Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского дома средствами изобразительной деятельности с элементами арт-терапи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 19:47, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: изучить влияние изобразительной деятельности на процесс адаптации детей к детскому дому.
Объект исследования: адаптация детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: адаптация детей младшего дошкольного возраста к детскому дому средствами изобразительной деятельности.
Гипотеза исследования: изобразительная деятельность в сочетании с методами и приемами арт-терапии

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогическая характеристика адаптации детей к дет-скому дому 6
1.1. Понятия «социально-психологическая адаптация» и “эмоция” в психологии 6
1.2. Адаптация детей к условиям детского дома и особенности их эмоциональной сферы 17
1.3. Изобразительная деятельность с детьми младшей дошкольной группы 26
Выводы по первой главе 32
Глава 2. Исследование влияния изобразительной деятельности на процесс адаптации детей к детскому дому 33
2.1 Организация и методики исследования 33
2.2. Практическая работа по художественной деятельности в процессе адаптации детей к детскому дому 41
2.3. Исследование эмоционального состояния детей после эксперимента 46
Выводы по второй главе 52
Заключение 53
Библиографический список 55

Файлы: 1 файл

DIPLOM_NA_RASPEChATKU.doc

— 594.50 Кб (Скачать файл)



__________________________

 

 

 

 

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

 

Адаптация детей младшего дошкольного возраста

к условиям детского дома средствами изобразительной 

деятельности с  элементами арт-терапии

 

 

 

Допущен к защите:                                              Научный руководитель:

зав. кафедрой педагогики и                                  зав. кафедрой педагогики и

педагогической психологии                                 педагогической психологии

_________     __________________________________    _____________

 

 

 

 

(на “хорошо”)

 

 

Ижевск- 2013

Содержание

 

 

 

Библиографический список 

 

 

Введение

 

Актуальность исследования.

Социально-экономическая  ситуация в стране за последние пятнадцать лет привела к значительному росту количества детей-сирот. Резкое снижение жизненного уровня для многих семей становится причиной асоциальной жизни. При этом больше всего страдает самый незащищенный слой общества - дети. Для того, чтобы обеспечить ребенку безопасность и достойный уровень жизни, государство определяет его в специально созданные учреждения - детские дома. В настоящее время постоянно растет количество детей, воспитывающихся в семьях, которые не предоставляют условий для нормального развития ребенка. Частым явлением стал отказ матерей забирать своих детей из родильного дома, вследствие чего они попадают в дома ребенка, а затем в детский дом.

Дети часто тяжело привыкают к детскому дому, они попадают в новую среду, к незнакомым людям. Часто адаптация сопровождается нервными и эмоциональными расстройствами. Изобразительное творчество является одним из любимейших занятий детей. У ребенка возникает вполне естественное желание передать в рисунках свои впечатления от увиденного и пережитого. Он берет в руки карандаши, краски, кисти, бумагу, и начинается процесс творчества. С его помощью ребенок может преодолеть свой страх перед незнакомым местом, людьми, вследствие чего процесс адаптации пройдет легче.

Проблемы детей, находящихся  в детских домах, исследовались такими учеными, как И.Ф. Дементьева, И.А. Залысина,  М.И. Лисина, А.А. Лиханов, Э.А. Минковоа, В.С. Мухина, Л.Я. Олиференко, А.М. Прихожан, Е.М. Рыбнинский, Л.К. Сидоровоа, Г.В. Семья, Е.О. Смирновоа, Н.Н. Толстых, А.Ш. Шахманова, Т.И. Шульга и др.

Цель исследования: изучить влияние изобразительной деятельности на процесс адаптации детей к детскому дому.

Объект исследования: адаптация детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: адаптация детей младшего дошкольного возраста к детскому дому средствами изобразительной деятельности.

Гипотеза исследования: изобразительная деятельность в сочетании с методами и приемами арт-терапии обеспечивает  положительное эмоциональное состояние ребенка в период адаптации к детскому дому.

Задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать состояние проблемы адаптации дошкольников к детскому дому и их эмоциональных состояний в этот период в психолого-педагогических исследованиях.

2. Провести диагностику  уровня адаптации детей дошкольного  возраста к детскому дому. 

3. Выявить эмоциональное  состояние детей в период прохождения  адаптации.

4. Разработать и реализовать программу, направленную на успешную адаптацию детей дошкольного возраста к детскому дому, и проверить ее эффективность.

Теоретическая основа исследования:

- исследования по адаптации  детей младшего дошкольного возраста  к условиям детского дома (В.Н.  Белкина, Н.Д. Вавилова, В.Н. Гуров,  Е.В. Жердева, О.Г. Заводчикова,  Н.В. Кирюхина, К.Л. Печора, Теплюк  С., Р.В. Тонкова-Ямпольская);

  • исследования в области диагностики адаптации детей младшего дошкольного возраста (Н.М. Аксарина, К.Д. Губерт, Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора).

Методы исследования:

- теоретические: анализ и обобщение  психолого-педагогических исследований;

- эмпирические: наблюдение и эксперимент.

Практическая значимость исследования: разработка программы по изодеятельности с элементами арт-терапии для воспитателей детских домов для более успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста. Данные материалы могут быть использованы также при адаптации детей из обычных семей к условиям детского сада.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы, содержащего 80 источников и приложений.

 

 

Глава 1. Психолого-педагогическая характеристика адаптации детей к      детскому дому

1.1. Понятия «социально-психологическая адаптация» и “эмоция” в психологии

 

Социально-психологическая  адаптация рассматривается в  научной литературе как взаимодействие личности и социальной среды, которое  приводит к правильному соотношению целей и ценностей личности и группы [9].

Необходимость в социально-психологической  адаптации обычно возникает при  изменении привычных социальных условий или при изменении  способа взаимодействия с привычной  средой. Её можно также представить как часть процесса самосознания в общем процессе социализации, когда человек пытается раскрыть и осознать своё отношение к социальным ролям, а также ищет новые социальные связи и отношения [8].

  В научной литературе  наблюдается отсутствие четких разграничений в определениях понятий «социально-психологическая адаптация», «социальная адаптация», «социализация», «психическая адаптация», поскольку “механизм социальной адаптации личности - единый процесс деятельности, общения, самосознания”. Обычно принято выделять два вида адаптации – психофизиологическую и социально-психологическую. Причем социально-психологическая адаптация имеет два уровня [42]:

  1. поведенческий (социальная адаптация);
  2. внутриличностный (психологическая, психическая адаптация).

Современной наукой накоплен богатый эмпирический опыт по диагностике отдельных социально-психологических характеристик личности. В монографии Налчаджяна А.А. «Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы, стратегии)» [42] приведен наиболее полный обзор научной литературы по проблеме социально-психологической адаптации. Рассматриваются различные научные подходы к данному понятию: необихевиористский, интеракционистский, психоаналитический. 

Адаптивный характер модификации  поведения через научение в необихевиористской традиции нашел достойное продолжение в исследованиях представителей других теоретических направлений. В интеракционистской концепции Л. Филипса адаптивное поведение «характеризуется успешным принятием решений, проявлением инициативы и ясным определением собственного будущего» [44]. В настоящее время эту идею активности личности в адаптационном процессе, заключающуюся в творческом преобразовательном характере социальной активности, разделяют практически все исследователи.

В психоаналитической теории наибольшую ценность для психологии адаптации представляет открытие и описание системы защитных механизмов [44].

По мнению Кряжевой И.К., социально-психологическая адаптированность личности заключается в оптимальной  реализации внутренних возможностей, способностей индивида в социально-значимой деятельности, в способности сохранять себя как личность, взаимодействовать с социальным окружением в конкретных условиях среды. Смысл явления адаптации личности заключается в достижении соответствия между субъектом и окружающей средой [34].

При рассмотрении проблемы социально-психологической адаптации  нельзя обойти понятие «социальной  адаптации» и связанную с ней  социализацию личности [37]. Проблема социализации рассматривается достаточно широко как отечественными (Б.Г. Ананьев, В.С. Мерлин, И.С. Кон, Б.Д. Парыгин, Г.М. Андреева, Е.П. Белинская и О.А. Тихомандрицкая), так и зарубежными исследователями (Г. Тард, Т. Парсонс, Т. Шибутани и др.).

С позиции теории научения Т. Шибутани рассматривает социализацию как форму адаптации, как усвоение шаблонов поведения, санкционированный группой: «Социализация – это продолжающийся всю жизнь процесс адаптации к новым условиям» [73].

Каждый процесс преодоления  проблемных ситуаций можно считать  процессом социально-психической адаптации личности, в ходе которого она использует приобретенные на предыдущих этапах своего развития и социализации навыки механизмы поведения или открывает новые способы поведения и решения задач, новые программы и планы внутрипсихических процессов» [42].

Адаптация, по мнению Налчаджана, - это социально-психологический  процесс, который при благоприятном  течении приводит к состоянию  адаптированности. Он же дает следующее  определение социально-психической  адаптированности: «Социально-психическую  адаптированность можно охарактеризовать как такое состояние взаимоотношений личности и группы, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные социогенные потребности, в полной мере идет на встречу тем ролевым  ожиданиям, которые предъявляет к ней эталонная группа, переживает состояния самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей». [42]. Выделяя две разновидности социализации (адаптирующую и дезадаптирующую), автор отмечает, что социализация личности не всегда обеспечивает ее социально-психическую адаптацию.

Составляющие социально-психологической  адаптации

Термин «адаптационные ресурсы», который тождественен понятию  «адаптивность»,    использует в своей монографии Ларионова С.А. [37]. Автор обозначает следующие понятия, характеризующие наличный (достигнутый) уровень адаптации:

    1. «эффективная адаптация» - высокая степень адаптированности;
    2. «неполная адаптация», «неустойчивая адаптация» - снижение степени адаптированности в определенных социальных ситуациях;
    3. «дезадаптация» - нарушение адаптации.

Адаптационные ресурсы не всегда характеризуют реальную степень адаптированности. Так, ограниченные адаптационные ресурсы могут не препятствовать социально-психологической адаптации акцентуированной личности в случае нахождения ею оптимальной «социальной ниши». Однако в новых, непривычных условиях степень социально-психологической адаптированности такой личности снизится (вплоть до дезадаптации) в связи с недостаточностью адаптационных ресурсов. В то же время у личности с достаточно высокими адаптационными ресурсами может возникнуть состояние дезадаптации в экстремальных условиях вследствие истощения адаптационных механизмов [37].  Вообще Ларионова С.А. предлагает  рассматривать структуру системы социально-психологической адаптации через составляющие структуры личности.

Ядром системы социально-психологической  адаптации, обеспечивающим взаимодействие всех элементов системы между  собой, а так же взаимоотношения  системы с социальной средой, является центральный элемент системы – ценностные ориентации, направленность личности. .

Третьим элементом системы  являются – коммуникативные свойства личности, которые свидетельствуют  об эффективности адаптации и  являются одновременно главным средством (инструментом) адаптационного процесса. В коммуникативном процессе формируются и проявляются индивидуально-личностные особенности, которые в свою очередь, как четвертый элемент системы обуславливают адаптационные ресурсы личности и определяют эффективность адаптации в конкретной социальной среде [37].

Адаптационные свойства интеллекта – пятый элемент системы, являющийся регуляционным уровнем адаптационного процесса определяют степень осознанности поведения и позволяют корректировать его с точки зрения большей целесообразности в меняющихся социальных условиях. Адаптационные свойства интеллекта как формы организации ментального опыта представлены индивидуальным своеобразием репрезентационных способностей в виде стилевых характеристик интеллекта (когнитивных, интеллектуальных и эпистемологических стилей), они так же оказывают непрерывное воздействие на остальные элементы системы и, как другие элементы, находятся в тесном взаимодействии с ядром системы и Я-концепцией личности. Особенно важна адаптационная роль интеллекта в формировании рефлексии.

Шестой элемент системы  социально-психологической адаптации  – эмоционально-волевой – обеспечивает выбор варианта поведения, характер принятия решения в проблемных ситуациях  и его реализацию. Данный элемент выполняет функцию контроля над работой системы в целом, всех ее элементов.

Эмоциональный аспект этого  элемента системы является субъективным индикатором эффективности социально-психологической  адаптации (не всегда на уровне осознавания) в конкретной социальной среде в виде чувства эмоционального комфорта  в данной среде. Однако субъективное чувство комфорта может отражать объективную эффективность адаптационного процесса лишь в случае относительной сохранности функционирования остальных факторов адаптации, описанных выше, - в особенности когнитивного фактора и Я-концепции.

Волевой аспект представлен  уровнем контроля над аффектом и  влечениями (побуждениями). А соотношение  волевого и эмоционального аспектов определяют планомерность, последовательность, автономность и целенаправленность активности субъекта, его стрессоустойчивость, которая, в свою очередь, отражает уровень саморегуляции личности в условиях, предъявляющих повышенные требования к адаптационным механизмам.

 

Характеристика понятия «эмоция»: виды, структура, факторы, показатели

Психология недавно обратилась к серьезному исследованию проблемы эмоций. В отношении эмоций, пишет Додонов Б.И., существуют самые разные мнения - некоторые утверждают, что эмоции никак не связаны с поведением, но и противоположный подход, согласно которому эмоции составляют первичную мотивационную систему человека [20].

Информация о работе Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского дома средствами изобразительной деятельности с элементами арт-терапи