Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 21:24, курсовая работа
Цель работы – определить особенности методики освоения хохломской росписи детьми в студии.
В соответствии с целью исследования были выдвинуты следующие задачи:
1)определить значение развития навыков мелкой моторики рук для овладения хохломской росписью;
2)выделить особенности освоения хохломской росписи детьми в студии «Азбука цвета».
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЛЯ ОВЛАДЕНИЯ ХОХЛОМСКОЙ РОСПИСЬЮ 4
1.1 Приемы и методы формирования изобразительных навыков 4
1.2Особенности возникновения и развития хохломской росписи 7
2. ОСВОЕНИЕ ХОХЛОМСКОЙ РОСПИСИ ДЕТЬМИ: ОСОБЕННОСТИ, НЕОБХОДИМЫЕ НАВЫКИ 13
2.1 Последовательность формирования навыков хохломской росписи 13
2.2 Практическое применение различных видов росписи хохломы 19
2.3 Эффективность навыка хохломской росписи в творческом самовыражении учащихся студии 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 2
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28
По
данным археологических
раскопок, в Заволжье
занимались изготовлением
деревянной посуды. Дерево
было самым удобным и
доступным материалом
для создания предметов
быта. Из древесных стволов
выдалбливали проворные
челноки – «ботнички»,
вырезали фигурные ковши, украшая
их ручки резными силуэтами коней,
вытачивали разнообразные
формы посуды.
Всем, кто
селился в этих местах, приходилось
заниматься ремеслами. Земли здесь были
неплодородными,
урожая до весны не хватало.
Только лесные богатства
да проворные руки спасали
от голода и нужды.
Близость великого
волжского пути
способствовала
тому, что деревянную
посуду здесь рано стали
изготовлять для продажи.
Однако
первые посудные промыслы
Заволжья еще ничем не отличались
от множества таких же
производств, развивавшихся
на территории нашей страны. Как
и в других районах, местные мастера
покрывали изделия льняным маслом
или приготовленной
из него олифой.
Это придавало прочность
деревянной посуде, она
становилась и более красивой.
Такой способ
лакировки поверхности
дерева не забыт и сейчас. Еще недавно
его применяли при производстве
самых дешевых чашек и солониц,
служивших предметами повседневного
хозяйственного
обихода.
Наиболее
вероятно, временем возникновения
искусства хохломской
росписи была вторая половина
XVII и начало XVIII века, когда
глухие керженские леса стали местом
поселения старообрядцев,
спасавшихся от преследования
царского правительства
и церковных властей. После
церковных реформ здесь
искали убежища противники патриарха
Никона, вынужденные покинуть
Москву и крупнейшие русские города.
Спасаясь от расправы, бежали
сюда и участники соловецкого
Среди раскольников-
Вместе
с техникой окраски
в Хохлому проникли
и рисунки орнамента, известные
иконописцам. Истоки
основных типов
орнамента промысла можно
увидеть в русском декоративном
искусстве XVII - начала XVIII века. В это
время особое
распространение получает
растительный орнамент, приемы
его исполнения были разнообразны.
При росписи стен, мебели и бытовых
вещей часто выполнялись
травные рисунки, наносимые свободно
кистью. Рисунок цветов
и листьев завершали сочные мазки
белил - оживки. Такой
орнамент, связанный с традициями
живописи древней Руси, послужил
основой для формирования
хохломских травных узоров.
Растительный
орнамент, привнесенный в Хохлому
иконописцами, претерпевает
существенные изменения. Он становится
значительно более лаконичным
и четким. На характер его композиции
большое влияние оказали
традиции древнейшего геометрического
орнамента, отличавшегося
классически простыми и совершенными
приемами построения
узоров.
В искусстве
орнамента Хохломы
утверждаются характерные для народного
декоративного
творчества черты: большая
образная выразительность
росписи, декоративность,
предельная строгость
и скупость художественных
средств[8, с.155]. Наиболее ярко
они проявились в травных
орнаментах, преобладавших
в росписи посуды. Усваивая
новые приемы орнаментации,
мастера сохраняли и более
ранние традиции украшения посуды.
С первой
половиной XIX
века связаны большие изменения
в искусстве хохломской
росписи, В это время вместо
серебра мастера научились применять
дешевое олово,
превращая его в порошок,
удобный для нанесения на поверхность
дерева. В истории промысла
наступил новый период.
Теперь мастера могли почти
полностью окрашивать
стенки братин, чашек, солониц,
поставцов в золотистый
цвет.
Рисунки
хохломской травки,
позволявшие наиболее
эффектно использовать
«золотую» окраску,
получают в это время
еще большее развитие. Мастера
Хохломы постигают
законы росписи на золотистом
фоне. В ее орнаменте окончательно
утверждаются приемы плоскостной
силуэтной трактовки
мотивов, наиболее
соответствующие живописи
по золотому
фону. В росписи исчезают
разживки белилами, создававшие
впечатление объемности
формы[7, с.189]. Происходит
ограничение красочной
гаммы. Если раньше мастера употребляли
белила, синюю, голубую, розовую,
зеленую и коричневую краски,
то теперь основными
цветами орнамента становятся
красный, черный и золотой.
Часто
приходится слышать о
том, что мастера использовали
красную и черную краски лишь потому,
что они не выгорают
в печи при закалке. Это верно
только отчасти.
Коричневая, зеленая и желтая
краски также не меняют свой цвет
при высокой температуре,
однако их применение
становится весьма ограниченным.
Художники предпочитали
сочетание красного,
черного и золота,
прежде всего, в силу его
особых декоративных
качеств. Такую цветовую гамму
ценили и мастера древней Руси. Но
была и другая причина. Получавшийся
у мастеров золотистый
цвет уступал цвету золота
по яркости и не имел желаемого
оттенка теплоты.
Этот
недостаток мастера стремились
сделать возможно
менее заметным, нанося роспись
красной и черной краской,
создававшими с золотистым
фоном звучный цветовой
аккорд. Огненно-яркая
киноварь придавала большую
теплоту золотистому
фону, а черная краска способствовала
тому, что он казался
светлее и ярче.
Исполнение
орнамента по золотистому
фону привело к утверждению
характерного для травной
росписи типа композиции
с ажурным узором, покрывающим
значительную часть поверхности
вещи. Поддельный золотой
фон было невыгодно
обнажать большими участками
гладкой поверхности.
Заметив это, мастера стали исполнять
рисунки, при которых
фон лишь просвечивал
сквозь узор и в промежутках
между мотивами.
Ограничение
красочной гаммы травного
орнамента, отказ от
оживок белилами и плоскостная
силуэтная трактовка мотивов,
казалось, должны были
бы способствовать
утрате качеств живописности.
Однако этого
не происходит. Хохломская
травка воспринимается нами как
орнамент живописный,
а не графический благодаря тому,
что в основе
ее композиции остаются
ритмически расположенные
цветовые пятна. Живописность
узорам травки придает и мягкость
тональных отношений,
которая достигается
соединением в орнаменте
мотивов, написанных широким
мазком, и введением мелкой
травной приписки, исполняемой
легким прикосновением
кисти [9, с.46].