Идентификации времени в работах Александра Бородянского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 17:46, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение особенностей творчества Александра Эммануиловича Бородянского с помощью изучения различных печатных источников по сценарной литературе и творчестве сценариста, также путем анализа сценариев и фильмов по теме данной работы.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
-Поиск и изучение литературы по данной теме.
-Ознакомление с творчеством Александра Бородянского.
-Просмотр фильмов с участием Александра Бородянского.
-Просмотр фильмов и сценариев Александра Бородянского.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1.Творческая биография Александра Эммануиловича Бородянского..............................................................................................................6
1.1.Основные этапы жизненного пути…………………………………........6
1.2.Человек с неиссякаемой фантазией…………………………………….12
Глава 2.Кухня сценариста……………………………………………………….17
2.1.«Героем моего фильма может стать встречный прохожий»………….17
2.2.Тандем с Шахназаровым……………………..…………………….......22
Заключение………………………………………………………………………...31
Список используемой литературы……………………………………………..33
Приложения.............................................................................................................35
Приложение 1: Александр Бородянский. Портрет………………………..35
Приложение 2:Кадры из фильмов………………………………………….36
Приложение3:Фильмография…………………………………………........38
Приложение 4: Киносценарий………………………………………….......40

Файлы: 1 файл

Медведева Курсовая Бородянский.docx

— 936.74 Кб (Скачать файл)

Фильм о рейде группы разведчиков  – молодых ребят, в тыл врага для выполнения важного задания. Великая Отечественная война, 1944 год. Неприятель отступает, линия фронта размыта. Группа разведчиков - молодых ребят от семнадцати до двадцати пяти лет – отправляется в тыл врага, чтобы уточнить имеющиеся сведения о группировке противника. "Звезда" - это позывные группы, с помощью которых разведчики должны выходить на связь. Пройдя линию фронта, разведчики постепенно убеждаются, что противник тайно производит серьезную перегруппировку войск для решительного контрнаступления. Командир разведчиков лейтенант Травкин решает незаметно проникнуть на железнодорожный узел, где, по добытым сведениям, разместился центр командования.

Режиссёр Николай Лебедев: «Я снял свою "Звезду" так, как чувствовал. Это история не солдат, а мальчишек, которых жестокое время сгребло и кинуло в топку, которые непостижимым образом остановили чудовищную угрозу. Великие святые нашего времени. Нам сейчас кажется, что война была в далеком прошлом, а когда я сжился с темой, вдруг понял, как же это было недавно, и как страшно...» [21].

В самом финале "Звезды" есть эпизод, на который часто не обращают внимания: колонны солдат, уходящих в бой, и голос за кадром, говорящий о том, что души погибших каждую весну возвращаются с полей  Польши, Германии, чтобы взглянуть  на свою цветущую Родину. Они верили в это. Эти мальчишки отдавали себя, веря, что страна их будет процветать, что каждая капля крови пролита  не напрасно и отзовется счастьем для их детей и внуков. А женщины, дети, без сна и еды работавшие в тылу, – те же мысли придавали сил и им: «Ах, мальчики из десятых классов, выпускники сорок первого года, как же расточительно, с какой безжалостной и бездумной щедростью распорядилась вами родина... «Горькая детоубийца Русь», неужто не нашлось у тебя другой защиты, неужто и впрямь понадобилось выбить цвет целого поколения, пожертвовать лучшими из лучших, от кого не останется теперь ни следа, ни памяти, ни потомства...» [21].

Фильм тяжелый и, несмотря на трагический финал, – светлый. И этот свет исходит из глаз актёров. Почему-то верится, что мальчишки 1940-х были именно такими. Почему-то даже очень известные – Кравченко, Петренко, Панин – не ассоциируются с другими своими персонажами, здесь они - именно фронтовые разведчики, и именно "оттуда". Оттуда, откуда не вернулись миллионы погибших за родную землю.

А земля эта – такая солнечная, необъятная, невыносимо зелёная. Оператор Юрий Невский очень талантливо показал это. И как же не хотелось этим мальчикам умирать, как же хотелось им жить на этой волшебной земле.

По восприятию – фильм  очень тяжелый, но действительно  отражает реалии того времени. Смотря его, как бы находишься с героями  на одной волне, в одном месте, сопереживаешь. Не смотря на всю полученную критику фильм завоевал множество наград: государственная премия России, кинофестиваля  «Окно в Европу» в Выборге (Приз зрительских симпатий «Выборгский счет» - Николай Лебедев), кинофестиваля  «Созвездие» (Приз за лучший дебют - Игорь Петренко), кинофестиваля русских фильмов в Ницце (Гран-при - Николай Лебедев), кинофестиваля русских фильмов в Онфлере (Гран-при - Николай Лебедев), международного кинофестиваля в Пхеньяне (Гран-при «Золотой факел» - Николай Лебедев), международного кинофестиваля детских фильмов в «Артеке» (Гран-при, приз за лучшую режиссуру - Николай Лебедев),  премия «Блокбастер» («Российский фильм года» в категории видеопродаж и в категории видеопроката - Николай Лебедев),  премия «Золотой Овен» (За лучшую музыку к фильму - Алексей Рыбников; За лучшую операторскую работу - Юрий Невский; За лучшую музыку к фильму - Алексей Рыбников; «Открытие года» - Игорь Петренко),  премия «Ника» (За лучшую работу звукооператора - Александр Погосян; За лучшую музыку к фильму - Алексей Рыбников), фестиваль визуальных искусств «Орленок» в Туапсе (Гран-при - Николай Лебедев), шведский фестиваль российского кино «КиноРюрик» (Гран-при - Николай Лебедев), РКФ «Литература и кино» в Гатчине (Спец. приз жюри - Николай Лебедев; Приз зрительских симпатий - Николай Лебедев).

Еще одним плодом совместного  творчества этих двух выдающихся кинематографистов  нашего времени является музыкальный фильм «Мы из джаза». Этот фильм рассказывает историю советской эстрадной музыки двадцатых годов. Одессит Костя собирает джазбенд. Он убежден в том, что джаз – пролетарское искусство. Свободные музыканты Степан, Жора и саксофонист Императорского двора Иван Бавурин не сразу проникаются новой музыкой. В фильме выстраиваются перепетийные линии сложных взаимоотношений и непростого понимания творчества. В сюжете используются песни таких исполнителей как: Ольга Пирагс, Лариса Долина, Игорь Скляр, Владимир Шевцик.

В каждом кадре этой музыкальной  комедии видна раскованность, импровизация режиссера и актерского ансамбля, самозабвенная увлеченность авторов  легендарной атмосферой времен зарождения отечественного джаза. Картина получилась зрелищной, музыкальной и жизнерадостно  веселой. Карен Шахназаров с видимым  удовольствием и свободой цитирует, стилизует популярные музыкальные  фильмы тридцатых годов, в первую очередь – «Веселых ребят». Сделано  это с выдумкой, напористым задором. Местами, правда, проскальзывают отдельные  погрешности вкуса, актерские «пережимы».

Кинематографисты и критики  любят повторять: комедия – трудный жанр. Да, нелегкий. Тем не менее, находятся люди, которые все-таки берутся за это трудное дело. В чем же секрет успеха? Вероятно, у каждого автора он свой. Важно, чтобы у фильма, в самом деле, был автор – человек с собственным, оригинальным комедийным даром, острым чувством смешного. Александр Бородянский знает, как можно привлечь и рассмешить публику, знает приемы и уязвимые места, но он очень не любит этим пользоваться, считает, что неправильно давить на зрителя. Зритель сам должен выбрать над чем ему переживать, а над чем смеяться.

В отношении попыток современных  кинематографистов снять мюзикл Александр Эммануилович весьма критичен. К примеру посмотрев фильм  «Стиляги», Бородянский не увидел в  нем того, что хотелось и требовалось  от музыкального кино, от фильма про  такое необычное молодежное течение  как стиляги, от фильма в котором играют джаз: «Я многого ждал от «Стиляг». Вот, думаю, молодцы ребята, никогда не было у нас кино про стиляг. А они придумали и сделали. Мне фильм понравился, но высшего пилотажа не получилось. Потому что его не было в сценарии. В музыкальных фильмах танцевальные номера должны влиять на развитие сюжета, а не быть вставными «концертными» номерами.» [9].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, ознакомившись  с биографией и творчеством Александра Эммануиловича Бородянского, можно  с уверенностью сказать, что Александр  Бородянский - уникальный кинодраматург нашего времени в русском и зарубежном кинематографе. Это человек большого масштаба с неиссякаемой энергией и нескончаемым потоком идей, которые он постоянно воплощает в своих сценариях. Бородянский большой выдумщик, фантазер, примерный семьянин и отец, отзывчивый и чуткий преподаватель. Многогранная личность, нередко вызывающая  неоднозначное отношение к своей работе и творчеству. С уверенностью можно сказать только одно: Бородянский - сильная личность. Что бы он ни делал, это неизменно приковывает внимание сотен тысяч людей. Фильмы, снятые по сценариям Бородянского просто обречены на успех.

При рассмотрении темы «Идентификации времени в работах Александра Бородянского», по достижению поставленных задач были сделаны следующие выводы:

- Александр Эммануилович  Бородянский попробовал себя  в разных ролях: кинодраматурга, режиссера, актера, продюсера, преподавателя.  Он как актер в сценарии  собственной жизни.

- В написании сценариев  Бородянский никогда не останавливается.  У него нет понятия отдыха, он постоянно в работе.

-Александра Бородянского  знают, ему доверяют. Его имя  - залог успеха фильма, сулящий  зрительскую любовь и премии  на кинофестивалях. За его плечами  - сценарии более чем к восьмидесяти  фильмам. 

-Сценарии  Бородянского  отличаются своеобразием и нестандартным  видением жизни. Ему удалось  избежать шаблонности персонажей  и повторений фабул и ходов  в сценариях. Это человек с  неиссякаемым запасом идей и  неугомонной фантазией.

- Бородянский очень любит  историю, но прежде чем браться  за написание сценария, в котором  фигурируют те или иные исторические  действа или события, он идет в архивы, перечитывает горы литературы, ездит по исторически значимым местам - и все для того чтобы будущий фильм был более достоверен и детально прописан.

- Каждый сценарий - отдельная  история со своими персонажами.  Погружаясь в работу, Бородянский  живет жизнью своих персонажей, они ведут его по страницам  сценария.

- Существенное отличие  сценарного творчества Бородянского - отсутствие любовной темы. Ни  в одном фильме, ни в едином  сценарии тема любви не выходит  на главный план, а зачастую  вообще отсутствует.

- Александр Бородянский  любит кино и живет им. Он  никогда не перестает творить.  Постоянно пишет, смотрит, наблюдает  жизнь. По мнению Александра  Эммануиловича, если человек потерял  интерес к жизни - он умер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1. Базен А. Что такое  кино? – М.: 1972.

2. Богомолов Ю. Проблемы  времени в художественном телевидении.  – М.: 1977.

3. Бородянский А. Героем  моего фильма может стать встречный  прохожий, какая-то ассоциация // Русская  газета. – Болгария. – 18 ноября 2004.

4. Вайсфельд И. Мастерство  кинодраматурга. – М.: 1961.

5. Диалоги о телевидении.  – М.: 1974.

6. Кино: Энциклопедический  словарь. Гл. ред. С.И.Юткевич. –  М.: Советская энциклопедия, 1987.

7. Лоусон Д. Теория и  практика создания пьесы и  киносценария. – М.: 1960.

8. Митта А. Кино между  адом и раем. – М.: ЭКСМО-Пресс  – Подкова, 2002.

9. Плешакова А. Сценарист  Бородянский:В продолжении «Мы  из джаза» прежних актеров  не будет» // Комсрмольская правда. – 6 апреля 2009.

10. Полякова Э. Сценарист  Александр Бородянский - Иногда  я чувствую себя приёмником, который  улавливает какие-то токи из  параллельного мира // Эхо планеты.  – Май 2012.)

11.Семченко Ю. Профессиональный  фантазер Бородянский // О чем  говорит Смоленск. – №16, 24 сентября. – 2012.

12. Словарь Ожегова. –  М.: Энциклопедия, 2007.

13. Телевидение вчера,  сегодня, завтра. Выпуски 1-8. –  М.: 1981-88.

14. Туркин В.К. Драматургия  кино. – М.: ВГИК, 2007.

15. Уолтер Р. Сценарное  мастерство: кино- и теледраматургия  как искусство, ремесло и бизнес. – М.: 1993.

16. Фрейлих С.И. Теория  кино: от Эйзенштейна до Тарковского.  Учебник. – М.: Академический проект  – Фонд «Мир», 2007.

17.Фрумкин Г.М. Сценарное  мастерство. Учебное пособие. –  М.: Академическ. проект – Альма  Матер, 2011.

18. Эгри Лайош. Искусство  драматургии. – М.: 1991.

19. Эйхенбаум Б. Литература  и кино// Киноведческие записки.  – Вып. 5. – М.: 1990.

 

Интернет –  источники

20. http://jn.com.uaJewishNews.com.ua  23.04.2004

21. http://www.kino-teatr.ru/kino/screenwriter/sov/545/bio

22. http://www.myjane.ru/articles/text/?id=5065

23. http://www.narpolit.com

24. http://www.narpolit.com/layer/sedye_lvy_protiv_belyh_tigrov_00-20-22.htm

25. http://kino-stalker.ru  Рубрика: Другое кино. 05 Июнь 2012

26. Информационно образовательное движение CINEMOTION http://cinemotionlab.com.orbsoft.mtw.ru

27. http://www.kinopoisk.ru/name

28. http://dramafond.ru/master-klass-aleksandra-borodyanskogo-video

29.Статья «О кино, внутри  и около»http://www.zhurnal.ru/kinoizm/kinoscenarii/00025/00025_09.htm

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Александр Бородянский. Портреты

Приложение 2

 

Кадры из фильмов

 

«Москва слезам не верит»

«Афоня»

«Ворошиловский  стрелок»

«Мы из джаза»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

Фильмография Александра Бородянского

 

Сценарист

1975

«Афоня»

1978

«Кот в мешке», «Мужчины и женщины»

1980

«Дамы приглашают кавалеров»

1981

«Душа», «Смотри в оба!»

1982

«Инспектор ГАИ»

1983

«Мы из джаза»

1985

«Зимний вечер в Гаграх», «Человек с аккордеоном»

1986

«Начни с начала», «Секунда на подвиг», «Курьер»

1987

«Шура и Просвирняк»

1988

«Вознесение», «Город Зеро», «Дежавю»

1989

«Я в полном порядке»

1990

«Гамлет из Сузака и Мамайякэро»

1991

«Агенты КГБ тоже влюбляются», «Цареубийца»

1992

«В поисках золотого фаллоса», «Маленький гигант большого секса», «Ребенок к ноябрю», «Эти старые любовные письма»

1993

«Сны»

1995

«Американская дочь»

1998

«День полнолуния»

1999

«Ворошиловский стрелок»

2000

«Чек»

2001

«Цветущий холм среди пустого  поля», «Яды, или Всемирная история  отравлений»

2002

«Звезда», «Олигарх»

2003

«Жизнь одна», «Ребята  из нашего города»

2004

«Всадник по имени Смерть», «Покушение»

2006

«Не было бы счастья…», «Очарование  зла», «Темный инстинкт»

2007

«Георг»

2008

«Туман рассеивается»

2009

«Палата № 6»

2010

«Сивый мерин»

2011

2011/12

«Загадка для Веры», «Джуна»

«Белый тигр»

Актер

1976

«Слово для защиты» (Саша)

1978

«Поворот» (сотрудник института)

1979

«Москва слезам не верит» (друг Гоши, на пикнике)

1990

«Испанская актриса для  русского министра» (учитель-турист)

1991

«Польская кухня» (Криворученко, майор)

2007

«Невечерняя» (сын Л.Н.Толстого)

Режиссер

1993

«Сны»

2000

«Чек»

2003

«Ребята из нашего города»

2008

«Тени Фаберже»

Информация о работе Идентификации времени в работах Александра Бородянского