Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 16:52, реферат
Актуальность
Актуальность исследования обусловлена тем, что сегодня музей является самым значительным музеем России, что подталкивает на изучение его истории. За долгие годы своей истории музей достиг таких высот, как и многие лучшие музеи мира. Музей привлекает к себе своей историей и коллекциями, которые находится в его фондах. Как сегодня, так и в будущем актуальность изучения исторического процесса не будет угасать.
В настоящее время важно иметь грамотную характеристику музея, как внутри страны, так и на международной арене. Этим самым исследованием музей обретает и укрепляет свой имидж, а благоприятный имидж¬ – залог развития и процветания организации и ее успеха в конкурентной борьбе. Это напрямую относится и к Государственному Эрмитажу.
Введение…………………………………………………………………………...........3
Глава 1. История создания Государственного Эрмитажа…………………………….
1.1. Государственный Эрмитаж на начальном этапе создания в XVIII - XIX вв………………………………………………………………………………….7
1.2 . Музейные фонды Государственного Эрмитажа в XVIII- XIX вв.……………………………………………………………………… ………...11
Вывод...………………………………………………………………………….18
Глава 2. Государственный Эрмитаж на современном этапе……………………...…..
2.1. Государственный Эрмитаж в XX-XXI вв..…………………………….19
2.2 Коллекции Государственного Эрмитажа в XX-XXI вв…………………24
Вывод..…………………………………………………………………………31
Заключение ……………………………………………………………………………34
Список источников и литературы………………….………………………………..36
Параллельно с процессом обогащения Государственного Эрмитажа шел печальный процесс разорения его коллекций. Новые политические реальности внутри России требовали больших изменений, направленных, в частности, и на уменьшение роли Петербурга-Петрограда, символа самодержавия. Вернувшая себе столичный статус Москва должна была иметь и свой "Эрмитаж". Эта судьба была уготована московскому Музею изящных искусств Александра . Оба музея вели длительные, полные драматических коллизий переговоры о выделении Эрмитажем большого числа картин для Москвы. Требования московской комиссии подчас были непомерны и нажим с ее стороны очень силен. 28 ноября 1927 г. было подписано окончательное соглашение, по которому в Москву передавалось около 500 картин, среди которых "Турок" и "Портрет старушки" Рембрандта; "Тайная вечеря", "Мадонна", "Святой Франциск", "Портрет инфанта Фердинанда" Рубенса; "Портрет Воувера" и "Портрет Антония Триста" Ван Дейка; "Голова мальчика" Халса; "Похищение Европы" Лоррена; "Великодушие Сципиона" Пуссена; "Воскресение Христа" Веронезе и многие другие[20].
Однако в начале 1930-х гг. были произведены дополнительные выдачи - около 70-ти великолепных картин. При этом были разъединены знаменитые "пары": "Диана" и "Минерва" Веронезе; "Битва израильтян с амалекитянами" и "Битва Иисуса Навина с аморреями" (ГМИИ) Пуссена и ряд других, в том числе парные портреты[3].
В 1920-е гг. в Государственном Эрмитаже происходили позитивные процессы, связанные с увеличением коллекций музея. В это время шла национализация художественных памятников, принадлежавших правящему классу царской России, лишенному революцией всего имущества, - значительную часть вещей из которого доставляли в Эрмитаж. В музей поступали некоторые художественные произведения из императорских дворцов. В музей влилась не имеющая себе равных коллекция византийских и поствизантийских икон, византийских монет, древних документов, в том числе и восточных (египетские папирусы, клинописные таблички Междуречья), собранная выдающимся русским ученым Н.П. Лихачевым. Событием для музея стала передача из Археологического общества коллекции его председателя графа А.А. Бобринского - общепризнанные шедевры средневековой мусульманской бронзы. В 1922 г. в Эрмитаж была переведена Кушелевская галерея. Из Русского музея передавались коллекции, не соответствовавшие его специализации, среди которых - комплекс находок экспедиции П.К. Козлова из мертвого города Хара-Хото. Эрмитаж становился музеем мировой культуры[6].
1930-е гг. были тяжелым
периодом в истории Картинной
галереи. Эрмитаж стал главным
источником добычи денег для
обеспечения общей
Начиная с 1932 г., чтобы поддержать престиж союзных республик, сотни картин и памятников прикладного искусства передавались из Эрмитажа в картинные галереи и музеи Украины, Белоруссии, Кавказа, а также самой России[9].
Крупнейшим событием в жизни Эрмитажа была передача в 1948 г. 316 картин из московского Музея нового западноевропейского искусства, закрытого еще до войны. Коллекции музея были поделены между Эрмитажем и Музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве (ГМИИ). В основном это были вещи из собраний двух крупнейших московских коллекционеров - Сергея Щукина и Ивана Морозова[5].
Позже создание экспозиции "Зимний дворец Петра I"познакомило многих с уникальным архитектурно-мемориальным памятником первой четверти ХVIII в[8].
Затем создание новой выставки картин французских художников XIX - начала XX вв. из частных собраний Германии стала одним из крупнейших культурно-художественных событий конца XX в. 74 произведения представили широкую панораму французской живописи более чем за 100 лет, начиная с пейзажа Камиля Коро "Скалы" и завершая полотном "Балерина" Анри Матисса. Наряду с работами художников середины XIX в. - Эжена Делакруа, Оноре Домье, Гюстава Курбе, Анри Фантен-Латура - были показаны произведения выдающихся мастеров второй половины XIX столетия - Эдуарда Мане, Камиля Писсарро, Альфреда Сислея, Поля Синьяка, Жоржа Сера и Эдуарда Вюйара. В экспозиции можно было увидеть картину "Площадь Согласия (Виконт Лепик с дочерьми, переходящий площадь Согласия)", написанную Эдуардом Дега в 1875 г. и считавшуюся утраченной; никогда ранее не выставлявшуюся картину Огюста Ренуара "В саду" (1885); а также одно из последних полотен Винсента Ван Гога "Белый дом ночью" (1890). Особое внимание публики привлекали произведения конца XIX - начала XX в.: "Женщина с зонтиком (Глухая Берта в саду г-на Фореста)" Анри де Тулуз-Лотрека, "Обнаженная с поднятой рукой" Жоржа Руо, одна из лучших картин молодого Пабло Пикассо "Абсент"[11].
К выставке был выпущен научный каталог в нескольких языковых версиях. Автор каталога - доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник музея А.К. Костеневич[9].
Выставка пользовалась неослабевающим успехом в течение всего времени ее не только у посетителей из России, но также из стран СНГ, Европы, Азии и Америки[11].
В настоящее время часть этих произведений экспонируется в залах 143-146 Зимнего дворца[17].
В 1997 г. в Эрмитаже состоялась выставка, на которой после реставрации была показана картина Рембрандта "Даная" - одно из самых знаменитых полотен в собрании Государственного Эрмитажа[2].
Экспозиция "Французское искусство XX века. Пьер Боннар и Морис Дени", расположенная в комнатах бывшего Министерства финансов, представляет работы французских живописцев группы "наби" - Мориса Дени, Пьера Боннара и Феликса Валлоттона. Важно отметить, что из-за больших размеров декоративные живописные ансамбли Мориса Дени ("История Психеи") и Пьера Боннара (триптих "У Средиземного моря") не экспонировались ранее на постоянной выставке французского искусства конца XIX - начала XX в. в Эрмитаже и лишь изредка демонстрировались на временных выставках [21].
Открытие экспозиции "Под знаком орла. Стиль ампир" была посвящена художественному стилю эпохи наполеоновских войн - стилю империи во Франции и александровскому классицизму в России. На этой выставке, разместившейся в десяти помещениях бывшей квартиры министра иностранных дел графа Нессельроде, представлено более 600 произведений живописи, графики, а также декоративно-прикладного искусства - художественная мебель, бронза, фарфор, парадный костюм[20].
В 2002 г.произошло большое событие, в коллекцию Государственного Эрмитажа была включена картина Казимира Севериновича Малевича "Черный квадрат"- одно из самых известных произведений русского искусства XX в[17].
В 2006 г. исполнялось 400 лет со дня рождения Рембрандта. В связи с этим событием в Государственном Эрмитаже прошел ряд мероприятий, посвященных художнику. Год Рембрандта начался выставкой "Офорты Рембрандта из коллекции Д. А. Ровинского в собрании Государственного Эрмитажа", проходившей с 17 марта по 11 июня 2006 г. На ней впервые в полном объеме экспонировалось самое большое в России и одно из самых полных в мире собраний офортов Рембрандта и его школы (968 листов), переданное Эрмитажу в 1897 г. по завещанию Д.А. Ровинского [12].
Другое событие, приуроченное к юбилею - выставка "Виллем де Кунинг. Поздняя живопись". С 4 июля по 24 сентября 2006 г. зрители могли увидеть живописные произведения знаменитого американского художника, голландца по происхождению. На экспозиции было представлено более 20 полотен де Кунинга, многие из которых в настоящее время находятся в частных собраниях[12].
А 20 октября 2006 г. открылась выставка "Вкус коллекционера. Голландская и фламандская живопись XVI-XVII веков из собрания П.П. Семенова-Тян-Шанского". В экспозицию вошло более 120 произведений из коллекций Государственного Эрмитажа, Государственного Русского музея (Санкт-Петербург) и Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (Москва)[12].
Особой программой Эрмитаж отметил день рождения Рембрандта - 15 июля. В этот день музей работал до 21 часа, предоставив посетителям возможность познакомиться со всеми временными и постоянными экспозициями, посвященными художнику[12].
А на ежегодной конференции, посвященной памяти выдающегося ученого Владимира Левинсона-Лессинга, рассматривались различные аспекты изучения творчества Рембрандта. В чтениях приняли участие сотрудники Государственного Эрмитажа, Центрального государственного архива литературы и искусства (Санкт-Петербург), Института всеобщей истории Российской академии наук (Москва) и Европейского университета (Санкт-Петербург). На конференции состоялось первое публичное чтение неизданной драматической новеллы А.С. Кочеткова (1900-1953) о Рембрандте "Голова Гомера"[2].
На протяжении всего 2006 г. в Эрмитаже проводились лекции для широкой публики, в которых освещались разные аспекты жизни и творчества Рембрандта.[]
Позже выставка открылась "Прадо в Эрмитаже" –это одно из самых значимых событий Года Испании в России и России в Испании. С 26 февраля по 29 мая 2011 года в Николаевском зале Зимнего дворца было представлено шестьдесят шесть произведений живописи XV-XIX веков из знаменитого мадридского музея, - это самая большая и представительная экспозиция из Прадо, когда бы то ни было организованная за пределами Испании[6].
Вывод
Современный Государственный Эрмитаж представляет собой сложный музейный комплекс. Основная экспозиционная часть музея занимает пять зданий, расположенных вдоль набережной реки Невы в центре Санкт-Петербурга, главным из которых принято считать Зимний дворец.
На сегодняшний день коллекция музея насчитывает около трёх миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры, начиная с каменного века и до нашего столетия. Экспозиция музея показывает развитие мирового искусства с каменного века до конца XX столетия. Большое значение имеет собрание первобытного искусства и археологических культур с территории бывшего СССР, особенно богатейшая в мире коллекция т. н. скифского золота, уникальные находки из курганов Пазырыка, памятники других культур Великой Степи. Представлены так называемые «палеолитические Венеры» из села Костенки, многочисленные образцы керамики, брлиты с петроглифами. Нет необходимости доказывать, что значение Эрмитажа велико. Однако, необходимо рассмотреть, в чем именно заключается его значение.
Прежде всего, это - богатство коллекций Эрмитажа. В Эрмитаже сосредоточены произведения различного происхождения. Этим одним в музей вносятся новые измерения, рождается потребность мыслить категориями мирового искусства.
Видеть рядом произведения разных стран и времен – это уже значит быть свидетелем, как соревновались на олимпиаде искусств народы мира. Это толкает мысль на сравнение, рождает догадки об общих закономерностях развития мирового искусства.
Многообразие коллекций наглядно показывает, сколь сложны, не похожи друг на друга могут быть пути развития человеческой культуры. Огромный хронологический диапазон эрмитажных коллекций, возможности сопоставления творений, создававшихся в разных странах, помогают человеку ощутить движение истории и осознать себя в ее потоке, подводят к пониманию культуры и искусства сегодняшнего дня.
Не покидая пределы Эрмитажа, пользуясь только его памятниками, можно наглядно представить себе всю художественную историю человечества, начиная с древнего каменного века и до наших дней.
В настоящее время на наших глазах происходят пересмотр и переоценка тех взглядов на историю мирового искусства, многие из которых несколько десятков лет назад считались аксиомами. Горизонты современной истории искусства все более расширяются, европейское преобладание все более сдает свои позиции. Эрмитаж со своими богатствами сможет и должен сыграть в этом деле большую, активную роль. Перед ним открывается обширное поле деятельности, на котором выступают все преимущества нового понимания и истолкования искусства.
Велико значение Эрмитажа как научно-исследовательского центра. Такая работа представляется чрезвычайно важной, особенно в настоящее время. Так, в руках работников Эрмитажа находится все для того, чтобы пролить свет на важнейший раздел мирового искусства, который до сих пор является «белым пятном», - на искусство народов, проживающих на территории нашей страны. Чтобы выявить вклад русского народа в мировую культуру, нужно провести еще много исследовательской и, что очень важно, просветительской работы. «Необходимо избавиться от предубеждений, мешающих признать Андрея Рублева таким же великим художником, как Рафаэль». Сейчас, когда изучение древнерусского искусства несколько недооценивается, нельзя не радоваться тому, что Эрмитаж включил русскую культуру в свою программу. Где же, как не в Эрмитаже, может быть наглядно показано и национальное своеобразие русского искусства и его место в мировом искусстве?
Очень важным является то, что
музей не стоит на месте – он постоянно
совершенствует, расширяет свои экспозиции.
В прошлом он был школой западноевропейского
вкуса. Теперь он стал музеем евразийского
мира. Не за горами время, когда потребуется
включить в его программу и огромный мир
Африки, чтобы познакомить зрителей с
искусством негров и народов Африки. Ведь
отсутствие знаний о культуре не означает
отсутствия самой культуры. Повышает мировую
значимость Эрмитажа и его просветительская
работа. Ежегодно более 3-х с половиной
миллионов посетителей музея знакомятся
с высокими достижениями духовной культуры
человечества, получая радость от общения
с творениями мастеров прошлого. Занятия
для детей, экскурсии для взрослых, группы
для иностранцев, лекции, читаемые в лекториях
музея, на предприятиях Санкт-Петербурга,
в других городах и даже странах, помогают
людям приобщиться к миру прекрасного.
Пропаганда искусства в музее – это не
только отдача накопленных ценностей,
раздача их страждущим искусства. Это
общение музея с тем, что в мире самое живое,
- с человеком. Очень важно , какими глазами
посетители Эрмитажа смотрят на его богатства.
Это должны быть глаза не любопытствующие,
а глаза знающие. Наверное, исходя из этого,
можно сформулировать основную цель существования
музея, - помочь людям вступить в мир искусства
не как его пассивный наблюдатель, а как
его полноправный участник.
Заключение
Информация о работе История создания и современная деятельность Государственного Эрмитажа