Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2015 в 16:10, дипломная работа
Цель исследования: обосновать теоретически и проверить на практике эффективность изучения современного танца в гармонизации развития личности младшего подростка.
Задачи исследования:
Дать определение и раскрыть содержание процесса «гармоничного развития личности».
2. Изучить особенности развития личности в младшем подростковом возрасте.
3. Охарактеризовать современный танец и его возможности в гармонизации развития личности младшего подростка.
Введение …………...…...4
Глава I. Проблема гармонизации развития личности в психолого-педагогической литературе.
Определение и содержание процесса «гармоничного развития личности»….7
Особенности развития личности в младшем подростковом возрасте………..18
Глава II. Гармонизация личностного развития младшего подростка в процессе освоения современного танца.
2.1. Характеристика современного танца и его возможностей в гармонизации личностного развития младшего подростка……………..…………......................31
2.2. Практика гармонизации развития личности младшего подростка в процессе постановки современного танца в детском хореографическом коллективе «Элегия» ……………..………….............................................................................42
Заключение.. …………53
Библиографический список …………55
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ХАКАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. Н.Ф. КАТАНОВА»
ИНСТИТУТ ИСКУССТВ
Кафедра народного художественного творчества
Специальность 071301.65 - Народное художественное творчество
ИЗУЧЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО ТАНЦА
КАК СРЕДСТВО ГАРМОНИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ
МЛАДШЕГО ПОДРОСТКА
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА | ||
Студентка IV курса, гр. 402-Н ЗФО Немыкина Олеся Юрьевна | ||
Научный руководитель кандидат педагогических наук, доцент кафедры МиМО Курбонова Галина Николаевна |
Абакан, 2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение …………...…...4
Глава I. Проблема гармонизации развития личности в психолого-педагогической литературе.
Глава II. Гармонизация личностного развития младшего подростка в процессе освоения современного танца.
2.1. Характеристика
современного танца и его возможностей
в гармонизации личностного развития
младшего подростка……………..…………..........
2.2. Практика гармонизации
развития личности младшего подростка
в процессе постановки современного танца
в детском хореографическом коллективе
«Элегия» ……………..…………...................
Заключение.. …………53
Библиографический список …………55
Приложения……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Находясь на стыке тысячелетий в условиях интенсивных и глобальных перемен, человечество ищет пути выхода из кризисных и конфликтных ситуаций. На первый план выступают вопросы быстрой и гибкой адаптации к быстро меняющимся условиям. Интенсивность и глубина происходящих в обществе перемен отражается на эмоциональной сфере каждого человека. Поэтому сейчас как никогда человеку любого возраста и профессии необходимы знания об общении и эмоциях, овладение навыками, а также приобретение опыта их гармонизации. Из поколения в поколение человечество искало и предлагало множество путей гармоничного развития будущей личности. И в наше время используются различные способы и приемы для достижения данной цели.
Одним из самых «трудных» периодов становления личности, является младший подростковый возраст, в котором возрастает критическое отношение к миру, в том числе пристальное внимание к своему внутреннему миру. У подростка возникают конфликты не только внешние, но и внутренние. Потому учителям и родителям важно способствовать всеми имеющимися средствами гармонизации процесса его личностного развития.
Одним из самых эффективных методов гармонизации развития личности младшего подростка является изучение современного танца. В связи с этим интересной и перспективной является работа по гармонизации состояний, отношений и процесса общения через танец, поскольку именно танец является интегратором всех сторон личности. Именно в двадцатом веке танец стал современным искусством, приобрел новый смысл и новую роль. Разумеется, у него сохранились все остальные возможности. Это по-прежнему зрелище, приятное времяпрепровождение, социальный ритуал и т. д., но как современное искусство, актуальное художественное высказывание он оформился недавно. Существуют и другие линии развития танца. Он становится спортом (спортивные и бальные танцы), он становится частью терапии (танцтерапия), основой социальной (молодежной) самоидентификации (хип-хоп и т. д.), но к современному искусству они не относятся. Всё это делает тему исследования актуальной. В данной работе мы ставим вопрос: какими возможностями обладает современный танец в гармонизации процесса развития личности младшего подростка?
Объект исследования - процесс развития личности младшего подростка.
Предмет исследования - гармонизация развития личности младшего подростка в процессе изучения современного танца.
Цель исследования: обосновать теоретически и проверить на практике эффективность изучения современного танца в гармонизации развития личности младшего подростка.
Задачи исследования:
2. Изучить особенности развития личности в младшем подростковом возрасте.
3. Охарактеризовать современный танец и его возможности в гармонизации развития личности младшего подростка.
4. Описать практику гармонизации развития личности младшего подростка в процессе постановки современного танца в детских коллективах.
Методологической основой исследования явились философские и научные работы А. Н. Леонтьева, Е. Е. Соколовой, Плотина, Л. С. Выготского, которые легли в основу раскрытия таких понятий как гармония, гармоничное развитие личности; работы М. С. Боголюбской, Б. Г. Ананьева, Л. И. Анцыферовой, Л. И. Божович, характеризующие личность младшего подростка; работы таких авторов как М. А. Бебик, В. Л. Круткина, В. В. Козлова, Т. А. Шкурко, ссылаясь на которые нами рассмотрена структура современного танца и его возможности в гармонизации развития личности младшего подростка. Также в работе были использованы труды зарубежных авторов: В. Гленн, К. Рудестам, А. Старк, К. Хендрикс. Теоретические и методические положения диссертации С. Н. Куракиной «Феномен танца», благодаря которой нам удалось организовать процесс гармонизации развития личности младшего подростка в ходе постановки современного танца в детском хореографическом коллективе.
Методы исследования: анализ научно-теоретических источников, педагогические наблюдения, анализ и описание творческой работы хореографического коллектива «Элегия».
Практическая значимость исследования заключается в обобщении полученной информации, в возможности эффективного использования материалов исследования в практике работы педагогов-хореографов дополнительного образования, учителей.
Дипломная работа состоит из двух глав, введения, заключения, библиографического списка.
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ГАРМОНИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА «ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ»
Прежде чем раскрыть содержание понятия «личность» обратимся к понятию «индивид». Согласно А. Н. Леонтьеву, об индивиде говорят, когда рассматривают человека как представителя hominis sapientis. В понятии выражаются по крайней мере два основных признака:
- неделимость, или целостность субъекта;
- наличие у него особенных - индивидуальных - свойств, отличающих его от других представителей того же вида. Человек (и животное) рождается индивидом. Он имеет свой генотип. Индивидуальные генотипические свойства в ходе жизни развиваются и преобразуются, становятся фенотипическими. Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфофизиологическими особенностями, но и психологическими свойствами - способностями, темпераментом, эмоциональностью.
В отечественной психологии выделяют самые общие характеристики индивида:
- целостность психофизиологической организации; этот признак указывает на системность связей между многообразными функциями и механизмами, реализующими жизненные отношения индивида;
- устойчивость во взаимодействии с внешним миром; определяет собой сохранность основных отношений индивида к действительности, предполагая, однако, существование моментов пластичности, гибкости, вариативности;
- активность - обеспечивая способность индивида к самоизменению, диалектически сочетает зависимость от ситуации с преодолением ее непосредственных воздействий. Личность является базовой категорией и предметом изучения психологии личности. Личность - это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус.
- социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических черт и особенностей человека, его архетип, определяющие повседневное поведение и связь с обществом и природой. Также личность наблюдается как проявления «поведенческих масок», выработанных для разных ситуаций и социальных групп взаимодействия [18, с. 36].
В дальнейшем индивид развивается и формируется личность. По мнению А. Н. Леонтьева, личность - это феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием. Структура личности - целостное системное образование, совокупность социально значимых психических свойств, отношений и действий индивида, сложившихся в процессе онтогенеза и определяющих его поведение как поведение сознательного субъекта деятельности и общения. Также он считает, что личность - саморегулируемая динамическая функциональная система непрерывно взаимодействующих между собой свойств, отношений и действий, складывающихся в процессе онтогенеза человека. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других. В широком, традиционном смысле личность - это индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. В структуру личности входят и все психологические характеристики человека, и все морфофизиологические особенности его организма - вплоть до особенностей обмена веществ. Популярность и стойкость такого расширенного понимания в литературе, видимо, объясняется его сходством с обыденным значением этого слова. В узком смысле - определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формируемое в деятельности совместной и общении.
Согласно А. Н. Леонтьеву, «Личность - качественно новое образование. Она формируется благодаря жизни в обществе» [1, с. 23]. Поэтому личностью может быть только человек, и то лишь достигнув определенного возраста. В ходе деятельности человек вступает в отношения c другими людьми - в отношения общественные, и эти отношения становятся личностно образующими.
Со стороны самого человека его формирование и жизнь как личности выступают, прежде всего, как развитие, трансформация, подчинение и переподчинение его мотивов. Это представление достаточно сложно и требует пояснений. Оно не совпадает с традиционной трактовкой - в широком смысле. Суженное понятие позволяет вычленить очень важный аспект человеческого бытия, связанный с общественным характером его жизни. Человек как общественное существо обретает новые качества, кои отсутствуют, если его рассматривать как существо изолированное, несоциальное. И каждая личность с определенного времени начинает вносить определенный вклад в жизнь общества и отдельных людей. Вот почему рядом с понятиями личности и личностного появляется понятие общественно значимого. Хотя это значимое может быть и общественно неприемлемым: преступление - столь же личностный акт, как и подвиг. Для психологической конкретизации понятия личности нужно ответить хотя бы на вопросы о том, в чем состоит новообразование, называемое личностью, как происходит формирование личности, как представляется с позиции самого субъекта рост и функционирование его личности. Е. Е. Соколова определяет следующие критерии сформировавшейся личности:
- наличие в мотивах иерархии в определенном смысле - как способности преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого - способности к поведению опосредованному. При этом предполагается, что мотивы, благодаря коим преодолеваются непосредственные побуждения, социальны по происхождению и смыслу (просто опосредованное поведение может иметь в основе и стихийно сложившуюся иерархию мотивов, и даже «стихийную нравственность»: субъект может не отдавать себе отчета в том, что именно заставляет его поступать определенным образом» однако действовать вполне нравственно);
- способность к сознательному
руководству собственным поведением;
это руководство ведется на основе осознанных
мотивов-целей и принципов (в отличие от
первого критерия, здесь
предполагается именно сознательное соподчинение мотивов - сознательное
опосредование поведения, что предполагает
наличие самосознания как особой инстанции
личности). В дидактическом плане все свойства,
отношения и действия личности можно условно объединить
в четыре тесно связанные функциональные
подструктуры, каждая из коих -
сложное образование, выполняющее определенную
роль в жизнедеятельности:
- система регуляции;
- система стимуляции;
- система стабилизации;
- система индикации [17, с. 79].
В ходе общественного развития человека системы регуляции и стимуляции постоянно взаимодействуют, и на их основе возникают все более сложные психические свойства, отношения и действия, направляющие личность на решение жизненных задач. Единство личности на всем жизненном пути обеспечивается памятью-преемственностью целей, поступков, отношений, притязаний, убеждений, идеалов и пр. Западная психология рассматривает личность как «целиком психическое существо». В психологии хормической и в психоанализе личность трактовалась как ансамбль иррациональных бессознательных влечений. Весьма продуктивные в плане конкретных методических решений концепции К. Левина, А. Маслоу, Г. Олпорта, К. Роджерса также обнаруживают определенную ограниченность. Но в области психотерапии личности, тренинга общения и прочего успехи западной эмпирической психологии весьма заметны. В отечественной психологии личность рассматривается в единстве (но не тождестве) и чувственной сущности ее носителя - индивида и условий среды социальной. Природные свойства и особенности индивида выступают в личности как ее социально обусловленные элементы. Личность - опосредующее звено, через которое внешнее воздействие связано со своим эффектом в психике индивида.
В отечественной психологии личность характеризуется: