Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 18:19, реферат
Современный период в развитии отечественной исторической науки отмечен стремлением ученых переосмыслить социальные явления и факты прошлого, дать им наиболее объективную оценку. Все с большей настоятельностью подчеркивается необходимость изучения исторической реальности во всей ее комплексности и многообразии, с использованием методов, средств и результатов других наук, расширения в связи с этим проблематики научных исследований и обновления понятийного аппарата. Особое значение придается культурному аспекту человеческой жизнедеятельности.
В городах летом оставалась в основном трудовая молодежь: мастеровые, ремесленники, подмастерья, рабочие. В их летнем досуге, так же, как и в осенне-зимнем, четко прослеживалось влияние крестьянского быта. В воскресные и праздничные дни на городских заставах, выгонах, пустошах с полудня до позднего вечера окраинная, слободская молодежь устраивала нечто близкое к деревенским "игрищам": парни и девушки водили хороводы, пели песни, играли. К началу XX в. хороводы, как уже говорилось, практически исчезали из летнего досуга молодежи, но гулянья, игры, беседы остались.
Досуг мужчин из мещанского сословия был более четко отграничен от домашних забот, чем досуг женщин, и они часто проводили его вне дома, преимущественно в мужских компаниях. Содержание досуга и его формы во многом определялись принадлежностью мещанина к той или иной имущественной группе. Представители зажиточных слоев проводили свое свободное время в клубах за игрой в карты, в бильярд, в лото и т.п. Было популярно также посещение чайных, трактиров, которые в определенной степени выполняли роль клубов. Большинство трактиров в соответствии со своим разрядом ^мели завсегдатаев из конкретных социальных групп. За чаем и музыкой обменивались новостями, беседовали. В некоторых трактирах имелся бильярд, устраивались (нелегально) петушиные бои, заключались пари, разрешалось играть в карты. Обстановка в чайных и трактирах была разной. В одних соблюдался чинный порядок, в других допускалось вольное поведение посетителей, а в некоторых (низкоразрядных) процветало пьянство, кончавшееся нередко "закладыванием последней рубахи", что было на руку трактирщикам, содержавшим такие заведения и зачастую занимавшихся ростовщичеством.
Самым распространенным видом досуга женщин-мещанок было рукоделие. Им занимались горожанки всех возрастов: вышивали, вязали, плели кружева и т.п. Характер рукоделия, его практическое значение и место в повседневном укладе определялось той средой, к которой принадлежала семья, ее имущественным положением, материальными возможностями, традициями. Если в семьях дворянско-буржуазной верхушки рукоделие воспринималось как развлечение и занятия им нередко преследовали благотворительные цели, то в бедных слоях мещанства женское рукоделие носило утилитарный характер, например, девушки-мещанки использовали рукоделие для подготовки себе приданого.
Необходимым компонентом досуга мещанок являлось общение с родственниками, знакомыми, соседями. В среде малоимущих мещан, где сохранялись некоторые крестьянские традиции, была распространена форма "работных посиделок", когда женщины сочетали беседу с рукодельной работой. У мещанок зажиточных и среднего достатка общение, разговоры превращались в один из основных видов досугового поведения. С этой целью устраивался прием гостей, угощение чаем, обмен подарками и т. п. Для праздничных дней были характерны обоюдные визиты. Содержание разговоров горожанок сводилось к обмену новостями, обсуждению мод, достоинств и недостатков женихов, оценке приданого невест, пересказу слухов, сплетен и т.п. Активными разносчиками новостей были свахи, прачки, портнихи, которым по роду своей деятельности приходилось часто посещать многие дома. Такую же роль выполняли странники, паломники, богомольцы. Широко распространенной формой общесемейного домашнего досуга была игра в карты, лото.
В среде ремесленников и мелких торговцев хозяева делили свой досуг с приказчиками и подмастерьями. В некоторых семьях домашним развлечением было пение и музицирование. В качестве музыкальных инструментов использовались гармоника и балалайка, на них играли на вечерках и молодежных гуляньях. Среди приказчиков и мелких служащих популярна была гитара, в домах зажиточных мещан считалось хорошим тоном иметь фортепиано, особенно там, где были молодые девушки. Богатые мещане также приобретали для домашнего увеселения граммофон, который часто выставляли в летнее время трубой на улицу, развлекая музыкой прохожих. Последнее, в частности, было характерно для провинциальных городов, в столичных же излишний шум считался нарушением порядка.
Как и для купеческого сословия, так и для мещан, своеобразным и популярным местом встреч и общения была церковь. До и после церковной службы прихожане-мещане обменивались мнениями, информацией, всякими сведениями, вели деловые и праздные разговоры.
Культурному обогащению городского мещанства способствовало развитие во второй половине XIX в. библиотечного дела, распространение периодических изданий - газет, журналов, альманахов, расширение сети театров, появление любительских трупп и кружков. Учреждениями культуры могли воспользоваться далеко не все слои мещан и, главным образом, по причине разного образовательного уровня. Например, мастеровые и ремесленники только изредка посещали настоящие театры. Зато балаганы, устраиваемые во время городских ярмарок, на базарах, бывали переполнены мастеровым и рабочим людом. Большую аудиторию собирали шарманщики, кукольники, акробаты и фокусники, бродячие музыканты, певцы, ходившие в те времена по домам.
В 1890-1900 гг. в Москве и других крупных городах России начали распространяться сословно-профессиональные и внесословные клубы и клубные учреждения, объединявшие более широкие слои горожан. Это прежде всего приказчичьи или коммерческие клубы (наиболее крупным и известным являлся Московский приказчичий клуб в Москве, располагавшийся на знаменитой "клубной" улице - Дмитровке). Вокруг них группировались мелкие служащие, чиновники низших рангов, торговцы из мещан и часть купечества. Словом, приказчичьи клубы представляли те средние круги города, которые ориентировались в своих устремлениях на дворянско-буржуазные верхи. Эти клубы своим устройством и характером деятельности стремились подражать "благородным" - Дворянскому собранию и Английскому клубу. Основной акцент делался на благопристойность поведения членов клуба, на соблюдение приличий и хороших манер и т.п. Членские взносы в приказчичьи клубы были небольшими, касса иногда пополнялась за счет крупных благотворительных взносов купцов. Какой-либо просветительной или другой подобной деятельности в приказчичьих клубах, как правило, не занимались. Все сводилось к проведению свободного времени "с удовольствием, приятностью и пользой", т.е. по существу к развлечениям. В клубах обычно имелось также помещение "для чтения на месте дозволенных книг, периодических изданий, газет и журналов", а также помещения "для устройства по временам танцевальных вечеров, балов, маскарадов и драматических представлений (Устав собрания приказчиков при фабрике Товарищества измайловской мануфактуры. - Л., 1894. - С. 4).
Последние десятилетия XIX - начала XX вв. были отмечены расширением сети образовательных учреждений в сфере досуга: функционировали воскресные и вечерне-воскресные школы, различные образовательные курсы и кружки, в конце XIX в. появились первые народные университеты. Эти образовательные учреждения посещались малоимущими и не имеющими образования мещанами, особенно рабочими фабрик и заводов, которые в этот период представляли собой уже достаточно крупный слой в среде городского населения. В начале XX в. в целях своего собственного просвещения рабочие стали создавать самодеятельные организации: "общества самообразования рабочих". На рубеже XIX - XX вв. в России появились первые Народные дома, ставящие своей целью организацию разумных развлечений для народа. в отличие от сословно-профессиональных клубов, которые, несмотря на некоторые демократические тенденции в своей деятельности, все же продолжали сохранять замкнуто-корпоративный характер, Народные дома были ориентированы на самые низшие слои российского населения. Их контингент состоял в большинстве своем из мастеровых, ремесленников, представителей промышленного пролетариата. В Народных домах силами интеллигенции велась культурно-просветительная работа: проводились лекции, устраивались спектакли, экскурсии, создавались любительские драматические и хоровые коллективы. При Народных домах работали библиотеки-читальни и общественные чайные. Однако численность Народных домов была невелика, что снижало доступность этих очагов культуры для трудовых слоев горожан.
В связи с нарастанием революционного движения в начале XX в. общественные формы просвещения все чаще стали использоваться представителями различных политических движений для пропаганды своих идей. Под прикрытием различных занятий в кружках, в вечерне-воскресных школах проводились беседы на политические темы или чтение политической литературы. Под видом таких широко распространенных форм досуга городских мещан, как пикники, майские гулянья за городом, в лесу, роще, устраивались политические сходки-маевки. Политическая направленность отличала немалое количество рабочих клубов, которые стали возникать в городах после революционных событий 1905 г. Эта причина, в частности, послужила поводом для их закрытия после разгрома революции в 1906-1907 гг. Их "вторая" жизнь началась уже после Февральской революции 1917 г., когда эта форма рабочих объединений стала полноправной в числе других общественных организаций. В годы, последовавшие после подавления восстания 1905 г., рабочие в качестве альтернативы стали охотнее прибегать к созданию уже упомянутых "обществ самообразования", к которым власти относились более лояльно. В этих обществах больше внимания уделялось вопросам образования, духовного развития рабочих. В уставах обществ в качестве видов деятельности назывались такие, как проведение лекций, литературных вечеров, концертов, спектаклей, чтение литературы в библиотеках-читальнях, создаваемых на базе обществ и т.п. Во многих обществах возникали кружки - образовательные и художественные различной направленности, устраивались экскурсии в музеи и на выставки.
В этот период было положено начало организации досуга детей из бедных семей. Первые клубы для детей и подростков из рабочей среды были созданы в Москве, в районе Бутырок и Марьиной рощи, под руководством С.Т. Шацкого и А.У. Зеленко. В 1906 г. по программе С.Т. Шацкого при поддержке его друзей и единомышленников детские клубы, кружки начали организовываться и в других районах Москвы. Каждый из клубов основывался на определенном интересе: к театру, музыке, изобразительному искусству, науке. Периодически устраивалось общее для всех участников посещение театров, музеев, выезды за город.
Просветительская деятельность, осуществляемая в народных культурно-образовательных учреждениях, велась в основном образованными представителями мещанского сословия из средних и зажиточных слоев на общественных началах. Нередко они входили в состав общественных руководящих органов.
Начало XX в. характеризовалось также развитием различных общественных организаций, в которых объединялись представители интеллектуальных профессий. Это - общества врачей, краеведов, театральные и литературные общества. Общества имели свой устав, кассу; члены обществ устраивали собрания на определенные темы с выступлением докладчиков и последующим обсуждением сообщений. Результаты состоявшихся дискуссий нередко опубликовывались в различных периодических изданиях. Как правило, подобные общества были немногочисленны по количеству участников.
Вопросы для самопроверки
1. В чем заключались отличительные черты крестьянского досуга в XVIII - начале XX вв. ?
2. Каковы были формы досуговых занятий и развлечений представителей дворянского сословия?
3. В чем состояло своеобразие досуговых форм деятельности в среде купечества и мещанства?
4. Какое воздействие оказала общественная деятельность купцов-меценатов на развитие культуры и досуга в России?
5. Чем характеризовалась содержательная деятельность массовых культурно-образовательных учреждений, функционирующих в конце XIX - начале XX вв. в сфере досуга?
Рекомендуемая литература
1. Абрамов Я.В. Наши воскресные школы. Их прошлое и настоящее. - СПб., 1900.
2. Аронов А.А. Золотой век русского меценатства. - М.: МГУ К, 1995.
3. Боханов А.Н. Коллекционеры и меценаты в России.- М., 1989.
4. Бурышкин П.А. Москва купеческая. - М.: Столица, 1990.
5. Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. - М., 1992.
6. Киселева Т. Г. Образовательные процессы в России на рубеже двух столетий (Безграмотная Россия - реальность или миф?). Историко-статистический анализ. Книга 1.-М.: М.ГУ К, 1994.
7. Никитина Г.Я. История культурно-досуговой деятель' нести: Обзорная лекция. - М.: МГУ К, 1994.
8. Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII - нач. XX вв. - 2-е изд. доп.-Л.: Искусство, Ленинград, отделение, 1988.
§ 3. Культу рно-досуговая деятельность в 1917- 1941 гг.
Второе и третье десятилетие двадцатого века в России отмечены крупнейшими событиями. Революционные события, гражданская война внесли существенные коррективы в процесс развития культурно-досуговой деятельности, изменили ее содержание. Первые шаги новой государственной власти были направлены на лишение имущих слоев общества богатства и привилегий. Национализация затронула и сферу культуры: театры, музеи, библиотеки, кинотеатры, коллекции произведений искусства, Третьяковская галерея, Эрмитаж и многие другие были переданы государству. Были объявлены народным достоянием и преобразованы в музеи историко-художественные ценности Троице-Сергиевой лавры и другие исторические и художественные памятники. Церковь была отделена от государства, школа - от церкви, были упразднены сословия, сословные объединения, в том числе Российское Благородное собрание, Московское купеческое собрание, а также дворянские, купеческие и другие сословные клубы. С конца 1918 г. началась работа по регистрации, приему на учет и охране памятников искусства и старины, находящихся во владении богатых слоев общества.
Новые государственные органы придавали важное значение просвещению и образованию людей. Внешкольный отдел, созданный в 1918 г. при Наркомпросе, а также территориальные и местные органы народного образования осуществляли руководство деятельностью массовых культурно-досуговых учреждений, поддерживали идею создания различных общественно-организованных форм досуга, оказывали содействие в налаживании культурной работы. Государство контролировало содержание деятельности учреждений культуры, выделяло необходимые ассигнования. Государственными органами были сформулированы основные принципы деятельности культурно-досуговых учреждений, намечены главные направления их работы. Большая роль отводилась учреждениям культуры в деле народного просвещения, пропаганде новой идеологии, антирелигиозной и производственной пропаганде, борьбе за здоровый образ жизни, созданию новой обрядности, развитию народного художественного творчества. В ряде государственных и партийных документов подчеркивалась необходимость планомерности и согласованности в их работе, приветствовалась инициатива и самодеятельность трудящихся, объявлялась свобода от религиозного влияния: культурные мероприятия рекомендовалось проводить на родном для каждой этнической общности языке.
Информация о работе История культурно-досуговой деятельности