Идентификации времени в работах Александра Бородянского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 17:46, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение особенностей творчества Александра Эммануиловича Бородянского с помощью изучения различных печатных источников по сценарной литературе и творчестве сценариста, также путем анализа сценариев и фильмов по теме данной работы.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
-Поиск и изучение литературы по данной теме.
-Ознакомление с творчеством Александра Бородянского.
-Просмотр фильмов с участием Александра Бородянского.
-Просмотр фильмов и сценариев Александра Бородянского.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1.Творческая биография Александра Эммануиловича Бородянского..............................................................................................................6
1.1.Основные этапы жизненного пути…………………………………........6
1.2.Человек с неиссякаемой фантазией…………………………………….12
Глава 2.Кухня сценариста……………………………………………………….17
2.1.«Героем моего фильма может стать встречный прохожий»………….17
2.2.Тандем с Шахназаровым……………………..…………………….......22
Заключение………………………………………………………………………...31
Список используемой литературы……………………………………………..33
Приложения.............................................................................................................35
Приложение 1: Александр Бородянский. Портрет………………………..35
Приложение 2:Кадры из фильмов………………………………………….36
Приложение3:Фильмография…………………………………………........38
Приложение 4: Киносценарий………………………………………….......40

Файлы: 1 файл

Медведева Курсовая Бородянский.docx

— 936.74 Кб (Скачать файл)

«Мои герои сами "ведут" меня. Вот если бы я начал про  вас писать, я не мог бы изобразить вас другой. Должна же быть какая-то внутренняя логика того или иного  поведения персонажей, развития сюжета. Что-то о своем персонаже, особенно если он "списан" с конкретного  человека, я знать могу. Может, у  меня ошибочный образ создался, но он создался, и я не могу писать портрет, противоречащий тому, что у меня уже сложился. Добрый персонаж не может  вдруг ни с того ни с сего начать совершать злые поступки. Этому должно быть какое-то обоснование.» [20].

Герои произведений Бородянского взяты просто из жизни, он живет, наблюдает, а потом записывает то, что ему  интересно, то, что зацепило и понравилось  самому автору. Поэтому его фильмы неоднозначны: «Я просто заставляю себя сесть за стол и начать писать. Режиссер постоянно в работе. Он должен снимать, у него сроки. А сценарист… всегда ищет отговорки: вот сегодня футбол посмотрю, а завтра сяду. А потом еще какое-то «неотложное» дело появляется. Откладываешь постоянно работу…»[26].

«Раньше мог писать сразу  несколько, теперь только один. Я ведь много работал в соавторстве  с режиссёрами — до обеда можно  было с одним писать сценарий, после  обеда — с другим…» [11].

Бородянский пишет сценарии не только сам, но и в соавторстве. Для написания этих сценариев  Александр Эммануилович налаживает контакт с соавторами, и любой  сценарий пишется исключительно  в диалоге. Для него очень важно  быть на одной волне с соавтором: «Я уникальный сценарист. Не в том смысле, что самый лучший, а в том, что я начинал с кинопроизводства, я прошёл школу на «Афоне». Это был первый мой сценарий. В группе у Данелии работал с первого дня, прошёл весь процесс. Понимаю, что можно снять, призываю своих учеников — не надо писать то, что невозможно снять реально…» [26].

Бородянский любит историю, любит ее изучать и бывать в  исторических местах. Он ездит по стране для того чтобы собирать материалы  для своих сценариев если в  них присутствует историческая подоплека: «Я люблю кино фантазийное, со сдвигом. Конечно, если я пишу о реальном человеке, то моя фантазия ограничена, очень много изучаю исторического материала, но я что-то всё равно додумываю. Вот мы писали с Шахназаровым «Цареубийцу» — месяца четыре в архивы ходили.» [11].

Изучая американский кинематограф, Бородянский говорит, что наше кино расслаблено. То есть наши несколько  серий на Западе составляют одну сцену: «Я не хочу обидеть никого из своих коллег, но мне не интересно наше кино смотреть. Я студентам говорю: «Мне скоро семьдесят лет, а я пишу более современно, чем вы». Я очень спокойно отношусь к фильму «Афоня», но недавно пересмотрел и поймал себя на мысли, что сделан он по режиссуре очень современно. Конечно, фильм не современен уже по отношению между людьми, ну, не может такого сейчас быть сантехника…» [11].

«Мне всегда очень трудно начать писать сценарий. Когда вот  так мучительно приступаю к работе, я всегда верю: «60 сценариев написал, и этот напишу. Я пока не исписался». Сначала страницы появляются очень  медленно, а потом я начинаю  жить своими героями. И работа летит  пулей. А вот если придумалось  что-то хорошее, но я понимаю, что  здесь оно быть не может – записываю. Раньше не записывал, все в голове держал.» [26].

Во время написания  сценария Бородянский погружается  в него с головой, он живет в  своем сценарии, общается со своими героями: «Если кино не про то, как «Маша любит Колю», погружаюсь не просто глубоко, а глубочайше. Бывает, по четыре месяца только собираю материал, если тема мне не знакома. Сюжет появляется только после того, как я соберу достаточно материала… Когда я писал сценарий про ГАИ («Инспектор ГАИ»), я 3 месяца ездил с инспекторами по дорогам, постоянно заезжал в участки. Все же знают только стереотипы о ГАИ! Никакого сюжета еще не было, и один единственный человек дал толчок всей истории. У него на погоне была дырка – след от звездочки. Он остановил какого-то советского «магната» и не поступился принципами – проколол ему права. Конечно, после этого парня понизили в должности. Знаете, это такой человек, с которым ничего нельзя сделать, только убить. Так появился сюжет: характер и история… Сценарист выдумывает из ничего, но всегда нужен этот толчок. «Зимний вечер в Гаграх», например, появился благодаря консультанту на предыдущем проекте. Он был когда-то знаменитым танцором, а потом жизнь пошла под откос. Мне понравилось, что он не ныл, не жаловался на судьбу. Я в сценарий и от себя вставил реплику: «У меня все есть, нужен только диван». А у меня самого тогда дивана не было. Так, слово за слово, идея за идеей, получаются сценарии.» [26].

«Я могу написать как угодно и что угодно, но только не плохо.» [28].

«Сценарист должен в совершенстве владеть тем языком, на котором  он сочиняет. Остальное – несущественно.» [28].

2.2.Тандем с Шахназаровым

 

Александр Эммануилович Бородянский  работает со многими известными режиссерами. Среди них – Г.Данелия, Э.Уразбаев, Н.Досталь, К.Шахназаров. Очень интересна природа союза Бородянского и Шахназарова, вместе они работают на протяжении многих лет и можно сказать, что каждая картина их совместного производства обречена на успех. Они очень похожие люди внутренне, по мировосприятию, у них одинаковая реакция на многие события, одинаковое к ним отношение. Безусловно, такое совпадение характеров и позволило двум мэтрам отечественного кинематографа создать так много полюбившихся зрителям картин и продолжать свое плодотворное сотрудничество: «Я познакомился с Кареном Шахназаровым. Мы с ним как-то внутренне сошлись, начали вместе работать и впоследствии создали много хороших картин.» [26].

«Пишем вместе. Честно говоря, я не люблю писать сценарии. Моя  задача – их придумывать. Это мне  нравится больше всего. Я мечтаю, чтобы  изобрели такой прибор, вживили мне  электроды, и я бы придумывал, а  прибор бы сам печатал.»[26].

Этот творческий союз принес нам, как кинозрителям, неплохие плоды в виде множества фильмов, таких как: «Мы из джаза», «Зимний вечер в Гаграх», «Курьер», «Город Зеро», «Цареубийца», «Сны», «День полнолуния», «Американская дочь», «Яды, или всемирная история отравлений», «Всадник по имени Смерть», «Палата № 6», «Белый тигр».

Разработка фильма «Курьер» велась очень долго. Поначалу Шахназаров не хотел учувствовать в съемках данного фильма, с него хватило и соавторства. Когда его повесть была опубликована в журнале «Юность» снять эту картину предложил Андрей Эшпай и Шахназаров с радостью уступил ему место режиссера, но выдвинул только одно условие – привлечь к работе над сценарием Александра Бородянского. Бородянский написал блестящую литературную основу к ленте «Зимний вечер в Гаграх», чем снискал безоговорочное доверие будущего киномэтра. Эшпай надеялся осчастливить «Курьером» киностудию имени Горького, которая как раз специализировалась на фильмах «о становлении молодого человека». Однако сценарно-редакционная коллегия не приняла сценарий, причина – характеру главного героя не хватало подробностей, да и главная мысль произведения прослеживалась нечетко. Бородянский переписал сценарий, но безуспешно: на этот раз студия посчитала, что «взрослые персонажи окарикатурены и всепрощенчески относятся к поведению юных». Третий вариант коллегия тоже забраковала - нрав главного героя не «эволюционировал» к финалу фильма. Но ведь литературный отец курьера Ивана и не предусматривал в характере Ивана нравственных подвижек. Изюминка была в натуре Ивана - меланхоличного, правдивого и самодостаточного персонажа. Карен Георгиевич тем временем закончил съемки очередного фильма. Тут-то его и взял тепленьким Александр Бородянский: кому, как не автору, отстаивать целесообразность съемок «Курьера»? И Шахназаров принялся за съемки. Но руководство «Мосфильма» тоже не сдавалось без боя, цепляясь за «слабые места сценария»: слишком уж курьер Иван смахивал на прожженного циника. Однако создатель образа стоял насмерть, не уступив ни единой мелочи. И сработало: Шахназарову разрешили снимать на свой страх и риск. Но сработало скорее всего именно то, что режиссер уже хорошо зарекомендовал себя шедеврами «Мы из джаза» и «Зимний вечер в Гаграх. Прежде чем фильм был создан он прошел тернистый путь: подбор актеров, съемочной группы и того что фильм долго не пропускали. Но не зря говорят, что риск – благородное дело. Тому подтверждением стали награды фильма «Курьер». В первый же год историю эпатажного (в рамках того времени) юноши посмотрели 32 миллиона человек, а реплики героев мгновенно расхватали на цитаты. «Курьер» удостоился Госпремии России и ряда фестивальных наград.

Фильм «Белый тигр», сценарий к этому фильму Бородянский писал  в соавторстве с Кареном Шахназаровым и Ильей Бояшовым. Это самый  масштабный и первый фильм Карена Шахназарова, посвященный войне. Для Бородянского это уже второй качественный фильм о войне, написанный в соавторстве. Ему нравится писать фильмы про историю, нравится исследовать, погружаться в детали. Если сценарий пишется для фильма посвященному какому-либо историческому событию, то Бородянский прежде чем приступить к написанию изучает тему в архивах или же ездит по тем местам в который происходили те или иные исторические действия. Фильм написан по мотивам повести Ильи Бояшова «Танкист».Вторая Мировая война подходит к концу. Тяжелые затяжные бои изматывают обе стороны. Но чем увереннее наступают советские войска, тем чаще на полях сражений появляется огромный неуязвимый немецкий танк «Белый Тигр». Неумолимо возникает он в дыму сражений, безжалостно расстреливает противника и внезапно исчезает. Никто не может с уверенностью ни подтвердить, ни опровергнуть его существование. Однако советское командование решает для борьбы с ним создать особый танк - специальную модель Т-34.

Экипаж этого танка  возглавляет человек необычной  судьбы – почти полностью сгоревший в бою, обреченный на смерть танкист, который неожиданно для всех выживает и возвращается в строй. Он не знает своего имени, не помнит прошлого, но обретает удивительную способность понимать язык танков. Он уверен – неуловимый немецкий танк существует, и его необходимо уничтожить, потому что Белый Тигр – это воплощение войны, ее ужас и кровь.

В центре истории находится  Иван Найденов, танкист, выживший после  того, как его подразделение было полностью уничтожено мифической боевой машиной, известной как «Белый тигр». После скорого восстановления от травм, несовместимых с жизнью, Найденова  включают в экипаж, единственной задачей  которого является уничтожение «Белого  тигра». Создание мистического фона в  условиях второй мировой войны выводит  фильм на очень тонкий лед, покрытый трещинами человеческого неприятия  нетрадиционных подходов к столь  драматической для большинства  темы. Сама история скроена по довольно простым мотивам, не претендующим на новизну или оригинальность. Второстепенные роли отданы людям, в чьи обязанности входит построение в экранном пространстве атмосферы застарелой усталости, привычности и безразличия к тому, что происходит вокруг. Общая безжизненность и статичность фоновых персонажей -  отличное решение для того, чтобы подчеркнуть ту жизнь и изменения, что происходят с персонажами главных героев. Иван и его командир Федотов представляют связку, подобную связке не самых традиционных архетипов Мессия-Последователь. Их конфликт нельзя полностью признать конфликтом, они скорее две взаимодополняющие сущности, одна из которых, будучи подвергнута трансформации изначально, благодаря собственной силе трансформирует и свое окружение. Федотов, как субъект воздействия, начинает затем транслировать собственные изменения дальше.

Слова, вложенные в уста Ивана и Федотова, просты и понятны. Одни и те же фразы проговариваются  с изрядным упорством, что позволяет  не обращать на них внимания и сосредоточиться  на поиске мелких деталей, которые призваны обрамить общий поток реплик. Именно слова являются главным способом донесения истории до зрителя, что  является скорее минусом в искусстве, где основное языковое средство это  изображение.

Оставив повествовательные  функции своим героям, Шахназаров возлагает на визуальную составляющую роль исключительно эстетического наполнения. Кадр в фильме практически лишен смысловой нагрузки и лишь констатирует факты перемещения героев. Общая свобода в выборе приемов для создания яркого противостояния не находит своего применения. Несколько удачных решений не спасают ситуацию, поскольку повторяющиеся планы, хореографическая не изобретательность и прямолинейность в постановке уверенно низводят бои в ранг рядовых сцен.

Последовательно пройдя через  всю толщу повествования и  проведя всю необходимую подготовку, режиссер неизменно оказывается  лицом к лицу с вопросом о способе  реализации финала. И вот здесь  Шахназаров разыгрывает главную  карту, в буквальном смысле разрывая фильм на две части мощным таймскипом и начиная заключение весьма условно связанной с предыдущими событиями сценой. Через такое своеобразное вступление в финал режиссер начинает погружать зрителя в новый мир заключительной части картины и одновременно воссоздает реальную ситуацию временного разрыва между событиями фильма и теми, кто его смотрит.

Финализация картины представляет собой грандиозную нелогичную аномалию, которая открыто конфликтует  с манерой изложения предыдущей части фильма буквально во всем. Будучи немногословной, она наконец-то вспоминает, что является фильмом  и рассказывает непосредственно  языком изображения, вновь давая  волю языку только ближе к своему завершению, в котором не только дает ответы, но и ставит несколько  новых вопросов.

Как бы там ни было, в «Белом тигре» предпринимаются по-настоящему новаторские действия. Через историю человеческой трансформации автор делает вполне однозначное, четкое и осмысленное гуманистическое заявление о природе последствий войны.

Пожалуй, еще один фильм о войне, в создании сценария которого принимал участие Александр Эммануилович, и который вызвал очень неоднозначные отзывы у критиков и зрителей – «Звезда». Многие посчитали, что этот фильм жалкое подобие, а вовсе не экранизация произведения. На мой взгляд этот фильм, как и большинство фильмов по сценарию Бородянского, был написан с душой, с полным окунанием в проблематику того периода.  Фильм написан и снят по мотивам одноименной повести Эм. Казакевича.

Информация о работе Идентификации времени в работах Александра Бородянского