История создания и современная деятельность Государственного Эрмитажа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 16:52, реферат

Описание работы

Актуальность
Актуальность исследования обусловлена тем, что сегодня музей является самым значительным музеем России, что подталкивает на изучение его истории. За долгие годы своей истории музей достиг таких высот, как и многие лучшие музеи мира. Музей привлекает к себе своей историей и коллекциями, которые находится в его фондах. Как сегодня, так и в будущем актуальность изучения исторического процесса не будет угасать.
В настоящее время важно иметь грамотную характеристику музея, как внутри страны, так и на международной арене. Этим самым исследованием музей обретает и укрепляет свой имидж, а благоприятный имидж¬ – залог развития и процветания организации и ее успеха в конкурентной борьбе. Это напрямую относится и к Государственному Эрмитажу.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...........3
Глава 1. История создания Государственного Эрмитажа…………………………….
1.1. Государственный Эрмитаж на начальном этапе создания в XVIII - XIX вв………………………………………………………………………………….7
1.2 . Музейные фонды Государственного Эрмитажа в XVIII- XIX вв.……………………………………………………………………… ………...11
Вывод...………………………………………………………………………….18
Глава 2. Государственный Эрмитаж на современном этапе……………………...…..
2.1. Государственный Эрмитаж в XX-XXI вв..…………………………….19
2.2 Коллекции Государственного Эрмитажа в XX-XXI вв…………………24
Вывод..…………………………………………………………………………31
Заключение ……………………………………………………………………………34
Список источников и литературы………………….………………………………..36

Файлы: 1 файл

Курсовая.Казаков.Тема-Государственный Эрмитаж.docx

— 84.86 Кб (Скачать файл)

В 1878 г. русский дипломат Александр Базилевский, живший в Париже, в течение 40 лет составлял собрание произвел фурор на Всемирной выставке. В нем были прекрасно представлены памятники раннехристианского и византийского искусства, церковная утварь романской и готической эпохи, изделия из резной кости XIII-XIV вв., рейнские и лиможские эмали XII-XVI вв., венецианское и немецкое стекло, итальянская майолика, французские и испано-мавританские фаянсы. В 1884 г. коллекционер решил расстаться со своим собранием, и Париж с нетерпением ждал аукциона, который должен был явиться крупнейшим событием сезона. Неожиданное приобретение его для Эрмитажа за шесть миллионов франков, подсказанное Александру III государственным секретарем А.А. Половцовым, произвело в Париже сенсацию. Даже президент Греви, никогда не интересовавшийся искусством, счел своим долгом осмотреть собрание перед его отправкой в Петербург. Покупку коллекции Базилевского можно считать одним из наиболее удачных приобретений целых собраний, сделанных Эрмитажем за все время его истории[21].

Благодаря увлечению императора Александра I историей рыцарства в 1885 г., появилось собрание западноевропейского художественного оружия XV-XVII вв., увеличенное приобретениями, сделанными в Европе в первой половине XIX в. В его составе были уникальные произведения мастеров Италии, Германии, Испании, Франции. Из Арсенала поступило собрание русского оружия, а также великолепная восточная коллекция, основу которой составляло трофейное оружие времен персидских, турецких, среднеазиатских походов и кавказских войн первой половины XIX в[2].

 

 

 

 

 

 

 

Вывод

Открытие в 1764 году в Санкт-Петербурге Эрмитажа, открыло новую веху в развитии музейного дела в России. Благодаря этому появились новые способы хранения и формирования коллекций. В первую очередь музей стал социальным  институтом. Музей стал играть одну из важных ролей в обществе. Теперь коллекционирование стало занимать одно из ведущих мест в российском искусстве. Что же касается самого музея, то его развитию способствовал нрав правителей страны, которые играли очень важную роль в становление музея. С расширением коллекций расширялись и помещения музея. Строились новые здания, улучшались интерьеры. Очень высокими темпами шло строительство различных помещений. Появление театра стало грандиозным событием в истории музея, что способствовало культурному обогащению посетителей. Становление такого музея, как Эрмитаж, подняло авторитет государства в Европе. Россия стало занимать очень выгодное положение среди европейских государств в понимании культурного развития стран. На Россию теперь смотрели, как на страну с богатым культурным багажом, а не как на страну «варваров». Россия стала авторитетной страной в плане музейного строительства. Она стала приобретать очень хорошие коллекции, которые хотели видеть в своих фондах многие правители Европы. Эрмитаж развивался, но его успешное развитие прервал пожар, который произошел в 1837 году. Восстановление же зданий после пожара произошло очень быстро. Все было восстановлено в кратчайшие сроки.

За два века своего существования Эрмитаж встал на один уровень с лучшими музеями Европы. Коллекции музея были одними из богатых  коллекций Европы. Всему это способствовала хватка российских коллекционеров, которые были стимулированы правителями. XVIII- XIX вв. стали лучшими в становление музея, которые в дальнейшем и определили судьбу Эрмитажа.

 

 

 

 

 

Глава 2. Государственный Эрмитаж на современном этапе.

2.1. История Государственного Эрмитажа в  XX-XXI вв.

Начало нового века в истории музея оставила очень сильный отпечаток. Эпоха XX-XXI вв. внесла свою лепту в развитие Эрмитажа. Во время Первой мировой войны сильно изменился облик интерьеров Зимнего дворца, который перестал быть официальной императорской резиденцией с 1904 г., оставаясь местом приемов и торжественных церемоний. В середине октября 1915 г. в его пустующих залах был устроен госпиталь имени цесаревича Алексея Николаевича, который просуществовал до ноября 1917 г. Залы Невской и Большой анфилад, а также Пикетный и Александровский были отведены под госпитальные палаты. Половину Фельдмаршальского зала превратили в перевязочную. В Гербовом зале оборудовали операционную. Петровский зал стал помещением для дежурных врачей; на хорах Николаевского зала и Аванзала разместили санитаров, а в жилых апартаментах - сестер милосердия[16].

Война 1914 г. прервала нормальную жизнь музея. В августе часть ценностей, в том числе Галерея драгоценностей, была вывезена в Москву. Однако Картинная галерея оставалась на месте[10].

В дни Февральской революции музей охватило множество исторических событий. Однако сотрудники Эрмитажа восприняли Февральскую революцию спокойно, сразу сделав заявление о принятии новой власти. В марте 1917 г. на общем собрании было решено работу в музее продолжать в полном объеме, но от впуска публики временно воздержаться[17].

В начале августа 1917 г. по решению Временного правительства, возглавляемого А.Ф. Керенским, правительство объявило о национализации царских дворцов и образовало художественно-историческую комиссию по приемке ценностей Зимнего дворца. В сентябре часть эрмитажного собрания была эвакуирована в Москву[16].

В ночь на 25 октября (7 ноября) в Петрограде произошла смена власти. Эрмитажа эти события не коснулись, т.к. музей и в предшествующие дни был совершенно изолирован от дворца. Сразу же после взятия Зимнего дворца в Эрмитаж для охраны был послан вооруженный отряд[6].

30 октября (12 ноября) 1917 г. народный  комиссар просвещения в Советском  правительстве А.В. Луначарский объявил  Зимний дворец и Эрмитаж государственными  музеями. Несколько месяцев сотрудники  Наркомпроса (Народный комиссариат  просвещения) работали в комнатах I этажа Зимнего дворца. Вскоре  после революции в парадных  залах начали устраивать кинематографические  сеансы, концерты и лекции. В 1919 г. открылись первые выставки - произведений  живописи из оставшихся в Петрограде  картин и экспозиция "Заупокойный  культ Древнего Египта". К ноябрю 1920 г. завершился процесс возвращения  эвакуированных в Москву художественных  ценностей. 2 января 1921 г. состоялось  открытие для публики залов  Картинной галереи, а в следующем  году других экспозиций. Посетители  входили в музей через портик  с атлантами; организовывались первые  экскурсии. Первые пять лет после  революции вход в музей был бесплатным[9].

11 января 1920 г. в Зимнем  дворце был открыт Музей Октябрьской  революции, созданный по решению  Петроградского совета. Одновременно  открылись для обозрения жилые  покои дворца. Как Музей Октябрьской  революции и одновременно как  художественно-исторический музей  Зимний дворец просуществовал  до начала в 1941 г. Великой Отечественной войны[18].

22 июня 1941 г. началась Великая  Отечественная война, и сотрудники  музея сразу же вместе с  многочисленными добровольными  помощниками приступили к эвакуации  коллекций Эрмитажа. На Урал, в  составе двух эшелонов, было отправлено  более миллиона произведений  искусства. Продолжалась работа  по упаковке третьего эшелона, когда вокруг Ленинграда замкнулось  кольцо блокады. В Свердловск  первый эшелон прибыл 6 июля 1941 г., второй - 30 июля. Директором филиала  Эрмитажа в Свердловске был  назначен В.Ф. Левинсон-Лессинг. В  эвакуации сотрудники несли дежурства  в помещениях, где хранились экспонаты, не прекращали научную деятельность - делали доклады, писали статьи  и читали лекции в госпиталях. Во время эвакуации не пропал  ни один экспонат. В самом Эрмитаже велась напряженная работа по укрытию оставшихся коллекций и по приему на хранение культурных ценностей из пригородных дворцов и различных учреждений Ленинграда. В условиях блокады, голода и холода проводилась консервация вещей. Здания и их богатейшие интерьеры по возможности сохраняли от ветров, снегов и дождей[5].

Для защиты от воздушных налетов и обстрелов в Эрмитаже были сформированы подразделения гражданской обороны, а в надежных подвалах зданий оборудовали 12 бомбоубежищ, в которых до начала 1942 г. постоянно жили около двух тысяч человек. Несмотря на трудности и лишения, не прекращалась научная деятельность: сотрудники Эрмитажа провели научные заседания, посвященные памяти двум выдающимся поэтам Востока - Низами и Алишера Навои. Всей этой большой и трудной работой руководил директор Эрмитажа И.А. Орбели[10].

Когда фронт отошел от Ленинграда, 24 августа 1944 г. Совет народных комиссаров СССР вынес решение о восстановительных работах в Эрмитаже. Они начались с Павильонного зала и двух галерей вдоль Висячего сада. 7 ноября 1944 г. выставка была открыта и просуществовала до момента прибытия основного состава музея из эвакуации: 10 октября 1945 г. из Свердловска прибыли два эшелона. В Эрмитаже началась работа по восстановлению залов для большой выставки с реэвакуированными сокровищами музея. 5 ноября 1945 г. в Эрмитажном театре состоялось торжественное заседание с докладом директора музея И.А. Орбели, посвященное открытию залов, восстановленных после войны. Вход в музей был устроен через портик с атлантами в Новом Эрмитаже: 8 ноября 1945 г. восстановленные залы были открыты для публики. Однако реставрация залов и зданий, в которые попали 17 артиллерийских снарядов и две авиационные бомбы, продолжалась еще долгие годы[5].

Спустя почти 20 лет после окончания войны, в 1964 г. Государственный Эрмитаж торжественно отметил 200-летний юбилей. Музею был вручен орден Ленина "За большие заслуги коллектива музея в художественном воспитании трудящихся[9].

Юбилею была посвящена научная сессия, состоявшая из 69 докладов. Главными темами стали значение Эрмитажа в русской и советской культуре, история Картинной галереи Эрмитажа, научная и просветительская работа музея[20].

Также были организованы две тематические выставки: "Эрмитаж после Великой Октябрьской социалистической революции" и "Эрмитаж в рисунках, акварелях и чертежах XVIII-XIX вв.", на которых были представлены здания музея, его экспозиции, результаты археологических исследований и материалы по истории музея[9].

Особое значение имела выставка "Западноевропейская живопись XIV-XV веков" из музеев Советского Союза. Представительная выставка шедевров западноевропейской живописи, занявшая Георгиевский зал Зимнего дворца, подчеркнула значение Эрмитажа в культурной жизни страны[14].

Развитие музея продолжалось и в 1981 г. был открыт для посетителей дворец-музей Александра Даниловича Меншикова, первого губернатора Санкт- Петербурга. После проведения строительных и реставрационных работ дворец был передан Государственному Эрмитажу. В здании была создана экспозиция "Культура России первой трети XVIII века"[17].

Спустя целых десять лет, после ряда политических событий произошедших в стране, указом Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина от 18 декабря 1991 г. Государственный Эрмитаж включен в список особо ценных объектов национального наследия народов Российской Федерации[2].

Позже по указу Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина от 12 июня 1996 г. Государственный Эрмитаж находится под покровительством Президента Российской Федерации[6].

Вскоре в 1997 г.  началось сотрудничество "IBM" и Государственного Эрмитажа. Студия создания изображений, веб-сайт, Цифровая библиотека произведений искусства, Центр обучения и информационных технологий, мультимедийные информационно-справочные киоски, а также электронный магазин, Виртуальная академия – стали основными элементами гранта, предоставленного "IBM" Государственному Эрмитажу[10].

В ноябре того же года в Государственном Эрмитаже начала работу специализированная студия, использующая современную технологию для создания оцифрованных изображений памятников культуры и искусства. Открытие этой студии стало необходимым условием для реализации следующих этапов проекта. Изобразительный материал, подготавливаемый студией, используется в программах Образовательного компьютерного центра, навигационных киосках, на новом сайте музея в сети Интернет[9].

Уже в 1998 г. в Эрмитаже открылся Центр обучения и информационных технологий, что стало еще одним шагом в реализации проекта. Центр предлагает посетителям музея, и прежде всего учащимся всех возрастов, мультимедийные обучающие программы по искусству[3].

А в 1999 г. в рамках проекта был создан новый веб-сайт Государственного Эрмитажа, состоящий из двух частей: статической и динамической. Статическая часть представляет собрание Эрмитажа, знакомит с историей музея, его зданий и коллекций, предлагает информацию, необходимую для посещения музея, а также для более глубокого и разностороннего ознакомления с музеем взрослых и детей.[9]

А динамическая часть сайта - Цифровая библиотека - содержит изображения и текстовые материалы о нескольких тысячах произведений из собрания Государственного Эрмитажа[3].

Затем в 2001 г. на сайте Государственного Эрмитажа открылся Электронный магазин, который предлагает как копии произведений искусства, так и музейную сувенирную продукцию. В магазине можно приобрести также научные публикации на различные темы[21].

Спустя два года, в 2003 г. была создана Виртуальная академия Эрмитажа, где представлены три учебных Интернет - курса на русском и английском языках[3]. 

А 9 декабря 2003 г., в день святого Георгия Победоносца, состоялось торжественное открытие первого в России Музея гвардии. Экспозиция Музея гвардии размещается в Главном штабе. В экспозицию включены живописные портреты русских императоров, а также портреты командиров и офицеров гвардейских полков[2].

Спустя 2 года,10 декабря 2010 года состоялась торжественная церемония, посвященная завершению первой очереди реставрации Восточного крыла здания Главного штаба. Площадь обновленных залов Главного штаба составила 32,5 тысяч м². Фундаменты здания были усилены с помощью 1300 титановых и более 3000 обычных свай. Были проведены трудоемкие работы по осушению, гидроизоляции здания, очистке стен от грибковых поражений и плесени. После чего была выполнена чистовая отделка. В ходе реставрационных работ в результате размывки фасадов внутренним дворам был возвращен исторический цвет - светло-серый цвет[21].

 

2.2 Коллекции Государственного Эрмитажа в XX-XXI  вв.

Новое столетие дало новый виток в развитии формирования коллекций. Музей в XX-XXI  вв. претерпел много изменений, что отразилось на культурных фондах музея[2].

На выставке, устроенной журналом "Старые годы" в 1908 г., Э. Липгарту, хранителю картинной галереи Императорского Эрмитажа, удалось открыть раннее произведение Леонардо да Винчи - картину "Мадонна с младенцем". Она принадлежала семье известного петербургского архитектора Л.Н. Бенуа и досталась по наследству его супруге М.А. Бенуа от ее отца, купца А.П. Сапожникова. В 1912 г. Мария Александровна Бенуа решила расстаться с картиной, которая была отправлена за границу, где лондонский антиквар Дювин предложил владелице за нее 500 тысяч франков. Русская общественность, понимавшая необходимость приобретения для Эрмитажа, начала широкую кампанию за его покупку. М.А. Бенуа, также заинтересованная в том, чтобы произведение Леонардо осталось в России, согласилась уступить его за сравнительно скромную сумму в 150 тысяч рублей. В 1914 г. картина "Мадонна Бенуа" украсила коллекцию Эрмитажа[20].

Информация о работе История создания и современная деятельность Государственного Эрмитажа