Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 16:52, реферат
Актуальность
Актуальность исследования обусловлена тем, что сегодня музей является самым значительным музеем России, что подталкивает на изучение его истории. За долгие годы своей истории музей достиг таких высот, как и многие лучшие музеи мира. Музей привлекает к себе своей историей и коллекциями, которые находится в его фондах. Как сегодня, так и в будущем актуальность изучения исторического процесса не будет угасать.
В настоящее время важно иметь грамотную характеристику музея, как внутри страны, так и на международной арене. Этим самым исследованием музей обретает и укрепляет свой имидж, а благоприятный имидж¬ – залог развития и процветания организации и ее успеха в конкурентной борьбе. Это напрямую относится и к Государственному Эрмитажу.
Введение…………………………………………………………………………...........3
Глава 1. История создания Государственного Эрмитажа…………………………….
1.1. Государственный Эрмитаж на начальном этапе создания в XVIII - XIX вв………………………………………………………………………………….7
1.2 . Музейные фонды Государственного Эрмитажа в XVIII- XIX вв.……………………………………………………………………… ………...11
Вывод...………………………………………………………………………….18
Глава 2. Государственный Эрмитаж на современном этапе……………………...…..
2.1. Государственный Эрмитаж в XX-XXI вв..…………………………….19
2.2 Коллекции Государственного Эрмитажа в XX-XXI вв…………………24
Вывод..…………………………………………………………………………31
Заключение ……………………………………………………………………………34
Список источников и литературы………………….………………………………..36
В память об Отечественной войне 1812, в парадной части Зимнего дворца по проекту К. Росси была создана Военная галерея 1812 года - памятник воинской славы России. Галерея была разделена парными колоннами и арками на три композиционно связанные части, причем средняя выделена как преддверие к Георгиевскому залу и освещалась через застекленные проемы в расписных сводах. На стенах галереи в пять рядов были помещены 332 поясных портрета генералов - героев Отечественной войны 1812 г. В апреле 1833 г. Николай I привлекает к работам по переделке Главной парадной анфилады в Зимнем дворце О. Монферрана. Создатель Исаакиевского собора проектирует два зала: Фельдмаршальский и мемориальный Петровский. Требование императора произвести работы в кратчайшие сроки в течение лета вынудило архитектора широко использовать деревянные конструкции[7].
Расцвет галереи прервал пожар, который произошел вечером 17 декабря 1837 г. Из душника в Фельдмаршальском зале стали просачиваться струйки дыма. Встревоженный дежурный персонал вызвал наряд пожарной роты. Обследовав душник, чердачные и подвальные помещения, пожарные нашли задымившуюся рогожу и обильно залили все водой из брандспойтов. Небывалый пожар начисто уничтожил великолепную отделку царской резиденции, стерев целую эпоху со страниц истории дворца[18].
Почти сразу же после этого трагического события начались беспрецедентные по масштабу восстановительные работы в царской резиденции, руководство которыми было поручено авторитетному архитектору Василию Петровичу Стасову. Его преданность канонам классицизма гарантировала тщательное воссоздание парадных интерьеров "в прежнем виде". Согласно предписанию императора Николая I, почти без изменений было восстановлено великолепное барочное убранство Парадной лестницы, Большой и Малой церквей. Стасов сохранил облик созданных по проектам Огюста Монферрана Фельдмаршальского и мемориального Петровского залов. В точности была воссоздана Военная галерея, из которой удалось вынести во время пожара все портреты героев[21].
Вскоре после пожара было возведено еще одно здание, которое получило название Новый Эрмитаж. Новый Эрмитаж - первое здание в России, созданное специально для размещения художественных коллекций музея. Для строительства Императорского Эрмитажа Николай I пригласил немецкого зодчего Лео фон Кленце, стоявшего у истоков европейской музейной архитектуры. Осуществление проекта Лео фон Кленце было поручено архитекторам В.П. Стасову и Н.Е. Ефимову, которые внесли существенные изменения в замысел мюнхенского коллеги, связав здание со сложившимся архитектурным окружением[17].
Новому Эрмитажу, возведенному в 1842-1851 гг. в стиле историзм, присущи строгость и монументальность облика, спокойное равновесие архитектурных объемов. Вход в музей акцентирован величественным портиком с фигурами атлантов, высеченными из серого сердобольского гранита в мастерской скульптора А.И. Теребенева. Здание украшают статуи и барельефы, изображающие знаменитых художников, архитекторов, скульпторов прошлых эпох. Крупные плоскости фасадов оживляет орнаментальный декор с античными, ренессансными и барочными декоративными мотивами[10].
Внутреннее убранство "Музеума" соответствовало характеру представляемых коллекций: в роскошных залах с верхним светом (Просветах) на II этаже разместилась Картинная галерея, а в залах I этажа, оформленных в духе античной архитектуры, - коллекция древностей[4].
Вскоре после постройки произошло торжественное открытие первого в России художественного музея. Состоялось оно , 5 февраля 1852 г. По этому случаю в Эрмитажном театре был дан спектакль, а в Просветах среди блеска освещения и сокровищ музея был устроен праздничный ужин на 600 персон[2].
Одними из главных достопримечательностей галереи были и интерьеры. Интерьеры музея того времени сохранились и до нашего времени , в почти неизмененном виде. Оформление одного из самых эффектных интерьеров дворцового комплекса - Павильонного зала Малого Эрмитажа - было исполнено по проекту А.И. Штакеншнейдера. Архитектор, блистательно владевший архитектурными приемами разных исторических стилей, естественно и изящно соединил в убранстве зала ренессансные, готические и восточные мотивы[4].
Оформление одного из самых эффектных интерьеров дворцового комплекса - Павильонного зала Малого Эрмитажа - было исполнено по проекту А.И. Штакеншнейдера. Архитектор, блистательно владевший архитектурными приемами разных исторических стилей, естественно и изящно соединил в убранстве зала ренессансные, готические и восточные мотивы[8].
Двухсветный Павильонный зал, решенный в светлой с легким золочением тональности, обращен окнами в Висячий сад и к Неве. Беломраморная колоннада, разделяющая зал на две части, поддерживает открытую галерею. Потолок и обрамляющая зал аркада насыщены позолоченным лепным орнаментом. Дополнительные акценты вносятся в архитектурное решение зала мраморными каминами и фонтанами с резными раковинами из цветного камня. Особую нарядность придают интерьеру 28 больших и малых хрустальных люстр[10].
1.2 Музейные фонды Государственного Эрмитажа в XVIII- XIX вв.
Первые коллекции, приобретенные Екатериной стали основанием коллекций Эрмитажа. В 1764 г. Екатерина II приобрела коллекцию, собранную берлинским купцом И.Э. Гоцковским для прусского короля Фридриха II. Фридрих II, обладавший к этому времени прекрасной коллекцией современной французской живописи, поручил Гоцковскому покупать для него полотна старых мастеров. Негоциант ревностно взялся за порученное ему дело и быстро составил большое собрание картин[10].
Однако Семилетняя война, принесшая Пруссии поражение, вынудила монарха отказаться от покупки. Это поставило И.Э. Гоцковского, имевшего финансовые обязательства перед русским государством, в трудное положение. И тогда предприимчивый купец предложил России - победительнице в войне - приобрести картины в счет его долга. Екатерина II оценила возможность нанести удар самолюбию Фридриха II и представить в выгодном свете состояние русской казны, потери которой в войне были не менее прусских. Собрание отличалось неоднородным художественным уровнем, так как И.Э. Гоцковский не обладал серьезными познаниями в искусстве. Оно насчитывало 225 картин, преимущественно кисти фламандских и голландских мастеров, наряду с несколькими произведениями итальянских художников XVII в. Среди лучших в коллекции - "Портрет молодого человека с перчаткой в руке" Франса Хальса и "Гуляки" Яна Стена[6].
Пыл императрицы не угасал и летом 1769 г. в Петербург прибыла коллекция графа Генриха Брюля, содержавшая множество гравюр и рисунков, свыше 600 картин голландской, фламандской, французской, итальянской и немецкой школ. Она была куплена у наследников графа Брюля, саксонского министра, подражавшего в собирательстве своему королю Августу III. Пользуясь услугами агентов короля и советами К.Г. фон Хейнекена, Брюль составил большое собрание, отличавшееся высоким качественным уровнем. Среди его шедевров - полотна Рембрандта "Портрет ученого" и "Портрет старика в красном", Рубенса "Персей и Андромеда", работы Пуссена "Снятие с креста" и Ватто "Затруднительное предложение", а также пейзажи кисти Рейсдаля. С этой коллекцией в Эрмитаж поступила серия видов Дрездена и Пирны, исполненная по заказу графа итальянским художником Белотто. Среди итальянских картин особый интерес вызывает полотно Тьеполо "Меценат представляет Августу свободные искусства", написанное около 1745 г. для графа Альгаротти и подаренное им Брюлю. Заключенный в античном сюжете аллегорический смысл этого полотна легко прочитывается: Брюль энергично собирал картины для Августа III, способствуя процветанию искусств при саксонском дворе[13].
Затем в 1772 г. в Париже состоялась покупка знаменитой картинной галереи, принадлежавшей скончавшемуся за два года до этого Антуану Кроза, барону де Тьеру. Ее создателем был дядя барона, банкир Пьер Кроза. Переговоры с наследниками барона де Тьера, проходившие при участии Дидро, закончились покупкой собрания, ставшего одним из самых ценных приобретений за всю историю Эрмитажа. Коллекция обогатила музей такими шедеврами, как "Святое семейство" Рафаэля, "Юдифь" Джорджоне, "Даная" Тициана, "Даная" и "Святое семейство" Рембрандта, "Оплакивание Христа" Веронезе. Среди произведений Рубенса были приобретены "Вакх" и "Портрет камеристки", эскизы для оформления Люксембургского дворца в Париже. Ван Дейк был представлен 6 портретами, среди которых - автопортрет художника. Помимо картин итальянской, нидерландской, голландской и фламандской школ, коллекция Кроза включала очень много полотен французских мастеров XVII-XVIII вв.: Ленена, Пуссена, Миньяра, Ларжильера, Ватто, Ланкре, Шардена. В числе французских работ в состав собрания Эрмитажа вошли картины "Актеры французского театра" Ватто и "Прачка" Шардена[1].
Следующим приобретением Эрмитажа было приобретение в Англии знаменитой галереи Уолпола .Оно стало одним из важнейших событий в истории Эрмитажа. Сэр Роберт Уолпол, премьер-министр при королях Георге I и Георге II, был известным коллекционером первой половины XVIII в. Его художественные сокровища были сосредоточены в родовом замке Хоутон-Холл. Внук коллекционера Джордж Уолпол предложил Екатерине II через русского посланника в Лондоне А.C. Мусина-Пушкина купить галерею Хоутон-Холла[6].
Собрание заложило основу эрмитажной коллекции итальянской живописи XVII в. С ним пришли картины Джордано "Вакх" и "Кузница вулкана", Г. Рени "Спор Отцов Церкви", С. Розы "Блудный сын" и "Демокрит и Протагор"[9]. Значительно обогатилась коллекция фламандской живописи, которая, за единичными исключениями, приобрела с этого момента свой нынешний облик. Из Хоутон-Холла поступили "Пейзаж с возчиками камней", "Пир у Симона Фарисея", эскизы маслом триумфальных арок Рубенса, многие работы Ван Дейка - "Мадонна с куропатками" и портреты лондонского периода, четыре огромные "Лавки" и "Птичий концерт" Снайдерса. В составе этого собрания Эрмитаж приобрел шедевры других школ - "Святое семейство" и "Моисей, иссекающий воду из скалы" Пуссена, "Непорочное зачатие" и "Поклонение пастухов" Мурильо, "Жертвоприношение Авраама" Рембрандта[21].
Коллекция графа Бодуэна была приобретена для Эрмитажа при содействии Мельхиора Гримма, комиссионера Екатерины II по художественным делам, состоявшего с ней в активной переписке в течение 20 лет. Рекомендуя коллекцию вниманию императрицы, Гримм подчеркивал, что она известна всем русским, приезжающим в Париж. Собрание, насчитывающее 119 первоклассных картин, преимущественно фламандской и голландской школ, было последним крупным пополнением Картинной галереи Эрмитажа в XVIII в. Оно включало девять картин Рембрандта, среди которых "Портрет старика", "Портрет старушки", "Портрет поэта Иеремиаса де Деккера", "Девушка, примеряющая серьги", а также полотна Ван Дейка, Остаде, Якоба ван Рейсдала и Тенирса Младшего[14].
Собрание Лайд Брауна, приобретенное Екатериной II в 1787 г., стало ядром эрмитажной коллекции памятников древней скульптуры. Джон Лайд Браун, директор Британского банка, член Лондонского общества антикваров, получивший у современников прозвище "виртуозо" (знаток изящного), посвятил всю свою жизнь созданию своей коллекции. В течение 40 лет английский банкир приобретал скульптуры у антикваров и археологов Италии, у владельцев итальянских палаццо. Вся коллекция (свыше 300 скульптур) поступила в Царское Село и украсила Грот в парке этой загородной резиденции императрицы, а также ее апартаменты в Екатерининском дворце[15].
Отдельные рельефы и мраморные надгробия были помещены в парке, в пирамиде, где находилась усыпальница комнатных собачек Екатерины II. Наиболее ценная часть коллекции Лайд-Брауна - скульптурные портреты, включающие, наряду с римскими, один ранний греческий портрет, так называемое изображение "Сервилия Ахалы"[15].
После вступления на престол Александра Первого коллекции продолжали поступать в галерею. Этому также поспособствовало вступление русских войск в Париж в 1815 г., которое ознаменовалось приобретением собрания, обогатившего Эрмитаж рядом первоклассных произведений из галереи Мальмезонского дворца. Этот загородный дворец, купленный Жозефиной Богарне вскоре после ее свадьбы с Наполеоном, был любимой резиденцией императора. Там Жозефина собрала замечательную коллекцию живописи и скульптуры. Часть произведений относилась к числу трофеев Наполеона, преподнесенных им в дар супруге. После кончины владелицы дворца в 1814 г. Александр I покупает 38 картин у наследников - Гортензии и Евгения Богарне. Бoльшая их часть происходила из знаменитой в Европе Картинной галереи в Касселе (Германия) и была захвачена французской армией в ходе военных действий. К наиболее ценным приобретениям Эрмитажа относятся "Святое семейство" Андреа дель Сарто, две одноименные картины "Снятие с креста" кисти Рембрандта и Рубенса, серия полотен Клода Лоррена, посвященная времени суток, "Бокал лимонада" Терборха, "Завтрак" "Метсю, "Ферма" Поттера. Собрание Эрмитажа обогатилось работами итальянской, голландской, фламандской школ. Большое значение для Эрмитажа имело приобретение четырех статуй Кановы: "Геба", "Парис", "Танцовщица" и "Психея и Амур"[21].
Спустя 25 лет, в 1850 г. в Венеции была приобретены картины из дворца Барбариго, где в конце XVI в. умер Тициан. Эта коллекция была собрана в XVI в. О полотнах Тициана, хранившихся в ней, с восхищением писал ренессансный историк Карло Ридольфи в своем труде "Чудеса искусства". Ко времени этой покупки в собрании Эрмитажа уже были три картины великого венецианца: "Даная" и "Портрет молодой женщины" (коллекция Кроза, 1772), "Бегство в Египет" (коллекция Брюля, 1769). К ним прибавились еще пять работ, среди которых шедевры - "Кающаяся Мария Магдалина" и "Святой Себастьян"[11].
А собрание археолога-любителя маркиза Кампаны, приобретенное в 1861 г. в Италии, чрезвычайно обогатило античные коллекции Эрмитажа. Папское правительство предоставило особые права директору Эрмитажа С.А. Гедеонову, который отобрал из собрания свыше 500 ваз, около 200 бронз, многочисленные мраморные скульптуры. Большая часть коллекции Кампаны была приобретена правительством Франции. Античные скульптурные портреты, статуи девяти муз, огромная статуя Юпитера, рельеф с изображением гибели Ниобид стали украшением Эрмитажа. Собрание музея пополнилось интереснейшими этрусскими памятниками, италийскими и аттическими вазами и бронзами, в том числе знаменитой "Царицей ваз". Вместе с древностями были куплены фрески, выполненные учениками Рафаэля. Они украшали одну из вилл на Палатинском холме в Риме[15].
Немного спустя,1 ноября 1864 г. герцог Литта, владевший в Милане фамильной картинной галереей, обратился в Эрмитаж с предложением ее продать. Посылая перечень 44 картин, предложенных к покупке, он просил приехать представителя музея в Милан, чтобы на месте договориться о продаже[11].
Выехавший на место С.А. Гедеонов, директор Императорского Эрмитажа, отобрал из состава галереи четыре картины за 100 тысяч франков. Самая ценная среди них -"Мадонна с Младенцем" Леонардо да Винчи, называющаяся с тех пор "Мадонна Литта". И 12 января 1865 г. покупка состоялась[9].
В 1869 г. граф Конестабиле, владелец старинной итальянской галереи, обратился к графу Г.С. Строганову, известному коллекционеру, жившему в Риме, с предложением о покупке для Эрмитажа его галереи. Хранившуюся в этом собрании картину Рафаэля "Мадонна с Младенцем" пожелала приобрести императрица Мария Александровна. С.А. Гедеонов, директор Императорского Эрмитажа, был командирован во Флоренцию и, несмотря на первоначальный отказ владельца от предложенной ему цены, сумел в 1870 г. купить этот шедевр за 310 тысяч франков. Эта продажа вызвала сильное возмущение в Италии, но в распоряжении итальянского правительства не имелось свободных средств для приобретения картины. Ставшая собственностью императрицы, она выставлялась в Эрмитаже, а в 1880 г., по завещанию, перешла в Императорский Эрмитаж[11].
Информация о работе История создания и современная деятельность Государственного Эрмитажа