История развития музыкального искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 00:16, шпаргалка

Описание работы

Богата и самобытна история гитары в России. В своем развитии она прошла примерно тот же путь, что и в других странах.
Русский историк Н. Карамзин писал, что еще VI в. н. э. Славяне играли на кифаре и гуслях и не расставались с этими инструментами даже в военных походах.
Была известна в России и четырехструнная гитара. В 1769 г. академик Штелин пишет о появлении в Москве и Петербурге (в период царствования императрицы Елизаветы), итальянской гитары. Эта гитара была пятиструнной. Для нее издавались специальные журналы, включающие в себя как сольные, так и ансамблевые пьесы.
В конце XVIII в. в России появляется шестиструнная гитара. В начале XIX в. она становится модным инструментом и привлекает к себе поклонников из великосветского общества.

Файлы: 7 файлов

ВОПРОС 1.docx

— 62.46 Кб (Скачать файл)

ВОПРОС 2.docx

— 139.59 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ВОПРОС 3.docx

— 151.30 Кб (Скачать файл)

slide» («медленно скользить»).

Флажолеты. Специфический гитарный прием, извлекающий саму ноту,

её повтор через октаву и собирающий, попутно, множество обертонов. Звуча-

ние получается колокольное и прозрачное.

Натуральный флажолет. Слегка коснитесь струны кончиком пальца ле-

вой руки, точно над указанным ладом (в данном случае –металлическим по-

рожком), ударьте струну медиатором и отпустите палец. Зазвучит нота на окта-

ву выше исходной, с характерным колокольным призвуком. Натуральный фла-

жолет легко извлекается на 12 (24), 7 (19), и 5-м (17) ладах, труднее, но тоже

возможно, на 10-м (3, 15) и на 9-м (4, 16, 22) ладах. В нотах вместо стандартно-

го овала изображается ромб и надпись «N.H.» (Natural Harmonic –натуральный

флажолет).

Искусственный флажолет. Левой рукой прижимается определённая но-

та, указательный пальцем правой руки чуть касается струны точно через 12 ла-

дов от указанной ноты, а большой палец защипывает струну. Также может ис-

полняться медиатором, причём не всегда через 12 ладов. Удар медиатора, в

этом случае, направлен не в бок, а вниз и при соскальзывании струны с медиа-

тора она касается подушечки большого пальца правой руки, издавая флажолет.

При использовании эффекта «дисторшн» становится возможным извлекать ис-

кусственные флажолеты между пяткой грифа и струнодержателем. Как прави-

ло, получаются октавы, квинты или кварты (если послушать Ингви Малмстина

или других исполнителей в таком же стиле, можно услышать обилие этого

приёма –прим. автора). Нотируется аналогично предыдущему приёму.

Изучение педагогических условий работы с учащимися и анализ про-

грамм и учебно-методической литературы ведущих зарубежных и отечествен-

ных специалистов позволяют сделать вывод о том, что начинать обучение игре

на гитаре в эстрадном стиле следует с классической гитары. Во-первых, это са-

мый универсальный инструмент, и он наиболее полно даёт представление о ги-

таре, как о мелодическом и гармоническом инструменте, что способствует бо-

лее полному развитию мелодико-гармонического (аппликатурного) мышления.

Во-вторых, постановка игрового аппарата (посадка, положение правой и левой

руки, основные приёмы игры и звукоизвлечения), на первых шагах обучения

должна быть классической, так как большинство приёмов на игры электрогита-

ре базируются на принципах игры на классической гитаре. Потом классическая

гитара –это инструмент самодостаточный, т.к. на нём вполне можно играть без

сопровождения другого инструмента (гитары, фортепиано), ансамбля или запи-

си (минус). Также удобнее работать над динамическими оттенками, фразиров-

кой, изменениями темпа, над формой музыкального произведения, стилем,

жанровыми особенностями и т.д. Важным является и тот факт, что классиче-

ская гитара в отличие от электрогитары не требует дополнительного оборудо-

вания (шнуров, усилителя, процессоров и т.д.).

И, наконец, классическая гитара на сегодняшний день в полной мере

обладает оригинальным репертуаром различных эпох и стилей, который посто-

янно развивается с опорой на традиции европейской музыкальной культуры,

вплоть до самых современных оригинальных произведений различных жанров

и стилей. Конечно, в рамках программы обучения в ДШИ и ДМШ невозможно

охватить весь инструктивно-педагогический и исполнительский репертуар

классической гитары, но наиболее важные, базовые моменты проработать не-

обходимо.__

 

1. Общие рекомендации гитаристам

 

Любой гитарист желает хорошо научиться играть на гитаре, то есть развить исполнительскую технику игры на инструменте. К этой цели можно идти разными путями - использовать разные учебно-педагогические школы, специальные упражнения, методы и т.д.

Для того, чтобы достичь высокой скорости и чистоты исполнения пассажей (или овладеть другим видом техники) необходимо развить технические навыки игры (как в спорте - "натренировать" определённые группы мышц правой и левой рук, а также выработать чёткую координацию их действий). Ниже изложены общие рекомендации (принципы) по организации технических занятий, которые существенно повышают их эффективность.

1. "Играйте в медленном темпе…"

Гитарист никогда чётко не исполнит тот или иной пассаж в быстром темпе, если не может его чисто сыграть в темпе более медленном. Молодые музыканты, стараясь как можно быстрее выйти на высокую скорость, часто пренебрегают этим правилом. В результате скоростные обороты звучат "коряво", грязно, неритмично… Надо приучить себя, выработать правило - заниматься в медленном темпе. И только потом, когда вы почувствуете стопроцентное исполнение пассажа (упражнения или импровизационной фразы) можно плавно наращивать темп.

2. "Разучивайте сразу правильно…"

Разучивать пассаж, фразу, оборот необходимо в удобной аппликатуре (которую надо подобрать самому или, если вы играете по нотам, с учетом указаний автора), с продуманными направлениями ударов медиатора (или других способов звукоизвлечения). В противном случае в будущем гитарист может столкнуться с непреодолимыми трудностями. Переучиваться, то есть отработать неправильно выученный (заигранный) пассаж, гораздо труднее и дольше, чем выучить новый. Поэтому разучивать какой-либо оборот необходимо:

1) как  уже отмечалось, в очень медленном  темпе;

2) в максимально  удобной аппликатуре, выбирая при  этом наиболее эффективный способ игры для правой руки.

Увеличивать темп следует только после того, как будет выработана мышечная память (иначе говоря, когда руки "играют сами").

3. "Занимайтесь систематически…"

Развитие скоростной техники требует систематичности занятий. Длительные перерывы в игре на гитаре (более одного дня) для музыканта, стремящегося к профессионализму, совершенно недопустимы. В идеале заниматься необходимо два раза в день - утром и вечером. Утром выполняется комплекс упражнений на все виды техники в медленном темпе. Это своего рода утренняя зарядка. Вечером - изучение новых пассажей, приёмов игры, детальная отработка технических элементов и т.д. Кстати, по мнению многих гитаристов-профессионалов, утренние занятия более эффективны, чем дневные и вечерние, а тем более ночные.

4. "Анализируйте свою игру и занимайтесь по плану…"

Умение ставить перед собой задачу (на основе самоанализа своих записей), определять и анализировать технические недочеты, а также планировать занятия - очень важное (быть может, самое важное) качество музыканта. Необходимо слушать свои записи, сравнивать их с записями ведущих гитаристов. Ищите пути преодоления недостатков игры.

5. "Повторение - мать учения…"

Постоянное проигрывание изученных технических приёмов (этюдов, пьес, импровизационных заготовок) - необходимое условие для развития технического мастерства. Всё, что вы изучали вчера, обязательно (хотя бы несколько раз) проиграйте сегодня. Именно многолетнее переигрывание одних пассажей приводит к исполнительскому блеску.

Все вышеизложенные принципы (быть может только другими словами) формулируют практически все гитаристы-виртуозы. Пренебрегать данными правилами - значит пренебрегать опытом многих поколений гитаристов и педагогов. Рано или поздно музыкант, серьезно занимающийся гитарой, сам придет к этим вечным истинам обучения, однако будет упущено время. Причем соблюдение этих правил и принципов необходимо не только в музыкальной профессии, но и в любом другом деле.

С чего начать

Если Вы загорелись желанием научиться играть на гитаре (будь то электрогитара, «акустика» или даже бас) и не знаете, с чего начать, то эта статья поможет Вам в решении этой проблемы.

Начать учиться играть лучше всего на самой простой акустической гитаре, т.к. после того, как Вы приобретете навыки игры на ней, для вас не станет проблемой освоить электрогитару, бас, двенадцатиструнную гитару. (принцип игры на всех этих инструментах очень схож, не считая отдельных специфических приемов) Многие начинающие музыканты колеблются с выбором струн: металлические, или нейлоновые.

Ответить на этот вопрос однозначно нельзя, т.к. выбор зависит от личных предпочтений исполнителя. Можно только сказать о том, что гитары, предназначенные для нейлоновых струн, имеют относительно небольшой резонатор(сам корпус гитары) и специальные крепления. Т.е. нейлоновые струны будут давать хорошее звучание далеко не на каждой гитаре. Итак, прежде всего, нужно настроить гитару. Если у Вас нет под рукой тюнера или камертона, то можно сделать следующее: самая тонкая струна настраивается под гудок телефонной трубки, а далее уже при помощи собственного слуха настроить гитару дальше. В этом случае гитара будет настроена в строе «Ми», который является в некотором роде мировым стандартом.

Итак, если вы уже определились с выбором струн, и сумели настроить гитару(если в этом Вам поможет более опытный гитарист, то в этом нет ничего страшного, навыки настройки приобретаются со временем

1. Рекомендуем  обратить внимание на крепление  струн на колках инструмента. Они должны быть накручены одинаково: или только по часовой, или только против часовой стрелке.

2. Вы  явно обратили внимание на  белые точки, которые находятся  на грифе инструмента (это могут  быть не обязательно точки, а, например, прямоугольники, или какой либо другой рисунок или узор). Эти точки служат для того, чтобы во время игры исполнителю не приходилось считать лады. Обычно они располагаются на третьем, пятом, седьмом, девятом и двенадцатом ладе. Но существует и гитары, с другими вариантами нанесения точек на грифе. Советуем только запомнить пятый и двенадцатый лад.

3. Высота  струн над порожком двенадцатого  лада не должна превышать 3-х мм, т.к. высота струн влияет на удобство и качество игры: чем выше струны, тем сложнее их зажимать, а если Ваш выбор пал на металлические струны, то играть будет очень трудно. Также, струны не должны располагаться очень близко к грифу, т.к это будет вызывать дребезжание при игре.

4.Старайтесь  следить за состоянием Вашего  инструмента: нельзя хранить гитару в помещениях с высокой, или очень низкой температурой, т.к. это может повлиять на состояние дерева инструмента и помимо того, что испортится качество звучания, может искривиться гриф. Металлические струны со временем окисляются (отчего также снижается качество звучание инструмента), поэтому, чтобы уменьшить износ струн, старайтесь мыть руки перед занятиями и время от времени протирать струны медицинским спиртом.

 

а) Посадка гитариста

 

Несмотря на то, что начинающих гитаристов обычно мало волнует проблемы посадки (“Сядем как удобно, да и все”), мы считаем, что стоит коснуться этой темы.

Итак, есть несколько способов посадки исполнителя. Начнем с классической посадки: Требуется сесть на край стула, гитару положить выемкой на левую ногу. Гитара, оказавшись примерно на середине Вашей ноги, наклоняется к исполнителю, и упирается верхней частью в грудь. При этом корпус инструмента должен находиться параллельно телу исполнителя. Левая нога ставится на специальную подставку. (Если у Вас не имеется такой подставки, то можно использовать любую опору, высотой примерно 12-15 см.). На правую ногу гитара должна опираться задней частью. При классической посадке инструмент получает наибольшее количество опорных точек и достигает максимальной устойчивости (В результате чего, повышается качество игры музыканта) . Далее представлены примеры посадки гитариста-любителя, их два(Подставка под ногу уже не требуется) :

1) гитара кладется на правую ногу, а правая нога кладется на левую;

2) просто  положить гитару на левую ногу, угол ее наклона отрегулировать  самому.

Обратите внимание, чтобы во время игры Вы сохраняли ровное положение спины, не нависали над грифом (чтобы лучше его видеть ), ведь достаточно просто умело выбрать угол наклона инструмента. Следите за плечами: они должны находиться примерно на одном уровне. Ваша левая рука ни в коем случае не должна упираться левой ноги. Все эти мелкие, казалось бы, ненужные нюансы оказывают значительное влияние на качество вашей игры. И если Вы будете исполнять их, то продуктивность Ваших занятий сильно возрастет.

 

б) Настройка гитары

 

Настройка гитары – это одна из самых сложных и непонятных вещей для начинающих гитаристов. Для того чтобы настроить гитару, новичку надо приложить немало усилий. Итак, перед тем, как подробней рассказать об этом, необходимо ознакомить Вас с нотами, под которые настраивается шестиструнная гитара (строй ‘Ми’)

1-ая, самая  тонкая струнаМи

2-ая струнаСи

3-я струнаСоль

4-ая струнаРе

5-ая струнаЛя

6-ая струнаМи (на 2 октавы ниже первой

Обычно на тюнерах (прибор, облегчающий процесс настройки инструментов) и табулатурах, ноты обозначаются латинскими буквами:

Ми -E

Си - B

Соль-G

Ре -D

Ля -A

Если у вас нет тюнера или камертона (прибор, который дает нужную ноту), то в этом нет ничего страшного. Ноту «Ми» дает гудок телефонной трубки. Таким образом, сначала подстраивается самая тонкая струна. Затем вторую струну (которую требуется подстроить под ноту «СИ» ) нужно настроить так, чтобы на пятом ладу была созвучна с первой. Аналогичным образом настраиваются остальные струны. Ниже приведенная таблица поможет вам целиком настроить гитару.

ВОПРОС 4.docx

— 22.83 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ВОПРОС 5.docx

— 15.84 Кб (Скачать файл)

ВОПРОС 6.docx

— 17.37 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Перечень вопросов по методике ЭО гитара.docx

— 11.10 Кб (Скачать файл)

Информация о работе История развития музыкального искусства