Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 16:13, реферат
Великая Отечественная война явилась трудным испытанием для Войск противовоздушной обороны страны. Вместе с тем она была одним из важнейших этапов в развитии их оперативного искусства и тактики. Основные тенденции в этом процессе определялись требованиями боевого опыта, ростом численности Войск ПВО страны и дальнейшим совершенствованием вооружения и техники ПВО. Приведенный выше материал позволяет сделать некоторые выводы по оперативно-стратегическому применению Войск противовоздушной обороны страны в Великой Отечественной войне, а также показать его значение для разработки коренных вопросов теории и дальнейшего совершенствования ПВО в послевоенный период.
На прикрытии коммуникаций действующей армии было занято в различные периоды войны от 10 до 34% истребительной авиации, от 13 до 33% зенитной артиллерии среднего калибра, от 25 до 55% зенитных орудий малого калибра и до 60% зенитных пулеметов ПВО страны. Количество сил и средств, выделяемых для выполнения этой задачи, в ходе Великой Отечественной войны непрерывно возрастало, достигнув наивысшего уровня во время широко развернувшегося стратегического наступления Советской Армии к осени 1944 г. В это время на защите коммуникаций находились до 50% всей зенитной артиллерии и зенитных пулеметов, все зенитные бронепоезда и до 34% истребительной авиации.
Ставка Верховного Главнокомандования, уделяя большое внимание надежной защите от ударов с воздуха коммуникаций действующей армии, при решении на проведение той или иной крупной операции ставила конкретные задачи Войскам ПВО страны по прикрытию этих объектов, а в необходимых случаях производила соответствующую их перегруппировку. Так, по указанию Ставки к весне 1943 г. для обороны коммуникаций на Курской дуге была сосредоточена значительная группировка сил и средств ПВО страны: свыше 200 самолетов-истребителей, свыше 760 зенитных орудий, около 560 зенитных пулеметов, 125 зенитных прожекторов и другие средства. А для прикрытия переправ через Днепр в районе Киева осенью 1943 г. здесь имелось 150 истребителей, свыше 350 зенитных артиллерийских орудий, 72 крупнокалиберных зенитных пулемета и другие средства Киевского корпусного района ПВО.
Войска ПВО страны во взаимодействии с авиацией ВВС и ПВО фронтов успешно выполнили поставленные задачи по защите с воздуха коммуникаций действующей армии. За время войны немецко-фашистская авиация произвела свыше 20 000 налетов на железнодорожные объекты, но только в 3950 случаях противнику удалось нарушить на какое-то время железнодорожное движение. Важно отметить, что в ходе войны значительно повысилась эффективность прикрытия наших коммуникаций.
Это видно, например, из того, что в ходе войны немецко-фашистская авиация оказалась вынужденной перейти от дневных налетов к ночным. Если в 1941 г. число ночных налетов на железнодорожные объекты составляло 9,5% от общего числа налетов, то в 1944 г. удельный вес ночных налетов возрос до 85%.
Третьей задачей Войск ПВО страны являлась противовоздушная оборона ряда важнейших промышленных районов и объектов, таких, например, как Ярославский, Горьковский, Донбасский и Днепропетровский промышленные районы, крупные электростанции и др. На выполнение этой задачи выделялось до 20% истребительной авиация и до 25% зенитной артиллерии.
Созданная в ходе войны система противовоздушной обороны важнейших промышленных районов Советского Союза в целом обеспечила их защиту от ударов с воздуха. Немецко-фашистская авиация не смогла добиться существенных результатов при налетах на объекты указанных районов. Например, в 1941 г. промышленность юга нашей страны продолжала бесперебойно работать до момента эвакуации ее в восточные районы. В то же время германские ВВС понесли значительные потери. Однако в отдельных случаях противнику удавалось все же нанести некоторый ущерб крупным предприятиям и вызвать перебои в их работе, как это имело место при налетах на Горький летом 1943 г.
Четвертая задача Войск ПВО страны заключалась в прикрытии ряда разнообразных отдельных объектов как в глубине территории СССР, так и в прифронтовых районах. Сюда входило следующее: оборона важнейших военных складов и баз; прикрытие аэродромов дальней авиации; оборона отдельных пунктов и объектов в прифронтовой зоне, которые приобретали в тот или иной период важное значение (например, районов развертывания и сосредоточения стратегических резервов, пунктов выгрузки войск и т. д.).
Кроме выполнения этих задач, Войска
ПВО страны широко привлекались Ставкой
ВГК и для участия в оборонител
Круг задач, стоявших перед Войсками ПВО страны в годы минувшей войны, был бы неполным, если не указать на то, что на них возлагалось также обеспечение противовоздушной обороны важных специальных мероприятий, которые требовали высокой оперативности командования и большой затраты сил. Так, например, в связи с проведением Ялтинской конференции глав правительств Советского Союза, США и Англии для ПВО южного берега Крыма в конце 1944 г. — начале 1945 г. были задействованы значительные силы Войск ПВО страны и создано командование оперативной группы ПВО Крыма. В ходе войны Войска ПВО страны нередко выполняли задачи по обеспечению прикрытия с воздуха передвижения на большие расстояния особо важных поездов и эшелонов. В условиях реальной угрозы применения фашистской Германией беспилотных средств на советско-германском фронте во второй половине 1944 г. крупные силы Ленинградской и Особой Московской армий ПВО были привлечены для создания специальной системы по уничтожению самолетов-снарядов на дальних подступах Москвы и Ленинграда.
Особенности оперативно-стратегического применения Войск противовоздушной обороны страны и распределение их усилий в важнейших стратегических операциях и кампаниях Великой Отечественной войны зависели от многих объективных факторов, среди которых определяющее значение имели такие, как задачи Войск ПВО страны, условия общей оперативно-стратегической обстановки на советско-германском фронте, характер действий немецко-фашистской авиации и уровень технической оснащенности частей и соединений ПВО.
Такое использование Войск ПВО страны было обусловлено, во-первых, тем, что фашистская Германия в войне против СССР, особенно после Курской битвы, использовала свою авиацию почти исключительно для действий на поле боя и в прифронтовой зоне, поэтому значительные силы Войск ПВО страны были сконцентрированы на обороне коммуникаций и других ключевых объектов действующей армии; во-вторых, оперативные объединения сухопутных войск Советской Армии не имели в своем составе достаточного количества сил и средств ПВО для одновременной эффективной защиты от воздушного нападения противника боевых порядков войск и всех важнейших объектов фронтового тыла.
Другая важнейшая особенность применения Войск ПВО страны в Великой Отечественной войне — переход от пунктовой к зональной системе ПВО, что нашло свое выражение в планировании боевого использования крупных сил и средств ПВО по единому замыслу для надежной защиты ключевых стратегических районов; образовании оперативно-стратегических (фронтов) и оперативных (армий) объединений ПВО, командование которых было способно обеспечить централизованное управление подчиненными войсками; широком маневре силами ПВО, особенно истребительной авиацией, для прикрытия обширных районов (зон) и целых направлений; организации непрерывного взаимодействия между фронтами (армиями) ПВО и объединениями других видов вооруженных сил в интересах наиболее полного решения задач противовоздушной обороны страны.
В годы Великой Отечественной войны непрерывно возрастало значение централизованного управления. Уже в начальный период войны стало очевидным, что противовоздушная оборона страны является важной стратегической задачей, которая не могла успешно решаться разрозненными силами и средствами, находящимися в подчинении различных командных инстанций. Поэтому на протяжении всей войны Государственный Комитет Обороны и Ставка ВГК неоднократно осуществляли необходимые организационные мероприятия по совершенствованию централизованного руководства противовоздушной обороной. Результатом принятых мер явилось выделение Войск ПВО страны в самостоятельную часть Советских Вооруженных Сил и создание фронтов и армий.
Высокая боеготовность сил ПВО в годы минувшей войны стала важнейшим элементом оперативного искусства Войск ПВО страны. Она охватывала все стороны жизни войск, занимала центральное место в работе командиров, политорганов, партийных организаций, всего личного состава. Сердцевиной боевой готовности Войск ПВО страны являлось боевое дежурство. Дежурные силы ПВО страны независимо от рода войск были призваны в любой момент без всякого промедления отразить нападение воздушного противника. В ходе войны Войска ПВО страны стали войсками постоянной боевой готовности.
Конкретно применение Войск ПВО страны в той или иной кампании Великой Отечественной войны определялось, как уже было отмечено, складывавшейся общей оперативно-стратегической обстановкой на советско-германском фронте. В первый и частично во второй периоды Великой Отечественной войны, когда Советская Армия вела стратегическую оборону, Войска ПВО страны участвовали во всех оборонительных операциях.
Главная задача частей и соединений Войск ПВО страны в ходе оборонительных операций заключалась в защите коммуникаций и баз снабжения действующей армии, а также основных группировок войск фронтов. В ряде случаев они принимали участие в борьбе с пехотой и танками наступавшего противника. Многие центры, прикрываемые Войсками ПВО страны, оказывались в прифронтовой зоне или даже на линии фронта. В этих условиях части и соединения ПВО страны являлись дополнительной силой в руках командования, организовавшего оборону на данном направлении, и играли важную роль в достижении общих целей оборонительных операций.
Ведя наступление на тот или иной крупный центр, противник силами своей авиации не только подвергал интенсивному воздействию с воздуха боевые порядки оборонявшихся советских войск, но и обрушивал удары на сам город и подводящие к нему коммуникации. Войскам ПВО страны приходилось вести напряженные боевые действия по отражению воздушных налетов на город и одновременно по защите оборонявшихся войск и их тыловых объектов. В этих условиях противовоздушная оборона города становилась неразрывной частью оборонительных операций. Так было под Киевом, Ленинградом, Одессой, Ростовом, Воронежем и др.
Войска ПВО страны привлекались к обороне прифронтовых коммуникаций, бесперебойная работа которых имела исключительное значение для перегруппировок и маневра оборонявшихся войск, а также снабжения их всем необходимым для ведения сражений и боев.
Основные усилия Войск ПВО страны сосредоточивались на прикрытии объектов железнодорожного транспорта, который составлял костяк всей системы коммуникаций действующей армии на театре военных действий. Однако на отдельных направлениях в системе прифронтовых коммуникаций стратегическое значение могли иметь и другие объекты. Так, для защиты блокированного Ленинграда жизненно важной являлась трасса через Ладожское озеро («Дорога жизни»), прикрытие которой от ударов воздушного противника осуществлялось Войсками ПВО страны. Успешно выполнив эту задачу, они тем самым помогли обеспечить доставку важных грузов, пополнения и продовольствия войскам Ленинградского и Волховского фронтов и населению города. А это в свою очередь имело важнейшее значение в достижении целей обороны наших войск.
Во второй и третий периоды войны количество сил и средств ПВО во фронтах значительно увеличилось, однако в ряде оборонительных операций для прикрытия группировок сухопутных войск и объектов тыла продолжали привлекать часть сил Войск ПВО страны. Так, в Балатонской оборонительной операции (март 1945 г.; 3-го Украинского фронта прикрытие войск и тыловых объектов осуществлялось на основе единого плана ПВО фронта зенитной артиллерией 9-го корпуса ПВО и фронта в тесном взаимодействии с фронтовой истребительной авиацией{246}. При этом 4 зенитно-артиллерийских полка 9-го корпуса ПВО были включены в состав фронтовой зенитно-артиллерийской группы, 3 из них использовались для обороны переправ через Дунай, 1 — для прикрытия аэродромов 17-й воздушной армии.
Опыт применения Войск ПВО страны в оборонительных операциях Великой Отечественной войны показал, что при совместной обороне важнейших стратегических объектов и районов необходимо тщательно согласовывать боевые действия Войск ПВО страны с объединениями Сухопутных войск и других видов вооруженных сил. С этой целью в ряде случаев оказалось целесообразным отдельные соединения и объединения ПВО страны, на определенное время подчинить общевойсковому командованию. Например, Ленинградская армия ПВО в течение длительного времени находилась в подчинении командования Ленинградского фронта, а Сталинградский корпусной район ПВО в 1942 г. был передан в оперативное подчинение командующему Сталинградским фронтом. Во всех случаях необходимо было согласовывать вопросы организации единой системы службы ВНОС, совместных действий истребительной авиации и зенитной артиллерии ПВО страны и фронтов при отражении налетов вражеской авиации, распределения боевых задач при совместной борьбе войск фронта и Войск ПВО страны с танками и пехотой противника и др. Наиболее успешными действия Войск ПВО страны были тогда, когда подготовка их к решению задач в интересах Сухопутных войск и отработка вопросов взаимодействия проводились заблаговременно.
При подготовке и в ходе наступательных операций Великой Отечественной войны Войска противовоздушной обороны страны в интересах успешных действий объединений других видов вооруженных сил выполняли широкий круг задач, среди которых наиболее важными были: прикрытие коммуникаций, объектов тыла и основных группировок действующей армии; участие в борьбе с наземными войсками противника и в воздушной блокаде его окруженных группировок; наращивание системы ПВО на театрах военных действий в процессе наступления.
Как известно, подготовка и ход наступательных операций были связаны с крупными перегруппировками войск, с подвозом боевой техники, боеприпасов, горючего, продовольствия и других материальных средств. Своевременность и успешное проведение этого во многом [229] зависели от бесперебойной работы коммуникаций действующей армии, особенно железных дорог. Поэтому противовоздушная оборона прифронтовых путей сообщения имела весьма важное значение для подготовки и хода наступательных операций.
Противник учитывал это и ударами
с воздуха стремился
Первый опыт обороны прифронтовых коммуникаций в наступательных операциях Войска ПВО страны приобрели в период общего наступления Советской Армии зимой 1941–1942 гг. В ходе этого наступления войска Московского корпусного района ПВО и оперативно подчиненный ему 6-й истребительный авиационный корпус прикрывали не только важнейшие группировки войск Калининского и Западного фронтов, но и объекты прифронтовых железных и шоссейных дорог.
В ходе войны количество сил и средств Войск ПВО страны, привлекавшихся для обороны коммуникаций действующей армии, постоянно возрастало. С начала 1942 г. по октябрь 1944 г. количество зенитной артиллерии среднего калибра на прикрытии прифронтовых железных дорог увеличилось в 5 раз, зенитной артиллерии малого калибра — в 22 раза, крупнокалиберных зенитных пулеметов — в 16 раз, прожекторных установок — в 18 раз Увеличение количества сил и средств ПВО обеспечило непрерывный рост эффективности защиты коммуникаций.
Среди многих задач, которые выполнялись Войсками ПВО страны по обороне коммуникаций действующей армии в ходе наступательных операций, важное значение имело прикрытие переправ через крупные водные преграды в прифронтовой полосе: через Днепр у Киева (осень 1943 г. — весна 1944 г.) и Днепропетровска (осень 1943 г.), через Керченский пролив (весна 1944 г.), через Вислу (январь 1945 г.), через Одер на Берлинском направлении (1945 г.), через Дунай (1945 г.) и др. Для [230] выполнения этой задачи во всех указанных случаях привлекались значительные силы и средства ПВО. Так, в апреле 1945 г. для защиты переправ через Одер только в полосе 1-го Белорусского фронта были задействованы 530 зенитных артиллерийских орудий и 237 зенитных крупнокалиберных пулеметов 5-го корпуса ПВО и 148-я истребительная авиационная дивизия ПВО{248}.
Информация о работе Из опыта применения войск ПВО страны в Великой Отечественной войне