Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 18:19, реферат
Современный период в развитии отечественной исторической науки отмечен стремлением ученых переосмыслить социальные явления и факты прошлого, дать им наиболее объективную оценку. Все с большей настоятельностью подчеркивается необходимость изучения исторической реальности во всей ее комплексности и многообразии, с использованием методов, средств и результатов других наук, расширения в связи с этим проблематики научных исследований и обновления понятийного аппарата. Особое значение придается культурному аспекту человеческой жизнедеятельности.
Приметой времени явилось возрастание значимости в глазах населения семейного досуга. Туристические походы, совершаемые всеми членами семьи, посещение учреждений культуры, совместные занятия какими-либо видами деятельности получали все большее распространение.
Наряду с различными проявлениями внеинституциональной культурной активности населения в сфере досуга в описываемые годы появились новые общественно-организованные формы культурной деятельности. Примерами могут служить создававшиеся с 1972 г. в различных городах - Новосибирске, Салехарде, Москве - фонды и центры молодежной инициативы, молодежные культурные центры, учредителями которых выступали местные молодежные организации (впоследствии они были преобразованы, в молодежные центры досуга), различные самодеятельные коллективы при детских и юношеских организациях, учреждениях культуры неклубного типа, самодеятельные дискотеки. С середины 70-х г. начало развиваться самодеятельное фольклорное движение, представленное фольклорными ансамблями, любительскими фольклорными объединениями. Возникнув первоначально в крупных городах, это движение стало постепенно втягивать в свою орбиту и более мелкие населенные пункты городского типа, а также сельские поселения.
В рассматриваемые годы продолжала развиваться сеть культурно-досуговых учреждений. Происходило формирование комплексной системы объектов культуры в районных (сельскохозяйственных) центрах: наряду с районными Домами культуры создавались детские музыкальные школы и школы искусств, народные театры, народные музеи, парки культуры и отдыха, художественно-оформительские мастерские т.д. Расширялась сеть передвижных культурно-досуговых учреждений для обслуживания мелких населенных пунктов: автоклубов, плавучих культбаз, кинопередвижек, автобиблиотек, агиткультбригад.
Происходила структурная перестройка сети культурно-досуговых учреждений. Начавшийся во второй половине 60-х гг. процесс преобразования сельских клубов, расположенных на центральных усадьбах сельскохозяйственных объединений, на территориях сельсоветов в Дома культуры в основном завершился. Дом культуры стал основным типом сельского клубного учреждения.
В целях улучшения условий культурной деятельности сельских жителей, проживающих в малочисленных, удаленных от центральных усадеб, населенных пунктах с начала 70-х гг. начали создаваться централизованные клубные системы (ЦКС). Сельские Дома культуры наделялись руководящими функциями по отношению к клубам, красным уголкам, расположенным на территории хозяйств, сельсоветов. Работа всех клубных учреждений должна была осуществляться на основании единого плана с привлечением других учреждений культуры и общественных организаций. С 1975 г. в селах и городах стали возникать культурные комплексы (КК), объединявшие в своем составе на добровольной основе культурно-воспитательные, образовательные, спортивные, оздоровительные, а иногда и бытовые учреждения. Они именовались сельскими или городскими, социально-культурными, социально-педагогическими, культурно-бытовыми, культурно-спортивными комплексами. Главный смысл подобных объединений заключался в появлении возможности для кооперирования сил и средств учреждений и организаций, осуществляющих в пределах единой территории культурную работу, исключения дублирования в проведении культурных акций, установлении более тесных контактов между работниками досуговой сферы.
Почти одновременно с созданием культурных комплексов происходила централизация библиотек. В масштабе района или группы районов, области, края, на базе городских, районных и центральных библиотек создавались централизованные библиотечные системы с единым книжным фондом, справочно-библиографическим аппаратом, единым штатом работников. С 1974 г. начался процесс централизации музеев, выразившейся в создании музейных объединений.
Структурные изменения в системе культурно-досуговых учреждений в определенной мере способствовали оживлению культурно-досуговой деятельности: увеличился объем проводимых мероприятий, расширилась кружковая работа, возросло число любительских объединений. Но кардинального поворота к ликвидации существующей диспропорции между культурными запросами населения и их удовлетворением через общественные формы организации досуга не произошло. Так, централизованные клубные системы не были обеспечены соответствующими кадрами и транспортными средствами, предусмотренными в Положении о них, в силу ограниченного финансирования сферы культуры и отсутствия других источников поступления материальных средств. Это в значительной мере снизило эффективность их работы.
Существенные издержки были и в процессе централизации библиотек и музеев. Централизация библиотек, например, привела к неравномерному распределению книжного фонда, сосредоточению большей и лучшей его частив центральных библиотеках, к возникновению трудностей в доступе к ней жителей периферийных территорий, к единообразию форм и методов в их работе, жесткой управленческой иерархии. Централизация музеев также не всегда соответствовала задуманным планам. Шаблон в подходе к созданию музейных объединений приводил к тому, что централизация нередко осуществлялась без учета конкретных социальных и экономических условий, без предварительной научной проработки.
Несмотря на увеличившиеся масштабы социально-культурной инфраструктуры к концу 80-х гг. в стране сохранялась значительная региональная дифференциация в обеспеченности населения учреждениями культуры. Сельские поселения по насыщенности учреждениями культуры значительно отставали от города. Практически были лишены базы культуры микрорайоны больших городов. Тяжелое положение создавалось в районах нового освоения. В невыгодном положении оказались небольшие города, как бы выпавшие из поля зрения органов культуры, хотя в них проживало около 1/3 населения страны. В конце 80-х гг. в средствах массовой информации были обнародованы факты, свидетельствующие о кризисном состоянии досуговой сферы. Так, в бывшем СССР, большую территорию которого занимала Россия, 59 крупных административных центров страны с населением, превышающем 100 тыс. человек, не имели театров, каждый 5-й театр в стране не имел стационарного помещения, а каждое 3-е театральное здание было непригодно к использованию. Более половины концертных организаций не обладали собственными зданиями. Не было художественных музеев, выставочных залов в 13 городах республиканского и областного подчинения с населением от 100 до 250 тыс. человек. Каждая 4-я библиотека размещалась в тесном помещении площадью до 50 кв.м. Большинство крупных библиотек находились в аварийном состоянии, а книгохранилища их были перегружены.
Свыше 17 тыс. сельских населенных пунктов с численностью населения более 300 чел. не имели стационарных клубных учреждений, каждый 3-й государственный клуб работал в неприспособленном здании, а 2,5 тыс. клубов - в аварийных (Кризис культуры//Советская культура. - 1989. - 16 декабря. - С. 4-5 ).
В течение 70-80-х гг. государство принимало меры по развитию высшего и среднего специального образования для подготовки организаторов культуры. К концу 80 гг. в России функционировало 16 вузов культуры и их филиалов. Возросло количество культурно-просветительных училищ, библиотечных техникумов. Продолжала осуществляться подготовка специалистов для культурно-досуговой сферы и по линии факультетов общественных профессий (ФОПов), образованных в высших учебных заведениях страны.
Остро стояла проблема закрепляемости кадров. Текучесть кадров отличала клубные, библиотечные, музейные учреждения. Особенно плохо закреплялись специалисты на селе. Основными причинами такого положения было отсутствие работы, соответствующей квалификации специалистов, плохие жилищные и бытовые условия, низкая оплата труда. Для клубных работников особая трудность заключалась в нерегламентированности работы клубных учреждений, а также в моральном плане - падении престижа этих учреждений в глазах населения. В официальных документах отмечалось, что система специального образования в значительной степени работала на восполнение потерь, связанных с текучестью кадров.
События 90-х гг. - изменение политического строя в России, переход к рыночным отношениям - оказали заметное влияние на сферу досуга. Наиболее ощутимыми они стали для системы учреждений культуры. В соответствии с новым законодательством учреждения культуры получили большую самостоятельность в организации своей деятельности: были сняты идеологические запреты, устранены ограничения в выборе направлений работы, в формировании штата работников. Появились новые типы досуговых учреждений: Дома ремесел, Народные дома, Национальные культурные центры. Начался отход от жестких централизованных методов руководства культурно-досуговыми учреждениями. В аппарате государственного управления больший акцент делался на функциях координации, информации, методического обеспечения работы учреждений культуры. Значительно расширились права в создании сети учреждений культуры и организации их работы местных органов управления. С начала 90-х гг. началась разработка и целевое финансирование федеральных программ, предусматривающих сохранение и развитие культуры, организацию досуга населения. В областях, краях, автономных республиках разрабатывались региональные культурные программы.
Подготовка кадров организаторов досуга в высших и средних учебных заведениях стала осуществляться с большим учетом особенностей экономического и социального развития общества, изменений, происходивших в культурных интересах и досуговых ориентациях людей. Произошли преобразования в системе учебных заведений. Так, например, Московский государственный институт культуры получил статус университета, Санкт-Петербургский институт культуры - статус академии культуры, в академии культуры и искусства были преобразованы некоторые другие вузы культуры и высшие учебные заведения, готовящие специалистов для сферы профессионального искусства (в частности, ГИТИС стал именоваться Академией театрального искусства и т.д.). В системе среднего образования, наряду с училищами культуры, начали функционировать колледжи культуры. Появились гимназии и лицеи с расширенной программой обучения, включающей в себя изучение культурологических дисциплин.
Изменились
источники финансирования
Создавались частные посреднические фирмы, взявшие на себя функции обеспечения контакта самодеятельного и профессионального искусства со зрителями и слушателями, организации отдыха населения в области кинопроката, театрально-концертной деятельности, туризма. Частное предпринимательство внедрялось в средства массовой информации: появились частное кабельное телевидение, частные книгоиздательства, частные газеты.
Вместе с тем, наряду с расширением возможностей в организации досуга населения, возникли и трудности, обусловленные особенностями переходного периода. Резкий спад промышленного и сельскохозяйственного производства, сокращение поступлений в государственный бюджет обусловили снижение государственных ассигнований на нужды культуры. Вместо закрепленного в законодательном порядке (в соответствии с "Основами законодательства Российской Федерации о культуре" от ноября 1992 г.) обязательного финансирования культуры в размере 2% от государственного бюджета на развитие культуры выделялось в 90-е гг. менее 1% в год. Вследствие этого государственные учреждения культуры недополучали ежегодно значительное количество денежных средств. В тяжелом положении оказались профсоюзные учреждения культуры. Многие предприятия перестали финансировать свои клубы, Дворцы культуры, библиотеки и другие учреждения. Более того, нередки были случаи сдачи предприятиями в обход законодательства учреждений культуры в аренду коммерческим структурам, а то и полной их продажи. Не хватало средств на содержание учреждений культуры у сельскохозяйственных акционерных обществ. На финансовом положении культурно-досуговых учреждений сказывалось и отсутствие у их работников навыков в развертывании платных услуг. К тому же, в силу ухудшения материального положения подавляющего большинства населения России, многие люди не могли воспользоваться этими услугами. Мало надежд давала и спонсорская деятельность. Ввиду этих обстоятельств материальная база учреждений культуры стала приходить в упадок, количество их сокращаться, снизился уровень зарплаты работников культуры. Культурно-досуговые учреждения уменьшили количество бесплатных мероприятий, в том числе и тех, которые были ориентированы на социально не защищенные слои населения: детей и подростков, пенсионеров.
С 90-х гг. все более стала обозначаться дифференциация между отдельными группами населения в способах проведения досуга. Существенное значение приобретал уровень доходов человека. Наиболее обеспеченный слой российского общества располагал большими возможностями в приобретении технических средств культуры, книжной и газетной продукции, в выборе форм досуговых занятий, отдыха и развлечений. Жизнь выдвинула много новых проблем в создании условий для осуществления населением России культурно-досуговой деятельности, решение которых предстоит искать в последующие годы.
Вопросы для самопроверки
1. Какие тенденции отличали развитие культурно-досуговой деятельности в 1946-80-х гг. ?
2. Какова была государственная политика в области развития сети учреждений культуры и подготовки кадров?
3. В чем заключались основные направления деятельности клубных учреждений, библиотек, музеев, парков культуры и отдыха, кинотеатров в период 1946-80-х гг. ?
4. Какие изменения произошли в деятельности театров, концертных организаций и других учреждений культуры, имеющих в своем составе профессиональные творческие коллективы?
5. Как развивалось любительское движение в 50-80-е гг. ?
6. Как организовывался досуг по месту работы и месту жительства?
7. Каковы были особенности развития досуга в России в 90-е гг. ?
Рекомендуемая литература
1. Библиотеки в контексте истории: Тезисы докладов и сообщений научной конференции. - М., 1995. -С. 5,8, 19-20,27-29. •
2. Джаз, рок и медные трубы... // Огонек. - 1990. -№29.-С. 20-23.
3. Каргин А.С. Поиск пути или смена вывесок?//Клуб. -1991. - № 12. - С. 2-3.
4. Новаторов В.Е. Культурно-досуговая деятельность. Словарь-справочник. - Омск, 1992.
5. Стрельцов Ю.А. Общение в сфере свободного времени. - М.: МГИК, 1991.
6. Триедин В.Е. Клубные объединения, клуб, клубные учреждения // Культурно-просветительная работа. -1981.-№11.-С. 29-30.
7. Хилтунен В. Дом - это там, где вас поймут: несколько сюжетов из жизни семейных клубов // Культурно-просветительная работа. - 1985. - №5,8, 10, 11
8. Чем болен клуб//Сов. культура. - 1987. - 7 мая. - С. 3.
Информация о работе История культурно-досуговой деятельности