить связь между неизвестным
и арсеналом своих знаний,
найти способ изображения
заданного. К заданиям
творческого
характера относятся
упражнения на сравнения нахождения
общих признаков, поиск
различий [7, с.110].
Наблюдательность,
анализ и синтез материала формируется
при выполнении заданий на установление
сходства и различия, на выявление
какой-либо закономерности,
правила. Например
1) Проводится
игра «В гостях у народных
мастеров».
Народные мастера прислали нам
рисунки своих изделий и узоры
к ним. Но вот беда по
дороге все таблички и
узоры выпали и перепутались.
Поможем мастерам распределить
узоры к изделиям и расставить
таблички.
2) Игра
Подбери пару. На доске
крепится вырезанные из бумаги изображения
чашек и блюдец по изученным видам
росписи. Учащимся предлагается
соединить пары предметов
линиями в зависимости от
уровня наблюдательности,
уровня аналитико-синтетическо
Творческие задания.
Практика
показывает, что на каждом
этапе урока изобразительного
младших школьников.
Первым
уроком по декоративному
рисованию был следующий урок,
на котором можно
было проследить, на сколько
ученикам интересно заниматься
декоративно-
Тема: Декоративное
рисование. Исполнение
растительного узора
для тарелочки. Хохломская
роспись.
Цель: Развивать
эстетические понятия о
творчестве художников
из Хохломы, способствовать
формированию художественного
вкуса, развивать графические умения в
изображении растительного
орнамента средствами кистевой
росписи, закреплять знания о
распределении узоров
в круге, осуществлять межпредметную
связь предмета ИЗО с предметом
музыка. Материалы к уроку: Изделия
и репродукции произведений
мастеров Хохломы;
методическая таблица «Этапы
изготовления хохломской
посуды, раскрывающие тайну хохломского
Для учащихся:
Круглые заготовки, затонированные
в желтый цвет; акварель; гуашь. План урока:
1. Рассказ
о тайне Хохломы
- как рождается «золотая
посуда».
2. Объяснение выполнения работы.
3. Самостоятельная
работа учащихся над росписью
декоративной тарелки.
4. Чаепитие.
5. Завершение росписи.
6. Итоги.
Ход
урока. Рассказывается легенда
о том, что мужик
мастерил в селе посуду деревянную
и украшал ее красивыми узорами.
Себе варил кашу пшенную и птицам не забывал
пшена насыпать. Прилетела Жар-птица, прикоснулась
крылом к плошке, и стала
посудинка золотой.
Это легенда, сказка, а как на самом
деле сейчас, в настоящее время
золотят посуду
без золота?
Следует
рассказ учителя о последовательно
1. Вытачивание
из деревянного бруска.
Выполняют эту работу
токари - мастера «золотые
руки».
2. Затем
в посудинку втирается глина,
которую называют вапой
- процесс называется грунтовкой.
3. Очень
мелкой пылью алюминия покрывают
посудинку лудильщики. Посудинка
приобретает серый цвет, похожий
на серебряный.
4. Затем
за работу принимаются женщины-красильщицы,
они ловко, умело,
мастерски расписывают масляными красками
узоры растительного
происхождения. Витиеватые,
сказочно красивые. Используется
4 цвета: желтый (золоченый),
красный, черный и зеленый.
5. Расписанную
посуду обжигают в печи
при температуре 160-180°. Вот здесь
и происходит чудо.
«Посеребренная» посуда
после обжига становится
«золоченой».
Теперь
необходимо, указывая
на разработку «Поэтапное
выполнение хохломской
росписи», рассказать и показать
последовательно
Первое
- компоновка
в круге, размещение и изображение
листочков. Затем - клубнички
и рябинки. Последний этап - украшение
работы травным узором.
Девушки
приступают к работе - расписывают
тарелочку. Их работа,
как в былые времена в России,
украшается музыкой. Звучит песня:
1. А я по лугу.
2. Песня «Неделька»
3. Частушки.
Девочки вносят на разносах чай с пирогами, все угощаются чаем. На втором уроке выполняются кистевые росписи.
Учитель
показывает элементы узоров, которыми
нужно украсить тарелочку, объясняет,
как эти узоры нужно
В заключении все вместе поем песню «Хохломская роспись».
После этого урока было выявлено, что 18% детей имеют низкий уровень познавательного интереса к декоративно-прикладному творчеству, слабо владеют языком изобразительно искусства, очень мало знаний по истории декоративного искусства (хохломской росписи). Слабо владеют приёмами и методами формирующими изобразительные навыки, плохо справились с поставленными задачами.
В работах
это находит отражение в
Учащиеся не проявляют активности ни на уроках, ни во внеклассной деятельности. Пассивность на уроках отражается на выражении лица и частой отвлекаемости от темы урока, нарушении дисциплины. Во время беседы учащиеся слушают учителя, но не пытаются высказывать свою точку зрения.
Гораздо
больше детей имеют средний уровень
познавательно интереса, 36% учеников
хорошо владеют теоретическим