Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 19:47, дипломная работа
Цель исследования: изучить влияние изобразительной деятельности на процесс адаптации детей к детскому дому.
Объект исследования: адаптация детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: адаптация детей младшего дошкольного возраста к детскому дому средствами изобразительной деятельности.
Гипотеза исследования: изобразительная деятельность в сочетании с методами и приемами арт-терапии
Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогическая характеристика адаптации детей к дет-скому дому 6
1.1. Понятия «социально-психологическая адаптация» и “эмоция” в психологии 6
1.2. Адаптация детей к условиям детского дома и особенности их эмоциональной сферы 17
1.3. Изобразительная деятельность с детьми младшей дошкольной группы 26
Выводы по первой главе 32
Глава 2. Исследование влияния изобразительной деятельности на процесс адаптации детей к детскому дому 33
2.1 Организация и методики исследования 33
2.2. Практическая работа по художественной деятельности в процессе адаптации детей к детскому дому 41
2.3. Исследование эмоционального состояния детей после эксперимента 46
Выводы по второй главе 52
Заключение 53
Библиографический список 55
__________________________
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Адаптация детей младшего дошкольного возраста
к условиям детского дома средствами изобразительной
деятельности с элементами арт-терапии
Допущен к защите:
зав. кафедрой педагогики и
педагогической психологии
_________ ______________________________
(на “хорошо”)
Ижевск- 2013
Содержание
Библиографический список
Актуальность исследования.
Социально-экономическая ситуация в стране за последние пятнадцать лет привела к значительному росту количества детей-сирот. Резкое снижение жизненного уровня для многих семей становится причиной асоциальной жизни. При этом больше всего страдает самый незащищенный слой общества - дети. Для того, чтобы обеспечить ребенку безопасность и достойный уровень жизни, государство определяет его в специально созданные учреждения - детские дома. В настоящее время постоянно растет количество детей, воспитывающихся в семьях, которые не предоставляют условий для нормального развития ребенка. Частым явлением стал отказ матерей забирать своих детей из родильного дома, вследствие чего они попадают в дома ребенка, а затем в детский дом.
Дети часто тяжело привыкают к детскому дому, они попадают в новую среду, к незнакомым людям. Часто адаптация сопровождается нервными и эмоциональными расстройствами. Изобразительное творчество является одним из любимейших занятий детей. У ребенка возникает вполне естественное желание передать в рисунках свои впечатления от увиденного и пережитого. Он берет в руки карандаши, краски, кисти, бумагу, и начинается процесс творчества. С его помощью ребенок может преодолеть свой страх перед незнакомым местом, людьми, вследствие чего процесс адаптации пройдет легче.
Проблемы детей, находящихся в детских домах, исследовались такими учеными, как И.Ф. Дементьева, И.А. Залысина, М.И. Лисина, А.А. Лиханов, Э.А. Минковоа, В.С. Мухина, Л.Я. Олиференко, А.М. Прихожан, Е.М. Рыбнинский, Л.К. Сидоровоа, Г.В. Семья, Е.О. Смирновоа, Н.Н. Толстых, А.Ш. Шахманова, Т.И. Шульга и др.
Цель исследования: изучить влияние изобразительной деятельности на процесс адаптации детей к детскому дому.
Объект исследования: адаптация детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: адаптация детей младшего дошкольного возраста к детскому дому средствами изобразительной деятельности.
Гипотеза исследования: изобразительная деятельность в сочетании с методами и приемами арт-терапии обеспечивает положительное эмоциональное состояние ребенка в период адаптации к детскому дому.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать состояние проблемы адаптации дошкольников к детскому дому и их эмоциональных состояний в этот период в психолого-педагогических исследованиях.
2. Провести диагностику
уровня адаптации детей
3. Выявить эмоциональное
состояние детей в период
4. Разработать и реализовать прог
Теоретическая основа исследования:
- исследования по адаптации
детей младшего дошкольного
Методы исследования:
- теоретические: анализ и
- эмпирические: наблюдение и эксперимент.
Практическая значимость исследования: разработка программы по изодеятельности с элементами арт-терапии для воспитателей детских домов для более успешн
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы, содержащего 80 источников и приложений.
Социально-психологическая адаптация рассматривается в научной литературе как взаимодействие личности и социальной среды, которое приводит к правильному соотношению целей и ценностей личности и группы [9].
Необходимость в социально-психологической адаптации обычно возникает при изменении привычных социальных условий или при изменении способа взаимодействия с привычной средой. Её можно также представить как часть процесса самосознания в общем процессе социализации, когда человек пытается раскрыть и осознать своё отношение к социальным ролям, а также ищет новые социальные связи и отношения [8].
В научной литературе наблюдается отсутствие четких разграничений в определениях понятий «социально-психологическая адаптация», «социальная адаптация», «социализация», «психическая адаптация», поскольку “механизм социальной адаптации личности - единый процесс деятельности, общения, самосознания”. Обычно принято выделять два вида адаптации – психофизиологическую и социально-психологическую. Причем социально-психологическая адаптация имеет два уровня [42]:
Современной наукой накоплен богатый эмпирический опыт по диагностике отдельных социально-психологических характеристик личности. В монографии Налчаджяна А.А. «Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы, стратегии)» [42] приведен наиболее полный обзор научной литературы по проблеме социально-психологической адаптации. Рассматриваются различные научные подходы к данному понятию: необихевиористский, интеракционистский, психоаналитический.
Адаптивный характер модификации поведения через научение в необихевиористской традиции нашел достойное продолжение в исследованиях представителей других теоретических направлений. В интеракционистской концепции Л. Филипса адаптивное поведение «характеризуется успешным принятием решений, проявлением инициативы и ясным определением собственного будущего» [44]. В настоящее время эту идею активности личности в адаптационном процессе, заключающуюся в творческом преобразовательном характере социальной активности, разделяют практически все исследователи.
В психоаналитической теории наибольшую ценность для психологии адаптации представляет открытие и описание системы защитных механизмов [44].
По мнению Кряжевой И.К.,
социально-психологическая
При рассмотрении проблемы
социально-психологической
С позиции теории научения Т. Шибутани рассматривает социализацию как форму адаптации, как усвоение шаблонов поведения, санкционированный группой: «Социализация – это продолжающийся всю жизнь процесс адаптации к новым условиям» [73].
Каждый процесс преодоления
проблемных ситуаций можно считать
процессом социально-
Адаптация, по мнению Налчаджана,
- это социально-психологический
процесс, который при благоприятном
течении приводит к состоянию
адаптированности. Он же дает следующее
определение социально-
Составляющие социально-
Термин «адаптационные ресурсы», который тождественен понятию «адаптивность», использует в своей монографии Ларионова С.А. [37]. Автор обозначает следующие понятия, характеризующие наличный (достигнутый) уровень адаптации:
Адаптационные ресурсы не всегда характеризуют реальную степень адаптированности. Так, ограниченные адаптационные ресурсы могут не препятствовать социально-психологической адаптации акцентуированной личности в случае нахождения ею оптимальной «социальной ниши». Однако в новых, непривычных условиях степень социально-психологической адаптированности такой личности снизится (вплоть до дезадаптации) в связи с недостаточностью адаптационных ресурсов. В то же время у личности с достаточно высокими адаптационными ресурсами может возникнуть состояние дезадаптации в экстремальных условиях вследствие истощения адаптационных механизмов [37]. Вообще Ларионова С.А. предлагает рассматривать структуру системы социально-психологической адаптации через составляющие структуры личности.
Ядром системы социально-
Третьим элементом системы являются – коммуникативные свойства личности, которые свидетельствуют об эффективности адаптации и являются одновременно главным средством (инструментом) адаптационного процесса. В коммуникативном процессе формируются и проявляются индивидуально-личностные особенности, которые в свою очередь, как четвертый элемент системы обуславливают адаптационные ресурсы личности и определяют эффективность адаптации в конкретной социальной среде [37].
Адаптационные свойства интеллекта
– пятый элемент системы, являющийся
регуляционным уровнем
Шестой элемент системы
социально-психологической
Эмоциональный аспект этого
элемента системы является субъективным
индикатором эффективности
Волевой аспект представлен уровнем контроля над аффектом и влечениями (побуждениями). А соотношение волевого и эмоционального аспектов определяют планомерность, последовательность, автономность и целенаправленность активности субъекта, его стрессоустойчивость, которая, в свою очередь, отражает уровень саморегуляции личности в условиях, предъявляющих повышенные требования к адаптационным механизмам.
Характеристика понятия «эмоция
Психология недавно обратилась к серьезному исследованию проблемы эмоций. В отношении эмоций, пишет Додонов Б.И., существуют самые разные мнения - некоторые утверждают, что эмоции никак не связаны с поведением, но и противоположный подход, согласно которому эмоции составляют первичную мотивационную систему человека [20].