Из опыта применения войск ПВО страны в Великой Отечественной войне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 16:13, реферат

Описание работы

Великая Отечественная война явилась трудным испытанием для Войск противовоздушной обороны страны. Вместе с тем она была одним из важнейших этапов в развитии их оперативного искусства и тактики. Основные тенденции в этом процессе определялись требованиями боевого опыта, ростом численности Войск ПВО страны и дальнейшим совершенствованием вооружения и техники ПВО. Приведенный выше материал позволяет сделать некоторые выводы по оперативно-стратегическому применению Войск противовоздушной обороны страны в Великой Отечественной войне, а также показать его значение для разработки коренных вопросов теории и дальнейшего совершенствования ПВО в послевоенный период.

Файлы: 1 файл

Из опыта применения войск ПВО страны в Великой Отечественной войне.doc

— 199.00 Кб (Скачать файл)

 

Управление Войсками ПВО страны в годы Великой Отечественной  войны осуществлялось на основе смешанного принципа, когда до начала боевых действий (налетов вражеской авиации) оно было централизованным, а в ходе их отражения в рамках общего замысла и плана противовоздушной обороны соединения (объединения) ПВО допускались самостоятельные действия командиров частей и соединений родов войск ПВО.

 

Принцип централизации управления Войсками ПВО страны в годы Великой  Отечественной войны наиболее ярко проявился в оперативном планировании противовоздушной обороны объектов в границах объединений и соединений ПВО.

 

Оперативное планирование обороны  объектов выполнялось командованием  фронтов ПВО в соответствии с  указаниями Ставки ВГК и директивами  Генерального штаба, а в границах соединений ПВО — командованием  этих соединений на основе указаний командующих фронтов ПВО. Оно включало мероприятия по организации обороны и разработку оперативного плана противовоздушной обороны объектов. В отдельных случаях приходилось разрабатывать специальные оперативные планы противовоздушной обороны, предназначенные для организации боевых действий войск данного объединения (соединений) ПВО при выполнении особых задач. Так, в августе 1944 г. командованием Северного фронта ПВО совместно со штабами Особой Московской и Ленинградской армий ПВО были разработаны планы борьбы с самолетами-снарядами. В январе 1945 г. командование Юго-Западного фронта ПВО в связи с проведением Крымской конференции глав правительств СССР, США и Великобритании составило план противовоздушной обороны южной части Крыма.

 

Принципиальные особенности организационной структуры и работы органов управления Войск ПВО страны в ходе войны вытекали из сложности управления в процессе отражения воздушных налетов противника. Исключительно острый дефицит времени в противовоздушных [252] боях и сражениях выдвигал На первый план проблему располагаемого и требуемого времени для управления силами и средствами ПВО. Поэтому организационная структура и органы управления ПВО страны должны были обеспечивать быструю реакцию на все изменения воздушной обстановки и достаточное время на управление.

 

Боевой опыт показал, что степень  централизации управления Войсками ПВО страны тесно связана с  распределением задач, выполняемых  органами управления различных инстанций  в ходе отражения воздушных налетов. В условиях высокой динамичности боев и сражений с воздушным противником весьма важно было исходить из оптимального распределения функций управления между различными инстанциями, учитывать, чтобы каждая решала только те функции, которые не могут быть успешно решены другими.

 

Принципиальная схема управления Войсками ПВО страны в годы Великой Отечественной войны была следующей. Общее руководство войсками при отражении налетов осуществлялось централизованно с командного пункта командующего объединением (командира соединения) ПВО. Непосредственное управление частями (подразделениями) зенитной артиллерии возлагалось на их командиров, которым предоставлялась широкая инициатива в принятии решений на ведение боевых действий в рамках общего замысла обороны объектов и в соответствии со складывающейся обстановкой. Управление истребительной авиацией осуществляли командиры истребительных авиационных корпусов и дивизий со своих командных пунктов.

 

Деятельность командных инстанций  Войск ПВО страны по такому принципу в годы минувшей войны дала возможность  исключить дублирование функций между ними, обеспечить достаточно гибкую и устойчивую работу всей системы управления, уменьшить материальные затраты на ее создание и численность личного состава на обслуживание во всех звеньях, особенно на командных пунктах.

 

Одной из мер, которую осуществляло советское командование в целях  повышения мобильности управления войсками ПВО, было совмещение расположения командных пунктов: командные пункты истребительных авиационных корпусов и отдельных истребительных авиадивизий [253] располагались вместе с командными пунктами объединений и соединений ПВО. Это обеспечивало тесное и четкое взаимодействие родов войск в ходе отражения налетов воздушного противника. При совмещении КП командование авиацией могло своевременно получать наиболее полную информацию о воздушной обстановке, а командующие (командиры) объединений (соединений) ПВО имели возможность принимать оптимальное решение на разгром наиболее опасной группировки воздушного противника.

 

Таким образом, основными направлениями  совершенствования системы управления Войсками ПВО страны в годы минувшей войны были: сокращение времени, затрачиваемого штабами на организацию и планирование боевых действий; повышение оперативности управления за счет слаженности всех органов управления, особенно расчетов командных пунктов; совершенствование взаимодействия с войсками других видов вооруженных сил.

 

Командные пункты командующих войсками фронтов противовоздушной обороны (командиров соединений ПВО) обычно располагались  в районе главных объектов, чаще всего это были крупные промышленно-экономические и административные центры Советского Союза (Москва, Куйбышев и др.). Они оснащались таким оборудованием, которое должно было обеспечить наглядное и своевременное отображение обстановки и хода боевых действий подчиненных войск, а также производство необходимых оперативных расчетов для управления войсками. Для этих целей широко использовались различные схемы и планшеты: планшеты для отображения воздушной обстановки, схемы боевых порядков войск, планшеты наведения истребительной авиации, схемы заградительного огня зенитной артиллерии, планшеты данных радиолокационных станций обнаружения и др.

 

Основными элементами КП объединения  ПВО являлись: группа управления (оперативная  группа), главный пост ВНОС и узел связи. Группа управления предназначалась для подготовки командующему (командиру) всех необходимых данных для принятия решения и руководства боевой деятельностью войск. В состав этой группы, возглавлявшейся обычно начальником штаба, входили ограниченное число офицеров штаба и служб, а также сержанты и рядовые (планшетисты, связисты и др.).

 

Сокращенный состав боевого расчета  возглавлял дежурный заместитель командующего войсками объединения (командира соединения) ПВО. Он осуществлял управление войсками до прибытия на КП командующего (командира) и полного боевого расчета. Основные задачи расчета заключались в постоянной оценке воздушной обстановки, оповещении войск о воздушном противнике, информировании вышестоящих штабов и соседей о действиях воздушного противника и полетах своей истребительной авиации. В соответствии со складывающейся обстановкой дежурный заместитель командующего (командира) принимал необходимые решения и вводил для войск боевую готовность № 1. Кроме того, сокращенный состав боевого расчета следил за полетами своей авиации и за соблюдением ею установленного режима, контролировал работу связи КП, проверял состояние боевой готовности войск подчиненных соединений и их KП, собирал и обрабатывал все данные о боевых действиях своих войск и авиации противника за время дежурства.

 

В полный состав боевого расчета  КП командующего войсками объединения (командира соединения) ПВО входили: группа управления в составе начальника штаба, командующих родов войск, офицеров штаба объединения и  служб, расчет главного поста ВНОС и узла связи. Полный расчет был основным организатором подготовки и выполнения решений командующего (командира). Он изучал данные о воздушном противнике, производил анализ обстановки, доводил до войск команды и распоряжения, контролировал их выполнение, а также ход боевых действий войск, поддерживал связь с взаимодействующими соседями и обеспечивал взаимную информацию.

 

Командный пункт объединения ПВО  имел проводную и радиосвязь с  подчиненными соединениями, что повышало надежность управления. При воздушном налете командующий управлял войсками, прикрывающими главный объект, давал указания по более эффективному использованию средств ПВО других объектов, а также распоряжения на проведение маневра. Непосредственное управление частями, обороняющими другие центры, осуществлялось командирами соединений (частей) на местах. В отдельных случаях для управления группировками войск, находившимися на значительном удалении  от КП, создавались оперативные группы из офицеров штаба объединения ПВО.

 

На протяжении всей Великой Отечественной войны одной из актуальных проблем оперативного искусства Войск ПВО страны была организация взаимодействия, особенности которого зависели от условий оперативно-стратегической обстановки. Это объяснялось тем, что всю войну Войска ПВО страны выполняли свои задачи в тесном контакте с силами и средствами ПВО других видов вооруженных сил.

 

Следует отметить, что в начале Великой Отечественной войны  наиболее распространенным способом взаимодействия между Войсками ПВО страны и средствами ПВО других видов вооруженных сил являлось разграничение зон ответственности. Однако такой способ действий не всегда себя оправдывал. В начале Великой Отечественной войны при обороне объектов Мурманска взаимодействие между частями ПВО страны, флота и сухопутных войск было организовано путем разделения всего района на участки: порт должна была прикрывать истребительная авиация Северного флота; город — Войска ПВО страны; Тулом-ГЭС и Кола — истребительная авиация 14-й армии. Это привело к тому, что истребители одного «ведомства» вели бой с авиацией противника лишь в своем районе, а истребители другого «ведомства» ожидали, пока противник появится в их районе.

 

Чтобы устранить такое ненормальное положение, а также обеспечить персональную ответственность за надежную защиту объектов, советское командование приняло меры к тому, чтобы управление всей истребительной авиацией, оборонявшей Мурманск, сосредоточилось в руках командира 122-й истребительной авиационной дивизии, а последний оперативно подчинялся командующему Мурманским дивизионным районом ПВО.

 

Боевой опыт, особенно противовоздушной обороны Москвы, Ленинграда, Сталинграда  и коммуникаций на Курском выступе, показал, что при совместной обороне  важных районов и объектов взаимодействие между силами и средствами ПВО различных видов вооруженных  сил должно осуществляться на основе единого плана взаимодействия, разрабатываемого под руководством одного из штабов оперативно-стратегических объединений (обычно штаба фронта сухопутных войск).

 

По опыту кампаний 1944–1945 гг., наиболее благоприятные условия для организации взаимодействия между Войсками ПВО страны и ПВО других видов вооруженных аил создаются тогда, когда в оперативных границах фронта действует одно соединение (объединение) ПВО страны.

 

Управление частями и соединениями Войск ПВО страны, а также организация их взаимодействия в прифронтовой зоне имели ряд особенностей, которые определялись такими объективными факторами, как наличие большого числа объектов, разбросанных на огромной территории; близость расположения частей ПВО от переднего края; необходимость четкого согласования действий с войсковой ПВО и истребительной авиацией воздушных армий, осуществление широкого маневра в ходе операций сухопутных войск.

 

По этим причинам в годы войны  штабы соединений и объединений Войск ПВО страны широко практиковали выделение оперативных групп, которые управляли разобщенными группировками сил и средств ПВО.

 

Главной задачей оперативных групп, выделявшихся от штабов фронтов ПВО, являлось обеспечение тесного взаимодействия с войсковой ПВО и истребительной авиацией воздушных армий. Например, оперативные группы штабов Западного и Юго-Западного фронтов ПВО в период проведения Берлинской операции находились на своих командных пунктах в районах расположения командных пунктов командующих 1-м Белорусским и 1-м Украинским фронтами и поддерживали непрерывную связь с KП воздушных армий и заместителями командующих артиллерией этих фронтов по зенитной артиллерии.

 

Применение оперативных групп  соединений и объединений ПВО  в годы Великой Отечественной войны полностью себя оправдало и составило важный вклад в развитие оперативного искусства Войск ПВО страны. Опыт войны подтвердил необходимость и целесообразность такой формы управления Войсками ПВО страны, особенно в ходе наступательных операций.

 

Новой проблемой, которую успешно  разрешило оперативное искусство  Войск ПВО страны в ходе войны, явилось наращивание системы  противовоздушной обороны на театрах  военных действий в ходе стратегического  наступления. Боевой опыт показал, что  своевременное и эффективное наращивание сил в первую очередь зависело от мобильности маневрирования ими и от четкого взаимодействия средств ПВО всех видов вооруженных сил.

 

В целом  успешно была разрешена проблема маневра силами и средствами ПВО. Его успех во многом зависел от степени технической оснащенности соединений и частей ПВО. По своим целям и составу привлекаемых сил маневр Войск ПВО страны совершался в тактическом, оперативном или стратегическом масштабе. В зависимости от конкретных условий обстановки применялись следующие формы маневра: комбинированный, маневр резервными соединениями ПВО, перегруппировки сил из глубины и вдоль фронта.

 

Великая Отечественная  война была одним из важнейших  этапов в развитии оперативного искусства  Войск ПВО страны. Главные итоги этого развития заключаются в практической разработке основ организации и ведения противовоздушных операций; образовании фронтов противовоздушной обороны; разрешении проблемы наращивания системы ПВО на ТВД в ходе стратегического наступления; организации управления войсками ПВО и их взаимодействия с другими видами вооруженных сил в кампаниях и стратегических операциях.


Информация о работе Из опыта применения войск ПВО страны в Великой Отечественной войне