История развития музыкального искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 00:16, шпаргалка

Описание работы

Богата и самобытна история гитары в России. В своем развитии она прошла примерно тот же путь, что и в других странах.
Русский историк Н. Карамзин писал, что еще VI в. н. э. Славяне играли на кифаре и гуслях и не расставались с этими инструментами даже в военных походах.
Была известна в России и четырехструнная гитара. В 1769 г. академик Штелин пишет о появлении в Москве и Петербурге (в период царствования императрицы Елизаветы), итальянской гитары. Эта гитара была пятиструнной. Для нее издавались специальные журналы, включающие в себя как сольные, так и ансамблевые пьесы.
В конце XVIII в. в России появляется шестиструнная гитара. В начале XIX в. она становится модным инструментом и привлекает к себе поклонников из великосветского общества.

Файлы: 7 файлов

ВОПРОС 1.docx

— 62.46 Кб (Скачать файл)

ВОПРОС 2.docx

— 139.59 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ВОПРОС 3.docx

— 151.30 Кб (Скачать файл)

№ струны№ лада(на кот. требуется зажать струну)Нота

1-ая струна0 (открытая струна)Ми (E)

2-ая струна5Ми (E)

2-ая струна0 (открытая струна)Си (B)

3-я струна4Си (B)

3-я струна0 (открытая струна)Соль (G)

4-ая струна5Соль (G))

4-ая струна0 (открытая струна)Ре (D)

5-ая струна5Ре (D)

5-ая струна0 (открытая струна)Ля (A)

6-ая струна5Ля (A)

6-ая струна0 (открытая струна)Ми (E)

Кстати, если у Вас не получиться подстроить самую тонкую струну под ноту МИ, то проблема эта разрешима: первое время гитару можно подстраивать под любую ноту, главное, чтобы выполнялись «условия» таблицы.

 

в) Простейший бой

 

Прежде чем начинать изучать различные аккорды советуем приступить к изучению “примитивного” боя, а затем разучивать другие его разновидности уже в сочетании с аккордами. Итак, первым изучаемым боем станет бой, который можно встретить в песне группы Кино – «Пачка сигарет» . Здесь стоит сделать отступление и рассказать о том, что при обучении игры на гитаре, так или иначе придется коснуться предмета под названием сольфеджио (наука нотной грамоты и музыкальной теории) . Основное, что может понадобиться начинающему музыканту из сольфеджио – это ритмика, длительность нот, размерность такта. Схема, по которой вы сможете понять эту “систему” приведена ниже.

 

 

Стоит сказать, что существуют и более мелкие длительности, чем шестнадцатые, (например: тридцать вторые) но на практике они встречаются довольно редко.

Итак, после того, как Вы ознакомились с таблицей длительностей, можно вернуться к бою песни группы Кино “Пачка сигарет”. Обычно эта песня всегда появляется самой первой в репертуаре начинающего гитариста, т.к. она состоит всего из четырех аккордов, которые можно освоить достаточно быстро, и бой этой песни очень прост. Ниже приведены аккорды (самая верхняя строчка изображения), далее – стрелками обозначены удары руки по струнам (стрелка вниз – удар сверху вниз, вверх – с низу вверх);Удар можно делать только указательным пальцем, или несколькими пальцами(кому как удобно).При желании, играть можно даже медиатором. Под стрелками находятся длительности нот, обозначающие частоту ударов. Для начала мы советуем отработать отдельно бой и отдельно зажимать аккорды, а потом попробовать все это объединить. При желании, Вы можете скачать аудио файл с гитарной записью композиции «Пачка сигарет».(только гитарный аккомпанемент)

 

 

После того, как Вы освоите эту песню, можете приступить к изучению более сложных видов боя. Вот еще несколько типов простейшего боя

 

 

 

После того, как Вы изучите таблицу аккордов и научитесь зажимать хотя бы несколько из них, не заостряя внимание на левой руке, пользуясь данными схемами боя (или можете придумать свой бой) Вы вполне способны сочинять аккомпанемент к песням (при желании можно даже писать свои собственные стихи на музыку).

Примечание: характерной особенностью в гитарном аккомпанементе является тот факт, что размерность такта, в большинстве случаев, четыре четверти (т.е. в один такт «влезает» одна целая нота). Это значительно облегчает жизнь начинающим исполнителям, так как почти в каждом произведении можно одинаково подсчитывать про себя : Раз, Два, Три, Четыре или раз и два и три и четыре и. Кстати, этот прием очень помогает ориентироваться в ритмике.

 

2. Приёмы игры на акустической  гитаре

 

Одним из первых приёмов игры на гитаре, характерным для классической гитары, является перебор или арпеджио. Вариацией арпеджио является приём арпеджиато – быстрый перебор струн, последовательное извлечение звуков, расположенных на различных струнах.

 

а) Арпеджио

 

Арпеджио—поочередное исполнение нот, входящих в аккорд. Буквальный перевод этого слова означает «как на арфе». Арпеджио очень характерно для гитарной техники.

Комбинации арпеджио многочисленны и разнообразны. Исполняется оно, как правило, нижним ударом, но встречаются случаи, когда нижний удар сочетается с верхним. Это происходит, когда нужно выделить среди звуков арпеджио мелодию.

Арпеджиато. Арпеджиато — быстрое исполнение нот, входящих в аккорд. Исполняется, как правило, за счет предшествующей длительности.

Существует несколько способов исполнения арпеджиато. Основные из них:

1) Арпеджиато, исполняемое большим пальцем правой руки. Большой палец правой руки, направляемый кистью, быстрым и мягким движением от басовых струн к первым извлекает звуки.

В нотах часто обозначается стрелкой вверх с указанием пальца р.

2) Арпеджиато, исполняемое указательным пальцем правой руки. Указательный палец правой руки быстрым и легким. движением от первых струн к басовым извлекает звуки. В нотах обозначается стрелкой вниз с указанием пальца i.

3) Арпеджиато, исполняемое четырьмя пальцами. Большой палец правой руки верхним ударом быстро извлекает один, два или три звука на басовых струнах, затем пальцы i, m, a нижний ударом извлекают звуки на оставшихся трех струнах.

4) Сложное  арпеджиато. Этот прием объединяет сразу два приема — 2) и 3) или 2) и 1).

Возможны и другие варианты. Часто вместо указательного пальца в игре участвует безымянный

 

б) Баррэ

 

Баррэ. Баррэ—один из основных технических приемов игры на гитаре, при котором первый палец левой руки прижимает одновременно несколько струн. Различают малое и большое баррэ.

При малом баррэ первый палец прижимает от двух до четырех струн, при большом—пять или шесть.

В нотах этот прием обозначается римской цифрой и пунктиром, указывающим на лад и продолжительность приема: V------: Иногда пунктир отсутствует

 

 

 

Прием баррэ сложен; отрабатывая его, обратите внимание на следующее:

1) Первый  палец левой руки выпрямлен  и плотно прижимает струны  перпендикулярно грифу, ближе к ладу.

2) При  выполнении большого баррэ на шести струнах первый палец не должен выходить далеко за гриф: кончик пальца находится чуть выше края грифа.

Первое время, выполняя упражнения на баррэ, вы почувствуете, что ваша левая рука быстро устает. Не переутомляйтесь, давайте руке отдых, играйте упражнения по частям. Со временем вы сможете сыграть их полностью, соблюдая необходимые правила.

 

в) Тремоло

 

Приём тремоло подразумевает очень быстрое повторение одной и той же ноты.

Тремоло на гитаре очень эффектно и при хорошем исполнении создает впечатление непрерывно льющейся мелодии с аккомпанементом.

Технически этот прием труден, поэтому отрабатывать его нужно тщательно.

На гитаре тремоло исполняется четырьмя пальцами р,а,m,i в указанной последовательности.

В упражнениях возможны различные варианты исполнения: p,i,m.a, р,а, m, i, m, а и другие.

Трудность тремоло заключается в быстром, ровном и достаточно громком звучании тремолируемых нот. Поэтому упражнения на тремоло нужно начинать очень медленно, внимательно контролируя движения пальцев правой руки.

Большой палец исполняет аккомпанемент «верхним ударом», за исключением тех случаев, когда он извлекает звуки на струне, находящейся рядом с тремолируемой струной.

В этих случаях применяется «нижний удар».

Остальные пальцы (a, m, i) извлекают звуки нижним ударом; каждый палец в отдельности совершает дугообразную траекторию, в одной из точек которой находится тремолируемая струна.

В отличие от обычного нижнего удара, когда пальцы собраны и движутся очень экономно, в тремоло нижний удар производится с некоторым размахом, цель которого добиться громкости и отчетливости звучания. Добившись ровного и четкого звучания, постепенно ускоряйте темп тремоло.

 

 

Часто большой палец правой руки извлекает в аккомпанементе аккорды, состоящие из нескольких звуков.

Пальцы а, т, i также нередко исполняют тремоло не по одной, а по двум и даже трем струнам.

Наибольшую трудность представляет одновременное сочетание аккордов в аккомпанементе с тремоло на трех струнах. Такой прием иногда называют «тремоляндо». В техническом отношении этот прием очень труден, и к нему нужно подходить осторожно. Эти звуки создают впечатление звучащего оркестра.

 

г) Расгеадо

 

Расгеадо. Расгеадо — прием игры, при котором один или несколько пальцев правой руки извлекают одновременно несколько звуков, используя при этом внешнюю сторону ногтя. В нотах этот прием обозначается словом «rasg.», а также стрелками, указывающими направление движения пальцев.

Существует много разновидностей расгеадо. Разберем некоторые из них, наиболее употребительные:

1) Расгеадо — удар одним пальцем. Обозначается в нотах стрелкой с указанием пальца.

Стрелка, направленная снизу вверх, обозначает удар, выполняемый от 6-й струны к 1-й, стрелка, направленная сверху вниз—удар, выполняемый от 1-й струны к 6-й.

2) Расгеадо — удар четырьмя пальцами: мизинцем, безымянным, средним и указательным. Эти пальцы, собранные вместе, начиная с мизинца, поочередно распрямляются в веерообразном движении и производят удар по струнам внешней стороной ногтя. Получается громкий, арпеджированный аккорд.

В некоторых изданиях этот прием обозначается словом «frise» (фризэ). В современных зарубежных изданиях на этот прием указывают буквы р, а, т, i. где буква р означает мизинец («peqino»), а — безымянный палец, m — средний и i — указательный.

Этот прием также часто комбинируется с другими приемами.

3) Расгеадо — тремоло одним пальцем. Этим приемом исполняются трех-, четырех-, пяти- и шестизвучные аккорды. При исполнении трех-, четырех- и пятизвучных аккордов палец i или m, делая быстрые колебательные движения от басовых струн к первым и обратно, извлекает звуки. Большой палец в это время опирается на одну из басовых струн.

 

 

При исполнении расгеадо — тремоло указательным пальцем шестизвучных аккордов в движении участвует вся кисть правой руки.

Количество движений пальца от 6-й струны к 1-й и обратно зависит от размера и темпа исполняемого произведения.

4) Расгеадо — тремоло четырьмя пальцами. Этот прием представляет собой многократное, быстрое повторение приема расгеадо — удара 4-мя пальцами (фризэ).

 

д) Пиццикато

 

Пиццикато. Пиццикато — прием игры, при котором извлекаются отрывистые, приглушенные звуки.

Правая рука ребром ладони кладется на струны около подставки, и большой палец извлекает звуки. В некоторых случаях пиццикато исполняется другими пальцами правой руки.

В нотах этот прием обозначается словом «pizzicato» или «pizz».

Для отработки пиццикато полезно играть хроматические, мажорные и минорные гаммы в 1-й позиции.

Тамбурин. Тамбурин — прием игры, при котором извлекаются звуки, похожие на звуки тамбурина (южноевропейского народного ударного инструмента).

Правая рука основанием большого пальца, используя тяжесть кисти, ударяет по струнам около подставки. В нотах этот прием обозначается словом «tambora» или «tamb».

Отрабатывая этот прием, проследите за тем, чтобы кисть руки, ударив по струнам, тотчас же поднималась вверх, а не задерживалась на них.

Приём легато – слитное исполнение нескольких нот. Слитность звучания достигается при ударе пальцем левой руки по струне на ином, чем прежде, ладу в то время, как струна ещё не перестала звучать.

 

е) Легато

 

Легато. Легато — связное исполнение звуков. На гитаре различают три вида легато:

1) восходящее

2) нисходящее

3) легато на разных струнах

1) Восходящее легато. Правая рука извлекает первый звук, после чего один из пальцев левой руки, с силой опустившись на звучащую струну, извлекает второй звук. Приемом легато может быть исполнено поочередно несколько звуков, причем правая рука извлекает только первый звук, остальные исполняются с помощью левой руки.

2) Нисходящее легато. Правая рука извлекает звук, после чего палец левой руки. прижимающий звучащую струну, с силой снимается с этой струны в сторону и чуть вверх, в направлении кисти.

Последующие звуки извлекаются только левой рукой.

Следите за ровностью и ритмичностью исполняемых звуков.

3) Легато на разных струнах. Правая рука извлекает звук на одной струне, после чего один из пальцев левой руки, с силой опустившись на другую струну, извлекает второй звук без участия правой.

Прием легато имеет первостепенное значение в гитарной технике, он сложен, и для отработки его следует приложить немало усилий.

С помощью приёма вибрато достигается слегка дрожащий, вибрирующий звук. При использовании этого приёма гитарист немного двигает левой кистью, изменяя силу натяжения струны и степень нажатия на неё.

ВОПРОС 4.docx

— 22.83 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ВОПРОС 5.docx

— 15.84 Кб (Скачать файл)

ВОПРОС 6.docx

— 17.37 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Перечень вопросов по методике ЭО гитара.docx

— 11.10 Кб (Скачать файл)

Информация о работе История развития музыкального искусства