Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 17:46, курсовая работа
Целью данной работы является изучение особенностей творчества Александра Эммануиловича Бородянского с помощью изучения различных печатных источников по сценарной литературе и творчестве сценариста, также путем анализа сценариев и фильмов по теме данной работы.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
-Поиск и изучение литературы по данной теме.
-Ознакомление с творчеством Александра Бородянского.
-Просмотр фильмов с участием Александра Бородянского.
-Просмотр фильмов и сценариев Александра Бородянского.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1.Творческая биография Александра Эммануиловича Бородянского..............................................................................................................6
1.1.Основные этапы жизненного пути…………………………………........6
1.2.Человек с неиссякаемой фантазией…………………………………….12
Глава 2.Кухня сценариста……………………………………………………….17
2.1.«Героем моего фильма может стать встречный прохожий»………….17
2.2.Тандем с Шахназаровым……………………..…………………….......22
Заключение………………………………………………………………………...31
Список используемой литературы……………………………………………..33
Приложения.............................................................................................................35
Приложение 1: Александр Бородянский. Портрет………………………..35
Приложение 2:Кадры из фильмов………………………………………….36
Приложение3:Фильмография…………………………………………........38
Приложение 4: Киносценарий………………………………………….......40
Катя уже не плакала и сидела, устремив неподвижный взгляд в землю. Наконец она повернулась ко мне. Было уже совсем темно. Свет уличного фонаря обвел темными кругами ее глаза и спрятал в густой тени половину лица.
— Замерз? — спросила она.
— Да нет, ничего, — бодро ответил я.
— Прости меня. Возьми... — Она начала стаскивать с плеч мою куртку, но я остановил ее.
— Не надо, мне не холодно, — сказал я. — Знаешь, пока мы сидели здесь, я сосчитал, сколько ударов совершает человеческое сердце в течение всей жизни.
— Ну и сколько же? — равнодушно спросила Катя.
— Много. При пульсе семьдесят ударов в минуту и, если принять продолжительность жизни в семьдесят лет, получается 2 575 440 000 ударов.
— Пульс не бывает постоянным, — сказала Катя. — Это же в среднем.
— В среднем — много.
— Порядочно, — согласился я. — 4200 ударов в час, 100 800 — в сутки... Короче, миллионов по шестьсот мы с тобой уже отстучали...
— Что же мне делать теперь? — спросила Катя.
— Не знаю, — ответил я.
— Я не могу идти домой, — сказала Катя.
— Что же ты, так и будешь жить на этой лавке?
— Да, — согласилась Катя. — Так и буду.
Я увидел профессора Кузнецова. В густой тени деревьев, словно надеясь, что его не заметят, он шел медленно и осторожно. Когда Семен Петрович остановился в двух шагах от нас, я встал. Катя осталась сидеть, сжавшись в комок, стараясь не смотреть на отца. Неловкость ситуации была очевидна. Семен Петрович снял с ее плеч куртку и накинул на них пальто, которое принес с собой. Куртку он вернул мне: «Спасибо». Потом присел на краешек скамейки и достал из кармана сигареты. Заметив, что я все еще стою, кивнул: «Садись, Иван». И, распечатав пачку «Явы», предложил мне сигарету. Мы закурили, но после первой же затяжки Семен Петрович отчаянно закашлялся и, скомкав сигарету, отбросив ее в сторону, проговорил извиняющимся тоном:
— Не получается. Я ведь не курил никогда... Так, побаловаться решил...
Катя сидела неподвижно, втянув голову в плечи. Семен Петрович откашлялся в кулак и деликатно провел ладонью по ее волосам.
— Ничего, Катюша, — сказал он тихо. — Ничего. — Он привлек ее к себе, и Катя уткнулась лицом ему в грудь. — Гости разошлись. Надо идти домой.
— Я не могу, папа, — глухим голосом произнесла Катя. — Не могу. Мне так плохо... Если бы ты знал...
— Я понимаю, понимаю, — сказал Семен Петрович. — Видишь, какая она — наша жизнь? Не знаешь, с какого конца ударит... — Он вздохнул и добавил: — Все равно ведь никуда не спрячешься...
— Как мне быть теперь, папа? Как быть?
— Ничего, все пройдет, Катюша... Пойдем домой... Поздно уже...
Они встали. Семен Петрович подал мне руку и сказал:
— До свиданья, Иван. Мы пойдем теперь... Но ты не пропадай! Обязательно звони.
— Обязательно позвоню, — обещал я, отвечая на рукопожатие.
Семен Петрович дружески похлопал меня по плечу.
— Эх вы, молодые, зеленые! — отечески произнес он. — Ничего, перемелется — мука будет.
— Конечно, будет, — согласился я.
Семен Петрович улыбнулся и потянул Катю за рукав.
— Пойдем, Катюша.
Катя исподлобья взглянула на меня. Не знаю почему, но в тот момент я вдруг ясно понял, что мы никогда больше не увидимся с ней. Я понял также, что и она думает об этом.
— До свиданья, Катя.
— До свиданья, Иван.
Я смотрел им вслед. До тех пор, пока их фигуры не растворились в темной глубине бульвара. Был двенадцатый час ночи.
Сергей Степанович Воробьев нисколько не удивился моему позднему визиту. Напротив. С укором в голосе он проговорил:
— А я уже думал, что ты не придешь. Что ж ты?
— Я не мог. Занят был, — ответил я.
— Ладно... Ты как раз вовремя... — сказал Воробьев.
Последовав за ним, я вошел в знакомую комнату, и свет не скрытой абажуром лампы ослепил меня после темного коридора. Сергей Степанович мигом выключил ее и, пройдя к окну, отворил его настежь. Холодный свежий воздух, словно вода в пробоину тонущего корабля, потоком ворвался в комнату. Озадаченный происходящим, я хотел было спросить, что все это значит, но Воробьев, будто догадавшись, приложил палец к губам и поманил меня к окну. Я подошел.
— Смотри — ровно в полночь... Вон то окно — напротив, — шепотом произнес он, указывая в сторону противоположного дома.
Я взглянул на часы — до полуночи оставалось не более двух минут. Улица под нами казалась бездонным ущельем. Редкие фонари плыли над мостовой. Где-то шумели моторами автомобили. Мне стало не по себе. Я почувствовал, как бешено забилось в груди сердце, и подумал, что сегодня оно перевыполнит свою норму ударов.
Но в то же мгновение, забыв обо всем на свете, я увидел, как засветилось окно напротив.
— Вот, смотри, — схватил меня за руку Сергей Степанович и, сейчас же бросив ее, припал животом к подоконнику.
Свет был неяркий, бледно-зеленый. Как в море на небольшой глубине или в аквариуме. Мне даже почудилось, что сейчас откуда-нибудь сбоку, из-за стены, выплывут золотые рыбки с черными хвостами. Но рыбки не выплыли. Вместо них появилась женщина в голубом платье с гусиным пером в правой руке. Она показалась мне хрупкой и прекрасной, как фарфоровая статуэтка. Не спеша прошла она по комнате и присела к столу у окна, так что лицо ее теперь было обращено к нам. На столе лежали листы бумаги, и, обмакнув перо в невидимую чернильницу, она записала что-то «на одном из них. Потом, отставив руку с пером в сторону, женщина подняла лицо и задумалась. Ее волосы рассыпались по плечам, и, хотя увидеть ее глаза на таком расстоянии казалось невозможным, мне почудилось, что они направлены прямо на нас.
— Какая красивая! — непроизвольно вырвалось у меня.
— Инопланетянка, — лаконично и уверенно пояснил Сергей Степанович.
— Как — инопланетянка? — удивился я.
— Ну, как, как? Как бывает? Очень просто.
— Что же она здесь делает? — настаивал я.
— Ничего не делает, — проговорил Воробьев, не отрывая глаз от незнакомки, и продолжал: — Их корабль потерпел крушение. Все члены экипажа погибли. Только она спаслась. Приняв образ земной женщины, она загипнотизировала начальника паспортного стола и, получив московскую прописку, поселилась в этой квартире. Каждый вечер, ровно в полночь, пытается выйти на связь со своими, чтобы они прилетели и увезли ее отсюда к чертовой бабушке. Да, видать, что-то у них там не срабатывает.
Я, прямо скажем, сильно усомнился в версии Сергея Степановича. Но он изложил ее столь решительным тоном, что я не отважился ему возражать. Правда, я все же обронил неуверенную фразу:
— Кажется, рассказ такой был. Фантастический... Но на это Сергей Степанович ответил:
— Жизнь неизмеримо мудрее и неожиданней любой фантастики! — И он хотел еще что-то добавить, но тут его прервал хриплый голос из соседнего окна:
— Чего ты там плетешь, Степанович?! Какая инопланетянка?! Начальника паспортного стола загипнотизировала!!! Поди загипнотизируй, его! Тебя так загипнотизирует! Трехнутая она — вот кто! Ино-о-опланетянка!!! Смех!
Воробьев даже опешил на мгновение, а потом закричал: — Синицын? Ты? Ты чего? Ты куда смотришь?!
— Туда же, куда и ты, — рассудительно ответил Синицын. — Я уже с полгода это оконце караулю. Все жду — может, она свет позабудет выключить, когда раздеваться начнет. Баба уж больно хороша!
— Как не стыдно! — вдруг заверещал тонкий женский голосок из окна справа. — Как не стыдно такое говорить! Как вас земля только носит! У женщины несчастье: несколько лет назад погиб любимый человек — полярный летчик, — спасая пропавшую экспедицию, пожертвовал собой ради других. У нее осталось подвенечное платье, которое она надевает каждую полночь и пишет ему письма... А вы такое говорите!
— Вот те на! — воскликнул Сергей Степанович и высунулся так, что чуть не вывалился из окна.
Но в ответ откуда-то уже совсем издалека мужской голос решительно объявил, что все это чепуха, что женщина поэтесса и пишет в полночь гусиным пером для вдохновения.
— Это Белла Ахмадулина! — безапелляционно заявили откуда-то снизу.
— Здрасте, я ваша тетя! — возмутились наверху. — Ахмадулина совсем в другом районе живет. У нее семикомнатная квартира и дача в Крыму.
— А вы-то откуда знаете? — не отступался нижний.
— От верблюда, — заявил верхний, и там послышался смех, видимо, домочадцев, которым пришелся по душе удачный ответ их сожителя.
— Что, в одной клетке с ним сидели? — не растерялся его оппонент, и настала очередь нижнего этажа рукоплескать остроумию своего представителя.
Я посмотрел на Сергея Степановича. Он стоял, в задумчивости облокотившись на подоконник, прислушиваясь к голосам соседей. Мне показалось, что он обескуражен их полемикой, и, пытаясь приободрить его, я сказал:
— Вообще-то она очень похожа на инопланетянку...
— Несомненно, — спокойно произнес Воробьев. — А они дураки! Ничего не понимают.
Женщина в голубом сидела в той же позе и была, конечно, так прекрасна, что просто захватывало дух.
Потом я шел домой. Общественный транспорт уже не работал, а на такси у меня не было денег. Я шел, насвистывая от скуки какую-то дурацкую мелодию, и смотрел по сторонам. И видел темные силуэты деревьев с голыми изломанными ветвями, блестящий асфальт, в котором отражались уличные фонари, дома, громоздившиеся вокруг, как египетские пирамиды. Над всем этим было небо. Ветер, родившийся утром над Ледовитым океаном, промчался над Швецией и Норвегией, миновал Ленинград, завернул по пути в Вологду, заставив ее жителей понахлобучивать на головы шапки и к вечеру объявился в Москве. Он прогнал с ее небосвода тучи, весь день висевшие над городом, и сам скончался от этого последнего усилия. Над Москвой засветились звезды.
Я их видел собственными глазами. Яркие белые точки, они рассыпались в черной бездне, как будто кто-то неосторожно порвал нить с бусами. Теперь их уже не собрать, не нанизать на крепкую суровую нить, не надеть на шею любимой девушке.
Так и будут они вечно висеть над моей головой. Каждая из них как одинокий глаз тайфуна в штормовом океане. Мне стало грустно. Я вдруг представил себя стариком. Этаким согбенным седым стариканом с мутным слезящимся взглядом. Я сижу в зимнем лесу, опершись подбородком о шершавую ручку древней клюки, и снег лохматыми мокрыми хлопьями падает мне на лысину. Кругом темно и безлюдно. Я вспоминаю все, что было и собственная жизнь кажется мне хрустом сломанной ветки. Я вспоминаю сегодняшний вечер, и девушку по имени Катя, и ее отца — не помню, как звали, — и интересную даму, и мужчину, что жаловался на сына, который, пьет концентрированное молоко неразбавленным. Их всех давно нет в живых: ни дамы, ни мужчины. Нет Воробьева, нет Синицына... И женщина в голубом давно перестала выходить на связь с инопланетной цивилизацией. И мамы нет... И отца... Остались звезды. И осталась еще дурацкая мелодия, которую я насвистывал в тот далекий осенний вечер. Они все те же. И звезды и мелодия. Звезды — там, наверху, а мелодия?.. Вот она.
И старик, задрав голову и обратив иссохшее лицо к небу, засвистел что-то ужасно легкомысленное и до боли знакомое.
Идейно-тематический анализ
Тема – Безрассудная молодость.
Идея – Нежелание соответствовать стандартам.
Композиционный анализ
Экспозиция – Корреспондент берет интервью у старика, которому в начале, как бы нечего сказать, но потом история начинается с повествования от главного лица, от старика, его воспоминания.
Завязка – Развод родителей Ивана, его неприятие и отторжение моральных правил действительности.
Развитие действия – Иван, не поступив в институт, устраивается на работу, по протекции матери, курьером в редакцию. В свой первый рабочий день он отвозит рукопись профессору Кузнецову и знакомится с его дочерью Катей. Смешной, раскрепощенный шутник Иван понравился девушке. Они начинают общаться. Но постоянный стеб Ивана, его несерьезность, вранье, выдумки, нелепые выходки доканывают не только профессора, но и саму Катю.
Кульминация и развязка – На празднике в квартире Кузнецовых Катя и Иван как бы меняются ролями, он примерный парень, а она дивиантный представитель современной молодежи.
Финал - Иван, в конец завравшись, остается на обочине. Ему нечего делать, у него нет цели, нет стремлений. Вся его жизнь – сплошная фантазия.
Информация о работе Идентификации времени в работах Александра Бородянского