Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 18:19, реферат
Современный период в развитии отечественной исторической науки отмечен стремлением ученых переосмыслить социальные явления и факты прошлого, дать им наиболее объективную оценку. Все с большей настоятельностью подчеркивается необходимость изучения исторической реальности во всей ее комплексности и многообразии, с использованием методов, средств и результатов других наук, расширения в связи с этим проблематики научных исследований и обновления понятийного аппарата. Особое значение придается культурному аспекту человеческой жизнедеятельности.
Русское крестьянство отличало доминирование половозрастной обособленности в проведении свободного времени. Мужчины и женщины, люди разных возрастов создавали свои досуговые общности: организовывались молодежные посиделки, женские посиделки, посиделки крестьян среднего и старшего возраста; чисто молодежной формой досуга являлись весенне-летние хороводы (В России "хороводом" называли весенне-летние молодежные сборища на деревенской улице, сопровождаемые песнями, танцами, играми). На посиделках, в которых принимали участие люди старшего поколения, велись беседы на разные темы: крестьяне делились последними новостями, планами, радостями и неудачами, получали и давали советы, "обсуждали" своих односельчан. На посиделках часто звучали "былички", "рассказы о действительном, притом страшном и необъяснимом". На посиделках уже с конца XVIII в. нередко проходили коллективные читки. Особую роль выполняли посиделки в жизни молодежи: они способствовали подготовке молодых людей к будущей семейной жизни. Посиделки проводились в осенне-зимний период, для чего снималась специальная изба у малоимущих крестьян за различного рода помощь, отработки, денежную и натуральную оплату. В будние дни девушки собирались обычно с "грязной" работой (работа по изготовлению пряжи), в воскресенья и праздники они занимались "чистым" рукоделием. Праздничная посиделка называлась "беседа", менялась одежда, угощение, содержание разговоров. На смешанных молодежных посиделках девушки и парни ближе знакомились друг с другом, выбирали себе будущих супруга или супругу. Посиделочная изба в данном случае становилась как бы символической "семейной" избой в деревне, где парни ("мужья") встречались с девушками ("женами").
Со второй половины XIX в. после отмены крепостного права крестьянский досуг подвергся трансформации. Основные причины заключались в постепенном распаде общины, имущественном расслоении крестьянства. Все более ослаблялись власть и авторитет старшего поколения, авторитет стал чаще связываться с имущественной состоятельностью. Социальное расслоение деревни вносило определенные коррективы в способы досугового времяпрепровождения. Так, "братчина" со временем превратилась в более замкнутую "гостьбу". Во время праздников все реже устраивались общеобщинные пиршества. Зажиточные крестьяне охотнее избирали форму "складчины" как некий собственный способ коллективного проведения досуга. Общей для членов общины оставалась лишь ритуально-религиозная часть праздника. К началу XX в. "гостьба" уже полностью заменила "братчину" Она, как правило, была более камерной формой досугового общения, в которой почти полностью отсутствовал общинный элемент, зато важную роль играл имущественный фактор. Хозяин мог пригласить к себе на праздник родственников, односельчан, своих работников и т. п. В осенне-зимний сезон крестьяне часто ходили и ездили друг к другу в гости по "родству", "по свойству", "по соседству", собирались в своей деревне "на беседы".
Появлению новых черт в досуге крестьян способствовали усилившиеся связи деревенских жителей с городом, оживление торгового обмена. Крестьяне получали известия о городской жизни через отходников, односельчан, отслуживших солдатскую службу, от представителей революционно настроенной интеллигенции. С конца XIX в. стал расширяться контингент крестьянских детей, обучающихся в государственных начальных школах. Росло, хотя и очень медленными темпами, количество культурно-просветительных учреждений, работающих в сфере досуга: библиотек, читален, народных домов, стали появляться первые самодеятельные крестьянские театры.
Практически исчез к началу XX в. молодежный хоровод как традиционный вид молодежного досуга. Более устойчивой оказалась такая форма, так молодежная посиделка. Но в ней, наряду с такими традиционными компонентами, как песня, танец, большее место стали занимать разнообразные беседы информационного характера: городские новости, сведения об условиях труда на фабриках, о городских модах и т.п. Проникали в молодежную среду через подобные посиделки и политические идеи и суждения, на посиделках устраивались читки художественных произведений.
Вместе с тем, несмотря на произошедшие перемены, в начале XX в. патриархальные традиции в проведении досуга крестьянским населением были еще достаточно сильны. Их устойчивость обусловливалась слабым развитием сельской экономики, низким образовательным и культурным уровнем крестьянства, изоляцией подавляющего большинства сел и деревень в силу исторически сложившихся условий расселения от городских культурных центров.
Досуговые занятия и развлечения дворянства. XVIII век явился поворотным моментом в жизнедеятельности высшего российского сословия - дворянства. Основой этого были петровские реформы, которые коснулись не только сферы политики, экономики, военного дела, но также быта, досуга, социальных отношений. Наиболее активно на петровские нововведения реагировали представители служилого, нового дворянства ("птенцы гнезда Петрова") и выходцы из среды потомственных бояр, разделявшие взгляды Петра 1 на будущее развитие России.
Ударив по старым патриархальным порядкам, петровские преобразования положили начало переориентации дворянства на европейскую модель поведения в сфере досуга, сначала на голландско-немецкую, а затем французскую. Петр 1 пытался внести в привычный боярский обиход элементы европейской культуры, раскованность, раскрепощенность. Этой цели отвечали учрежденные в соответствии с царским указом 1718 г. "ассамблеи". "Ассамблеи" должны были научить людей из привилегированных сословий общаться по западному образцу, привить русским женщинам вкус к общественной жизни. Неотъемлемыми элементами "ассамблей" были музыка, танцы.
Введя систему государственных праздников, Петр 1 обязал дворян принимать в них активное участие. Дворяне должны были поддерживать соответствующую новым праздникам атрибутику: участвовать в торжественных шествиях, маскарадах, любоваться фейерверками и т.п. Особую известность приобрели катания на гребных и парусных судах по Неве, в .которых должны были участвовать все дворяне, проживающие в Санкт-Петербурге. Эти катания были приурочены к своеобразному празднику-зрелищу - "Учения Невского флота".
И высшая аристократия, среднее и мелкое дворянство, проживающее в городах и провинции, отмечало народные праздники, связанные с важными церковными датами. Дворяне участвовали в различных публичных увеселениях, гуляньях, игрищах. Однако уже в XVIII в., а особенно в последующее время, дворяне стремились "отгородиться" от "простонародья". Представители высших аристократических кругов ограничивались, как правило, ролью наблюдателя на подобных праздниках. Провинциальные дворяне, особенно получавшие невысокие доходы от личных хозяйств, хотя и были ближе в своем досуге к народной традиции, тем не менее также старались не смешиваться с "простолюдинами". Используя во время праздников чисто народные формы развлечений (например, качели, катальные горки, катки и т.п.), представители этого слоя дворянства организовывали их в своих имениях, куда не допускались люди из низших сословий.
В послепетровскую эпоху общественные формы досуга дворян получили дальнейшее развитие. Они уже не вводились царскими указами, с применением административного нажима. Напротив, дворянская среда стала более "открытой" для различных заимствований, порождала и свои собственные формы развлечений и досуговых занятий.
В годы царствования преемников Петра 1, особенно Екатерины II, "ассамблеи" постепенно стали уступать место разного рода балам, которые устраивались по случаю больших торжеств или важных семейных событий. Конец XVIII в. отмечен особо активной ролью императорского двора в проведении балов, маскарадов, ужинов для дворянства.
С конца XVIII в. в России стали возникать чисто клубные формы досугового времяпрепровождения дворян. В 1770 г. в Петербурге, а через два года в Москве появились первые Английские клубы, в число членов которых могли входить только потомственные дворяне. Эти клубы ставили своей задачей организацию отдыха, общения, развлечений для представителей дворянских кругов.
В 1783 г. в Москве было создано "Московское Благородное (дворянское) общество (Благородное собрание)". В первые годы своего существования оно являлось местом проведения губернских собраний московских дворян и дворян, владевших имениями в Московской губернии, но вскоре стало выполнять роль своеобразного культурного центра дворянства. В нем устраивались балы, маскарады, благотворительные концерты, с начала XIX в. - литературные вечера, выставки, организовывались лекции, выступления профессиональных артистов и музыкантов, ставились любительские спектакли и т.д.
Создавались и более узкие дворянские объединения клубного типа, как например Императорский яхт-клуб, основанный в 1848 г. в Санкт-Петербурге, в который имели доступ только представители высшей аристократии.
Конец XVIII - начало XIX вв. явились временем развития салонов, кружков, обществ различной направленности: музыкальных, литературных, спортивных и др. Салоны и кружки были как узко сословными, дворянскими (например, известный салон 3. Волконской, который любил посещать А.С. Пушкин), так и более открытыми в сословном отношении. Последнее особенно было характерно для провинции, где в рамках салонов и кружков объединялись и дворяне, и представители местной интеллигенции, разночинцы. Основное отличие кружка от салона состояло в том, что кружок подразумевал объединение по интересам вокруг какой-нибудь единой темы, предмета. Салон же был менее тематически направленным объединением, в нем возрастала роль хозяйки (или хозяина), поскольку посетителей салона связывала не только и не столько общность интересов, сколько факт знакомства или родственной связи с хозяйкой или хозяином. Такие салоны более походили на гостевые вечера, но в отличие от последних их организация предполагала более четкий сценарий, обязательное концертное исполнение, публичное чтение и т.п.
Развитию общественных форм дворянского досуга способствовало формирование в России системы культурно-просветительных учреждений. Уже в XVIII в. стали появляться первые музеи (например, знаменитая петровская Кунсткамера, основанная в 1719 г. в Санкт-Петербурге, создание в Зимнем Дворце при Екатерине II Эрмитажа и др.), публичные театры, организовываться художественные выставки.
Наряду с общественными формами большим разнообразием стали отличаться виды индивидуальных досуговых занятий дворян. В конце XVIII в. четко обозначалась тенденция к интеллектуализации дворянского досуга. Знакомство с западноевропейской культурой и бытом ускорило "воспитание чувств" в дворянском сословии. В дворянских домах стали собираться библиотеки, дворяне зачитывались переводными романами и сами спешили испробовать перо в новых для них жанрах литературного творчества. "Домашние" образцы поэзии и прозы составляли содержание литературных альбомов, очень распространенных в дворянских домах того времени. Альбомы пополнялись сочинениями гостей, знакомых, родственников. Домашние формы литературного творчества по существу и создали основу для возникновения кружкового и салонного общения.
В круг чтения дворян постепенно входили газеты и журналы. Следует заметить, что возрастанию количества книг, развитию периодической печати способствовало создание в России в соответствии с императорским указом 1783 г. вольных типографий. Это в значительной степени расширило возможности для увеличения печатной продукции и послужило объективной причиной возрастания интереса образованных дворян к чтению.
В пореформенный период началось падение силы и могущества российского дворянства. Стали размываться рамки сословия, помещичьи хозяйства все чаще попадали в полосу кризисов. Эти процессы значительно изменили и коллективные формы дворянского досуга. Типичные для дворянства досуговые объединения - дворянское Благородное собрание, Английские клубы - стали терять свой сословный характер. Поддержание в них былого блеска и великолепия требовало немалых материальных затрат. С целью изыскания дополнительных финансовых средств был расширен в них доступ представителей других сословий, имеющих крупные денежные доходы.
Разочаровавшись в традиционных сословных институтах аристократия начала поиски новых, более камерных форм досугового времяпрепровождения и демонстрации своего сословного единения. В конце XIX - начале XX вв. получили распространение аристократические клубы и кружки по интересам различных направлений: художественные, литературные, музыкальные, любителей балета и др., которые объединяли узкий круг людей из высших слоев дворянского сословия. Уделом аристократии стали некоторые виды спортивных занятий: большой теннис, конный спорт и т.п., требующие для своего осуществления особых, дорого оплачиваемых условий (наличия специально оборудованных спортивных площадок, манежа и т.д.). Как правило, любители подобных занятий создавали свои объединения.
Со второй половины XIX в. активно развивались клубы в офицерской
среде. Знаменитым был, например, своеобразный
клуб - гостиная офицеров Измайловского
полка "Измайловские досуги" в
Санкт-Петербурге, который объединял офицеров,
занимающихся литературным творчеством.
Государство поощряло создание подобных
офицерских клубов, рассматривая
их как способ консолидации офицерского
корпуса.
Среднее и мелкое дворянство в своем досуговом общении оказывалось нередко более демократичным, допуская в свою среду и богатый купцов, и почетных граждан, и представителей разночинной интеллигенции, обладающих соответствующим образованием и представляющих определенный интерес для членов дворянских объединений. 1
Со второй половины XIX в. в либерально настроенных дворянский кругах стало возрастать число людей, посвящавших свой досуг общественной работе, направленной на развитие народного образования. Их силами создавались бесплатные школы для бедных, организовывались народные чтения в парках и садах. Они входили в состав членов общественных объединений типа "комитеты и общества грамотности", "общества попечения о народном образовании" и т.п.
Информация о работе История культурно-досуговой деятельности