Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 18:19, реферат
Современный период в развитии отечественной исторической науки отмечен стремлением ученых переосмыслить социальные явления и факты прошлого, дать им наиболее объективную оценку. Все с большей настоятельностью подчеркивается необходимость изучения исторической реальности во всей ее комплексности и многообразии, с использованием методов, средств и результатов других наук, расширения в связи с этим проблематики научных исследований и обновления понятийного аппарата. Особое значение придается культурному аспекту человеческой жизнедеятельности.
Культурно-просветительные учреждения активно включились в работу по обучению людей, не получивших начального образования. В библиотеках, народных домах, клубах, народных университетах создавались пункты ликвидации неграмотности. Контингент обучающихся включал в себя людей от 8 до 50 лет, не умеющих читать и писать. Для усвоения начальных знаний, разъяснения политической обстановки устраивались читки государственных декретов, а также журналов, газет и т.д.
В учреждениях культуры стали внедряться формы работы, отвечающие требованиям нового политического строя. Так, например, в целях расширения политической пропаганды в клубах проводились митинги, митинги-концерты, политические доклады, лекции, вечера вопросов и ответов, диспуты на политические и религиозные темы. В начале 20-х годов были популярны такие формы работы, как "политигры", "политбои", "политсуды" и др. Идее политического воспитания служили и такие формы наглядной агитации и пропаганды, как диаграммы, плакаты, карикатуры; устраивались театральные инсценировки на исторические темы. При клубах создавались политкружки. В эти же годы в стране начала интенсивно развиваться художественная самодеятельность. Художественные кружки создавались в воинских частях, в клубных учреждениях, народных домах. Наиболее приоритетным жанром была театральная самодеятельность. В выборе репертуара театральные кружки ориентировались в основном на классические пьесы революционного содержания, агитпьесы, написанные на острые злободневные темы. С переходом к новой экономической политике (нэпу) возник особый вид эстрадного театра - "Синяя блуза". Репертуар таких театров, острие их сатиры было направлено против "нэпманов", популярны были интермедии, сатирические сценки, песни, частушки, танцы. Вслед за театральными самодеятельными коллективами стали появляться хоровые и хореографические. Развитие сети культурно-досуговых учреждений в стране происходило неравномерно. В годы гражданской войны для проведения просветительной работы в воинских частях были созданы передвижные типы культурно-просветительных учреждений: агитпоезда, агиттеплоходы. На железнодорожных станциях, в людных местах, в воинских частях работали агитпункты.
В связи с экономической разрухой, явившейся следствием гражданской войны и начавшегося после неурожая 1921 г. голода, государство вынуждено было перевести культурно-досуговые учреждения на местный бюджет. Эти меры привели к резкому сокращению учреждений культуры, особенно в сельской местности. Однако уже в 1922 г. губернские власти вновь стали финансировать культурно-досуговые учреждения. Результатом явилось постепенное восстановление их сети и ее дальнейшее развитие. В конце 20-х г. в городах были созданы первые Дома культуры, в начале 30-х гг. - Дворцы культуры, в сельской местности - колхозные и совхозные клубы и библиотеки; с 1929 г. стали появляться первые районные Дома культуры и районные библиотеки.
Для работы в культурно-досуговых учреждениях требовались профессиональные кадры. Уже с 1918 г. стали организовываться краткосрочные одно-двухмесячные курсы внешкольных работников в Москве, Петрограде, в губернских городах. В 1918 г. в Петрограде был основан Институт внешкольного образования; его возглавил выдающийся педагог В.А. Зеленко (ныне это Санкт-Петербургская государственная академия культуры). Институт готовил специалистов для культурно-досуговых учреждений, руководителей художественной самодеятельности, работников государственных органов.
В ходе жесткой борьбы по вопросам развития культуры, ее роли и месте в обществе культурно-досуговые учреждения попали под непосредственный контроль государства. В 1920 г. Внешкольный отдел при Наркомпросе был преобразован в Главный политико-просветительный комитет. Смысл его создания заключался в усилении связи культурно-просветительной работы с политикой государства, организации и проведении культурно-просветительной и политико-просветительной работы на основе единого плана. Усиление политического содержания в культурно-просветительной работе сказалось и на ее названии. Она стала чаще именоваться политико-просветительной работой, а массовые учреждения культуры - политико-просветительными.
В 30-е г. культурно-просветительные учреждения стали проводниками идей индустриализации и коллективизации, выполнения пятилетних планов, организовывали предвыборные компании, пропагандировали социалистическое соревнование, распространяли производственные, технические, сельскохозяйственные знания, коллективные методы труда на предприятиях, в колхозах и совхозах, организовывали техническую и сельскохозяйственную учебу и т.д. Новые требования вызвали к жизни и новые формы работы культурно-досутовых учреждений. В клубах, Домах и Дворцах культуры проводились вечера обмена опытом, "рабочей смекалки".
Более разнообразными стали формы коллективного отдыха трудящихся, организуемого работниками культурно-досуговых учреждений. Клубы устраивали походы в театры, музеи, экскурсии на предприятия, загородные прогулки и т.д. С появлением колхозов и совхозов в быт крестьян начали входить новые формы массовых праздников: "первой борозды", "урожая" и др. Расширились жанры художественной самодеятельности. Наряду с драматическими, хоровыми, танцевальными коллективами стали появляться изостудии, музыкальные коллективы, первые самодеятельные симфонические оркестры, любительские оперные коллективы. Происходил рост числа участников самодеятельных кружков. В 30-е г. получило распространение шефство профессиональных творческих коллективов над самодеятельностью. Застрельщиком в этом деле выступил театр им. Е. Вахтангова. Самодеятельным коллективам оказывали помощь великие артисты - К.С. Станиславский, В.И. Качалов, А.Л. Яблочкина и др. В 1935 г. в Москве был открыт первый в стране театр народного творчества. Его директором был назначен Б.М. Филиппов, художественными руководителями - Н.П. Охлопков и И.А. Моисеев.
Начиная с 1932 г. в стране стали регулярно проводиться олимпиады и смотры народного творчества. В числе лучших коллективов тех лет были капелла Юго-Западной железной дороги, хор бандуристов-гусляров ленинградских строителей и др.
В 30-е г. происходило дальнейшее развитие сети культурно-досуговых учреждений. Кроме государства средства на строительство и содержание учреждений культуры стали выделять предприятия, колхозы и совхозы. В городах росло количество Дворцов и Домов культуры. С конца 30-х г. началась реорганизация изб-читален в колхозные клубы. В колхозах и совхозах возводились для них новые здания. В 1937 г. было принято решение о передаче всех сельских учреждений культуры в ведение колхозов при условии взятия последними на себя обязательств по их содержанию. В городах и сельской местности увеличилось число киноустановок и массовых библиотек. В 1928 г. в Москве был заложен Центральный парк культуры и отдыха (ныне ЦПКО им. А.М.Горького), и таким образом было положено начало созданию новых типов учреждений культуры. -
Со второй половины 30-х г. расширились средства распространения культуры: книгоиздательство, радио. Вошли в жизнь новые типы культурно-досуговых учреждений: передвижные библиотеки, кино- и радиопередвижки, передвижные выставки, агитповозки, агитмашины. Они обслуживали населенные пункты, не имеющие стационарных учреждений культуры, а также тех крестьян, которые работали летом в поле, на фермах.
В 30-е г. была продолжена работа по подготовке организаторов досуга. В 1930 г. был открыт Московский библиотечный институт. Библиотечные работники получали квалификацию также в библиотечных техникумах и на библиотечных отделениях в педучилищах. Для подготовки клубных работников были открыты специальные трех- и шестимесячные курсы во всех областных центрах.
Произошли изменения в системе управления культурно-просветительной работой. В 1930 г. был упразднен Главполитпросвет и вместо него в наркомпросах РСФСР и других союзных республик были созданы сектора массовой политико-просветительной и школьной работы, которые ведали политико-просветительными учреждениями государственной сети. С осени 1933 г. в наркомпросах союзных республик произошла новая реорганизация: возникли управления и отделы, отвечающие за отдельные направления культурно-просветительной работы: библиотечные управления, отделы изб-читален, клубов, ДК и парков культуры и отдыха, отделы музейной сети, отдел школ и курсов для взрослых.
Социальные потрясения, которые пережило российское общество на протяжении 1917 - 1941 гг., новая культурная политика государства оказали огромное влияние на досуговую деятельность населения. Такие факторы, как принадлежность к тому или иному сословию, наличие у человека богатства или его отсутствие, перестали определять способы проведения свободного времени. Решающими моментами стали: уровень образования человека, его возраст, характер трудовой деятельности, место проживания (город или сельская местность), семейное положение, наличие детей, жилищные условия и др.
В течение 20 - 30-х гг. сфера досуга характеризовалась действием новых тенденций. Получили большее развитие общественные формы досуга. Возросла посещаемость клубов, Домов и Дворцов культуры, библиотек, театров. Увеличилось количество просмотров кинокартин. Это отличало в основном те слои населения, которые до октября 1917 г. составляли низшие сословия российского общества. Именно на них была ориентирована культурная политика государства, в частности работа по развитию сети массовых учреждений культуры и организация их деятельности. Расширению аудитории культурно-досуговых учреждений способствовало и введение в стране в 1927 г. семичасового рабочего дня для рабочих с предоставлением им выходных дней по графику в течение всей недели. В условиях нового трудового режима учреждения культуры проводили мероприятия не только по субботним и воскресным дням, но и в будни.
Досуговая деятельность рабочих и крестьян обогащалась культурным содержанием. Реальным основанием для этого явилось повышение их образованности, чему способствовало введение в стране все общего, бесплатного начального образования, работа по ликвидации неграмотности, расширение, особенно в 30-е гг., форм среднего специального и высшего образования. Значительно возросло число читателей газет и журналов. Об этом свидетельствовали массовые опросы, проводившиеся редакциями ряда центральных и местных газет в 20-е гг. Читательский интерес стимулировался развитием книгоиздательского дела. Развивались художественные формы деятельности в сфере досуга. Росло число участников художественной самодеятельности.
Наряду с этим стала заметна тенденция к уменьшению форм досугового времяпрепровождения, характерных для быта российского населения в прошлом: стало сокращаться число людей, посещающих церкви и отмечающих религиозные праздники.
Вопросы для самопроверки
1. Что такое государственная система культурно' досуговых учреждений ?
2. Какова динамика развития культурно-досуговых учреждений в городе и деревне в 20-30-е гг. ?
3. В чем заключалось содержание работы культурно-досуговых учреждений в 20-30-е гг. ?
4. Какова была художественно-творческая деятельность культурно-досуговых учреждений в 20-30-е гг. ?
Рекомендуемая литература
1. Галин С.А. Исторический опыт культурного строительства в первые годы советской власти (1917-1925 г.г.). - М.: Высшая школа, 1990.
2. Куманев В.А. Судьбы советской интеллигенции (в 30-е г.)//История СССР-1990. - № 1. - С. 23.
3. Крупская Н.К. Чем должен быть рабочий клуб. Что такое клуб. О клубе^Педагогические сочинения. -Т. 8.-С. 7-12, 17-18, 128-131.
4. Всероссийский съезд Пролеткульта. Проект революции съезда "О пролетарской культуре"//Ленин В. И. Полное собрание сочинений " Т.31- С. 291-292.
5. О ликвидации неграмотности среди населения РСФСР (декрет СНК от 26 декабря 1919 г. ^/Декреты СНК РСФСР. - Т. IV' М., 1968. - С. 194-196.
§ 4. Деятельность культурно-досуговых учреждений в годы
Великой Отечественной Войны 1941 -1945 гг.
Великая Отечественная война, длившаяся 1418 бесконечных дней и ночей и унесшая почти 27 миллионов жизней советских людей, была огромным испытанием и для культурно-досуговых учреждений.
С началом войны резко сократились ассигнования на содержание клубов, библиотек, Домов культуры, уменьшилась их сеть. Уже во второй половине 1941 г. количество клубных учреждений и библиотек уменьшилось наполовину по сравнению с предвоенным периодом. На фронт и в партизанские отряды ушла значительная часть профессиональных работников учреждений культуры. Многие учреждения культуры стали базой военных госпиталей, воинских частей и эвакуированного населения.
Перестройка жизни страны на военный лад под лозунгом "Все для фронта? Все для победы!" коснулась и учреждений культуры. Деятельность каждого из них была подчинена организации масс на защиту Родины и решению насущных народнохозяйственных задач военного времени.
Работа культурно-досуговых учреждений осуществлялась в соответствии с требованиями военного времени, которые были конкретизированы в приказе Наркомпроса РСФСР "О работе политико-просветительных учреждений в военное время".
Основным содержанием работы домов культуры, клубов, библиотек, музеев, изб-читален стало разъяснение характера и целей войны, разоблачение сущности фашизма, освещение различными формами и методами хода войны, ознакомление с международным и внутренним положением Советского Союза. Учреждения культуры пропагандировали героические подвиги советских людей в тылу и на фронте; тема советского патриотизма стала ведущей в их деятельности.
Несмотря на все трудности военного времени значительно расширилась сфера влияния клубов, библиотек и музеев. Их работа была перенесена в цеха, красные уголки , полевые станы, бомбоубежища, на станции метро, агитпункты вокзалов, на платформы железнодорожных станций, в воинские части, госпитали, на призывные пункты военкоматов по месту жительства.
С началом войны изменился режим работы культурно-досуговых учреждений, проводилась групповая и индивидуальная работа с населением: беседы, читки газет, небольшие концерты в перерывах между сменами, встречи с фронтовиками, прибывшими в краткосрочный отпуск по ранению. Были созданы разнообразные передвижные учреждения культуры - походные клубы, агитэскадрильи, агиткатера (на фронте), библиотеки-передвижки, агитпоезда, агитмашины, агитповозки, агитпункты. В полной мере использовался опыт передвижной работы времен гражданской войны.
Информация о работе История культурно-досуговой деятельности