Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 18:19, реферат
Современный период в развитии отечественной исторической науки отмечен стремлением ученых переосмыслить социальные явления и факты прошлого, дать им наиболее объективную оценку. Все с большей настоятельностью подчеркивается необходимость изучения исторической реальности во всей ее комплексности и многообразии, с использованием методов, средств и результатов других наук, расширения в связи с этим проблематики научных исследований и обновления понятийного аппарата. Особое значение придается культурному аспекту человеческой жизнедеятельности.
В X – XIV веках происходит образование экономически самостоятельной малой семьи из родоплеменного коллектива: семья формируется как социальный институт; вырабатываются формы и методы воспитания, соответствующие новым общественным отношениям; обогащаются и средства воспитания.
В X веке проповедниками христианства – братьями Кириллом и Мефодием – была создана кириллица. Вместе с принятием христианства на Руси в Х веке это послужило мощным стимулом духовного развития общества.
Новые тенденции педагогической мысли, углубленное внимание к проблемам познания и обучения, нравственного совершенствования личности приходят на Русь уже в XII веке. Получают развитие идеи эстетического воспитания средствами природы, единства эстетических и этических аспектов, формирования чувства гордости за Землю Русскую, понимание необходимости связи образования и просвещения с жизненными интересами человека. Замечательным памятником, свидетельствующим о высоком уровне культуры и развития просветительно-воспитательной мысли времен Киевской Руси, явилось «Поучение Владимира Мономаха».
Церковь в этот период становится оплотом нравственного воспитания и просвещения народа; велико было ее влияние на все сферы деятельности древнерусского общества, сознание и поведение его членов, на регламентацию трудовой, семейной, досуговой жизни. Христианские представления определяли сущность и содержание процесса воспитания. Реалистические взгляды наших предков сочетались с иллюзорными представлениями о силах природы; народные педагогические воззрения формировались на основе христианского учения и языческих представлений о силах природы.
На Руси издавна почитались обучение грамоте, умственное развитие детей, подготовка их к трудовой деятельности.
Принятие христианства, рост культурных связей с Византией и другими соседними странами способствовали усвоению философского и педагогического наследия античности, обогащению педагогической мысли Древней Руси.
Несмотря на варварские методы, используемые часто церковниками для насаждения и укрепления на Руси новой веры, распространение христианства несло в себе и прогрессивные начала. Оно способствовало развитию просвещения и образования, проникновению элементов западной культуры в российское общество, хотя это коснулось преимущественно его высших слоев, Вместе с христианством Древняя Русь обрела и письменность. Появление первых книг относится к началу XI в. Они имели религиозное содержание и в основном являлись переводами с греческих оригиналов. При монастырях, возникновение которых относится ко второй половине Х1-Х11 вв., собирались библиотеки. Есть свидетельства о существовании библиотек при Софийском соборе в Киеве, Киево-Печерском монастыре, где имелись не только русские, но и греческие книги. Библиотеки создавались и в других русских городах, например в Софийском соборе Великого Новгорода. Возникали библиотеки при княжеских дворах. Книги переписывались для боярских семей. Например, один из древнейших русских памятников письменности - "Остромирово евангелие", датированное 1057 г., было написано для новгородского посадника Остромира (Тихомиров М.Н. Русская культура. - М., 1968. - С. 23-28, 92-104).
На протяжении Х1-Х111 вв. количество переводной литературы увеличилось, наряду с церковной появилась и гражданская литература. Это способствовало повышению интереса к чтению. Книжное чтение становилось одним из занятий образованных людей Древней Руси. Круг этих людей постепенно расширялся, включая в себя не только представителей высшей знати, духовенства, но и выходцев из торговой и ремесленной среды крупных городов, среди которых грамотность получала все большее распространение. О том, что чтение воспринималось на Руси не только как учение, но как вид досуговой деятельности, можно судить по некоторым письменным источникам, дошедшим до нас с той поры, в частности, по литературе нравственно-поучительного характера, которая возникла в Х1-Х111 вв. и имела свое продолжение в последующие времена. Так, в "Слове о наказании" говорится, что от чтения книг нельзя отказываться ни под какими предлогами. "Человек не должен ссылаться на то, что у него жена и дети, что он поглощен трудами при исполнении какой-либо должности или занимается ремеслом. Нельзя отнекиваться от чтения книг словами: "это ведь не наше дело книги читать, а монашеское". Каждому человеку следует читать книги, чтобы отгонять печали и искать в них спасения. "Многие, ведь, невегласы великую пользу получили от почитания книжного", - замечает проповедник (Тихомиров М.Н. Русская культура. - М., 1968. -С. 160. Прим.: "невегласами" в Древней Руси называли людей, не знающих грамоты).
Княжеские междоусобицы, усилившиеся со второй половины XII в., и последовавшее затем татарское нашествие (первая половина XIII в.) привели к падению Киевской Руси. Разгром крупнейших русских княжеств в 1237-1239 годах и наступивший период татаро-монгольского ига сопровождались гибелью культурных ценностей и святынь; в развитии русской системы воспитания произошла резкая остановка. Атмосфера угнетения, страха, обмана, клеветы оказала негативное влияние на формирование нравственных чувств народа. Люди низводились до холопского состояния, господствовала жестокость в наказаниях, процветало невежество. Старинные русские песни, былины передают то общее настроение «боязливости, грусти, тоски», которое преобладало на Руси в то время, но традиции народной жизни сохранялись и продолжали развиваться в новых феодальных центрах - Галицко - Волынском и Владимиро-Суздальском княжествах, в Новгородской земле - а в период татарского владычества - на тех территориях, куда татары не смогли проникнуть: в Великом Новгороде, Пскове, Смоленске, в землях к северу от Волги, к югу от Оки и др. Задачу "собирания русских земель" взяло на себя Московское княжество.
Первая половина XIV в. - первая половина XVI в. были периодом формирования российского государства. Признанной столицей его с конца XIV в. по XVII в. являлась Москва.
С XIV в. Русь начала понемногу оправляться от постигших ее бедствий. Создавались условия для мирного хлебопашества, возрождались ремесла и торговля, развивалось зодчество. Увеличилось число каменных строений на Руси. Особенно интенсивно шел процесс возведения церквей как в городах, так и в селах. В сельских общинах -" мирах" - крестьяне на свои средства возводили "мирские церкви", которые начинали играть существенную роль в жизни сельского населения. В сельском приходе церковная трапезная нередко становилась местом, куда крестьяне собирались для проведения общинных сходок; в ней совершались праздничные церемонии. Регулярное посещение церквей в воскресные и праздничные дни постепенно входило в быт русского народа и служило способом заполнения свободного времени. При этом присутствие на богослужении воспринималось людьми не только как христианская обязанность, связанная с отправлением религиозного культа, но и как возможность пообщаться с друзьями и знакомыми. В Х1У-ХУ в. звучало требование покаяться за "шепоты", которые доносились от молящихся в церкви, за громкие разговоры прихожан, рассказывание "неполезных повестей", смех - то есть за то, что мешало богослужению. Особенно резкой критике подвергались "глумы", под которыми церковь понимала беседы людей по волнующим их социальным вопросам (Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. Материалы к курсу "Культура Древней Руси": Пособие для студентов высших учебных заведений. М.: А.О. Аспект Пресс, 1994. - С. 31).
Церковь выступала для средневекового человека и в качестве своеобразного культурного центра. Она давала городским и сельским жителям возможность (а сельским, пожалуй, единственную) приобщиться к лучшим для того времени образцам зодчества, живописи (настенные росписи, культовые предметы), музыки, пения, познакомиться с печатным словом (через чтение церковных книг во время богослужения). Служители церкви по сравнению с общей массой были достаточно образованными людьми и иногда являлись первыми учителями грамоты для прихожан и их детей. В средние века появляются некоторые новые виды досугового времяпрепровождения. Они были связаны с развитием народной зрелищной культуры. В городах, больших и малых селениях можно было увидеть бродячих артистов-скоморохов, забавлявших публику песнями, танцами, цирковыми номерами, шутками и прибаутками. К 30-м годам XVII в. относится первое упоминание о "медвежьей потехе" и кукольном представлении, сделанное в описаниях своего путешествия в Московию, как тогда нередко называли иностранцы русское государство, секретарем голштинского посольства Адамом Олеарием. Но, как отмечают исследователи, подобные потехи были известны на Руси гораздо раньше. Вожаки ученых медведей и разыгрываемые ими комедии и в более давние времена составляли одно из развлечений русского народа (Некрылова А.Ф. Русские народные праздники, увеселения и зрелища. Конец ХУШ-начало XX века. - Искусство. Лен. отд. 1988. - С. 42-46).
Зрелища, или "позоры", как их называли в древности, несмотря на резко отрицательное к ним отношение со стороны церкви, пользовались неизменным вниманием публики и всегда собирали большое количество народа. П. Милюков, например, приводит такие слова средневекового проповедника: "Когда надо идти в церковь, - говорит проповедник в одном памятнике, написанном около 1400 г., - мы "позевываем, и почесываемся , и потягиваемся, дремлем и говорим: холодно или дождь идет... А когда плясуны или музыканты, или иной какой игрец позовет на игрище или сборище идольское, то все туда бегут с удовольствием... и весь день стоят там, глазеют, хотя и нет крыши, ни какой-либо зашиты от дождя и вьюги" (Милюков П. Очерки из истории русской культуры. В 3 т. Париж, 1931. Т. 2.-Ч. 1. - С. 289).
В исторических хрониках того времени находим первые упоминания о досуге. Понятия «досуг», «досужество», «досужность», «досужий», «просуг» характеризуют семейно-бытовой уклад различных сословий и социальных групп.
Отношение к досугу в России со стороны властей и особенно церкви в этот период отличалось неоднозначностью. С одной стороны, активно поощрялась ориентация населения на праздничный досуг. В сфере повседневного быта и труда прочно утвердились праздники: храмовые, календарные, трудовые, семейные, праздники весенние, летние, осенние, зимние; в то же время устанавливается запрет на «бесчинства скоморохов», «бесовские игры», хождения с медведями, на народные музыкальные инструменты; вводятся наказания за «плясы» и громкий смех.
На протяжении XIV в. в Русском государстве создавались условия для расширения форм культурной деятельности в сфере досуга. Укрепление могущества Российского государства содействовало развитию духовной культуры общества. Возрождались книжные традиции Киевской Руси. В XIV- XV в.в. увеличилось количество переписываемых книг в разных городах: Москве, Твери, Нижнем Новгороде и других. Этот процесс был ускорен появлением в XIV в. бумаги, заменившей пергамент. Во второй половине XV в. в Москве уже имелась книжная торговля. Но главным стимулятором развития книжности явилось книгопечатание, введенное на Руси по почину царя Ивана Грозного и митрополита Макария. В 1564 г. вышла первая печатная книга "Апостол", выпущенная построенным в Москве на казенные деньги печатным двором. Возросло количество книг, написанных отечественными авторами, и среди них произведений светского характера. В Х1У-ХУ1 в.в. была продолжена зародившаяся в предыдущие столетия традиция написания "учительной" литературы. В ней поднимались вопросы просвещения, нравственности, семейных взаимоотношений, воспитания детей и т.п. Тексты всевозможных "Поучений" и "Слов" помещались в сборниках под названием "Измарагд", "Златая цепь" и др. Она адресовалась не только духовенству как вспомогательный материал для проповедей, но и мирянам. В середине XVI в. увидел свет знаменитый "Домострой" - свод правил и советов по организации домашнего быта и ведению хозяйства, рассчитанный на непосредственное практическое использование в повседневной жизни. В XVII в. в Москве делаются переводы латинских и немецких книг и появляются первые библиотеки с собраниями иностранных сочинений при посольском приказе, в церковных учреждениях, в домах богатых вельмож.
Социальный статус постоянно сказывался на способах, формах досуговых занятий представителей различных сословий населения России. В то же время ярко выраженными были две тенденции их проведения: традиционность и европейские новшества. Такое положение объяснялось бытованием стереотипных форм досуга у большей части населения России (в основном крестьянства) и вводом новых его видов представителями дворянства, ориентированными на Запад.
Расширялись благотворительные функции церкви, которая активно влияла на воспитание патриотизма, «добрых граждан для отечества земного».
Церковная община развернула активную деятельность в области развития народного просвещения, устройства училищ. Из Византии были привнесены образцы «странноприимниц» и «сиропитательниц». На Руси создавались аналогичные византийским христианско-педагогические и филантропические учреждения. Развивались «благотворение», забота о «бесприютных» детях, сиротах, детях бедных родителей. «Взращение бесприютных детей» стало нравственной обязанностью духовенства, которое в тот период являлось просветителем народа, его нравственной опорой, а благотворительность рассматривалась как необходимое условие личного нравственного здоровья. Образование было равнодоступным для различных сословий допетровской Руси. «Общесословность» была характерной чертой древнерусских монастырей и древнерусской школы. В то же время большую пищу для выводов дает анализ развития просвещения на основе «рукоприкладства» по разного рода документам (челобитные, поручные, духовные, обыски и т. п.), а также извлечения из «Житий» русских святых.
Церковь по-прежнему регламентировала всю духовную жизнь общества. Так, решения церковно-земского Стоглавого собора (1551 г.) оказали существенное влияние на культурно-просветительную сферу.
В 1687 году в Москве состоялось открытие Славяно-греко-латинской академии, ставшей центром просвещения в России. Таким же «рассадником просвещения» в России была и Киевская академия.
Усилилось культурное влияние на Русь зарубежных стран. В XV-XVI в.в. в Москве и других городах проживало много иностранцев: итальянцев, немцев, голландцев, англичан, шведов, поляков и др. К московскому царю приезжали иностранные послы. С XVII в., после изгнания из России поляков, установились дипломатические отношения и обмен посольствами между Российским государством и рядом зарубежных стран: Францией, Испанией, Китаем. По указу царей из-за границы приглашались художники, архитекторы. Через иностранцев россияне знакомились с бытом и нравами, господствовавшими в западных странах, с более продвинутыми формами досугового времяпрепровождения. В Русском государстве начало развиваться искусство, стали проникать новейшие научные знания. Однако благами культуры могла воспользоваться лишь незначительная часть населения, преимущественно представители высшей аристократии, и прежде всего царь и его приближенные. Так, историк И. Забелин, описывая быт русских царей ХУ1-ХУ11 вв., отмечал, что одним из самых любимых их занятий во время отдыха было чтение. Причем, как поборники и хранители православия, цари предпочитали чтение духовно-назидательное и церковно-историческое. Именно из таких книг составлялись их библиотеки. Но наряду с ними цари уделяли внимание и отечественным летописям и сказаниям, проявляли интерес к космографическим и политическим сведениям: первые черпались из космографий переводных, вторые -преимущественно из посольских записок и рассказов послов. Со времен царя Алексея Михайловича в Россию стали ввозить европейские журналы - куранты, которые специально переводились для государя. Цари отдавали предпочтение игре в шахматы. Во дворце в шахматы играли каждый день. При Оружейной палате Дворца служили специальные мастера, главная обязанность которых состояла в изготовлении и починке шахмат, от чего они и получили название "шахматников" ( Забелин И.Е. Домашний быт русского народа в ХУ1-ХУ11 вв. Т. 1. Домашний быт русских царей. - Ч. 1. Изд. 3-е. - М.: Тип. А.И. Мамонтова, 1895. - С. 372-375).
Информация о работе История культурно-досуговой деятельности