Истоки советского дизайна: творческий портрет А.Родченко

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 20:21, курсовая работа

Описание работы

Целью моей курсовой работы является более глубокое и подробное изучение истоков советского дизайна, а также изучить отдельно и более содержательно творческий портрет, пионера советского дизайна, Александра Родченко.
Для решения намеченной цели были поставлены и решались следующие задачи:
- рассмотреть и изучить истоки формирования советского дизайна.
- рассмотреть производственное искусство в советской России в 20-е годы.
- рассмотреть творчество А. Родченко в контексте его работы в объединении ЛЕФ.
- рассмотреть творчество А. Родченко в разных ракурсах:...

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ИСТОКИ СОВЕТСКОГО ДИЗАЙНА
1.1 Истоки формирования советского дизайна……………………………....6
1.1.2 Производственное искусство в советской России 20-х годов……......9
ГЛАВА 2. ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ А.РОДЧЕНКО
2.1 Биография А. Родченко……………………………………………………17
2.2 Конструктивизм
2.2.1 Новое слово искусства…………………………………………………...19
2.2.2 Русский конструктивизм………………………………………………...21
2.3 Пространственные конструкции А. Родченко……………………………25
2.4 «Впереди своего времени на 65 лет»……………………………………….28
2.5 Агитационное искусство и «ЛЕФ»………………………………………34
2.6 Ракурсы или революция в фотографии…………………………………..40
2.7 «…я мог бы сделать Будущее невероятно интересно»………………….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………45
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………………46
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………..47

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПО ИСТОРИИ ИСКУССТВ 5 КУРС для печати!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!.docx

— 2.67 Мб (Скачать файл)

http://club.foto.ru/info/articles/article.php?id=99 [Приложение 8, 9]

Именно эти идеи Родченко, выраженные в самих новаторских  снимках, быстро завоевали огромную популярность среди молодых фотографов и создали в советской фотографии целое направление «рабочих фотокоров», как ударное подразделение великой  молодежной армии «рабкоров». Из этой школы вышли лучшие советские  фотографы 30-х - Аркадий Шайхет, Борис  Игнатович, Марк Альперт.

Особенно часто Родченко фотографировал людей. Именно благодаря  его портретной серии мы имеем  прекрасные снимки Маяковского, Довженко, Бриков, Третьякова, Асеева и, конечно, Степановой. Однако чаще всего он работал  на московских улицах, где своим  неудобным аппаратом 9х12, а затем, «Лейкой», «щелкал» рабочих, нэпманов, демонстрантов, толкучку у трамваев, контрасты старой и новой жизни Москвы. «Он как социолог, фиксировал жизнь города в единстве старого и нового”.«Искатель новых путей в фотографии» или Александр Родченко http://club.foto.ru/info/articles/article.php?id=99[Приложение 8, 9]

Родченко считал фотоаппарат  инструментом, совершенно необходимым  как для современного художника, так и для любого другого человека, высоко ценил документальность фотографии как средство не изображения - отображения  жизни людей, разрабатывая ракурсную композицию фотокадра, он давал портреты в резких пространственных сокращениях, что придавало им особую «жизненность». Ту жизненную реалистичность, которую он всегда ставил на первое место. Манчук А. Инженеры искусства, изобретатели будущего http://left.ru/2001/3/rodchenko/left_rod.html

После смерти Маяковского  в 1930 году Родченко и Степанова становятся оформителями так называемых «парадных  книг страны Советов», роскошно издаваемых властями. В оформление этих изданий  Родченко и Степанова умудряются вносить передовые элементы конструктивизма, создавая полиграфические шедевры. Одно из таких изданий - знаменитая «Первая конная», посвященная истории Красной Армии, в особом, красном, оформлении. Его, в отличие от зеленого варианта, было издано не более 20-50 экземпляров.

Другой шедевр книжного дизайна - книга-альбом «10 лет Узбекистана». Отдельные ее экземпляры помещались в специально разработанную Родченко трансформирующуюся коробку. Боровков А.И. Галерея «Русский авангард 10-30 годов» http://artinvestment.ru/invest/events/20110314__borovikov.html

Большинство работ Родченко созданы в конце 20-х - 30-х годах, когда он, в основном занимается журнальным фото. В это же время  советское фотоискусство достигает  своего расцвета. И это не было случайностью. Фотографы получили возможность  изображать невиданные по своему масштабу процессы индустриализации, передавать в тысячах кадров грандиозный процесс социалистического преобразования страны и общества. Во вводной редакционной статье первого номера знаменитого журнала «СССР на стройке» («USSR im Bau»), с которым - как фотограф и дизайнер - постоянно сотрудничал Родченко, фотография была провозглашена одним из основных видов советского искусства, отображающего «социалистическое строительство в динамике». Здесь и нашло свое применение новаторство Родченко.

В 1929 году его пытались обвинить в подражании западным фотографам, однако в опубликованной «Новым ЛЕФом» статье он простым способом - датами хронологии создания своих работ, опроверг все подозрения в заимствовании  у «буржуазных лжетворцов». В 1933 году, как корреспондент журнала он на целый год уезжает на строительство «Беломорканала», о котором рассказывает в серии из двух тысяч снимков. В этом же время в фотографию приходят и другие «бывшие беспредметники», - так Эль Лисицкий с женой создают номер «СССР на стройке, посвященный Днепрогэсу. В дальнейшем журнал так продолжает издаваться в форме «эпических фоторассказов» о той или иной ударной стройке страны. Снятые фотохудожниками кадры отличались такой документальной точностью, что иногда использовались промышленными наркоматами в “организационных” и “производственных” целях - дабы покарать нерадивое начальство, нежданно-негаданно застигнутое врасплох фотокором или даже внести коррективы в строительство некоторых объектов. Манчук А. Инженеры искусства, изобретатели будущего http://left.ru/2001/3/rodchenko/left_rod.html

В 1934 году он пишет о необходимости  создания фототек, коллекционирования произведений фотоискусства, о международных  фотовыставках. Он призывал к выпуску  фотокниг и фотогазет - к тому, что обязательно будет реализовано, но уже в нашем ближайшем будущем. А вот для самого Родченко тогда наступает «мертвая зона». Его программная статья «Фотография - искусство» оказывается завещанием мастера, находящегося в расцвете творческих сил.

C начала 30-х Александр  Михайлович подвергается тотальной  и убийственной критике как  «злостный формалист». «Почему пионерка  смотрит вверх?! Пионерка не смеет смотреть вверх, это не идейно. Вперед должны смотреть пионерки и комсомолки».

Тогда о его фотографии юного трубача, снятого с нижнего  ракурса, [Приложение 9] писали: "Разве  в этом грубом зверином узле мускулов и топорном образе лица можно узнать живое, радостное, открытое лицо младшего поколения коммунистов?" Критики  жаждали крови. И Родченко был  исключен своими товарищами и учениками  из группы "Октябрь".

Наступает время, когда над  страной опускается «железный занавес». Свободный человек с фотоаппаратом  вообще подозрителен: уж не шпион ли Советский фотограф должен работать в советском печатном органе, выполняя четкие задания советских редакторов. С середины 1930-х годов Александр  Родченко переходит на фоторепортажи  о скачках, затем снимает спортсменов, 1937 год ознаменован балетной серией, предвоенный 1940-й цирковой.

Цикл его работ «Цирк» [Приложение 8] - это символическое  представление о свободе. О свободе  под куполом, о свободе на канате, над головами сотен, тысяч. О той  свободе, которую у него забрали  в 1933 году, издав указ о запрете  снимать на улице. Человек с фотоаппаратом, снимающий не ясно что, без специального разрешения, стал вызывать подозрение.

Обстановка 1937 года привела  его в ужас: начинается поиск врагов советской фотографии. Он писал: «Каким же маленьким, ненужным считает себя человек в невероятной горячке  дней. И почему? Когда ты самым  искренним образом за свою страну и за социализм? И ещё настроение плохое оттого, что всё время кого-нибудь забирают бесследно, как врагов народа. Ходят слухи о многих случаях, когда эти люди страдают невинно». В 1938 году разочаровывается культурной Европой, которая не смогла остановить фашизм: «Все высокие идеи, за которые  боролись классики Запада, ни черта  не стоят. Один немец раздавил их сапогом». Лаврентьев А. Н. Ракурсы Родченко. - М., 1992., - с. 183

Устав от непрерывных революционных  преобразований, создавших реальность, далекую от идеалов, вдохновлявших  ранний период его творчества, 12 февраля 1943 года он отмечает в дневнике: «Искусство - это служение народу, а народ  ведут кто куда. А мне хочется  вести народ к искусству, а  не искусством вести куда-то. Рано родился  я или поздно? Надо отделить искусство  от политики…».

Но Александру Михайловичу, преданному друзьями и учениками, пережившему  гонения и лишенному возможности  работать и зарабатывать на жизнь, участвовать  в выставках, исключенному из Союза  художников, тяжело болевшему в последние  годы жизни, повезло. У него была близкие: друг и соратник Варвара Степанова, дочь Варвара Родченко её муж и  сын. Как и для Александра Родченко, творчество стало главным в их жизни. А еще они посвятили  эту жизнь сохранению его наследия и служению фотографии. Если бы не было этой семьи, возможно, не появился бы и  первый фотографический музей в  России - Московский Дом фотографии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.7 «…я мог бы сделать  Будущее невероятно интересно»

Родченко.1934

 

У дизайнеров-экспериментаторов 20-х годов ХХ века не было возможности  реализовывать свои замыслы кроме  как в театре, в выстовочной экспозиции,  в кинематографе. Вместе с тем, даже для этих как бы «побочных» сфер создавалась новаторская оригинальная мебель, придумывались фантастические и весьма рациональные костюмы.

В картине «Журналистка»  одним из самых героев был «  репортер нотовец Васильчаков». Желая подчеркнуть рационалистические. Прагматичные стороны характера этого персонажа, Родченко предложил необычный проект устройства его жилища. Васильчаков – человек, пропагандирующий достижения науки и техники в быту. Для Родченко это близкий по духу человек. Обстановка его комнаты, показанная на экране, напоминает систему сложных  технических агрегатов. Кровать складывается на день в специальный шкаф, верхнюю часть которого занимает полка с аккуратно пронумерованными папками для документов и бумаг. Стол, в котором  несколько ярусов рабочих поверхностей, размещен в центре комнаты и таким образом может быть использован с разных сторон. С одной стороны в нем находится встроенный радиоприемник с антенной, с другой – картотека для негативов, рядом – просветный экран для просмотра диапозитивов и негативов, всевозможные ящички и углубления для рукописей и документов.

Обобщая свой опыт работы над  фильмом, размышляя о том, как  вещи в кино помогают подчеркнуть  образы героев, Родченко говорил: «  В жилище Васильчикова можно думать – оставить 1 или 2 книжных шкафа, 4 или 5 стульев, но основное: убирающаяся постель, универсальный письменный стол, стол-столовая – вещи, характеризующие советского нотовца-репортера, вещи, ведущие агитацию за новый материальный быт, убраны быть не могут».

В оформлении фильмов «Кукла с миллионами» (режиссер Комаров) и  «Альбидум» (режиссер Л.Оболенский) в 1928 году Родченко не редко использовал находки своих предыдущих дизайнерских проектов. Четырехсторонний стол в сцене на почте из фильма «Кукла с миллионами» чем-то напоминает фрагмент оборудования для «Рабочего клуба» - он столь же прост. Выразителен и функционален. Ромбовидный в плане киоск игрушек в том же фильме аналогичен по конструкции витринам Госторга, которые строились по проектам Родченко в Париже в 1925 году для павильона Мельникова.

В двух фильмах буквально  одна и та же вещь. В сцене фильма «Кукла с миллионами», происходящей в кафе во Франции, и в сцене  фильма «Альбидум» в офисе американского дельца можно было заметить под потолком весьма примечательный светильник. Этот светильник был разработан Родченко в 1925 году для интерьера «Рабочего клуба».

Для фильма «Альбидум» (по сценарию Альбидум – особый сорт пшеницы) Родченко спроектировал любопытный интерьер деловой конторы «мистера Вандербильта». В центре приемной размещался большой стол директора с приставными сиденьями для клиентов. Родченко иронизировал над техницизмом Америки. На полу линиями и стрелками был отмечен путь посетителей. Функциональная суперграфика продолжалась и на стенах, где помещались указатели «вход» и « выход» со стрелками. Сама же мебель была решена в подчеркнуто геометрическом стиле. Столы и стулья конструировались из состыкованных под прямыми углами плоских деревянных щитов.

В ноябре 1928 года Родченко начал  выполнять эскизы единой театральной  установки для пьесы «Инга».  Возникла возможность показать новые  рациональные типы оборудования самых  разных пространств, начиная от кабинета директора швейной фабрики и  заканчивая жилой комнатой. Главная  героиня – Инга, директор фабрики  Московошвей – женщина современная, для нее Родченко позднее придумал несколько необычных костюмов с застежками и приставными карманами. (Приложение 10)

Среди предложенных Родченко элементов оборудования было несколько  совершенно оригинальных предметов. Стол директора с откидными сиденьями  для посетителей. Стул для клуба, полностью складывающийся в плоский  пакет. Кресло-кровать. Клубный диван  для чтения с перегородками, рассчитанный на четырех человек. Весь этот диван-читальня к тому же еще и складной.

Особая тема – костюмы  для спектакля «Инга». Среди эскизов Родченко -  исключительно женские костюмы: деловой рабочий костюм, выходное платье, пальто, пижама. Одни костюмы предназначались для актеров, другие  должны были выставляться в витринах, поскольку действие происходило на швейной фабрике, как раз и занятой поиском нового рационального женского костюма.

Под «эстетизмом в поиске рационализации» Родченко подрузомевал создание образа одежды за счет всевозможных функциональных изобретений. Например, некоторые детали костюма могли быть двусторонними. В костюме буфетчицы можно было перестегивать фартук, поворачивая его то с одной, то  другой стороной. В выходном платье была предусмотрена смена цвета спирали оборачивающей фигуру и прикреплявшейся на пуговицах. Во многих прототипах рабочих костюмов излюбленным элементом Родченко были всевозможные застежки, пояса, накладные карманы. Он с удовольствием обыгрывал эти функциональные детали, придававшие костюму деловой характер, строгость, некую «аппаратность» и превращавшие костюм из обыкновенной одежды в удобно устроенную вещь.

В этом же году Родченко работает над оформлением пьесы «Клоп».

«Будущее я сделал в  «Клопе» в плане иронии социальных утопий, плюс гигиена, здоровье, спорт, свет и молодость», - вспоминал позже  Родченко .

Им были придуманы все  диковинные аппараты в Институте  воскрешений. Родченко не был связан необходимостью проектировать что-то конкретное, узнаваемое. Он с легкостью  сочинял небывалые вещи: какие-то призматические капсулы, подставки  из труб, поворотные ширмы. Все это выглядело легко, блестело и сверкало. Глядя на фотографии сцен из спектакля, вспоминаешь фильмы о межпланетных путешествиях. Это впечатление во многом связано костюмами людей будущего. Все они одеты в разные по покрою комбинезоны, на головах у них – легкие шапочки, похожие на шлемы авиаторов. Снова, как в «Инге» ,- застежки, карманы, пояса. (Приложение 11).

Постановка представления  « Шестая часть мира» во Втором Госцирке осуществлялась уже как бы на излете идей конструктивизма. Шел 1931 год.

Оформительская работа в  полиграфии, фотографические поиски Родченко – все было подчинено  теме индустриализации, нового строительства, техники. Он верил в победу новых  технических искусств. Но…ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН был расформирован, метфак ликвидирован. Родченко раскритиковали в фотографической среде за формализм. Работы было мало…

Последний проект- это «Москварий»,специальная выставка, показывающая строительство Москвы. Родченко предполагал, что в круглом здании будет размещен гигантский  макет Москвы. А над ним он планировал подвесить смотровую площадку. Таким образом, каждый посетитель мог бы увидеть город с высоты птичьего полета…

Информация о работе Истоки советского дизайна: творческий портрет А.Родченко