Истоки советского дизайна: творческий портрет А.Родченко

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 20:21, курсовая работа

Описание работы

Целью моей курсовой работы является более глубокое и подробное изучение истоков советского дизайна, а также изучить отдельно и более содержательно творческий портрет, пионера советского дизайна, Александра Родченко.
Для решения намеченной цели были поставлены и решались следующие задачи:
- рассмотреть и изучить истоки формирования советского дизайна.
- рассмотреть производственное искусство в советской России в 20-е годы.
- рассмотреть творчество А. Родченко в контексте его работы в объединении ЛЕФ.
- рассмотреть творчество А. Родченко в разных ракурсах:...

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ИСТОКИ СОВЕТСКОГО ДИЗАЙНА
1.1 Истоки формирования советского дизайна……………………………....6
1.1.2 Производственное искусство в советской России 20-х годов……......9
ГЛАВА 2. ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ А.РОДЧЕНКО
2.1 Биография А. Родченко……………………………………………………17
2.2 Конструктивизм
2.2.1 Новое слово искусства…………………………………………………...19
2.2.2 Русский конструктивизм………………………………………………...21
2.3 Пространственные конструкции А. Родченко……………………………25
2.4 «Впереди своего времени на 65 лет»……………………………………….28
2.5 Агитационное искусство и «ЛЕФ»………………………………………34
2.6 Ракурсы или революция в фотографии…………………………………..40
2.7 «…я мог бы сделать Будущее невероятно интересно»………………….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………45
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………………46
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………..47

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПО ИСТОРИИ ИСКУССТВ 5 КУРС для печати!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!.docx

— 2.67 Мб (Скачать файл)

Конструктивизм оказался последним «ребенком» русского авангарда  и единственным, который родился  уже в Советской России. Официально дата его рождения - март 1921 года. Тогда  в Московском Институте художественной культуры (ИНХУКЕ) по инициативе А. Гана, А. Родченко и В. Степановой была создана  «Рабочая группа конструктивистов». К  ним присоединились некоторые из участников ОБМОХУ - Иогансон, Медунецкий, братья Стенберги, а также О. Брик, Б. Арватов и др. Центрами формирования теории конструктивизма и ее реализации становятся ВХУТЕМАС, ИНХУК, театр и мастерские В.С. Мейерхольда, журнал «ЛЕФ».

Практически сразу на «Второй  Выставке» ОБМОХУ были представлены произведения, явившиеся плодом своеобразного  «лабораторного» конструктивизма. Эта знаменитая экспозиция, так же, как и организованные в 1921 - 1922 гг. две выставки под названием «5х5=25» показали эволюцию молодых художников от станковой живописи к «конструкциям пространственных сооружений" и далее к дизайну, эскизам интерьеров и полиграфическим работам.

Мировым достижением конструктивистов можно назвать оформленные ими  детские книги 1920-х годов со стихами  С. Маршака, Д. Хармса, В. Маяковского  и даже О. Мандельштама. Художники  детской книги В. Лебедев, М. Цехановский, Н. Денисовский, В. Ермолаева, Л. Попова, Н. Лапшин и сестры Чичаговы создали новый, революционный, конструктивистский стиль в оформлении детской книги. [Приложение 1] Они ушли от мировых канонов в детской иллюстрации - от слащавых кукольных героев в цветочном оформлении. Боровков А.И. Галерея «Русский авангард 10-30 годов» http://artinvestment.ru/invest/events/20110314__borovikov.html В новую иллюстрацию пришли машины, самолеты, строгие пионеры в красных галстуках с рабочими инструментами в руках. Художники взяли на вооружение яркий акцентированный шрифт, а иллюстрации в книжках порой перепархивали с одной страницы на другую или зависали в воздухе чуть ли не вверх ногами. Все это по задумке иллюстраторов должно было заставить ребенка не просто читать, но и играть с книгой, развивать творческую мысль. Впервые детские художники России применили и модный фотомонтаж, оформляя книги для детей школьного возраста. Это работы сестер Чичаговых, Ларисы Поповой, Николая Денисовского и некоторых других художников. Там же.

Постепенно конструктивисты  вошли во все области искусства  и стали даже создавать образцы  совершенно новой мебели. Эта мебель могла трансформироваться из одного предмета в другой. Например, стул мог  превратиться в стол, а кресло - в кровать. Именно в период конструктивизма русские фотографы создают свои лучшие работы, которые сегодня высоко ценятся на международном рынке. Александр Родченко создает некий тип конструктивистских фото, который он называет «ракурсом». Лазарь Лисицкий делает сложные фотомонтажи, и негативные отпечатки со своих фоторабот, и так называемые фотограммы. Занимается фотографией и Густав Клуцис. Именно он в 1919 году создает первую фотомонтажную работу «Динамический город». Позже подлинным мастером фотомонтажа становится Родченко.

В начале 1930-х годов в  значительной степени изменилась политическая ситуация в стране, следовательно, и  в искусстве. Новаторские течения  сначала подвергались резкой критике, а потом и вовсе оказались  под запретом, как буржуазные. На смену строгому и революционному аскетизму пришли пышные формы тоталитарного  барокко и надменная избыточность сталинского неоклассицизма. Конструктивисты  оказались в опале. Многим просто перекрыли кислород, запретив печататься, иных даже репрессировали.

По мнению некоторых авторитетных учёных  в СССР в 1932 - 1936 гг. имел место «переходный стиль», названный условно «постконструктивизм».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.3 Пространственные конструкции А. М. Родченко

Термин «конструкция»  для творчества Александра Родченко стал принципиальным в 1920-1921 гг. - в период зарождения концепции конструктивизма. Родченко строил конструкции из плоских элементов, считая, что «плоскость более пространственна, чем объемное тело». При работе с плоскими элементами, утверждал он, в пространстве острее выявляется контраст между резкостью граней и протяженностью поверхности. Тот же принцип моделирования он использовал в архитектурных проектах.

В живописи и графике художник создавал композиции из геометрических форм или линий, в которых произвольный вкусовой композиционный порядок расположения элементов заменялся математическими  соотношениями, преувеличенным вниманием  к пересечениям, врезкам, соединениям  композиционных деталей.

Художники авангарда придерживались нескольких универсальных правил моделирования. Прежде всего, пространственная конструкция  должна быть абстрактной, неизобразительной. Она не изображает ничего, кроме  самой себя.

Не случайно Родченко вначале 1920-х г. собирал фотографии самолетов, вырезки из журналов с изображениями  ажурных мостов, небоскребов, трансатлантических лайнеров. Он водил своих студентов  в Политехнический музей на лекции по теории относительности, собирал  радиоприемники, в его библиотеке были книги по астрономии, биологии, психологии и логике. Его интересовали самые современные идеи в науке  и технике. Именно это новое абстрактно-философское  ощущение мира и становилось содержанием  его работ. Лаврентьев, А. Н. История  дизайна: учеб. пособие /А. Н. Лаврентьев. - М.: Гардарики, 2006. - 303 с.: ил., - с. 127

Пространственная конструкция  представляет собой независимо стоящий (или висящий) трехмерный объект, рассчитанный на обозрение со всех сторон. Работы Родченко «вышли в пространство», они  открыты со всех сторон, а висящие конструкции и вовсе не имеют точек соприкосновения ни с подставками, ни с плоскостью картины или рельефа. Скрепленные между собой детали ограничивают, обстраивают внутреннее пространство в конструкциях. Возникает соотношение двух пространств: внутреннего и внешнего, как в архитектуре. Лаврентьев, А. Н. История дизайна: учеб. пособие /А. Н. Лаврентьев. - М.: Гардарики, 2006. -- 303 с.: ил., - с. 127

В своей серии конструкций  «Круг в круге», «Квадрат в квадрате», «Овал в овале» [Приложение 2] Родченко также применял общие принципы моделирования объемных структур из концентрически вырезанных из плоскости геометрических контуров. Линия на плоскости превратилась в линию разреза. Стыковка элементов под разными углами создавала впечатление богатой и интересной пластической формы, воспринимаемой со всех сторон.

В своей серии модульно-комбинаторных  конструкций художник использовал  стандартные блоки и бруски. Благодаря  этому становилась очевидной  логика визуальной связи между элементами. Серия называлась «По принципу одинаковых форм» и напоминала упражнения студентов-дизайнеров по комбинаторике. Там же.

Пространственные конструкции  разрабатывались Родченко экспериментально. «Исключительно, чтобы связать конструктора законом целесообразности примененных  форм, закономерным соединением их, а также показать универсализм, что  из одинаковых форм можно конструировать всевозможные конструкции, разных систем, видов и применений. В данных работах, как реальных конструкциях, я ставлю непременным условием будущему конструктору индустрии: "ничего случайного, безучетного"» Родченко A.M. Лабораторное прохождение через искусство живописи и конструктивно-пространственные формы к индустриальной инициативе конструктивизма. 1917-1921 // Родченко A.M. Опыты для будущего. М., 1996. С. 114..

Все созданные художником в те годы пространственные конструкции - это устойчивые и внутренне стабильные сооружения, в основе которых лежали как известные, так и совершенно новые конструктивные принципы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.4 «Впереди своего времени на 65 лет»

Многие искусствоведы  считают, что русская культура, которая  всегда была вторична по отношению  сначала к византийскому, потом  к западноевропейскому искусству, лишь однажды внесла выдающийся вклад  в мировую сокровищницу человечества. И это был русский авангард 1910-1920-х годов, одной из ключевых фигур которого был и Александр Родченко (23.11.1891-3.12.1956). Шевелев И. «Ракурс Родченко. Выставка и учебник русской фотографии». - "Российская газета". - Столичный выпуск №4214. - 2006. - http://www.rg.ru/2006/11/06/rodchenko.html [Приложение 3]

Даже тот, кто ничего не знает об этом художнике, обязан ему  своим взглядом на мир. Знаменитые резкие ракурсы его фотографий несли  энергию нового видения.

Он работал для будущего. Сегодня это замечают журналисты, рассказывающие читателям о проходящих в разных странах выставках фотографий Родченко. Рождаются такие заголовки: «Впереди своего времени на 65 лет» или  «Большевик из революционной России».

Для того чтобы так жить и работать, ощущать связь времени  нужно быть искренним, наблюдательным, различать реальные и мнимые ценности в жизни, и создавать различные  вещи основательно и на века. Даже если для работы нет времени. Поэтому  Родченко не брал мелких и одноразовых  заказов. И если начинал какую-то работу, то она становилась для  него этапной.

Вот как отзывалась о нем  в своем дневнике Варвара Степанова, его супруга:

«...Апатичный и даже, пожалуй, ленивый, раздражительный и нетерпеливый - он совсем другой у своего стола, и понятна его нелюбовь к гостям, к хождениям куда-нибудь - ибо это отрывает и отвлекает его от творчества…

Мысль у него бежит скорее, чем он успевает ее реализовать... Его  фантазия проявляется не только в  творчестве, но и в обыденной жизни, в придумывании всевозможных выходов как практического, так и теоретического характера. И очень забавно, что он может упорно работать, чтобы построить какое-нибудь практическое удобство дома…» Степанова В. Дневник. - Архив А. Родченко и В. Степановой. (Лаврентьев А. Н. Ракурсы Родченко. - М., 1992)

Выходец из бедной семьи "безземельных крестьян" (отец его был ко времени  рождения сына бутафором Русского клуба  на Невском, мать - прачкой), родился  в Санкт-Петербурге в 1891 году. В 1902 году семья переехала в Казань, там, в 1905 он окончил Казанское приходское начальное училище.

«Родился над сценой театра, где отец работал бутафором, в  Ленинграде. Театр и его жизнь, главным образом сцена и за кулисами, - мне казались нетеатральными. Эта жизнь была для меня подлинной и реальной. По ту сторону занавеса театра - зал, улицы, дома, город - были странными, удивительными и непонятными. Бутафория отца, декорации и актеры, которых я знал, были близки и реальны. Несмотря на грим и костюмы, я их безошибочно узнавал. Часто играл детей, но боялся этой черноты кашляющего зрительного зала. Почему они все такие одинаковые и безликие... Мечты детства. Они сложились здесь. Я хотел быть ярким и ослепительным, выходить среди музыки и аплодисментов. Я мечтал о чем-то особенном и неизвестном» Лаврентьев А. Н. Ракурсы Родченко. - М., 1992. - с.16

Родченко не получил систематического среднего образования, и в удостоверении, которое он получил по окончании  Казанской художественной школы  в 1914 г., говорилось, что он «прошел  полный курс ...по живописному отделению  с хорошими успехами как по рисованию, так и по живописи, но не может  воспользоваться правами, предоставленными окончившим курс вышеупомянутой школы, так как не проходил общеобразовательного курса школы и не имеет свидетельства об окончании какого-либо другого среднего общеобразовательного учебного заведения». Александр лишь в 22 года сдал экзамен за четыре класса церковно-приходской школы. В 1911-1914 учился в Казанской художественной школе у Н. И. Фешина, где в 1914 году познакомился с Варварой Степановой. В этом же году встретился с Маяковским, Каменским и Бурлюком, которые стали едва ли не главными его соратниками по «левому искусству».

Приехав в Москву в 1916 году, Родченко пробовал поступать в Училище  Живописи, Ваяния и Зодчества, в Строгановское  училище, но в итоге началась его  самостоятельная творческая жизнь  как художника-живописца. Он учился у своих друзей, по книгам и журналам, собирал свою библиотеку по истории  искусства. С марта 1916 по сентябрь 1917 года был вынужденный перерыв  в занятиях искусством, - тогда Александр  Михайлович был призван на военную  службу.

Он интересовался астрономией, позже - радиотехникой, когда сам стал строить радиоприемники, научной организацией труда, фото- и кинотехникой. Все книги, он воспринимал как описания личного опыта художников, путешественников, писателей, изобретателей и ученых. Отсутствие систематического общего образования, усложняет жизнь. Зато у человека нет стереотипов в оценке литературы, которые прививаются в школе. И поэтому выводы Родченко из прочитанного были всегда неожиданными и созвучными его творческим устремлениям. Лаврентьев А. Н. Ракурсы Родченко. - М., 1992. - с.16

«В 1916 году я участвовал на футуристической выставке, называвшейся «Магазин». В это время я ходил  зимой и летом в ободранном осеннем пальто и кепке. Жил в  комнате за печкой в кухне, отгороженной фанерой. Я голодал.

Но я презирал буржуазию. Презирал ее любимое искусство: Союз Русских художников, эстетов Мира Искусства. Мне были близки такие  же необеспеченные Малевич, Татлин и  другие художники. Мы были бунтари против принятых канонов, вкусов и ценностей… Мы были изобретателями и переделывали мир по-своему…Мы создавали новые понятия. Мы - не изображатели, а новаторы. Так примерно говорили мы» Родченко А. Вариант творческой автобиографии. - Архив А. Родченко и В. Степановой (Лаврентьев А. Н. Ракурсы Родченко., - М., 1992), - с.18

В 1917 году, сразу же после  Февральской революции в Москве создается профсоюз художников-живописцев. Родченко становится секретарем его  Молодой Федерации, и занимается организацией нормальных условий жизни  и работы для молодых художников.

«И пришел 1917 год. Нам нечего было терять, а приобрести мы могли  весь Союз. И мы его приобрели. Мы пришли первые к большевикам. Никто  из правых не пошел работать. Ни один из тех, кто теперь заслуженный и  даже народный » Там же.

С 1918 по 1921 г. художник создает еще несколько серий - «Концентрация света», «Обесцвечивание», и завершает свою живописную систему тремя работами, представляющими собой холсты, ровно окрашенные красной, желтой и синей красками. Многие восприняли это как издевательство. А Родченко в проспекте автомонографии в 1922 году написал: «Пройденный этап в искусстве считаю важным для выведения искусства на путь инициативной индустрии, путь, который новому поколению не надо будет проходить». Львова Е. П., Сарабьянов Д. В., Кабкова Е. П., Фомина Н. Н., Хан-Магомедова В. Д., Савенкова Л. Г., Аверьянова Г.И. - Мировая художественная культура. XX век. Изобразительное искусство и дизайн (+CD). -- СПб.: Питер, 2008. - 464 с.: ил., - с.282 В 1921 подвел итог своих живописных поисков и объявил о переходе к «производственному искусству»

Информация о работе Истоки советского дизайна: творческий портрет А.Родченко