Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 17:46, курсовая работа
Целью данной работы является изучение особенностей творчества Александра Эммануиловича Бородянского с помощью изучения различных печатных источников по сценарной литературе и творчестве сценариста, также путем анализа сценариев и фильмов по теме данной работы.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
-Поиск и изучение литературы по данной теме.
-Ознакомление с творчеством Александра Бородянского.
-Просмотр фильмов с участием Александра Бородянского.
-Просмотр фильмов и сценариев Александра Бородянского.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1.Творческая биография Александра Эммануиловича Бородянского..............................................................................................................6
1.1.Основные этапы жизненного пути…………………………………........6
1.2.Человек с неиссякаемой фантазией…………………………………….12
Глава 2.Кухня сценариста……………………………………………………….17
2.1.«Героем моего фильма может стать встречный прохожий»………….17
2.2.Тандем с Шахназаровым……………………..…………………….......22
Заключение………………………………………………………………………...31
Список используемой литературы……………………………………………..33
Приложения.............................................................................................................35
Приложение 1: Александр Бородянский. Портрет………………………..35
Приложение 2:Кадры из фильмов………………………………………….36
Приложение3:Фильмография…………………………………………........38
Приложение 4: Киносценарий………………………………………….......40
Александр Бородянский за свою упорную и плодотворную карьеру получил немало наград и премий: «Афоня» – главный приз Всесоюзного кинофестиваля (1975); «Мы из джаза» – специальный приз жюри Международного кинофестиваля (МКФ) в Гренобле (Франция, 1984), серебряная медаль МКФ в Лодзи (Польша, 1984), дипломы МКФ в Лондоне, Чикаго, Белграде, признан лучшим музыкальным фильмом 1983 года в СССР зрительскому голосованию; «Зимний вечер в Гаграх» - по опросам зрителей признан лучшим музыкальным фильмом 1985 года; «Курьер» – приз МКФ в Москве (1987), приз жюри за лучший фильм для юношества на Всесоюзном кинофестивале в Тбилиси (1987); «Дежавю» - диплом кинофестиваля «Золотой Дюк» (Одесса, 1987); «Город Зеро» - главный приз МКФ в Чикаго (США, 1989), серебряный приз МКФ в Вальядолиде (Испания, 1989), приз Европейской ассоциации научной фантастики (Сан-Марино, 1989), в 1991 году фильм был представлен на соискание премии Американской киноакадемии «Оскар»; «Агенты КГБ тоже влюбляются» - приз жюри МКФ в Винья-дель-Мара (Чили, 1991); «Цареубийца» - официальный участник Основного конкурса МКФ в Каннах (1991), главный приз МКФ в Белграде (Югославия, 1991); «Американская дочь» - участник конкурсной программы МКФ в Монреале (Канада, 1995), специальный приз жюри на II МКФ в Шанхае (Китай, 1995) и приз Э. Уитбек за лучшую женскую роль на МКФ детского фильма в Артеке; «День полнолуния» - специальный приз жюри и приз ФИПРЕССИ МКФ в Карловых Варах (Чехия, 1998), премия за лучший киносценарий Российской академии кинематографических искусств «Ника».
В альманахе «Киносценарии» печатались такие сценарии Бородянского как «Город Зеро», «Цареубийца» и «Сны».
1.2.Человек с неиссякаемой фантазией
Александр Бородянский считает, что одно из самых ценных качеств сценариста – постоянно фантазировать не только во время работы, но и в жизни: «Мне интересно жить, я любопытен. Я считаю, что люди духовно умирают и перестают творить, когда у них пропадает подлинный интерес к жизни. Именно этого интереса и присутствия любознательного духа я всегда желаю и себе, и другим.» [10].
В 1993 году в фильме Карена Шахназарова «Сны» Александр Бородянский выступил не только как сценарист, но и как режиссер-постановщик (совместно с К.Шахназаровым). В дальнейшем он снял как режиссер художественный фильм «Чек» (совместно с Б. Гиллером, 2000) и телевизионный сериал «Ребята из нашего города» (совместно с Э.Уразбаевым, 2003).
Александр Бородянский пробовал себя в разных ролях: сценариста, актера, режиссера, но его пристрастие к кинодраматургии осталось неизменным. Это его стезя, его жизнь, его путь. Он снимался в ролях друзей главных героев в фильмах «Поворот», «Москва слезам не верит» и «Слово для защиты»: «Я в кино пошел не ради известности, иначе действительно стал бы не сценаристом, а актером. Я снимался несколько раз. И мне даже предлагали главные роли. Для многих режиссеров, с которыми я дружу многие годы, большое значение имеет естественность – чем актер естественнее, тем лучше получится роль. Они считали меня очень естественным, и считали, что так же я буду выглядеть и в кино. Но я ведь знаю, что я не актер, поэтому и отказывался.» [10].
О своих режиссерских работах Александр Эммануилович распространяться не любит, это для него не главное: «Я стал режиссером случайно. Если бы хотел – давно бы им стал. У нас с Шахназаровым был замысел «Американской дочери». Нашли уже продюсера, но очень долго искали режиссера. Боялись, что сценарий устареет, поэтому надо было снимать. И я начал производство. Ни один проект я не снимал, потому что хотелось быть его режиссером.»[10].
Режиссерская работа для Бородянского это бесценный опыт позволяющий проникнуть в картину еще глубже. Для сценариста очень важно, чтобы его произведение было перенесено на экран именно так, как было задумано: «Многие авторы не знают производство, однако сценаристу полезно побывать в шкуре режиссера. По крайней мере – присутствовать на съемках. Надо понимать принципы работы индустрии, чтобы не писать то, что снять будет невозможно. Кино – это искусство, но это и производство» [11].
По мнению Бородянского, успех фильма зависит не столько от того сколько в него вложено денег, где, как и кем он снят, вовсе не зависит от наличия в фильме или титрах знаменитостей, это не гарантирует успеха фильма. Фильм должен быть интересен зрителю, должен цеплять, затрагивать какие-то нотки души, чтобы человек после просмотра выходил не только с полным осознанием того что он увидел, но и с желанием посмотреть продолжение. Не существует рецепта хорошего фильма. Но даже тут любовь проскальзывает в эпизодах незаметно: «В истории кино полно провальных фильмов, в которых играли знаменитые актёры. Например, в картине «Подводный мир» ставку сделали на Кевина Костнера, который в результате и был признан её главной неудачей. Список можно долго продолжать…» [10].
Бородянский рассматривает
проблему не востребованности российских
режиссеров за границей. На Западе сложилось
негативное отношение к русским
кинематографистам. До сих пор в
широкий мировой прокат не попал
ни один российский фильм, а если фильм
и выходит в прокат, то его показывают
в нескольких кинотеатрах, так как
интереса у зарубежных зрителей наши
картины не вызывают. Массовый зритель
не знает русских культовых
Многосерийный фильм, срежиссированный совместно с Эльдором Уразбаевым, «Ребята из нашего города» фильм живо и интересно рассказывает историю взаимоотношений и жизни офицеров службы безопасности дорожного движения маленького городка. В сюжетной линии фильма переплетаются долг, служба, любовь. Захватывающее зрелище, простая съемка, незамысловатый монтаж. Фильм цепляет своей простотой, но в то же время имеет сложный перепетийный ряд. История, положенная в основу, близка каждому и одновременно незнакома, Бородянский рассматривает простые вещи с другой стороны, нам незнакомой.
Рассматривая современных актеров, Бородянский не искрится восторгом, молодежь интересуют только деньги: «Я не осуждаю, я не против денег. Но если это становится главным смыслом… Наше поколение… Я сейчас заговорил словами из «Курьера»: «Я, мы, наше поколение, хочет знать: для кого мы жили и боролись? В чьи руки попадёт воздвигнутое нами здание?» Мы жили кино, деньги нас интересовали в последнюю очередь. Так в Америке и сейчас живут начинающие актёры. Мы снимали «Американскую дочь» в Штатах, я подбирал актёров-американцев на маленькие роли и видел, что им важно было сняться. Им деньги не важны, потому что они понимают – любая съёмка это лишний шанс засветиться. Вот оно отношение. Они снимались за 200 долларов, а у нас студент ВГИКа – никто и звать никак – просит сразу 500 долларов. Чтобы прорваться, ты должен сыграть. А мы привыкли говорить: «Да мы лучше их играем». Но почему-то их во всём мире смотрят, а нас (я не хочу сказать, что я другой) никто не смотрит. Это, увы, проблема. Проблема не только кино, а всей нашей сегодняшней жизни.»[11].
Александр Эммануилович снял фильмы и сериалы собственного сочинения лишь только потому, чтобы она не лежали без дела в столе, а радовали зрителей российского кинематографа своей живостью и бешеной энергетикой. Все фильмы и сценарии Бородянского цепляют характерами героев и историей произведения: «Что такое сценарий? Для меня это как я вижу на экране и записываю то, что я вижу. Я пишу сценарий – я записываю фильм.» [28].
Как говорит сам Александр Эммануилович, у него не бывает творческого кризиса, он полон новых идей, которые воплощает в своих сценариях. Если у человека нет фантазии, то он вовсе не сценарист и ему не стоит даже браться за это дело: «У меня полно идей, которые я бы хотел записать. Я не могу позволить себе писать в стол – все время в работе. Там стоит очередь из людей, которым я обещал написать сценарий. Часто на новые идеи либо не хватает времени, либо они никому не нужны. Сейчас чаще второе… Если уж говорить о кризисах, то, скорее, о кризисе индустрии, которая далеко не все принимает. Например, идея сценария «День полнолуния» у меня появилась в 1968 году, когда я ходил поступать во ВГИК. Я подумал: «Вот иду я, а у меня произошло какое-то событие. Потом встретил человека, камера пошла за ним – у него тоже событие, а он, в свою очередь, тоже кого-то встретит». И так весь фильм. У каждого одно событие». Но этот фильм поставили только через 30 лет. В то время идея была совершенно не востребована. Она пролежала у меня в голове...У меня голова – это стол. Там много чего лежит. Я одному режиссеру предложил свою идею. Он попросил написать сценарий. Я напишу только когда буду точно знать, что он найдет деньги на съемку. Я же не писатель, который пишет в стол. Книгу ведь можно и за свои деньги издать, а в кино: нет денег – нет фильма. Это дорогостоящая «забава…» [10].
Во время написания своих работ он больше внимания уделяет последнему сценарию, а пишет он обычно по нескольку сразу. Их уже шестьдесят – и каждый следующий получает больше внимания, чем предыдущие. Он считает, что неправильно концентрировать внимание на одном объекте. У Бородянского нет понятия отдыха, он постоянно в работе. У него нет понятия «отдыхать»: «С тех пор как стал сценаристом – ни разу не отдыхал от работы. На съемки – да, ездил, но в полноценном отпуске не был. А какой у меня отпуск?! Я же могу и не работать. Не хочу – не работаю.» [26].
Глава 2. Кухня сценариста
2.1.«Героем моего фильма может стать встречный прохожий»
Сценарий в кинематографе, как маленькая пьеса, подробно описывает каждую сцену и диалоги персонажей. Иногда сценарий представляет собой адаптацию отдельного литературного произведения для кинематографа, тогда автор романа бывает и автором сценария: «Я знаю, что такое композиция, развязка, завязка, но я об этом не думаю, я пишу, чтобы мне было интересно…» [28].
У сценариста незавидная роль, в отличие от других участников создания фильма, они остаются за кадром. Автор сценария – профессия неблагодарная. Ведь если режиссеров знают и помнят, то фамилии тех, кто написал киноисторию, бесследно проплывают в титрах на экране и в памяти не задерживаются. Редкое исключение составляли и составляют мэтры этого жанра: «Своим студентам я часто говорю: «Если хотите, чтобы вас узнавали, показывали по телевизору – идите в режиссеры”. Ну, кто знает в лицо сценаристов? Вот вы знаете, кто писал для Феллини? Мало кто знает…»[3].
«Это – особенность нашей профессии. Даже сами сценаристы не всегда знают работы своих коллег. Со мной та же история – знают фильмы, которые я сделал, но не всегда знают, что это именно мои сценарии. Но я выбрал такую профессию, прекрасно зная, на что иду. Для меня главное, чтобы кино получилось хорошим.» [20].
Александра Бородянского знают, ему доверяют. Его имя - залог успеха фильма, сулящий зрительскую любовь и премии на кинофестивалях. За его плечами - сценарии более чем к восьмидесяти фильмам. Начиная с самого первого - "Афоня", который получил премию на конкурсе Центральной сценарной студии Госкино СССР, - каждый его сценарий был воплощен на экране. Бородянский – заслуженный деятель искусств России и дважды лауреат Государственной премии. Его сценарии привлекают самых именитых кинорежиссеров - Георгия Данелию, Карена Шахназарова, Николая Досталя и других. В картинах по сценарию Бородянского почитают за честь сниматься самые популярные актеры.
«Сценарист – одиночка потому, что он один на один со сценарием, и сценарий зависит только от твоего таланта, от фантазии, от твоей профессиональности. А если ты режиссёр, тебе нужно реализовать сценарий, и ты зависишь от очень многих людей. Вот актёр не может сыграть — и всё. И хоть ты его убей. Хочешь именно такую картинку, а оператор не может снять такую, не получается. Проблема в том, что сценарист «как бы» ни от кого не зависит во время работы. Но, конечно, ты зависишь от продюсера, от редакторов, которые будут принимать сценарий.» [11].
Сценарист, при написании своей работы, погружаясь в нее, ей же и живет. Он погружается в свою работу, живет вместе со своими персонажами, буквально дышит ими: «У меня нет ни одного героя, основанного на реальном человеке. Только мои «эпизодические» персонажи взяты из жизни. И то далеко не все. Главных героев я никогда не встречал в жизни. Они – образ всего виденного и слышанного. Еще Фолкнер говорил: «Есть всего 3 источника творчества. Первое - воровство у других авторов. (Не плагиат, а как Шекспир, который брал какие-то идеи и по-своему их интерпретировал). Второе – жизнь. И третье – фантазия». Он говорил про писателей, но это применимо и к сценаристам. Некоторых персонажей я видел, некоторых – нет. Они случайно появляются, когда я пишу. Не знаю, откуда они берутся. Никогда раньше их не видел.»[26].
Многие сценаристы заняты в написании одного и того же сценария, прежде чем режиссер выберет лучший. Так случилось и в работе Бородянского. При написании сценария к фильму «Мы из джаза» возникали противоречивые ситуации с режиссером, приходилось переписывать не столько эпизоды, сколько сам сценарий: «Сценарий фильма «Мы из джаза» мне пришлось переписывать восемь раз. И по каждому из этих восьми вариантов можно было снять абсолютно другое кино… Должен вам сказать, что столько вариантов писать не продуктивно…»[20].
Сценарии Бородянского отличаются своеобразием и нестандартным видением жизни. Ему удалось избежать шаблонности персонажей и повторений фабул и ходов в сценариях. Каждый сценарий многогранен и на него можно посмотреть с разных сторон. Но как говорит сам автор – «В моих сценариях вы не найдете и капли о любви», и это правда, потому что все фильмы автора затрагивают серьезные, глубокие темы, а тема любви может проскользнуть только в паре эпизодов и надолго там не задержаться. Возьмем в пример фильм «Ворошиловский стрелок»: история довольно жизненная, в ней ярко показано, как легко закон встает на сторону тех, в чьих руках власть и деньги. А для молодых девочек и девушек этот фильм является наглядным уроком и даже пособием - учитесь жить на чужих ошибках, дабы этого не случилась с вами. Не смотря на то, что этот фильм снят в советские времена, он актуален до сих пор: «Начиная писать сценарий, я не планирую ни перипетий сюжета, ни финал. Я пишу фильмы, а не литературные произведения. Я не считаю себя писателем – я только записываю кино, о котором мечтаю. Мои сценарии рождаются неизвестно откуда. И когда пишу сценарий, не могу сказать, о чем он вообще будет – сам этого не знаю…»[20].
Информация о работе Идентификации времени в работах Александра Бородянского