Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 16:13, реферат
Великая Отечественная война явилась трудным испытанием для Войск противовоздушной обороны страны. Вместе с тем она была одним из важнейших этапов в развитии их оперативного искусства и тактики. Основные тенденции в этом процессе определялись требованиями боевого опыта, ростом численности Войск ПВО страны и дальнейшим совершенствованием вооружения и техники ПВО. Приведенный выше материал позволяет сделать некоторые выводы по оперативно-стратегическому применению Войск противовоздушной обороны страны в Великой Отечественной войне, а также показать его значение для разработки коренных вопросов теории и дальнейшего совершенствования ПВО в послевоенный период.
Фронты противовоздушной обороны в соответствии с их назначением располагали органами, обеспечивающими их командованию управление подчиненными соединениями и объединениями. Полевое управление фронта ПВО включало: штаб фронта, командный пункт, политическое управление, управление командующих истребительной авиацией и зенитной артиллерией, отделы начальников служб (ВНОС, зенитных прожекторов, аэростатов заграждения, связи и др.). Основными отделами штаба фронта являлись оперативный и отдел по обобщению опыта войны.
Главная задача Войск противовоздушной обороны страны состояла в том, чтобы надежно прикрыть объекты глубокого тыла и коммуникации действующей армии. С развертыванием стратегического наступления Советской Армии возникла также необходимость своевременно наращивать систему ПВО на театре военных действий вслед за наступающими войсками. Основная роль в выполнении этих задач принадлежала фронтам ПВО как оперативно-стратегическим объединениям, осуществлявшим прикрытие важнейших районов и стратегических направлений на всю глубину действий воздушного противника. При этом наиболее важными функциями командования и штабов фронтов ПВО являлись: организация и оперативное планирование обороны объектов в своих границах, обеспечение высокой боеготовности подчиненных войск, осуществление оперативного маневра войсками, поддержание тесного взаимодействия с объединениями других видов вооруженных сил, проведение мероприятий по оперативной маскировке, обобщение боевого опыта и совершенствование методов применения сил и средств ПВО с учетом практики.
В годы Великой Отечественной войны перечень важнейших объектов, подлежащих прикрытию в границах фронтов ПВО, и основная группировка сил и средств ПВО для их защиты определялись Ставкой ВГК и Генеральным штабом. Однако и в условиях такой жесткой централизации командование фронтов ПВО вносило важный вклад в решение этих вопросов. Постоянно изучая объекты и характер действий по ним авиации противника, командование и штабы фронтов ПВО своевременно докладывали Генеральному штабу и Ставке свои предложения по совершенствованию системы ПВО на театре военных действий.
Особенно важна была роль командования фронтов ПВО в организации противовоздушной обороны объектов и наращивания системы ПВО на театре военных действий в период стратегических наступательных операций. Будучи заблаговременно ориентированным об общем замысле Ставки, командование фронтов разрабатывало перспективные планы организации прикрытия объектов на освобождаемой территории, согласовывало эти планы со штабами других видов вооруженных сил и скрытно осуществляло необходимые мероприятия. Наличие таких планов позволяло заранее поставить боевые задачи подчиненным соединениям ПВО, тщательно подготовить нужный маневр силами и средствами, а также своевременно подтянуть резервы из глубины в прифронтовую зону на направлениях наиболее активных действий Советской Армии.
Перспективное планирование организаций системы ПВО на театре военных действий в ходе стратегического наступления впервые было осуществлено в летне-осенней кампании 1943 г., когда по заблаговременно разработанному командованием Западного фронта ПВО плану для прикрытия объектов на освобождаемой территории только в течение ноября 1943 г. было переброшено из глубины страны свыше 190 частей и соединений ПВО{250}.
Еще до перехода советских войск в наступление на юге летом 1943 г. наше командование провело ряд мероприятий по созданию резерва средств ПВО для организации противовоздушной обороны объектов Донбасского и Днепропетровского промышленных районов. С этой целью части ПВО начали заблаговременно перебрасываться на юг из тыловых районов СССР. Одновременно было начато формирование новых частей в Ростовском районе ПВО. Все эти мероприятия позволили организовать оборону основных объектов Донбасса и Днепропетровска в короткие сроки после их освобождения.
С переходом в наступление войск Южного фронта, вместе с которыми были сняты и войсковые средства ПВО, задача по прикрытию объектов прифронтовой полосы [239] в основном была возложена на войска Ростовского корпусного района ПВО. К этому времени в состав данного района ПВО вошло несколько вновь сформированных частей, начали прибывать части из других тыловых районов ПВО страны. Всем этим частям по мере их прибытия ставились задачи по организации обороны тех объектов на территории Донбасса, которые имели важное значение для обеспечения наступления войск Южного фронта. К таким объектам в первую очередь относились крупные города, железнодорожные узлы, переправы через реки, разгрузочные станции и базы фронта.
Заблаговременное планирование наращивания
системы ПВО на театре военных
действий в ходе стратегического
наступления особенно широко стало
применяться в кампаниях
Поддержание постоянной готовности частей и соединений ПВО к отражению налетов воздушного противника являлось одним из основных принципов применения Войск ПВО страны на протяжении всей Великой Отечественной войны. Командование и штабы фронтов ПВО систематически контролировали ее состояние в соединениях и частях. Проверка боевой готовности войск проводилась внезапно специальными группами офицеров штабов фронтов, возглавляемыми одним из заместителей командующего или самим командующим войсками фронта ПВО. В необходимых случаях но результатам этих проверок издавались приказы, в которых отмечались положительные стороны, а также недостатки в боевой готовности войск и пути их устранения.
Как уже отмечалось, одной из важных функций командования и штабов фронтов противовоздушной обороны являлись организация и осуществление оперативного маневрирования силами и средствами. Эта проблема приобрела особую остроту с переходом Советской Армии в стратегическое наступление, когда перед Войсками ПВО страны встала сложная задача организации прикрытия крупных центров, промышленных районов, коммуникаций действующей армии и других объектов на освобождаемой территории, или, иначе говоря, — наращивания системы ПВО на театре военных действий в ходе наступательных операций. На первых порах эта задача решалась главным образом за счет использования свободных резервов ПВО, заранее выдвигаемых в прифронтовую зону на участки наиболее активных действий фронтов Сухопутных войск. Однако по мере увеличения размаха стратегического наступления Советской Армии таких резервов становилось явно недостаточно. Тогда наше командование стало широко применять перегруппировки и непрерывное маневрирование силами и средствами ПВО.
Маневр силами Войск ПВО страны организовывался и проводился в соответствии с планами стратегических наступательных операций Советской Армии. Так, например, подготавливая проведение крупных наступательных операций летом 1944 г. на центральном участке фронта, Ставка Верховного Главнокомандования еще весной этого года дала указание Западному фронту ПВО о сосредоточении значительных сил и средств ПВО страны, предназначенных для развертывания системы ПВО на территории Белоруссии и Литвы после их освобождения.
Проведение маневра силами Войск ПВО страны было весьма сложной задачей. Прежде всего требовалось изыскивать необходимые силы и средства, которые можно было бы использовать незамедлительно для организации обороны новых районов без существенного ослабления защиты ранее прикрываемых объектов. А когда такие средства находились, то возникала транспортная проблема, связанная с переброской частей в намеченные пункты их развертывания. Она была не менее сложной, так как в войсках имелся большой некомплект автомобилей и тягачей, а железные дороги до предела были перегружены оперативными перевозками для действующей армии.
Одной из причин, серьезно затруднявшей оперативное маневрирование Войсками ПВО страны, было отсутствие в распоряжении командования фронтов ПВО необходимого резерва сил и средств, а также жесткая централизация в осуществлении перегруппировок частей ПВО. Командующие фронтов ПВО в качестве резерва могли иметь только отдельные подразделения (зенитные бронепоезда, отдельные зенитные батареи). В то же время они не имели права снимать части с прикрытия объектов, не получив на это предварительной санкции Генерального штаба, даже тогда, когда такая мера диктовалась обстановкой.
В течение всей Великой Отечественной войны Военные советы фронтов ПВО неоднократно поднимали перед Ставкой вопрос о фронтовых резервах и расширении их прав в принятии решений на перегруппировку сил. Так, например, Военный совет Южного фронта ПВО в своем докладе от 22 мая 1944 г. Главному маршалу артиллерии Н. Н. Воронову писал следующее: «Южному фронту ПВО непрерывно поступают заявки на выделение средств ПВО для прикрытия объектов тыла Украинских фронтов. А резервных средств в нашем распоряжении нет. Снятие частей или подразделений с обороны объектов, утративших значение или расположенных в глубоком тылу, до настоящего времени производится только с Вашего разрешения в каждом отдельном случае. Такая полная централизация в использовании средств ПВО при отсутствии свободных резервов не позволяет своевременно обеспечивать прикрытие важных объектов, а также совсем исключает маневрирование силами в целях усиления ПВО некоторых объектов, подвергающихся систематическому воздействию авиации противника...»{252}. Подобные доклады представлялись и командующими войсками других фронтов ПВО.
На протяжении всей Великой Отечественной войны Войска ПВО страны выполняли свои задачи в тесном [242] взаимодействии со средствами ПВО других видов вооруженных сил (Сухопутных войск, ВВС, ВМФ). Это обстоятельство требовало от командования фронтов противовоздушной обороны постоянного внимания к организации взаимодействия подчиненных им соединений ПВО с соседями. Характер и особенности такого взаимодействия зависели от условий оперативно-стратегической обстановки, складывавшейся в ходе военных действий.
Отличительной особенностью оперативно-стратегического применения Войск ПВО страны в ходе оборонительных кампаний первого периода войны было то, что им часто приходилось оборонять крупные центры и важные районы Советского Союза в исключительно сложных условиях, когда они становились прифронтовыми объектами (Киев, Ленинград, Москва, Сталинград и др.). В подобной обстановке возникал ряд сложных проблем взаимодействия сил и средств ПВО различной принадлежности, которым необходимо было выполнять задачи при совместных действиях в одном районе.
В этих условиях командование взаимодействующих объединений (соединений) особое внимание уделяло взаимному оповещению и взаимной информации о воздушной обстановке, распределению объектов прикрытия, определению порядка управления взаимодействующими силами и средствами при действиях в одной зоне.
По-иному обстояло дело в кампаниях второго и третьего периодов Великой Отечественной войны. В условиях развернувшегося стратегического наступления Советской Армии одной из основных задач Войск ПВО страны являлись организация обороны новых объектов и наращивание системы ПВО на территории, освобождаемой от противника в ходе наступления.
С началом наступления, обычно уже на третий-четвертый день операции, между системами ПВО фронтов и ПВО страны начинал возникать разрыв, который с продвижением наступавших войск увеличивался. Прикрытие важных объектов в образовавшемся разрыве осуществлялось за счет наращивания системы ПВО страны. Здесь при организации взаимодействия особую важность приобретали порядок переноса границ ответственности, перемещение частей службы ВНОС, перебазирование истребительной авиации, перемещение зенитной артиллерии.
Опыт организации взаимодействия между средствами ПВО различных видов вооруженных сил явился важным вкладом в развитие советского оперативного искусства. Уже в первые месяцы Великой Отечественной войны выявилась необходимость четкого взаимодействия не только в тактическом, но и в оперативном масштабе.
При организации обороны наиболее важных районов командование и штабы фронтов ПВО много внимания уделяли маскировке прикрываемых пунктов и объектов. С целью скрыть от авиации противника отдельные важные объекты и рельефно выделявшиеся ориентиры на подступах к ним объекты тщательно маскировались, а в ряде случаев применялось их задымление. Широко осуществлялись также светомаскировки городов и населенных пунктов, создание ночных ложных объектов и другие всевозможные способы дезориентирования врага. Все эти мероприятия давали наибольший эффект тогда, когда проводились по единому плану и не шаблонно.
В конце июня — начале июля 1944 г.
немецко-фашистская авиация произвела
несколько массированных
Для дальнейшего совершенствования системы ПВО и способов действий Войск ПВО страны важное значение имело своевременное обобщение боевого опыта, накапливаемого войсками в ходе войны. Командование фронтов ПВО оперативно анализировало этот опыт и принимало меры по его распространению.
После каждого налета противника командиры и штабы соединений (частей) изучали способы и практические приемы боевых действий вражеской бомбардировочной и разведывательной авиации, а также своих войск. Все эти данные и выводы по ним сосредоточивались в штабах фронтов ПВО и после широкого обобщения становились достоянием подчиненных войск, а также представлялись в Центральный штаб ПВО страны.
Информация о работе Из опыта применения войск ПВО страны в Великой Отечественной войне