Искусство древнего Рима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июля 2013 в 12:02, реферат

Описание работы

Искусство древнего Рима, как и древней Греции, развивалось в рамках
рабовладельческого общества, поэтому именно эти два основных компонента имеют
в виду, когда говорят об «античном искусстве». Обычно в истории античного
искусства придерживаются последовательности — сначала Греция, потом
Рим. Причем считают искусство Рима завершением художественного творчества
античного общества. В этом есть своя логика: расцвет эллинского искусства
приходится на V — IV вв. до н. э., расцвет римского — на I—II вв. н. э. И все
же, если учесть, что дата, даже и легендарная, основания Рима — 753 г. до н.
э., то можно отнести начало деятельности, в том числе и художественной, людей,
населявших этот город, к VIII в. до н. э., т. е. веку, когда и греки еще не
строили монументальных храмов, не ваяли крупной скульптуры, а лишь расписывали
в геометрическом стиле стенки керамических сосудов. Именно поэтому правомерно
утверждать, что, хотя древнеримские мастера продолжали традиции эллинских, все
же искусство древнего Рима — явление самостоятельное, определявшееся и ходом
исторических событий, и условиями жизни, и своеобразием религиозных воззрений,
свойствами характера римлян, и другими факторами.

Содержание работы

Введение. 3
1. ИСТОКИ РИМСКОГО ИСКУССТВА.. 5
1.1. Искусство италиков. 5
1.2. Искусство этрусков. 7
2. СТАНОВЛЕНИЕ РИМСКОГО ИСКУССТВА (VIII-I ВВ. ДО Н. Э.) 10
3. РАСЦВЕТ РИМСКОГО ИСКУССТВА (I-II ВВ.) 19
3.1. Время принципата Августа. 19
3.2. Время Юлиев — Клавдиев и Флавиев. 24
3.3. Время Траяна и Адриана. 29
3.4. Время последних Антонинов. 34
4. КРИЗИС РИМСКОГО ИСКУССТВА (III-IVBB.) 35
4.1. Конец эпохи принципата. 35
4.2. Эпоха домината. 38
Заключение. 45
Список использованной литературы.. 46

Файлы: 1 файл

Рефервт Изобразительное Искусство Древнего Рима.docx

— 528.45 Кб (Скачать файл)

Имсит-Академия Маркетинга и Социально-Информационных Технологий

 
 
 
Реферат по предмету: 
История Изобразительного Искусства 
 
 
 
 
 
 
      Реферат: Искусство древнего Рима

                                 

                                                         

    

    

 
                              
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Выполнила реферат  
Луценко Ю.М.                        
Студентка 2 курса  
СПО-11ТИФ-01 
Проверил: Бокарев А.П. 
 
 
 
 
 
 
 
Г.Краснодар 2012г. 
 
            
План

 

     Введение. 3

     1. ИСТОКИ РИМСКОГО ИСКУССТВА.. 5

     1.1. Искусство италиков. 5

     1.2. Искусство этрусков. 7

     2. СТАНОВЛЕНИЕ РИМСКОГО ИСКУССТВА (VIII-I ВВ. ДО Н. Э.) 10

     3. РАСЦВЕТ РИМСКОГО ИСКУССТВА (I-II ВВ.) 19

     3.1. Время принципата Августа. 19

     3.2. Время Юлиев — Клавдиев и Флавиев. 24

     3.3. Время Траяна и Адриана. 29

     3.4. Время последних Антонинов. 34

     4. КРИЗИС РИМСКОГО ИСКУССТВА (III-IVBB.) 35

     4.1. Конец эпохи принципата. 35

     4.2. Эпоха домината. 38

     Заключение. 45

     Список использованной литературы.. 46

    

Введение

 

    

Искусство древнего Рима, как  и древней Греции, развивалось  в рамках

рабовладельческого общества, поэтому именно эти два основных компонента имеют

в виду, когда говорят  об «античном искусстве». Обычно в  истории античного

искусства придерживаются последовательности — сначала Греция, потом

Рим. Причем считают искусство  Рима завершением художественного  творчества

античного общества. В этом есть своя логика: расцвет эллинского искусства

приходится на V — IV вв. до н. э., расцвет римского — на I—II вв. н. э. И все

же, если учесть, что дата, даже и легендарная, основания Рима — 753 г. до н.

э., то можно отнести начало деятельности, в том числе и  художественной, людей,

населявших этот город, к VIII в. до н. э., т. е. веку, когда и греки еще не

строили монументальных храмов, не ваяли крупной скульптуры, а  лишь расписывали

в геометрическом стиле стенки керамических сосудов. Именно поэтому  правомерно

утверждать, что, хотя древнеримские  мастера продолжали традиции эллинских, все

же искусство древнего Рима — явление самостоятельное, определявшееся и ходом

исторических событий, и условиями жизни, и своеобразием религиозных воззрений,

свойствами характера римлян, и другими факторами.

Римское искусство как  особое художественное явление стали  изучать лишь в XX

в., по существу только тогда осознав всю его самобытность и неповторимость. И

все же до сих пор многие видные антиковеды полагают, что история римского

искусства еще не написана, еще не раскрыта вся сложность  его проблематики.

В произведениях древних  римлян, в отличие от греков, преобладали  символика и

аллегория. Соответственно пластические образы эллинов уступили у римлян место

живописным, в которых преобладала иллюзорность пространства и форм — не

только во фресках и  мозаиках, но и в рельефах. Изваяния, подобные Менаде

Скопаса или Нике Самофракийской, уже не создавались, зато римлянам

принадлежали непревзойденные скульптурные портреты с исключительно точной

передачей индивидуальных особенностей лица и характера, а также рельефы,

достоверно фиксировавшие, исторические события. Римский мастер, в отличие от

греческого, видевшего реальность в ее пластическом единстве, больше склонялся

к анализированию, расчленению целого на части, детальному изображению

явления. Это может быть объяснено не только спецификой собственно римского

склада мышления, но и  уже сложившейся традицией — развившимся в практике

эллинизма тяготением античного  художника к возможно более адекватному

воспроизведению жизненных  образов. Грек видел мир как бы сквозь все

объединявшую и связывавшую  воедино поэтическую дымку мифа. Для римлянина она

начинала рассеиваться, и явления воспринимались в более отчетливых формах,

познавать которые стало  легче, хотя это же приводило к  утрате ощущения

цельности мироздания.

В древнем Риме скульптура ограничивалась преимущественно историческим

рельефом и портретом, зато получили развитие изобразительные искусства с

иллюзорной трактовкой объемов  и форм — фреска, мозаика, станковая живопись,

слабо распространенные у греков. Архитектура достигла небывалых успехов как

в ее строительно-инженерном, так и в ансамблевом выражении. Новым у римлян

было и их понимание  взаимосвязи художественной формы и пространства.

Предельно компактные, концентрические  в своей сущности формы классического

Парфенона не исключали, а  напротив, выражали открытость здания просторам,

окружавшим Акрополь. Интерколюмиии допускали к стенам храма не только

подходивших к нему людей, но и пространство в целом, весь окружавший его

мир. В римской архитектуре, поражающей обычно своими ансамблевыми размахами,

предпочтение отдавалось, напротив, замкнутым формам. Зодчие любили

псевдопериптеры с колоннадой, наполовину утопленной в стену. Человек,

приблизившийся к Пантеону не со стороны портика, оказывался около глухой

стелы крепостного типа. Если древнегреческие площади всегда были открыты

пространству, подобно Агоре  в Афинах или других эллинских  городах, то римские

либо обносились, как форумы Августа или Нервы, высокими стенами, либо

устраивались в низинах.

Тот же принцип проявлялся и в скульптуре. Пластические формы  греческих

атлетов всегда представлены открыто. Образы, подобные молящемуся римлянину,

набросившему на голову край одеяния, большей частью заключены  в себе,

сосредоточены. Если греческие  мастера сознательно порывали с конкретной

неповторимостью черт ради передачи широко понимаемой сущности портретируемого

— поэта, оратора или полководца, то римские мастера в скульптурных портретах

концентрировали внимание на личных, индивидуальных особенностях человека.

Система римских архитектурно-пластических образов глубоко противоречива.

Компактность форм в них  только кажущаяся, искусственная, вызванная, видимо,

подражанием классическим образцам эллинов. Отношение римлян к форме, объему,

пространству совершенно иное, нежели у греков, основанное на принципе

прорыва границ и рамок, на эксцентрической, а не концентрической динамике

художественного мышления.

    

     

1. ИСТОКИ  РИМСКОГО ИСКУССТВА

   

1.1. Искусство италиков

 

Народы Апеннинского полуострова, включая греков и этрусков, обычно называют

италийцами. Проблема же италиков — более узкой группы племен — еще полностью не

разрешена. Однако в двух ветвях италийских народов — латинской и

умброоско-сабельской — различают в первой латинян, сабинян, римлян,

оказавшихся победителями, и во второй -покоренных римлянами близких латинянам

пипенов, а также мессапои, умбров, осков, самнитов, лукаиов и ряд других более

мелких племен. Италики  создавали своеобразные памятники  искусства. Наряду с

проявлением эллинских и  этрусских форм в них нередко  выступали терты

примитива, дающего о себе знать в культурах, находящихся  на сравнительно

ранней стадии развития. И все же в ранние периоды становления римского

искусства произведения италиков не могли не воздействовать на творчество

латинян.

Самые ранние памятники италиков, датирующиеся вторым тысячелетием и началом

первого тысячелетия —  это преимущественно изделия  керамики со своеобразными

формами сосудов и декоративными  узорами, а также мелкая пластика —

терракотовые и бронзовые  статуэтки. На севере полуострова в ту эпоху

преобладала керамика «апеннинской» культуры и «террамары» с простыми, в виде

зигзагов и волнистых  линий, украшениями, напоминающими  орнаменты

геометрического стиля. В  керамике племен, живших южнее Болоньи в XIV—XIII

вв. до н. э., заметны связи с микенскими произведениями и чувство

пластической формы выступает  сильнее, нежели в северных областях, где

отдавалось предпочтение декоративным узорам. Для периода виллановианской

культуры характерны биконические урны, предшествовавшие появлению этрусских

памятников.

Наиболее ранние глиняные, найденные в гробницах италиков IX— VIII вв. до п.

э. статуэтки с подвесными конечностями и иногда с чашей  в правой руке сходны

с микенскими идолами. К тому времени на Апеннинском полуострове определились

две большие культурные силы — этруски на севере и греки па юге и в Сицилии,

теснившие живших в центре полуострова, а также на территории Кампании и в

восточной его части италиков. На италиков оказывали тогда воздействие  как

художественные образы этрусков, так и италийских греков, продукция которых,

особенно керамика, несомненно ими приобреталась.

Архитектурные памятники италиков — жилые и общественные постройки — большей

частью разрушены. Их руины только сравнительно недавно начали привлекать

внимание исследователей. Образец фортификационного сооружения мессанов в

Мандурии — городе, расположенном в 36 км от Таранто, — крепостная стена,

сложенная из каменных блоков, сохранившаяся на 6—7 рядов в высоту и по

системе кладки и лаконичности форм напоминающая стену Сервия Туллия в Риме.

Рядом с ней обнаружен  групповой некрополь италиков со множеством могил. Об

архитектуре италиков косвенно свидетельствуют также сохранившиеся элементы

декора зданий, в частности  глиняный, VII в. до и. э. антефикс, хранящийся в

местном музее анулийского города Лучера. Изображением женского лица в центре

распускающихся веером лепестков  он напоминает этрусские антефиксы, которым,

нужно думать, подражал мастер анулийского памятника.

Активная художественная деятельность в то же время отмечена у пиценов —

племен, живших па востоке  полуострова, на берегах Адриатического моря,

защищенных горами от этрусков, греков. Они создавали своеобразные рельефы,

скульптуру, мелкую пластику, ювелирные украшения. На хранящейся в музее

Пигорини каменной идите из Новилара (Пезаро) пиценский мастер врезанными

линиями показал людей  и животных, а также эпизоды боя, над сюжетными сценами

обозначил колесо с четырьмя спицами и треугольником. В нижней части плиты он

изобразил охотников, поражавших копьями зверей. Несмотря на обобщенность л

предельный лаконизм средств, довольно отчетливо выражено торжество

победителя в облике воина  с копьем, а в других фигурах  — пыл сражения. В

стеле из Белланте (Терамо) из собрания Национального музея Неаполя, очевидно,

являвшейся надгробным памятником, пиценский мастер стремился к более

пластической характеристике. В мужской фигуре, одетой в короткий хитоп, с

лицом и торсом анфас и  ногами, показанными сбоку, он старался наметить

бицепсы рук, объемность бедер  и икр и даже черты лица. Примечательно, что

мастер довольно отчетливо  соотносил с формой чуть расширяющегося вправо

камня позу человека, склоненного  в ту же сторону, и пиценскую надпись,

выцарапанную на камне  и обрамлявшую фигуру.

На пиценском некрополе VII —VI вв. до н. э. в городе Капестрано (провинция

Аквилла) были найдены особенно значительные монументальные памятники — статуя

воина в полном вооружении и часть жен ского изваяния. Исполненная из

желтовато-серого местного камня статуя VI в. до н. э. изображает спокойно

стоящего воина, не делающего, в отличие от греческих куросов того же времени,

шага вперед левой ногой. Изваявший статую скульптор относился к тектонике

камня и соотношениям масс иначе, нежели современные ему, изображавшие также

надгробную мужскую фигуру греки. Он утрировал сильно выступающие массивные

бедра, широкие плечи и  показал согнутые в локтях руки. Очевидно, из желания

сделать изваяние более прочным  мастер укрепил его с обеих  сторон высокими

подпорками, замыкающими  статую с трех сторон, включая подставку внизу.

Римляне, как самые сильные  из италиков, оказались победителями в политической

борьбе, происходившей на Апеннинском полуострове. В годы Республики хотя еще

и продолжался процесс  подчинения этрусков, греков и италиков, постепенно

выкристаллизовывалась стилевая система искусства римлян, впитывавших с

удивительной разборчивостью художественные принципы побежденных  ими народов.

    

 
 
 
 
 
1.2. Искусство этрусков

 

В своих истоках этрусское  искусство было связано с культурой  вилланова,

сближалось с культурой  италиков, а также имело немало общего с

древневосточным и древнегреческим  искусством. В последние периоды

существования этрусков памятники  их искусства принимали все большее сходство

с древнеримскими. Произведения этрусского искусства создавались в основном в

районе, ограниченном с севера рекой Арно, а с юга Тибром, но существовали и

значительные этрусские  города с художественными мастерскими к северу от этих

границ (Марцаботто, Спина и др.) и к югу (Пренеста, Веллетри, Сатрикум и

др.).

Многое в истории городов, характере религии, культуры этрусков, не исключая и

Информация о работе Искусство древнего Рима