Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 16:52, реферат
Актуальность
Актуальность исследования обусловлена тем, что сегодня музей является самым значительным музеем России, что подталкивает на изучение его истории. За долгие годы своей истории музей достиг таких высот, как и многие лучшие музеи мира. Музей привлекает к себе своей историей и коллекциями, которые находится в его фондах. Как сегодня, так и в будущем актуальность изучения исторического процесса не будет угасать.
В настоящее время важно иметь грамотную характеристику музея, как внутри страны, так и на международной арене. Этим самым исследованием музей обретает и укрепляет свой имидж, а благоприятный имидж¬ – залог развития и процветания организации и ее успеха в конкурентной борьбе. Это напрямую относится и к Государственному Эрмитажу.
Введение…………………………………………………………………………...........3
Глава 1. История создания Государственного Эрмитажа…………………………….
1.1. Государственный Эрмитаж на начальном этапе создания в XVIII - XIX вв………………………………………………………………………………….7
1.2 . Музейные фонды Государственного Эрмитажа в XVIII- XIX вв.……………………………………………………………………… ………...11
Вывод...………………………………………………………………………….18
Глава 2. Государственный Эрмитаж на современном этапе……………………...…..
2.1. Государственный Эрмитаж в XX-XXI вв..…………………………….19
2.2 Коллекции Государственного Эрмитажа в XX-XXI вв…………………24
Вывод..…………………………………………………………………………31
Заключение ……………………………………………………………………………34
Список источников и литературы………………….………………………………..36
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Алтайская государственная академия культуры и искусств»
Факультет информационных ресурсов и дизайна
Кафедра музеологии и документоведения
Курсовая работа
История создания и современная деятельность Государственного Эрмитажа
Выполнил:
Казаков А.С.,
студент 1 курса,
очной формы обучения
гр. ВД-134
Научный руководитель:
Шорина Д. Е.,
к. культурологии,
ст. преподаватель
Работа защищена
«___» __________ 2013 г.
оценка _______________
Барнаул 2013 г.
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1. История создания Государственного Эрмитажа…………………………….
1.1. Государственный Эрмитаж
на начальном этапе создания
в XVIII - XIX вв………………………………………………………………
1.2 . Музейные фонды Государственного
Эрмитажа в XVIII- XIX вв.……………………………………………………………
Вывод...…………………………………………………………
Глава 2. Государственный Эрмитаж на современном этапе……………………...…..
2.1. Государственный Эрмитаж в XX-XXI вв..…………………………….19
2.2 Коллекции Государственного Эрмитажа в XX-XXI вв…………………24
Вывод..……………………………………………………………
Заключение ……………………………………………………………………………
Список источников и литературы………………….………………………………
Введение
Актуальность
Актуальность исследования обусловлена тем, что сегодня музей является самым значительным музеем России, что подталкивает на изучение его истории. За долгие годы своей истории музей достиг таких высот, как и многие лучшие музеи мира. Музей привлекает к себе своей историей и коллекциями, которые находится в его фондах. Как сегодня, так и в будущем актуальность изучения исторического процесса не будет угасать.
В настоящее время важно иметь грамотную характеристику музея, как внутри страны, так и на международной арене. Этим самым исследованием музей обретает и укрепляет свой имидж, а благоприятный имидж – залог развития и процветания организации и ее успеха в конкурентной борьбе. Это напрямую относится и к Государственному Эрмитажу.
С теоретической точки зрения важной задачей изучения истории музея становится важной раскрытие закономерностей формирования, функционирования и трансформации истории и его музейных фондов в индивидуальном и массовом сознании, что будет способствовать увеличению числа посетителей музея.
С практической точки зрения изучение данной темы позволит создать и применить методическую разработку музейного мероприятия по истории формирования музея и его фондов.
Территориальные рамки исследования: Санкт-Петербург, Россия.
Хронологические рамки исследования охватывают период с XVIII по XXI вв. Нижняя хронологическая граница обусловлена временем создания музея «Государственного Эрмитажа» .
Верхняя граница обусловлена анализом последних отчетов музея «Государственного Эрмитажа».
Цель исследования изучить историю создания и современное состояние Государственного Эрмитажа.
Задачи исследования:
Методы исследования: применялись методы анализа содержания научных и учебных публикаций, анализа статистических данных и интерпретация исторической действительности.
Объектом исследования является «Государственный Эрмитаж».
Предметом исследования является особенности процесса формирования коллекций и его историческое развитие «Государственного Эрмитажа».
Историография.
В своей книге «Государственный Эрмитаж» Зернов Б. рассказывает про формирование коллекций и исторические процессы, которые происходили в Государственном Эрмитаже. В своей книге он описывает неповторимые шедевры античного и восточного искусства, уникальные памятники первобытной культуры, замечательные образцы русской культуры XV – XIX веков. Репродукции настоящей подборки открыток, включающей картины разных эпох и школ, дают некоторое представление о бесконечном многообразии живописных произведений, входящих в собрание Государственного Эрмитажа[9].
«Эрмитаж. Путеводитель по залам музея». Персиановой О. М. показывает нам множество планов музея и иллюстраций картин. Рассказывает об истории Государственного Эрмитажа и его формировании коллекций[19].
«Основы музейного дела. Введение в специальность» Тельчаров А. Д. Пособие автор посвятил одной из актуальных проблем современного гуманитарного образования - подготовке музейных работников разных уровней квалификации. В книге в лекционной форме приводятся сведения о развитии музейного дела в России и формировании музейной системы, о классификации музеев и основных музейных технологиях, о направлениях и формах культурно- просветительной работы музеев[22].
В конце ХIХ в. складывается учение философа-утописта Н. Ф. Федорова. В его работе «Музей, его смысл и назначение», содержится анализ происхождения музея, которое хронологически относит ко времени пробуждения сознания человека. Возникновения музея приобретает в его учении характер всеобщей неизбежной закономерности. Гуманный смысл музея в антигуманном обществе- вот, по Федорову, главнейшее назначение этого института.
Учебник для высшей школы Т.Ю. Юреневой. Юренева рассматривает не только теоретические основы музееведения и методику музейной работы, но и историю музеев мира. На обширном фактическом материале автор анализирует причины и обстоятельства возникновения музеев в различных регионах мира, прослеживает становление и развитие музея как социокультурного института, показывает его место и роль в каждом конкретной исторической эпохе. Рассматриваются Т.Ю. Юреневой и социальные функции музеев, их научно-исследовательская работа, вопросы фондовой, экспозиционной и культурно-образовательной деятельности, а также менеджмента и маркетинга[25].
«Основы музееведения» под редакцией Э.А. Шулеповой, в котором излагаются теоретические основы музееведения и методика музейной работы, рассматриваются социальные функции музеев, вопросы фондовой, экспозиционной и культурно-образовательной деятельности[24].
«Основы музейного дела: теория и практика». Л. М. Шляхтина рассматривает широкий круг проблем, начиная от теоретических положений науки «музееведение» и кончая вопросами практической деятельности музея в современном обществе. В книге раскрыта специфика научно- исследовательской работы музея, экспозиционной, научно-фондовой и музейно- педагогической деятельности. В приложении автор дает образцы различных музейных документов и словарь основных понятий. [23]
Источниковая база исследования представлена опубликованными источниками.
К опубликованным источникам относятся:
Практическая значимость и апробация результатов исследования заключается в том, что материалы данной работы могут быть использованы как для проведения уроков для дошкольников, так и для лекционных занятий студентов. Также работа может быть задействована автором для дальнейшей научно-исследовательской деятельности.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения, списка источников и литературы.
Во введении представлены актуальность, цель, задачи, предмет, хронологические и территориальные рамки ,анализ литературы и источников по теме.
В первой главе рассматривается предпосылки возникновения и создания музея «Государственного Эрмитажа». В первом параграфе выделены предпосылки и этапы создания музея, во втором пути формирования музейных коллекций.
Во второй главе рассматривается современное состояние музея «Государственного Эрмитажа» Список источников насчитывает 22-х наименований, среди которых общетеоретическая литература, периодические издания.
Глава 1. История создания Государственного Эрмитажа
Датой основания Эрмитажа принято считать 1764 год. Тогда в собственность императрицы Екатерины II из Берлина поступила коллекция крупного негоцианта Гоцковского. Желая погасить свою задолженность русской казне, он предложил вместо денег богатейшее собрание западноевропейской живописи, включавшее 225 картин[10].
Коллекция Гоцковского положила начало систематическому собирательству художественных ценностей и составила ядро будущего музейного собрания, хотя еще в начале 60-х годов XVIII века много художественных ценностей - картин, скульптуры, разных камней, гобеленов, принадлежащих императорской семье, - уже находилось в Зимнем дворце[6].
В настоящее время Зимний дворец у нас, прежде всего, ассоциируется с Эрмитажем. Он доминирует в ансамбле из пяти музейных зданий. «…парадный и величественный вид так соответствует масштабам и значению музея, что невольно кажется, будто дворец предназначался для размещения музейных коллекций»[9].
Однако, Зимний дворец, возведенный в 1754-1762 гг. известным русским архитектором Б. Растрелли, до февраля 1917 года был резиденцией царя и лишь в 1920-1930-х годах был передан музею. А зданием, - основоположником Эрмитажа можно считать Малый Эрмитаж, выстроенный в 1764-1755 годах по проекту архитекторов Ю.М. Фельтена и Ж.-Б. Валлен-Деламота рядом с Зимним дворцом. Здание Малого Эрмитажа, как и все остальные здания этого музейного комплекса, само является уникальным явлением. «С присущей ему сдержанностью и простотой архитектурного решения оно является выдающимся произведением раннего классицизма»[16].
Создавая Малый Эрмитаж, архитекторы стремились удачнее соотнести фасад этого павильона с фасадом Зимнего дворца. В дальнейшем и все соседние здания строились с тем же расчетом. Высота крыш, расположение окон, сильно выступающие карнизы над бельэтажем должны были создать единые линии, которые связывали разные по протяженности и оформлению здания в стройный ансамбль. Название этого здания связано с его первоначальным назначением. Здесь проходили дворцовые приемы, но особого, интимного плана. Екатерина II приглашала сюда избранный, узкий круг друзей и приближенных, всячески подчеркивая непринужденный, неофициальный характер этих приемов. От французского слова l’hermitage, то есть «приют отшельника», здание, а позже и весь музей получили название «Эрмитаж»[3].
Коллекции расширялись и нужны были новые места для их хранения. И поэтому в 1771-1787 гг. по заказу императрицы Екатерины II для размещения дворцовых коллекций и библиотеки было построено здание на берегу Невы рядом с Малым Эрмитажем, которое превосходило его своими размерами и стало называться Большим Эрмитажем. Созданное архитектором Ю.М. Фельтеном трехэтажное строение органично вписалось в существовавший дворцовый ансамбль[17].
Позже началось строительство Эрмитажного театра, которое Екатерина II поручила в 1783 г. архитектору Джакомо Кваренги. Строительство было завершено в 1787 г. Здание, отличающееся гармонией и уравновешенностью архитектурных форм, является прекрасным образцом русского классицизма конца XVIII века. С XVIII в. театральные спектакли при царском дворе стали традиционными и неизменно сопутствовали многим празднествам. Здесь также проводились так называемые театральные обеды для избранных гостей и новогодние маскарады[20].
Музей расширялся и расширялся. Требовались все новые и новые помещения для хранения коллекций, которые бы соответствовали определенным требованиям. Исключением не стало создание Большого Тронного (Георгиевского) зала, которое началось в 1787-1795 гг., архитектором Дж. Кваренги. Авторские чертежи, гравюры и рисунки дают достаточно полное представление об одном из лучших образцов парадного интерьера эпохи русского классицизма. Огромный двусветный зал со сдвоенными коринфскими колоннами розового мрамора был необыкновенно эффектен. Отделка мрамором белого, серого, светло-красного и синего цветов, блеск золоченой бронзы, наборный паркет из разных пород дерева составляли красивую полихромную гамму. Потолок был украшен живописным плафоном работы французского художника Г.Ф. Дуайена и итальянца Д.Б. Питони. Над троном, созданным по рисунку Кваренги, располагались аллегорические фигуры, поддерживающие щит с вензелем Екатерины II. Тронное место было декорировано ниспадающими драпировками пунцового бархата, шитого золотом и шелками[1].
Информация о работе История создания и современная деятельность Государственного Эрмитажа