Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июля 2013 в 12:02, реферат
Искусство древнего Рима, как и древней Греции, развивалось в рамках
рабовладельческого общества, поэтому именно эти два основных компонента имеют
в виду, когда говорят об «античном искусстве». Обычно в истории античного
искусства придерживаются последовательности — сначала Греция, потом
Рим. Причем считают искусство Рима завершением художественного творчества
античного общества. В этом есть своя логика: расцвет эллинского искусства
приходится на V — IV вв. до н. э., расцвет римского — на I—II вв. н. э. И все
же, если учесть, что дата, даже и легендарная, основания Рима — 753 г. до н.
э., то можно отнести начало деятельности, в том числе и художественной, людей,
населявших этот город, к VIII в. до н. э., т. е. веку, когда и греки еще не
строили монументальных храмов, не ваяли крупной скульптуры, а лишь расписывали
в геометрическом стиле стенки керамических сосудов. Именно поэтому правомерно
утверждать, что, хотя древнеримские мастера продолжали традиции эллинских, все
же искусство древнего Рима — явление самостоятельное, определявшееся и ходом
исторических событий, и условиями жизни, и своеобразием религиозных воззрений,
свойствами характера римлян, и другими факторами.
Введение. 3
1. ИСТОКИ РИМСКОГО ИСКУССТВА.. 5
1.1. Искусство италиков. 5
1.2. Искусство этрусков. 7
2. СТАНОВЛЕНИЕ РИМСКОГО ИСКУССТВА (VIII-I ВВ. ДО Н. Э.) 10
3. РАСЦВЕТ РИМСКОГО ИСКУССТВА (I-II ВВ.) 19
3.1. Время принципата Августа. 19
3.2. Время Юлиев — Клавдиев и Флавиев. 24
3.3. Время Траяна и Адриана. 29
3.4. Время последних Антонинов. 34
4. КРИЗИС РИМСКОГО ИСКУССТВА (III-IVBB.) 35
4.1. Конец эпохи принципата. 35
4.2. Эпоха домината. 38
Заключение. 45
Список использованной литературы.. 46
Имсит-Академия Маркетинга и Социально-Информационных Технологий
Реферат по предмету:
История Изобразительного Искусства
Реферат: Искусство
древнего Рима
Выполнила реферат
Луценко Ю.М.
Студентка 2 курса
СПО-11ТИФ-01
Проверил: Бокарев А.П.
Г.Краснодар 2012г.
План
Введение. 3
1. ИСТОКИ РИМСКОГО ИСКУССТВА.. 5
1.1. Искусство италиков. 5
1.2. Искусство этрусков. 7
2. СТАНОВЛЕНИЕ РИМСКОГО ИСКУССТВА (VIII-I ВВ. ДО Н. Э.) 10
3. РАСЦВЕТ РИМСКОГО ИСКУССТВА (I-II ВВ.) 19
3.1. Время принципата Августа. 19
3.2. Время Юлиев — Клавдиев и Флавиев. 24
3.3. Время Траяна и Адриана. 29
3.4. Время последних Антонинов. 34
4. КРИЗИС РИМСКОГО ИСКУССТВА (III-IVBB.) 35
4.1. Конец эпохи принципата. 35
4.2. Эпоха домината. 38
Заключение. 45
Список использованной литературы.. 46
Введение
Искусство древнего Рима, как и древней Греции, развивалось в рамках
рабовладельческого общества, поэтому именно эти два основных компонента имеют
в виду, когда говорят об «античном искусстве». Обычно в истории античного
искусства придерживаются последовательности — сначала Греция, потом
Рим. Причем считают искусство Рима завершением художественного творчества
античного общества. В этом есть своя логика: расцвет эллинского искусства
приходится на V — IV вв. до н. э., расцвет римского — на I—II вв. н. э. И все
же, если учесть, что дата, даже и легендарная, основания Рима — 753 г. до н.
э., то можно отнести начало деятельности, в том числе и художественной, людей,
населявших этот город, к VIII в. до н. э., т. е. веку, когда и греки еще не
строили монументальных храмов, не ваяли крупной скульптуры, а лишь расписывали
в геометрическом стиле стенки керамических сосудов. Именно поэтому правомерно
утверждать, что, хотя древнеримские мастера продолжали традиции эллинских, все
же искусство древнего Рима — явление самостоятельное, определявшееся и ходом
исторических событий, и условиями жизни, и своеобразием религиозных воззрений,
свойствами характера римлян, и другими факторами.
Римское искусство как особое художественное явление стали изучать лишь в XX
в., по существу только тогда осознав всю его самобытность и неповторимость. И
все же до сих пор многие видные антиковеды полагают, что история римского
искусства еще не написана, еще не раскрыта вся сложность его проблематики.
В произведениях древних римлян, в отличие от греков, преобладали символика и
аллегория. Соответственно пластические образы эллинов уступили у римлян место
живописным, в которых преобладала иллюзорность пространства и форм — не
только во фресках и мозаиках, но и в рельефах. Изваяния, подобные Менаде
Скопаса или Нике Самофракийской, уже не создавались, зато римлянам
принадлежали непревзойденные скульптурные портреты с исключительно точной
передачей индивидуальных особенностей лица и характера, а также рельефы,
достоверно фиксировавшие, исторические события. Римский мастер, в отличие от
греческого, видевшего реальность в ее пластическом единстве, больше склонялся
к анализированию, расчленению целого на части, детальному изображению
явления. Это может быть объяснено не только спецификой собственно римского
склада мышления, но и уже сложившейся традицией — развившимся в практике
эллинизма тяготением античного художника к возможно более адекватному
воспроизведению жизненных образов. Грек видел мир как бы сквозь все
объединявшую и связывавшую
воедино поэтическую дымку
начинала рассеиваться, и явления воспринимались в более отчетливых формах,
познавать которые стало легче, хотя это же приводило к утрате ощущения
цельности мироздания.
В древнем Риме скульптура ограничивалась преимущественно историческим
рельефом и портретом, зато получили развитие изобразительные искусства с
иллюзорной трактовкой объемов и форм — фреска, мозаика, станковая живопись,
слабо распространенные у греков. Архитектура достигла небывалых успехов как
в ее строительно-инженерном, так и в ансамблевом выражении. Новым у римлян
было и их понимание взаимосвязи художественной формы и пространства.
Предельно компактные, концентрические в своей сущности формы классического
Парфенона не исключали, а напротив, выражали открытость здания просторам,
окружавшим Акрополь. Интерколюмиии допускали к стенам храма не только
подходивших к нему людей, но и пространство в целом, весь окружавший его
мир. В римской архитектуре, поражающей обычно своими ансамблевыми размахами,
предпочтение отдавалось, напротив, замкнутым формам. Зодчие любили
псевдопериптеры с колоннадой, наполовину утопленной в стену. Человек,
приблизившийся к Пантеону не со стороны портика, оказывался около глухой
стелы крепостного типа. Если древнегреческие площади всегда были открыты
пространству, подобно Агоре в Афинах или других эллинских городах, то римские
либо обносились, как форумы Августа или Нервы, высокими стенами, либо
устраивались в низинах.
Тот же принцип проявлялся и в скульптуре. Пластические формы греческих
атлетов всегда представлены открыто. Образы, подобные молящемуся римлянину,
набросившему на голову край одеяния, большей частью заключены в себе,
сосредоточены. Если греческие мастера сознательно порывали с конкретной
неповторимостью черт ради передачи широко понимаемой сущности портретируемого
— поэта, оратора или полководца, то римские мастера в скульптурных портретах
концентрировали внимание на личных, индивидуальных особенностях человека.
Система римских архитектурно-
Компактность форм в них только кажущаяся, искусственная, вызванная, видимо,
подражанием классическим образцам эллинов. Отношение римлян к форме, объему,
пространству совершенно иное, нежели у греков, основанное на принципе
прорыва границ и рамок, на эксцентрической, а не концентрической динамике
художественного мышления.
1. ИСТОКИ РИМСКОГО ИСКУССТВА
1.1. Искусство италиков
Народы Апеннинского полуострова, включая греков и этрусков, обычно называют
италийцами. Проблема же италиков — более узкой группы племен — еще полностью не
разрешена. Однако в двух ветвях италийских народов — латинской и
умброоско-сабельской — различают в первой латинян, сабинян, римлян,
оказавшихся победителями, и во второй -покоренных римлянами близких латинянам
пипенов, а также мессапои, умбров, осков, самнитов, лукаиов и ряд других более
мелких племен. Италики создавали своеобразные памятники искусства. Наряду с
проявлением эллинских и этрусских форм в них нередко выступали терты
примитива, дающего о себе знать в культурах, находящихся на сравнительно
ранней стадии развития. И все же в ранние периоды становления римского
искусства произведения италиков не могли не воздействовать на творчество
латинян.
Самые ранние памятники италиков, датирующиеся вторым тысячелетием и началом
первого тысячелетия — это преимущественно изделия керамики со своеобразными
формами сосудов и декоративными узорами, а также мелкая пластика —
терракотовые и бронзовые статуэтки. На севере полуострова в ту эпоху
преобладала керамика «апеннинской» культуры и «террамары» с простыми, в виде
зигзагов и волнистых линий, украшениями, напоминающими орнаменты
геометрического стиля. В керамике племен, живших южнее Болоньи в XIV—XIII
вв. до н. э., заметны связи с микенскими произведениями и чувство
пластической формы выступает сильнее, нежели в северных областях, где
отдавалось предпочтение декоративным узорам. Для периода виллановианской
культуры характерны биконические урны, предшествовавшие появлению этрусских
памятников.
Наиболее ранние глиняные, найденные в гробницах италиков IX— VIII вв. до п.
э. статуэтки с подвесными конечностями и иногда с чашей в правой руке сходны
с микенскими идолами. К тому времени на Апеннинском полуострове определились
две большие культурные силы — этруски на севере и греки па юге и в Сицилии,
теснившие живших в центре полуострова, а также на территории Кампании и в
восточной его части италиков. На италиков оказывали тогда воздействие как
художественные образы этрусков, так и италийских греков, продукция которых,
особенно керамика, несомненно ими приобреталась.
Архитектурные памятники италиков — жилые и общественные постройки — большей
частью разрушены. Их руины только сравнительно недавно начали привлекать
внимание исследователей.
Образец фортификационного
Мандурии — городе, расположенном в 36 км от Таранто, — крепостная стена,
сложенная из каменных блоков, сохранившаяся на 6—7 рядов в высоту и по
системе кладки и лаконичности форм напоминающая стену Сервия Туллия в Риме.
Рядом с ней обнаружен групповой некрополь италиков со множеством могил. Об
архитектуре италиков косвенно свидетельствуют также сохранившиеся элементы
декора зданий, в частности глиняный, VII в. до и. э. антефикс, хранящийся в
местном музее анулийского города Лучера. Изображением женского лица в центре
распускающихся веером лепестков он напоминает этрусские антефиксы, которым,
нужно думать, подражал мастер анулийского памятника.
Активная художественная деятельность в то же время отмечена у пиценов —
племен, живших па востоке полуострова, на берегах Адриатического моря,
защищенных горами от этрусков, греков. Они создавали своеобразные рельефы,
скульптуру, мелкую пластику, ювелирные украшения. На хранящейся в музее
Пигорини каменной идите из Новилара (Пезаро) пиценский мастер врезанными
линиями показал людей и животных, а также эпизоды боя, над сюжетными сценами
обозначил колесо с четырьмя спицами и треугольником. В нижней части плиты он
изобразил охотников, поражавших копьями зверей. Несмотря на обобщенность л
предельный лаконизм средств, довольно отчетливо выражено торжество
победителя в облике воина с копьем, а в других фигурах — пыл сражения. В
стеле из Белланте (Терамо) из собрания Национального музея Неаполя, очевидно,
являвшейся надгробным памятником, пиценский мастер стремился к более
пластической характеристике. В мужской фигуре, одетой в короткий хитоп, с
лицом и торсом анфас и ногами, показанными сбоку, он старался наметить
бицепсы рук, объемность бедер и икр и даже черты лица. Примечательно, что
мастер довольно отчетливо соотносил с формой чуть расширяющегося вправо
камня позу человека, склоненного в ту же сторону, и пиценскую надпись,
выцарапанную на камне и обрамлявшую фигуру.
На пиценском некрополе VII —VI вв. до н. э. в городе Капестрано (провинция
Аквилла) были найдены особенно значительные монументальные памятники — статуя
воина в полном вооружении и часть жен ского изваяния. Исполненная из
желтовато-серого местного камня статуя VI в. до н. э. изображает спокойно
стоящего воина, не делающего, в отличие от греческих куросов того же времени,
шага вперед левой ногой. Изваявший статую скульптор относился к тектонике
камня и соотношениям масс иначе, нежели современные ему, изображавшие также
надгробную мужскую фигуру греки. Он утрировал сильно выступающие массивные
бедра, широкие плечи и показал согнутые в локтях руки. Очевидно, из желания
сделать изваяние более прочным мастер укрепил его с обеих сторон высокими
подпорками, замыкающими статую с трех сторон, включая подставку внизу.
Римляне, как самые сильные из италиков, оказались победителями в политической
борьбе, происходившей на Апеннинском полуострове. В годы Республики хотя еще
и продолжался процесс подчинения этрусков, греков и италиков, постепенно
выкристаллизовывалась стилевая система искусства римлян, впитывавших с
удивительной разборчивостью художественные принципы побежденных ими народов.
1.2. Искусство этрусков
В своих истоках этрусское искусство было связано с культурой вилланова,
сближалось с культурой италиков, а также имело немало общего с
древневосточным и древнегреческим искусством. В последние периоды
существования этрусков памятники
их искусства принимали все
с древнеримскими. Произведения этрусского искусства создавались в основном в
районе, ограниченном с севера рекой Арно, а с юга Тибром, но существовали и
значительные этрусские города с художественными мастерскими к северу от этих
границ (Марцаботто, Спина и др.) и к югу (Пренеста, Веллетри, Сатрикум и
др.).
Многое в истории городов, характере религии, культуры этрусков, не исключая и